римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э.*
Монетный двор: Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?)
вес: 7.88 г
ось: 6 ч.
АВЕРС:AVGVSTVS — обна­жен­ная голо­ва Авгу­ста вле­во.
РЕВЕРС: OB / CIVIS / SERVATOS — в три линии внут­ри дубо­во­го вен­ка с меда­льо­ном ввер­ху. Линей­ная кай­ма.
Ссылки: RIC I Augustus 29b (R4)
CBN 1279
Calicó 250
Сохранность: about EF
* Дата чеканки: 19—18 гг. до н. э., Испания, неопределенный монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (RIC); 18—17 гг. до н. э., испанский монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (BMC).
Описание аверса и реверса приводится по BMC.
Classical Numismatic Group — Triton XI, Lot 723 (8 Jan 2008).
Estimate: $10000. Price realized (include buyer’s fees): $25300.
Источник: http://www.cngcoins.com
RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):

с.25 (ii)—(iii) «Неиз­вест­ные испан­ские монет­ные дво­ры 1 и 2»1 (№№ 26—153)

Две серии золотых и сереб­ря­ных монет, пер­вая из кото­рых усту­па­ет вто­рой в объ­ё­ме и доволь­но замет­но отли­ча­ет­ся от неё порт­ре­та­ми, вызва­ли нема­ло труд­но­стей и пута­ни­цы; Мэт­тингли2, сле­дуя за Лаф­фран­ки3, отнёс их к монет­ным дво­рам испан­ских про­вин­ций на том осно­ва­нии, что на мед­ных моне­тах мно­гих испан­ских горо­дов в эпо­ху Авгу­ста наблюда­ет­ся та же мане­ра испол­не­ния порт­ре­тов4, и пред­по­ло­жил, что эти монет­ные дво­ры нахо­ди­лись в Цеза­рь­ав­гу­сте (Сара­гос­са) в Тарра­кон­ской Испа­нии и Коло­нии Пат­ри­ции (совре­мен­ная Кор­до­ва) в Бети­ке5. Без новых свиде­тельств труд­но опро­верг­нуть аргу­мен­та­цию Мэт­тингли; но пред­при­ни­ма­лись попыт­ки осла­бить его аргу­мен­та­цию ввиду обна­ру­же­ния в Немау­зе (Ним) штем­пе­ля авер­са, кото­рым были отче­ка­не­ны ауреи (по-види­мо­му, под­лин­ные), отне­сён­ные Мэт­тингли к «Коло­нии Пат­ри­ция»6, с.26 и при­пи­сать часть «испан­ских» дена­ри­ев Немау­зу, в основ­ном исхо­дя из сти­ли­сти­че­ских сооб­ра­же­ний7. Обсто­я­тель­ства обна­ру­же­ния штем­пе­ля без повреж­де­ний и потёр­то­стей в ним­ском фон­тане поз­во­ля­ют нам не согла­сить­ся с тем, что он пред­став­ля­ет немауз­ский монет­ный двор по чекан­ке золота и сереб­ра и пред­ло­жить иное объ­яс­не­ние8; и, хотя сле­ду­ет при­знать, что пол­ное иссле­до­ва­ние «испан­ско­го» золота и сереб­ра ещё не про­во­ди­лось, да и оно вряд ли поз­во­лит уста­но­вить терри­то­рию обра­ще­ния этих золотых и сереб­ря­ных монет (ибо они ходи­ли повсюду), всё же мож­но отме­тить, что (а) Испа­ния в целом уже дав­но была урба­ни­зи­ро­ва­на и вклю­че­на в сеть тор­го­вых свя­зей; (б) осо­бен­но это отно­сит­ся к Бети­ке; (в) Испа­ния слу­жи­ла важ­ным источ­ни­ком золотых и сереб­ря­ных слит­ков; (г) в Испа­нии (в отли­чие от Гал­лии) в то вре­мя сто­я­ло четы­ре леги­о­на, кото­рым тре­бо­ва­лось пла­тить жало­ва­нье моне­та­ми из дра­го­цен­ных метал­лов. Если учесть так­же боль­шое сход­ство порт­ре­тов, наблюдае­мое меж­ду этим золо­том и сереб­ром, с одной сто­ро­ны, и, с дру­гой сто­ро­ны, обиль­ны­ми выпус­ка­ми город­ской меди, кото­рые нача­ли чека­нить­ся в тот пери­од, когда это золо­то и сереб­ро ста­ло цир­ку­ли­ро­вать в боль­ших коли­че­ствах9, то труд­но отри­цать, по мень­шей мере, прав­до­по­до­бие тео­рии Лаф­фран­ки — Мэт­тингли, вне зави­си­мо­сти от того, где имен­но в Испа­нии рас­по­ла­га­лись сами монет­ные дво­ры.

Про­дол­жи­тель­ность чекан­ки монет­ных дво­ров «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2» невоз­мож­но точ­но опре­де­лить. «Испа­ния 1» — менее про­дук­тив­ный из двух10 — чека­нил типы, кото­рые мож­но отне­сти в основ­ном к 19—18 гг. до н. э.: ука­за­ния на уступ­ки Арме­нии и Пар­фии рас­смат­ри­ва­ют­ся в общем кон­тек­сте, где Август пред­став­лен как спа­си­тель Рима, удо­сто­ен­ный Щита доб­ле­стей (clupeus virtutis) и граж­дан­ско­го вен­ка (corona civica). Монет­ный двор «Испа­ния 2» чека­нил гораздо более актив­но, пожа­луй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чекан­ке тоже изоби­лу­ют ука­за­ния на Арме­нию и Пар­фию, а Август тоже пред­став­лен как спа­си­тель государ­ства, одна­ко дати­ро­ван­ные выпус­ки и пря­мое упо­ми­на­ние о Веко­вых играх (Ludi Saeculares), состо­яв­ших­ся в 17 г. до н. э., свиде­тель­ст­ву­ют о том, что чекан­ка монет­но­го дво­ра «Испа­ния 2» несо­мнен­но про­дол­жа­лась до 17 г. до н. э.

Ауреи и дена­рии, выпу­щен­ные монет­ным дво­ром «Испа­ния 1», име­ют раз­ные типы, за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем. На монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» дело обсто­ит ина­че. В дру­гих отно­ше­ни­ях оба монет­ных дво­ра име­ют мно­го важ­ных сходств: весо­вой диа­па­зон золотых монет состав­ля­ет 7,90—7,75 г, сереб­ря­ных монет — 3,85—3,65 г; наблюда­ет­ся тен­ден­ция (с неко­то­ры­ми откло­не­ни­я­ми) к рас­по­ло­же­нию штем­пе­лей в пози­ции ↑↓. Хотя вре­мен­ной диа­па­зон их чекан­ки может раз­ли­чать­ся, как и их про­дук­ция и выбор типов авер­са и ревер­са, два монет­ных дво­ра явно име­ют мно­го обще­го — чего и сле­ду­ет ожидать, когда два началь­ни­ка монет­ных дво­ра дей­ст­ву­ют при­бли­зи­тель­но одно­вре­мен­но в сосед­них про­вин­ци­ях.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1См. ниже, с. 43 сл.

2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.

3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.

4Конеч­но, невер­но было бы пола­гать, что порт­ре­ты на мед­ных моне­тах повли­я­ли на порт­ре­ты на сереб­ре и золо­те (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэт­тингли спе­ци­аль­но под­чёр­ки­ва­ет, что речь идёт о вли­я­нии более рас­про­стра­нён­но­го сереб­ра и золота на медь, огра­ни­чен­ную мест­ным обра­ще­ни­ем.

5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.

6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.

7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипо­те­зу труд­но под­дер­жать в отсут­ст­вие сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, и она не учи­ты­ва­ет­ся в спис­ках, при­ведён­ных ниже (с. 45 сл.), где все эти моне­ты отне­се­ны к монет­ным дво­рам «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2».

8Sutherland C. H. V. Op. cit. P. 44.

9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.

10Об оцен­ке объ­ё­мов про­из­вод­ства монет­но­го дво­ра «Испа­ния 1» и отсут­ст­вии сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, а так­же о монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.

Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=115146) (2008 г.):

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНЕТНЫХ ДВОРОВ, ЧЕКАНИВШИХ ИСПАНСКИЕ ВЫПУСКИ АВГУСТА.


Опре­де­ле­ние монет­ных дво­ров испан­ских выпус­ков, начи­ная с 20 г. до н. э. и далее, явля­ет­ся труд­ной зада­чей, посколь­ку эта груп­па состав­ля­ет один из самых бога­тых и инте­рес­ных выпус­ков во всей чекан­ке Авгу­ста. И Лаф­фран­ши (Laffranchi), и Мэт­тингли (Mattingly) отме­ти­ли раз­лич­ный стиль порт­ре­тов на испан­ских моне­тах и, соот­вет­ст­вен­но, отнес­ли их к двум монет­ным дво­рам, Коло­нии Цеза­рь­ав­гу­ста и Коло­нии Пат­ри­ция.

Стиль 1: стро­гий порт­рет, пред­став­лен­ный на два­дца­ти выпус­ках меж­ду 19 и 18 гг. до н. э.

Стиль 2: изо­гну­тый и круг­лый порт­рет, пред­став­лен­ный на трид­ца­ти выпус­ках, как пра­ви­ло, на неболь­ших заготов­ках, меж­ду 19 и 16 гг. до н. э.

Стиль 3: более про­стой и малень­кий порт­рет, пред­став­лен­ный на пяти выпус­ках меж­ду 18 и 16 гг. до н. э., в сти­ле ран­них выпус­ков из Эме­ри­ты.



При­до (Prideaux) отме­ча­ет, что золотые и сереб­ря­ные моне­ты име­ли широ­кое хож­де­ние и изо­бра­же­ния на них вполне мог­ли повсе­мест­но вдох­нов­лять мест­ных гра­ве­ров. Далее он отме­ча­ет невоз­мож­ность рас­по­ло­же­ния монет­но­го дво­ра в Цеза­рь­ав­гу­сте, посколь­ку это была доволь­но моло­дая коло­ния (осно­ван­ная меж­ду 19 и 15 гг. до н. э.), и неправ­до­по­доб­ность того, чтобы слож­ный монет­ный двор такой важ­но­сти был рас­по­ло­жен так близ­ко от воен­но­го шта­ба в Тарра­коне. При­до так­же счи­та­ет, что монет­ный двор не мог рас­по­ла­гать­ся в Коло­нии Пат­ри­ция, посколь­ку она нахо­ди­лась в Бети­ке, доволь­но дале­ко от опе­ра­ций на севе­ро-восто­ке, дале­ко от Рима и его основ­но­го пор­та в Испа­нии — Тарра­ко­на. Жиар (Giard) попы­тал­ся доба­вить еще один монет­ный двор в Немау­се, осно­вы­вая свое пред­по­ло­же­ние на штем­пе­ле, най­ден­ном в фон­тане Немау­са. При­до оспа­ри­ва­ет это, спра­ши­вая, зачем во вре­мя отно­си­тель­но­го спо­кой­ст­вия в Испа­нии пере­ме­щать глав­ный Импе­ра­тор­ский монет­ный двор на запа­де два­жды в тече­ние пары лет.

При­до пред­по­ла­га­ет, что сра­зу по при­бы­тии в Испа­нию в 19 г. до н. э. для ока­за­ния помо­щи в поко­ре­нии кан­та­бров Агрип­пе потре­бо­ва­лись день­ги, чтобы пла­тить леги­о­нам и купить зем­лю для осно­ва­ния коло­ний вете­ра­нов, выхо­дя­щих в отстав­ку. Учи­ты­вая боль­шое коли­че­ство монет, выпу­щен­ных в этот пери­од, логич­но пред­по­ло­жить, что Агрип­па исполь­зо­вал бы дей­ст­во­вав­шие монет­ные дво­ры, где име­лись бы работ­ни­ки, обла­даю­щие необ­хо­ди­мым худо­же­ст­вен­ным мастер­ст­вом и тех­ни­че­ски­ми зна­ни­я­ми. Монет­ный двор Эме­ри­ты мог начать выпуск монет неза­мед­ли­тель­но, посколь­ку неза­дол­го до это­го дей­ст­во­вал при лега­те П. Кари­зии. Коло­ния была выгод­но рас­по­ло­же­на для чекан­ки монет для южной и запад­ной частей Испа­нии. При­до пола­га­ет, что моне­ты сти­ля 1 и 3 были выпу­ще­ны в честь Авгу­ста его помощ­ни­ком Агрип­пой на монет­ном дво­ре Эме­ри­ты вско­ре после при­езда в Испа­нию. Моне­ты сти­ля 1 были выгра­ви­ро­ва­ны новым чекан­щи­ком Агрип­пы, а моне­ты сти­ля 3 — гра­ве­ром, работав­шим под руко­вод­ст­вом П. Кари­зия. Место­на­хож­де­ние вто­ро­го монет­но­го дво­ра столь же оче­вид­но. Про­вин­ци­аль­ная штаб-квар­ти­ра в пор­ту Тарра­ко­на была «доро­гой жиз­ни», свя­зы­вав­шей коло­нию с Римом, и эта укреп­лен­ная воен­ная база, без­услов­но, была без­опас­ным местом для рас­по­ло­же­ния монет­но­го дво­ра. Моне­ты сти­ля 2 могут быть отне­се­ны к это­му монет­но­му дво­ру. Мно­гие искус­но выпол­нен­ные монет­ные типы, изо­бра­жаю­щие памят­ни­ки Рима, были впер­вые отче­ка­не­ны здесь. Мно­го монет с оди­на­ко­вы­ми изо­бра­же­ни­я­ми было отче­ка­не­но обо­и­ми монет­ны­ми дво­ра­ми; они раз­ли­ча­ют­ся лишь по сти­лю.

Аргу­мен­ты При­до явля­ют­ся осно­вой для после­дую­щих науч­ных трудов и иссле­до­ва­ний.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА