монетарий 82 г. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 82 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 3.52 г
диаметр: 18 мм
ось: 6 ч.
АВЕРС:Голо­ва Апол­ло­на в лав­ро­вом вен­ке впра­во. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: L. CENSOR. (Lucius Censorinus) — сатир, Мар­сий, идет вле­во и несет бур­дюк на пле­че; пра­вая рука под­ня­та; он обна­жен, не счи­тая котур­нов на ногах; поза­ди него колон­на, увен­чан­ная дра­пи­ро­ван­ной фигу­рой (BMCRR, RSC: Минер­ва (?); Babelon, CRR: дра­пи­ро­ван­ная фигу­ра; RRC: Вик­то­рия)1. Кай­ма из точек.

1 На луч­ших сохра­нив­ших­ся экзем­пля­рах этой моне­ты уга­ды­ва­ют­ся фор­мы ста­туи Апол­ло­на Кифа­реда. Ср. так­же: Апол­лон Кифа­ред. (Прим. ред. сай­та).
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 2657—2659 p. 338 (Pl. XL. 3)
Crawford RRC 363/1d (Pl. XLVII) (штемпелей аверса: ок. 197, реверса: ок. 228)
Sydenham CRR 737 (степень редкости: 2 — Very Common)
Babelon MRR Marcia 24 (1 Fr.)
RSC I Marcia 24 (VF £40)
Sear RCTV (2000) I 281 (VF $88, EF $256)
Online: CRRO
Сохранность: good EF
* Дата чеканки: 82 г. до н. э., Рим (RRC); ок. 83 г. до н. э., Рим (BMCRR); ок. 82—81 гг. до н. э., Рим, монетный двор A (CRR); ок. 82 г. до н. э. (RSC); 82 г. до н. э. (RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC.
From the Dr. Nicholas Lowe Collection;
Ex Numismatica Ars Classica, Auction 15, lot 104 (18.05.1999, цена реализации: 560 CHF).
Roma Numismatics Limited — Auction 18, lot 857 (29.09.2019).
Цена реализации: 380 GBP.
Источник: https://acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, с. 181, к Marcia (1885 г.):

XCVIII. МАРЦИИ

Род Мар­ци­ев был пат­ри­ци­ан­ским. Чле­ны это­го рода гор­ди­лись тем, что сре­ди их пред­ков чис­ли­лись цари Нума Пом­пи­лий и Анк Мар­ций, чьи голо­вы они изо­бра­жа­ли на моне­тах. Ветвь Мар­ци­ев, взяв­ших себе имя Рек­сов, счи­та­ла, что они про­ис­хо­дят от Мамер­ка, сына Нумы1. Корио­лан, герой вой­ны с вольска­ми, так­же явля­ет­ся одним из извест­ных пред­ков это­го рода. Гай Мар­ций Рутил Цен­зо­рин полу­чил кон­суль­ство в 444 г. (310 г. до н. э.). На моне­тах име­ют­ся сле­дую­щие име­на: 1. Квинт Мар­ций Либон; 2. Марк Мар­ций, сын Мар­ка; 3. Квинт Мар­ций Филипп; 4. Луций Мар­ций Филипп; 5. Квинт Мар­ций; 6. Гай Мар­ций Цен­зо­рин; 7. Луций Мар­ций Цен­зо­рин; 8. Мар­ций Филипп.


1Plut. Numa, XXI.

MRR (Babelon), т. II, с. 194—195, к Marcia 24—27 (1885 г.):

7. Луций Мар­ций Цен­зо­рин
Моне­та­рий 670 г. (84 г. до н. э.).

Этот пер­со­наж был монет­ным три­ум­ви­ром с Пуб­ли­ем Кре­пу­си­ем и Гаем Мами­ли­ем Лиме­та­ном1. Дата дена­ри­ев, кото­рые они чека­ни­ли, была опре­де­ле­на путем иссле­до­ва­ния нахо­док, на кото­рых обо­зна­че­ны их име­на; но нам извест­но очень мало о каж­дом из моне­та­ри­ев. Момм­зен2 пола­га­ет, что Луций Цен­зо­рин, веро­ят­но, брат моне­та­рия Гая Мар­ция Цен­зо­ри­на, чьи моне­ты мы толь­ко что рас­смат­ри­ва­ли. Он счи­та­ет его отцом Луция Мар­ция Цен­зо­ри­на, сына Луция, одно­го из самых горя­чих сто­рон­ни­ков Мар­ка Анто­ния, быв­ше­го пре­то­ром в 711 г. (43 г. до н. э.) и кон­су­лом 715 г. (39 г. до н. э.). На дена­рии № 24 сатир Мар­сий напо­ми­на­ет об име­ни «Мар­ций»3; Эккель (Eckhel) пола­га­ет, и не без осно­ва­ний, что это ста­туя Мар­сия, воз­веден­ная на фору­ме4; Мар­сий, сын Либе­ра, был сим­во­лом сво­бо­ды в коло­ни­ях ита­лий­ско­го пра­ва, и его изо­бра­же­ние на моне­тах сим­во­ли­зи­ро­ва­ло с.195 обла­да­ние коло­ни­ей латин­ско­го пра­ва5. Ста­туя сто­я­ла не толь­ко в Риме на фору­ме, как сим­вол Сво­бо­ды, но и в несколь­ких горо­дах Малой Азии и Афри­ки6. Что каса­ет­ся колон­ны, вид­не­ю­щей­ся за ста­ту­ей Мар­сия на дена­рии Луция Цен­зо­ри­на, то Каве­до­ни пред­по­ла­га­ет, что это упо­ми­на­е­мая Фестом ста­туя комедий­но­го акте­ра, воз­двиг­ну­тая на Вул­ка­на­ле7.


1V. Fr. Lenormant. La Monnaie dans l’antiquité, т. III, с. 519.

2Mon. rom., т. II, с. 431, прим. 1.

3Voyez Introduction, т. I, с. XLVIII.

4Eckhel. Doct. num. vet. т., IV, с. 493.

5Servius. Ad Aeneid., 3, 20; Cf., Gazette archéologique, 1878, с. 19.

6H. Jordan. Marsyas auf dem Forum in Rom. in-4, Berlin, 1883.

7Cavedoni. Ripostigli, c. 105; Mommsen. Monn. rom. т. II, c. 431, прим. 3.

MRR (Babelon), т. II, с. 194—195, прим. к Marcia 24 (1885 г.):

Раз­но­вид­но­сти: Мы отме­ти­ли сле­дую­щие сим­во­лы: ветвь, венец, краб, лебедь, лист плю­ща, топор, лира, паль­мо­вая ветвь, трезу­бец. Эти сим­во­лы поме­ще­ны или перед или поза­ди голо­вы. На ревер­се мы отме­ти­ли бук­вы латин­ско­го алфа­ви­та, пря­мые или наклон­ные; так­же там встре­ча­ют­ся циф­ры II и VI.

Суще­ст­ву­ют образ­цы это­го дена­рия вар­вар­ской чекан­ки: изо­бра­же­ние и леген­да там почти неузна­ва­е­мы.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 338, прим. 1 (к №№ 2657—2663) (1910 г.):

Выше упо­ми­на­лось, что этот моне­та­рий был одним из чле­нов три­ум­ви­ра­та по чекан­ке моне­ты, а его кол­ле­га­ми были Пуб­лий Кре­пу­сий и Гай Мами­лий Лиме­тан (см. с. 336); при­во­ди­лись и неко­то­рые подроб­но­сти его жиз­ни.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 338, прим. 2 (к №№ 2657—2663) (1910 г.):

Изо­бра­же­ние на моне­тах Цен­зо­ри­на явно ука­зы­ва­ет на музы­каль­ное состя­за­ние меж­ду Апол­ло­ном и Мар­си­ем, сопро­вож­дав­ше­е­ся для послед­не­го столь пагуб­ны­ми послед­ст­ви­я­ми. Труд­но объ­яс­нить, поче­му моне­та­рий выбрал это изо­бра­же­ние, если толь­ко не пред­по­ло­жить, вслед за Каве­до­ни (Cavedoni, Saggio, с. 54), суще­ст­во­ва­ние какой-то свя­зи меж­ду име­нем «Мар­сий» и «Мар­ции» (род, к кото­ро­му при­над­ле­жал моне­та­рий), но это пред­по­ло­же­ние, навер­ное, слиш­ком ори­ги­наль­но. Эккель (Eckhel, Doct. num. vet., т. IV, с. 493) иден­ти­фи­ци­ро­вал эту фигу­ру Мар­сия как ана­ло­гич­ную ста­туе, сто­яв­шей на фору­ме в Риме воз­ле ростр, три­бу­ны и путе­а­ла Либо­на. Ста­туи Мар­сия с под­ня­той рукой часто уста­нав­ли­ва­лись на фору­мах антич­ных горо­дов, кото­рым было пре­до­став­ле­но ита­лий­ское пра­во, соглас­но Сер­вию (in Aeneid, IV. 58) — в знак сво­бо­ды государ­ства, ибо он был слу­жи­те­лем Вак­ха, бога сво­бо­ды. Так, Мар­ци­ал (II. 64, 7) упо­ми­на­ет о нем в этой роли:


…дела­ми кишит каж­дый форум:
Даже сам Мар­сий бы мог стряп­чим заде­лать­ся тут.

Одна­ко вполне воз­мож­но, что ста­туя, сто­яв­шая на месте отправ­ле­ния пра­во­судия, долж­на была напо­ми­нать о состя­за­нии меж­ду Мар­си­ем и Апол­ло­ном и демон­стри­ро­вать суро­вое нака­за­ние за над­мен­ную само­на­де­ян­ность. Фигу­ра на колонне поза­ди Мар­сия вызы­ва­ет сомне­ния. Она задра­пи­ро­ва­на и, види­мо, дер­жит копье и щит и, как тако­вая, может быть Минер­вой, или Афи­ной, чью флей­ту украл Мар­сий; но дру­гие авто­ры (Cavedoni, Ripostigli, с. 105) склон­ны видеть в ней ста­тую комедий­но­го акте­ра, воз­двиг­ну­тую на Вул­ка­на­ле и упо­мя­ну­тую Фестом (s. v. Statua).

Судя по зна­кам монет­но­го дво­ра, само­сто­я­тель­ная чекан­ка Цен­зо­ри­на была неве­ли­ка. Бабе­лон (т. II, с. 195) утвер­жда­ет, что бук­вы, исполь­зо­вав­ши­е­ся в каче­стве зна­ков монет­но­го дво­ра, поме­ще­ны вер­ти­каль­но или сбо­ку. Одна­ко несколь­ко экзем­пля­ров в Бри­тан­ском музее, по-види­мо­му, име­ют бук­вы толь­ко сбо­ку.

RRC (Crawford), с. 377—378, к № 363 (1974 г.):

О контр­мар­ках на типах 1a—c см. табл. XXIX на с. 378; каж­дая контр­мар­ка име­ет не более одно­го штем­пе­ля. Я более не счи­таю, что этот выпуск необы­чай­но ред­ко встре­ча­ет­ся (вопре­ки мне­нию, выска­зан­но­му в PBSR 1966, 21—22).

Моне­та­рий, веро­ят­но, — отец Луция Мар­ция Цен­зо­ри­на, кон­су­ла 39 г.; если моне­та­рий не был проскри­би­ро­ван, то его мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать с тем Цен­зо­ри­ном, кото­рый засвиде­тель­ст­во­ван как легат в 70 г.

с.378 Тип ревер­са, веро­ят­но, изо­бра­жа­ет Мар­сия про­сто в каче­стве наме­ка на номен моне­та­рия (ср. № 410 и др.). Пред­став­ля­ет­ся неве­ро­ят­но натя­ну­тым пред­по­ло­же­ние, что этот тип демон­стри­ру­ет либо сочув­ст­вие при­тя­за­ни­ям мар­сов на сво­бо­ду (G. Tibiletti, Festschrift Betti IV, 352, особ. 358 прим. 37; B. Kapossy, SM 1965, 78) или даже общее одоб­ре­ние идео­ло­гии популя­ров (преж­де — мое соб­ст­вен­ное мне­ние, NC 1964, 148 прим. 2). После­дую­щее исполь­зо­ва­ние Мар­сия для обо­зна­че­ния тре­бо­ва­ния сво­бо­ды вооб­ще (Сер­вий к Verg., Aen. III, 20; IV, 58 с ком­мен­та­ри­я­ми P. Veyne, Rev. Phil. 1961, 87) не име­ет к это­му отно­ше­ния. Ста­тую Вик­то­рии ср. с № 346/3—4.

ТАБЛИЦА XXIX. Контр­мар­ки на дена­ри­ях Луция Цен­зо­ри­на

1 Лист сле­ва /I Париж, A 12430
2 Паль­мо­вая ветвь сле­ва /I Париж, A 12432
3 Колос пше­ни­цы спра­ва /II Париж, A 12440
4 Лира спра­ва /II Бонац­ци 869
Нет мет­ки /V Париж, A 12445
5 Мура­вей спра­ва /VI Хебер­лин 1511 = Бер­лин
6 Ветвь сле­ва /A Хебер­лин 1508 = Бер­лин
7 Трезу­бец спра­ва /A Хебер­лин 1509 = Бер­лин
8 Краб сле­ва /C Париж, A 12424
9 Лотос спра­ва /C Турин, Sop. 8843
10 Венок сле­ва /D Париж, A 12425
5 Мура­вей спра­ва /D Глаз­го
11 Фас­ции сле­ва /E Париж, A 12431
10 Венок сле­ва /F Париж, A 12426
12 ?спра­ва /F Вати­кан 4086
13 Щит сле­ва /K Вати­кан 4089
6 Ветвь сле­ва /L Париж, A 12427
14 Кры­ло спра­ва /L Париж, A 12437
15 ?спра­ва /L Вати­кан 4088
16 ?спра­ва /N Париж, A 12443
3 Колос пше­ни­цы спра­ва /O Хебер­лин 1510 = Бер­лин
17 Стре­ла спра­ва /O Бри­тан­ский музей
18 ?спра­ва /S Париж, A 12444
19 Факел спра­ва / Париж, A 12439
4 Лира спра­ва / Париж, A 12441
20 Цве­ток спра­ва / Prix 173

Кон­троль­ные циф­ры и бук­вы на ревер­се все­гда на той же сто­роне.

Моне­та из Неа­по­ля, F 1995, опуб­ли­ко­ван­ная в каче­стве образ­ца с паль­мо­вой вет­вью на авер­се и без контр­мар­ки на ревер­се, на самом деле явля­ет­ся образ­цом с паль­мо­вой вет­вью и бук­вой I. Что каса­ет­ся двух образ­цов с необыч­ны­ми ком­би­на­ци­я­ми контр­ма­рок, опуб­ли­ко­ван­ных Рич­чио (Riccio), Catalogo, 137, то экзем­пляр с вен­ком и бук­вой I на самом деле име­ет венок и бук­ву F, а экзем­пляр с насе­ко­мым и бук­вой X пла­ки­ро­ван.

RRC (Crawford), с. 377, прим. 1 к № 363 (1974 г.):

Не носит на голо­ве pileus (вопре­ки мне­нию, напри­мер, A. Reinach, Klio 1915, 337; G. Tibiletti, Festschrift Betti IV, 353—354).

RSC (Seaby), т. I, с. 64, прим. к Marcia 24 (1978 г.):

Этот тип ука­зы­ва­ет на музы­каль­ное состя­за­ние меж­ду Апол­ло­ном и Мар­си­ем, кото­рое име­ло столь пагуб­ные послед­ст­вия для послед­не­го.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА