Медальон с бортиком (конторниат), медь
Дата чеканки: 380—400 гг.*
вес: 30.08 г
диаметр: 38 мм
ось: 12 ч.
АВЕРС:Пояс­ная фигу­ра воз­ни­че­го, в эки­пи­ров­ке для вер­хо­вой езды, дер­жа­ще­го стек в пра­вой руке и лошадь под уздеч­ку в левой; в левом поле шлем.
РЕВЕРС: Воз­ни­ца, сто­я­щий анфас, с обра­щен­ной впра­во голо­вой, в раз­вер­ну­той анфас квад­ри­ге с лошадь­ми в бога­том сна­ря­же­нии; он дер­жит лав­ро­вый венок и стек в пра­вой руке и паль­мо­вую ветвь — в левой.
Ссылки: Alföldi, Kontorniat 484
Сохранность: EF
* Дата чеканки: конец IV в. н. э.
Несомненно, один из самых прекрасных из известных конторниатов.
Ex Numismatica Genevensis SA V (02.12.2008), lot 341; Numismatica Ars Classica 25 (25.06.2003), lot 615.
Classical Numismatic Group, Inc — Аукцион Triton XV, лот 1569 (03.01.2012).
Оценочная стоимость: 50000 USD. Цена реализации (без аукционной комиссии): 110000 USD.
Источник: http://www.cngcoins.com
Комментарий аукциона Classical Numismatic Group (http://www.cngcoins.com/Coin.aspx?CoinID=200179) (2012 г.):

Самое важ­ное нецер­ков­ное про­ти­во­сто­я­ние в кон­це рим­ской и нача­ле визан­тий­ской эпох про­ис­хо­ди­ло меж­ду сто­рон­ни­ка­ми двух цир­ко­вых пар­тий: «голу­бых» (Veneti) и «зеле­ных» (Prasini). Когда при­вер­жен­цы этих пар­тий стал­ки­ва­лись, их сопер­ни­че­ство зача­стую при­во­ди­ло к ужас­но­му кро­во­про­ли­тию. Боль­шин­ство схва­ток про­ис­хо­ди­ло в круп­ных горо­дах, таких как Рим, Антио­хия и Кон­стан­ти­но­поль. Хотя пар­тии воз­ник­ли в свя­зи с колес­нич­ны­ми скач­ка­ми, они были креп­ко свя­за­ны с обще­ст­вом в целом и актив­но пыта­лись обес­пе­чить себе поли­ти­че­ское покро­ви­тель­ство, полу­чить луч­шие долж­но­сти и закре­пить за собой опре­де­лен­ные отрас­ли про­из­вод­ства. Таким обра­зом, их сопер­ни­че­ство про­сти­ра­лось дале­ко за пре­де­лы Боль­шо­го Цир­ка в Риме и Иппо­дро­ма в Кон­стан­ти­но­по­ле.

Хотя на кон­тор­ни­а­тах мастер­ски изо­бра­жа­ли не толь­ко скач­ки на колес­ни­цах, этот сюжет, конеч­но, не был необыч­ным. Одна­ко дета­ли ком­по­зи­ции это­го кон­тор­ни­а­та необыч­ны: воз­ни­чий изо­бра­жен в пол­ной эки­пи­ров­ке, дер­жит напе­ре­вес стек в пра­вой руке и лошадь под узд­цы в левой; в левом поле нахо­дит­ся его шлем. Реверс изо­бра­жа­ет очень похо­же­го на него воз­ни­цу, уже в каче­стве победи­те­ля, с лав­ро­вым вен­ком и паль­мо­вой вет­вью — сим­во­ла­ми победы. Он гор­до сто­ит в сво­ей раз­вер­ну­той квад­ри­ге. Голо­вы лоша­дей-победи­те­лей укра­ше­ны плю­ма­жа­ми из паль­мо­вых листьев, так­же сим­во­ли­зи­ру­ю­щих победу.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА