Сохранность: Good EF * Дата чеканки: 48 г. до н. э., Рим (RRC); 49—48 гг. до н. э. (CRR); ок. 49 г. до н. э., Рим (BMCRR); 44—43 г. до н. э. (Babelon). Описание аверса и реверса приводится по BMC, RRC. Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 33, Lot 319 (6 Apr 2006). Цена реализации: 1600 CHF.
Эта знаменитая семья имела патрицианское происхождение, но стала плебейской после того, как Луций Юний Брут изгнал последнего римского царя Тарквиния Гордого. Юнии носили следующие прозвища: Брут, Бубулк, Гракхан, Норбан, Пациек, Пенн, Пера, Пулл, Силан; самым распространённым и знаменитым было прозвище Брут, которое, как говорили, было дано убийце Тарквиния, потому что тот притворялся безумным или подобным животному. Этот Луций Юний Брут стал первым консулом Республики в 245 г. от основания Рима (509 г. до н. э.). Неясно, насколько обоснованы были притязания Юниев конца Республики на происхождение от этого персонажа. На монетах встречаются следующие имена: 1) Гай Юний, сын Гая; 2) Марк Юний Силан; 3) другой Марк Юний Силан; 4) Децим Юний Силан, сын Луция; 5) Децим Постумий Альбин, сын Брута; 6) Квинт Цепион Брут; 7) наконец, третий Марк Юний Силан.
MRR (Babelon), т. II, с. 111, к Junia 25—28 (1885 г.):
5. Децим Постумий Альбин, сын Брута
Монетарий в 711 г. (43 г. до н. э.)
Биографию этого персонажа, который был монетным магистратом с начала 711 г., если не с конца 710 г. вместе с Гаем Вибием Пансой, можно найти в разделе, посвящённом семье Постумиев. Он был одним из убийц Цезаря и чеканил монеты от имени сената. Первоначально его звали Децим Юний Брут, после того, как его усыновил консул Авл Постумий Альбин, он взял, войдя в род Постумиев согласно законам усыновления, имя Децим Постумий Альбин, сын Брута.
MRR (Babelon), т. II, с. 376, к Postumia (1885 г.):
CXXXIII. ПОСТУМИИ
Род Постумиев, патрицианского происхождения, был одним из самых древних римских родов, и его представители постоянно занимали самые высокие должности в Республике. Публий Постумий Туберт, сын Квинта, был консулом в 249 г. (505 г. до н. э.), то есть, всего через шесть лет после изгнания царей. Ветвь Постумиев, которая носила прозвище Альб или Альбин, наиболее знаменита. Прежде всего следует назвать Авла Постумия Альба Регилльского, диктатора в 256 г. (498 г. до н. э.), получившего свой агномен после великой победы, которую он одержал над конфедерацией латинов при Регилльском озере. Римская легенда гласит, что Диоскуры, Кастор и Поллукс, боги-покровители римских всадников, в тот день сражались бок о бок с Постумием. В память об этом, как уже говорилось во введении, на Капитолии был построен храм Диоскуров, а изображения этих богов, вооружённых и сражающихся, стали помещать на первых римских серебряных монетах, появившихся тогда в Риме. Насчитывается ещё по меньшей мере пятнадцать Постумиев, достигших консульства; мы не собираемся перечислять их здесь. На монетах указаны следующие имена: 1. Луций Постумий Альбин; 2. Авл Постумий Альбин, сын Спурия; 3. Авл Постумий Альбин, сын Авла, внук Спурия; 4. Гай Постумий Та… или Ат…; 5. Постумий Альбин, сын Брута.
MRR (Babelon), т. II, с. 383—384, к Postumia (10—14) (постраничные примечания заменены на сквозные) (1885 г.):
5. Децим Постумий Альбин, сын Брута
710—711 гг. (44—43 гг. до н. э.)
Этот персонаж, один из убийц Цезаря, звался Децим Юний Брут; он происходил из рода Юниев, но был усыновлён Авлом Постумием Альбином, консулом 655 г. (99 г. до н. э.) и присоединил к своему имени имя приёмного отца. Он начал службу в Галлии под началом Цезаря, который поручил ему командование флотом, предназначенным для покорения венетов, в 698 г. (56 г. до н. э.)1. Через четыре года он обнаруживается в кампании против Верцингеторига2. Наконец, после начала гражданской войны в 705 г. (49 г. до н. э.) Цезарь отправил его во главе флота против Массилии. Он захватил город, снова начал войну в Галлии, и в награду за службу диктатор осыпал его почестями и пообещал ему наместничество в Цизальпийской Галлии с преторскими полномочиями на 710 г. (44 г. до н. э.) и консульство на 712 г. (42 г. до н. э.); Цезарь даже назначил его своим наследником второй очереди. Всё это не помешало Дециму Постумию Альбину вступить в заговор против своего благодетеля и вонзить кинжал ему в грудь. После смерти Цезаря Децим Постумий Альбин отправился в Цизальпийскую Галлию и продолжил войну против Антония, до тех пор, пока не был вынужден бежать и перебраться в Македонию; наконец, преданный своими войсками, он был казнён по приказу Антония в 711 г. (43 г. до н. э.).
Эти монеты были отчеканены после смерти Цезаря, во время Мутинской войны, которая шла в последние месяцы 710 г. (44 г. до н. э.) и в первые месяцы 43 г. (43 г. до н. э.)3. Денарий № 13 чествует консула Авла Постумия Альбина, приёмного отца с.384 монетария; остальные типы содержат намёки на военные подвиги и политические раздоры этой эпохи. Голова Марса напоминает о войне, а два карникса (галльские трубы), помещённые крест-накрест с двумя щитами, указывают на кампании монетария в Галлии; две соединённых руки и голова богини Благочестия (Pietas) призывают граждан к согласию; известно, что две соединённых руки, держащие кадуцей, были особым символом сената. Венок из колосьев на реверсе денария № 17 — это венок арвальских братьев, который, в соответствии с обычаем, перевязан лентами из белой шерсти. В слове Bruti над буквой V стоит ударение, как в слове Musa на монетах Квинта Помпония Музы и в слове Furius на монетах Луция Фурия Брокха4. Следует отметить, что Децим Постумий Альбин и Гай Вибий Панса чеканили монеты не в качестве монетных магистратов — эту должность предоставляли молодым людям в возрасте двадцати семи лет, в начале политической карьеры, — но в качестве полководцев республиканской армии, сражавшейся против Марка Антония.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 507—508, прим. 1 (к №№ 3962—3972) (1923 г.):
Децим Юний Брут, который был одним из убийц Цезаря и чеканил монеты самостоятельно и совместно с Гаем Вибием Пансой, происходил из рода Юниев, но после усыновления Авлом Постумием Альбином, консулом 99 г. до н. э. присоединил к своему имени имя приёмного отца. Его не следует путать с более знаменитым Марком Юнием Брутом. Он служил в Галлии под командованием Цезаря, выполняя специальное поручение против Верцингеторига в 52 г. до н. э., а через два года вернулся в Рим, где женился на Павле Валерии. После начала гражданской войны в 49 г. он вновь был призван на службу и позднее, вероятно, в этом же году, поставлен Цезарем во главе флота, осаждающего Массилию. После этого он получил командование в Дальней Галлии и вернулся в Рим только в 45 г., когда, несмотря на то, что Цезарь оказывал ему особые знаки милости и обещал наместничество в Цизальпийской Галлии вместе с претурой на 44 г. до н. э. и консульством на 42 г. до н. э., он присоединился к заговору против своего благодетеля. После смерти Цезаря Децим Брут принял наместничество в Цизальпийской Галлии, но был осаждён Антонием в Мутине и спасён консулами Гирцием и Пансой, погибшими в сражении перед городом. После того, как согласно Педиеву закону Брут был объявлен вне закона как один из убийц Цезаря, он был покинут солдатами и попытался бежать в Македонию, но был перехвачен возле Аквилеи и убит по приказу Марка Антония в 43 г. до н. э.
Эти сведения, в сочетании со сведениями о карьере Гая Вибия Пансы, приведёнными ниже (см. с. 509), позволяют решить вопрос о дате чеканки этих монет и монет Пансы. Брут и Панса могли встретиться в Риме после 50 г. до н. э. только в 49 г. до н. э., по прибытии Цезаря, в 45 г. до н. э., когда Брут мог ненадолго вернуться из Галлии, и в 44 г. до н. э., во время убийства Цезаря. Моммзен сперва считал, что эти монеты были отчеканены после смерти Цезаря, примерно во время осады Мутины (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 2. P., 1870. P. 548), но свидетельство клада из Оссоларо (Mommsen Th. Der Denarschatz von Ossolaro // Zeitscrift für Numismatik. Bd. 11. 1884. S. 152—157) заставило его изменить это мнение и датировать данный выпуск временем до смерти Цезаря, поэтому он относит его к 48 г. до н. э., когда Панса мог быть претором, а Брут мог вернуться в Рим после осады Массилии, но у нас нет исторических свидетельств того, что хоть одно из этих событий имело место. С другой стороны, граф де Салис относит эти монеты к 49 г. до н. э. и делает вывод, что они были отчеканены по приказу Цезаря вскоре или сразу после его прибытия в Рим и что он назначил для выполнения этого поручения двух своих самых надёжных сторонников. Это была особая чеканка, выпущенная для особой цели, как будет показано при объяснении типов. Отнесение этого выпуска, вслед за Бабелоном (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. P., 1886. P. 535) ко времени осады Мутины в 43 г. не может быть правильно, так как Брут находился в городе, а Панса, который был консулом, пытался его освободить. Из Таблицы кладов можно также видеть, что монеты Гая Вибия Пансы — одни из последних в кладе Карбонара II, который был зарыт не позднее 48 г. до н. э.
На типе I голова Марса и трубы и щиты свидетельствуют о кампании в Галлии, в которой Децим Брут принимал столь активное участие. Изображённые здесь щиты имеют точно такую же форму, как и те, что можно видеть на трофеях на монетах, отчеканенных самим Цезарем. Голова богини Благочестия и соединённые руки на реверсе типа II обозначают хорошие отношения между Цезарем и гражданами Рима, а в кадуцее можно усмотреть указание на особые раздачи зерна, произведённые в 49 г. до н. э., когда Цезарю фактически пришлось кормить население столицы, так как все доходы с Востока находились в руках Помпея. Вероятно, именно для покрытия этих издержек и были отчеканены данные монеты. Бабелон полагает, что две соединённые руки, держащие кадуцей, — это особые символы сената: Babelon E. Op. cit. P 384. Реверс типа III имеет такой же смысл, тогда как голова консула Авла Постумия Альбина на аверсе — это особое указание на приёмного отца монетария: подобные прецеденты часто встречаются на монетах предыдущих лет.
Бабелон отмечает, что слово BRVTI на типе III имеет ударение, обозначающее долгую гласную, над буквой V, как в случае со словом MVSA на монетах Квинта Помпония Музы (см. выше, с. 442) и словом FVRIVS на монетах Луция Фурия Брокха (см. выше, с. 487) (Babelon E. Loc. cit.), но он ошибочно принял за ударение точку или шарик, которую, вероятно, оставил упор циркуля при производстве штемпеля. Они встречаются также в центре реверса монет типа I Децима Брута и на других монетах Гая Вибия Пансы (см. илл. xlix., № 17, 22). Барфельдт задаётся вопросом, является ли этот шарик или точка ударением или это просто точка для центрирования штемпеля: Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. Bd. 29. 1897. S. 61, 62.
RRC (Crawford), с. 466, к № 450 (1974 г.):
Этот монетарий — Децим Юний Брут Альбин, избранный консул 42 г. до н. э.; о его ранней карьере см: Wiseman T. P. Two Friends of Clodius in Cicero’s Letters // CQ. Vol. 181968. P. 299; возможно, он был приёмным сыном № 372.
Изображения на монете 1 напоминают о войне Цезаря в Галлии, в которой участвовал монетарий; на монете 2 связь богини Благочестия (Pietas) с символами счастья (felicitas) и согласия (concordia) (а не верности (fides), как полагает П. Буаянсе: Boyancé P. La main de Fides // Hommages à Jean Bayet. P., 1964. P. 109), вероятно, отражает цезарианскую пропаганду умеренности и примирения во время гражданской войны (это мнение см: Liegle J. Pietas // ZfN. Bd. 42. 1935. S. 78; о пропаганде Цезаря см: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 21)1. О человеке, изображённом на монете 3, не выдвинуто убедительных предположений; Г. Хафнер (Hafner G. Das Bildnis des Q. Ennius. Baden-Baden, 1968, S. 22, с предшествующей библиографией, к которой следует добавить: Poulsen F. Probleme der Datierung frührömischer Porträts // Acta Archaeologica Bd. 13. 1942. S. 178; Deonna W. Un portrait d’Aulus Postumius Albinus // Actas y memorias de la sociedad espaňola de antropologia, etnografia y preistoria. Vol. 22. 1947. P. 5) неубедительно доказывает, что это консул 151 г. до н. э. (рассмотрение скульптурных параллелей тоже не слишком убедительно); венок из колосьев в любом случае, видимо, должен указывать на мероприятия изображённого по обеспечению Рима зерном, а не на его членство в коллегии арвальских братьев, как считает Б. Боргези: Borghesi B. Oeuvres complètes. P., 1862. T. 1. P. 376.
1Где неверно истолкована цитата из Цицерона (Att. VIII. 9. 4).
RSC (Seaby), т. I, с. 83, к № 10, 14 (1978 г.):
Децим Юний Брут, ставший позднее одним из убийц Цезаря, был усыновлён Авлом Постумием Альбином и присоединил к своему имени имя приёмного отца. Его не следует путать с более знаменитым Марком Юнием (или Квинтом Цепионом) Брутом. Этот монетарий служил под командованием Цезаря в Галлии и получил от него много знаков милости.
На аверсе изображён приёмный отец монетария.
RCTV (Sear), т. I, с. 154 (к № 426, 428) (2000 г.):
Этот монетарий при рождении был назван Децимом Юнием Брутом, но позднее был усыновлён в род Постумиев и изменил имя на Децим Постумий Альбин, хотя продолжал называть себя Bruti filius, сын Брута. Позднее он стал одним из убийц Цезаря в мартовские иды 44 г. до н. э.
Точная идентификация портретной головы неясна, главные кандидаты — консулы 151 и 99 гг. до н. э.