римский император с 16 янв. 27 г. до н. э. по 19 авг. 14 г. н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 19 г. до н. э.*
Монетный двор: Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?)
вес: 7.86 г
диаметр: 20.5 мм
ось: 6 ч.
АВЕРС:Непо­кры­тая голо­ва Авгу­ста впра­во; вокруг про­тив часо­вой стрел­ки CAESAR AVGVSTVS.
РЕВЕРС: Шести­ко­лон­ный храм, внут­ри фигу­ра обна­жен­но­го Юпи­те­ра сто­ит, повер­нув­шись вле­во, дер­жит мол­нию в пра­вой руке, левой опи­ра­ет­ся на ски­петр, сле­ва IOVIS вниз, спра­ва TONANT вверх.
Ссылки: RIC I Augustus 66 (R3)
BMCRE I Augustus 364 (Pl. 7. 17)
Grueber BMCRR II Rome 4412 Type III, var. d (Rome) (p. 28, pl. XLI. 20)
Cohen I 184 p. 88 (50 Fr.)
* Дата чеканки: 22 г. до н. э. (Cohen); ок. 19 г. до н. э., Рим (BMCRR); 19—16 или 15 гг. до н. э., Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?) (BMCRE); ок. 19 г. до н. э., Испания, монетный двор 2 (Колония Патриция?) (RIC).
Описание аверса и реверса приводится по RIC, BMCRR.
Источник: http://numismatics.org
BMC RR (Grueber), т. II, с. 25, прим. 1 (к №№ 4396—4415) (1910 г.):

Типы монет, отне­сен­ные к это­му году, сооб­ща­ют толь­ко о двух собы­ти­ях: пре­до­став­ле­ние сена­том Авгу­сту золо­то­го «щита доб­ле­сти», уже про­ил­лю­ст­ри­ро­ван­ное на чекан­ках преды­ду­щих лет, 24—20 гг. до н. э., и воз­вра­ще­ние в 20 г. до н. э. пар­фя­на­ми рим­ских зна­мен, захва­чен­ных у Крас­са в 53 г. до н. э., у Луция Деци­дия Сак­сы в 40 г. до н. э. и у Анто­ния в 36 г. до н. э. В мону­мен­таль­ном отче­те о сво­их дея­ни­ях, кото­рый Август оста­вил нам (Mommsen Th. Res gestae divi Augusti. Ex monumentis ancyrano et apolloniensi. Berolini, 1883. P. 124), он сооб­ща­ет о послед­нем собы­тии в сле­дую­щих выра­же­ни­ях: «Parthos trium exercitum (sic) Romanorum spolia et signa reddere mihi supplicesque amicitiam populi Romani petere coegi. Ea autem signa in penetrali, quod est in templo Martis Vltoris, reposui» (Я заста­вил пар­фян вер­нуть мне тро­феи и знач­ки, захва­чен­ные у трех рим­ских армий, и обра­тить­ся к наро­ду рим­ско­му с моль­бою о друж­бе. А знач­ки эти я поло­жил в свя­ти­ли­ще хра­ма Мар­са Мсти­те­ля. — Пере­вод А. Л. Смыш­ля­е­ва). Све­то­ний (Aug. 21) тоже сооб­ща­ет: «Parthi quoque et Armeniam vindicanti facile cesserunt: et signa militaria quae M. Crasso et M. Antonio ademerant, reposcenti reddiderunt; obsidesque insuper obtulerunt» (А пар­фяне по его тре­бо­ва­нию и усту­пи­ли ему бес­пре­ко­слов­но Арме­нию, и вер­ну­ли ему зна­ме­на, отби­тые у Мар­ка Крас­са и Мар­ка Анто­ния, и доб­ро­воль­но пред­ло­жи­ли залож­ни­ков. — Пере­вод М. Л. Гас­па­ро­ва). В Риме было два хра­ма, посвя­щен­ных Мар­су Мсти­те­лю: один, сво­его рода свя­ти­ли­ще (aedicula), — на Капи­то­лии, воз­двиг­ну­тый в 20 г. до н. э.; вто­рой, боль­шое зда­ние, — на фору­ме; Август дал обет постро­ить его перед бит­вой при Филип­пах, но завер­шил его стро­и­тель­ство толь­ко во 2 г. до н. э. (Mommsen Th. Op. cit. P. 126). Бун­зен счи­та­ет, что храм, изо­бра­жен­ный на моне­тах, — это храм, воз­веден­ный в честь это­го боже­ства на Капи­то­лии (von Bunsen C. Beschreibung der Stadt Rom. Bd. 3. Stuttgart, 1842. Ill. I. S. 281); но Бор­ге­зи скло­нен видеть в нем изо­бра­же­ние боль­шо­го хра­ма до завер­ше­ния его стро­и­тель­ства (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 2. Paris, 1864. P. 379). Но посколь­ку эти моне­ты были отче­ка­не­ны в 18 г. до н. э., пред­став­ля­ет­ся более веро­ят­ным, что изо­бра­жен­ный на них храм — это малень­кий храм на Капи­то­лии. Момм­зен (Loc. cit.) пред­по­ла­га­ет, что позд­нее зна­ме­на мог­ли пере­не­сти из малень­ко­го хра­ма в боль­шой. Воз­мож­но так­же, что неко­то­рые зна­ме­на были поме­ще­ны в храм Юпи­те­ра, так как Гора­ций (Carm. IV. 15. 6) гово­рит: «signa nostro restituit Iovi» (Он воз­вра­тил зна­ме­на наше­му Юпи­те­ру); и Про­пер­ций (Carm. III. 4. 6) тоже гово­рит: «assuescent Latio Partha tropaea Iovi» (Пар­фян­ские тро­феи при­вык­нут к Латин­ско­му Юпи­те­ру). Это может объ­яс­нять изо­бра­же­ние хра­ма Юпи­те­ра на моне­тах, отче­ка­нен­ных при­мер­но в то же вре­мя, что и моне­ты с хра­мом Мар­са. Поме­ще­ние этих зна­мен в храм Мар­са уста­но­ви­ло вза­и­мо­связь меж­ду этим хра­мом и хра­мом Юпи­те­ра Фере­трия на Капи­то­лии, где поме­ща­лись «пыш­ные доспе­хи» (spolia opima). Август мог рас­смат­ри­вать воз­вра­ще­ние утра­чен­ных зна­мен как spolia opima и поме­стить неко­то­рые из них не толь­ко в храм Мар­са, но и в храм Юпи­те­ра; ибо Дион Кас­сий (LIV. 8) сооб­ща­ет, что «Август полу­чил их, слов­но победил пар­фян, и гор­дил­ся этим, при­тя­зая на то, что без вой­ны вер­нул утра­чен­ное в преж­них сра­же­ни­ях. Так что по это­му слу­чаю он рас­по­рядил­ся о жерт­во­при­но­ше­ни­ях и стро­и­тель­стве хра­ма Мар­са Мсти­те­ля, в под­ра­жа­ние хра­му Юпи­те­ра Фере­трия на Капи­то­лии, чтобы поме­стить туда эти зна­ме­на».

По пово­ду хро­но­ло­гии чекан­ки сле­ду­ет отме­тить, что порт­рет Авгу­ста похож на его порт­рет на моне­тах, отне­сен­ных к 24—20 гг., и он не увен­чан лав­ра­ми. Име­но­ва­ние CAESAR AVGVSTVS оди­на­ко­во на всех моне­тах.

Дена­рии типа I поме­че­ны штем­пе­лем при Вес­па­си­ане (Bahrfeldt M. Victoriate mit vertieftem ROMA // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 3. 1876. S. 368).

Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

BMC RE (Mattingly), т. I, с. cix—cxii (к №№ 344—442) (1923 г.):

с. cix Неиз­вест­ный монет­ный двор 2 (Коло­ния Пат­ри­ция?)

Атри­бу­ция и стиль

Золо­то — аурей, кви­на­рий.
Сереб­ро — дена­рий.

Порт­рет Авгу­ста круп­ный и весь­ма про­пор­цио­наль­ный. Голо­ва немно­го при­под­ня­та, про­филь длин­ный. Усе­че­ние бюста обыч­но име­ет фор­му . На более позд­них моне­тах серии наблюда­ет­ся голо­ва мень­ше­го раз­ме­ра с более рез­ким про­фи­лем. Штем­пе­ли круп­ные, но про­пор­ции изо­бра­же­ний хоро­шо им соот­вет­ст­ву­ют. Бук­вы чёт­кие, раз­мер — от боль­шо­го до малень­ко­го. Сле­ду­ет отме­тить бук­ву A, а не Λ, как выше.

Хро­но­ло­гия

Боль­шин­ство монет это­го монет­но­го дво­ра не дати­ро­ва­но. Самые ран­ние выпус­ки — это, несо­мнен­но, моне­ты, на авер­се кото­рых с. cx изо­бра­же­на непо­кры­тая голо­ва Авгу­ста без леген­ды, а на ревер­се — козе­рог или Авро­ра и козе­рог с леген­дой AVGVSTVS. Несколь­ко выпус­ков дати­ро­ва­но 18—17 гг. до н. э. (TR. P. VI), и име­ют­ся ука­за­ния на пар­фян­ские зна­мё­на, Сто­лет­ние игры, ремонт дорог в Ита­лии, отъ­езд Авгу­ста в Гал­лию в 16 г. до н. э. и т. д. Клад из Мет­ца, в состав кото­ро­го вхо­дят толь­ко что отче­ка­нен­ные и ещё не ходив­шие моне­ты это­го монет­но­го дво­ра, дол­жен дати­ро­вать­ся 15 г. до н. э.; таким обра­зом, у нас есть вес­кие осно­ва­ния дати­ро­вать эти выпус­ки 16—15 гг. до н. э. Итак, хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки чекан­ки будут выглядеть как 19 г. до н. э. — 16—15 гг. до н. э. На авер­се обыч­но изо­бра­же­на непо­кры­тая голо­ва Авгу­ста, реже — голо­ва Авгу­ста в вен­ке. Ино­гда этот венок име­ет ров­ные длин­ные лен­ты и явно заду­ман как лав­ро­вый. В слу­ча­ях, когда фор­ма листьев вен­ка непра­виль­ная и они пере­ме­жа­ют­ся точ­ка­ми, в виду имел­ся, веро­ят­но, дубо­вый венок, а точ­ки изо­бра­жа­ют жёлуди. В этой серии лав­ро­вый венок появ­ля­ет­ся, види­мо, доволь­но рано. Дати­ров­ки раз­лич­ных типов пред­ло­же­ны ниже.

Типы

с. cxi Этот монет­ный двор име­ет мно­го общих типов с дву­мя монет­ны­ми дво­ра­ми, рас­смот­рен­ны­ми выше, а если не повто­ря­ет их точ­ные типы, то про­сто обыг­ры­ва­ет те же самые темы. Важ­ное место зани­ма­ет воз­вра­ще­ние зна­мён, кото­рое про­слав­ля­ет­ся на раз­лич­ных типах1. Воз­мож­но, неко­то­рые из этих зна­мён были вре­мен­но поме­ще­ны в храм Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца2. Храм Мар­са, изо­бра­жён­ный в несколь­ких раз­ных видах, — это малень­кий храм на Капи­то­лии, постро­ен­ный в 20 г. до н. э., а не боль­шой храм на Фору­ме, стро­и­тель­ство кото­ро­го завер­ши­лось толь­ко во 2 г. до н. э.3 На моне­тах отме­ча­ет­ся так­же соору­же­ние три­ум­фаль­ной арки в честь воз­вра­ще­ния зна­мён4. Квад­ри­га с орлом и мини­а­тюр­ной квад­ри­гой внут­ри — несо­мнен­но три­ум­фаль­ный тип в честь воз­вра­ще­ния зна­мён. Посколь­ку фор­маль­ный три­умф не празд­но­вал­ся, колес­ни­ца изо­бра­же­на пустой5. Тип с рас­ши­той тогой (toga picta), укра­шен­ной паль­ма­ми туни­кой (tunica palmata) и т. д. изо­бра­жа­ет три­ум­фаль­ные отли­чия (ornamenta triumphalia), кото­рые при­нял Август6; леген­ду несо­мнен­но сле­ду­ет читать как «Сво­е­му отцу и спа­си­те­лю» (parenti conservatori suo), а не «кон­су­лу» (consuli); обыч­ное сокра­ще­ние для «consul», разу­ме­ет­ся, — «cos». Все типы с Вик­то­ри­ей отно­сят­ся пре­иму­ще­ст­вен­но к восточ­ным успе­хам. Алтарь Фор­ту­ны Воз­вра­щаю­щей (Fortuna Redux) был посвя­щён сена­том в честь воз­вра­ще­ния Авгу­ста в 19 г. до н. э. Тип с козе­ро­гом сопро­вож­да­ет­ся здесь дру­гим типом, на кото­ром рядом с козе­ро­гом в возду­хе парит Авро­ра — ука­за­ние на час рож­де­ния Авгу­ста.

с. cxii Золо­той кви­на­рий име­ет фор­маль­ный тип: Вик­то­рия заим­ст­во­ва­на с рес­пуб­ли­кан­ско­го вик­то­ри­а­та.

Послед­ние уве­ко­ве­чен­ные собы­тия — это обе­ты за без­опас­ность и воз­вра­ще­ние Авгу­ста, при­ня­тые нака­нуне его отъ­езда в Гал­лию (16 г. до н. э.), завер­ше­ние ремон­та дорог7 и Веко­вые игры. Этот послед­ний тип пред­став­ля­ет нам жерт­во­при­но­ше­ние на алта­ре; Август сле­ва при­но­сит жерт­ву, а перед ним сто­ит гла­ша­тай, кото­рый веро­ят­но, повто­ря­ет фор­му­лу жерт­во­при­но­ше­ния во все­услы­ша­ние8.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Ср. выше, о типах рим­ско­го монет­но­го дво­ра.

2Ср. Prop. III. 4. 6: «С рим­ским Юпи­те­ром тут свык­нет­ся парф­ский тро­фей» (assuescent Latio Partha tropaea Jovi, пере­вод Л. Ост­ро­умо­ва); Suet. Aug. 29; 90; 91; Cass. Dio LIV. 4. Этот храм был посвя­щён в честь спа­се­ния Авгу­ста от мол­нии во вре­мя Кан­та­брий­ской вой­ны, когда его смерть была так близ­ка, что после это­го он все­гда боял­ся гро­зы.

3Ср. Cass. Dio LV. 10.

4Cass. Dio LIV. 8; ср. Huelsen Ch. Das Forum Romanum: seine Geschichte und seine Denkmäler. Rom, 1905. S. 127, об арке Авгу­ста на фору­ме.

5Ср. Cassiod. Chron., к 19 г. до н. э.: «Цеза­рю, вер­нув­ше­му­ся из про­вин­ций, пре­до­став­ле­на колес­ни­ца с золотым вен­ком, на кото­рую он не поже­лал взой­ти» (Caesari ex provinciis redeunti currus cum corona aurea decretus est, quo ascendere noluit).

6Ср. Liv. XXX. 15, о подар­ках Сци­пи­о­на Маси­нис­се.

7Это собы­тие про­слав­ля­ет­ся на раз­лич­ных типах — колес­ни­ца, запря­жён­ная дву­мя сло­на­ми, на арке; колес­ни­ца, запря­жён­ная четырь­мя коня­ми, на арке; две арки, увен­чан­ные кон­ны­ми ста­ту­я­ми и т. д.; они, несо­мнен­но, изо­бра­жа­ют несколь­ко раз­ных памят­ни­ков, воз­двиг­ну­тых в раз­ных частях Ита­лии в честь Авгу­ста.

8Ср. выше, типы рим­ско­го монет­но­го дво­ра.

RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):

с.25 (ii)—(iii) «Неиз­вест­ные испан­ские монет­ные дво­ры 1 и 2»1 (№№ 26—153)

Две серии золотых и сереб­ря­ных монет, пер­вая из кото­рых усту­па­ет вто­рой в объ­ё­ме и доволь­но замет­но отли­ча­ет­ся от неё порт­ре­та­ми, вызва­ли нема­ло труд­но­стей и пута­ни­цы; Мэт­тингли2, сле­дуя за Лаф­фран­ки3, отнёс их к монет­ным дво­рам испан­ских про­вин­ций на том осно­ва­нии, что на мед­ных моне­тах мно­гих испан­ских горо­дов в эпо­ху Авгу­ста наблюда­ет­ся та же мане­ра испол­не­ния порт­ре­тов4, и пред­по­ло­жил, что эти монет­ные дво­ры нахо­ди­лись в Цеза­рь­ав­гу­сте (Сара­гос­са) в Тарра­кон­ской Испа­нии и Коло­нии Пат­ри­ции (совре­мен­ная Кор­до­ва) в Бети­ке5. Без новых свиде­тельств труд­но опро­верг­нуть аргу­мен­та­цию Мэт­тингли; но пред­при­ни­ма­лись попыт­ки осла­бить его аргу­мен­та­цию ввиду обна­ру­же­ния в Немау­зе (Ним) штем­пе­ля авер­са, кото­рым были отче­ка­не­ны ауреи (по-види­мо­му, под­лин­ные), отне­сён­ные Мэт­тингли к «Коло­нии Пат­ри­ция»6, с.26 и при­пи­сать часть «испан­ских» дена­ри­ев Немау­зу, в основ­ном исхо­дя из сти­ли­сти­че­ских сооб­ра­же­ний7. Обсто­я­тель­ства обна­ру­же­ния штем­пе­ля без повреж­де­ний и потёр­то­стей в ним­ском фон­тане поз­во­ля­ют нам не согла­сить­ся с тем, что он пред­став­ля­ет немауз­ский монет­ный двор по чекан­ке золота и сереб­ра и пред­ло­жить иное объ­яс­не­ние8; и, хотя сле­ду­ет при­знать, что пол­ное иссле­до­ва­ние «испан­ско­го» золота и сереб­ра ещё не про­во­ди­лось, да и оно вряд ли поз­во­лит уста­но­вить терри­то­рию обра­ще­ния этих золотых и сереб­ря­ных монет (ибо они ходи­ли повсюду), всё же мож­но отме­тить, что (а) Испа­ния в целом уже дав­но была урба­ни­зи­ро­ва­на и вклю­че­на в сеть тор­го­вых свя­зей; (б) осо­бен­но это отно­сит­ся к Бети­ке; (в) Испа­ния слу­жи­ла важ­ным источ­ни­ком золотых и сереб­ря­ных слит­ков; (г) в Испа­нии (в отли­чие от Гал­лии) в то вре­мя сто­я­ло четы­ре леги­о­на, кото­рым тре­бо­ва­лось пла­тить жало­ва­нье моне­та­ми из дра­го­цен­ных метал­лов. Если учесть так­же боль­шое сход­ство порт­ре­тов, наблюда­е­мое меж­ду этим золо­том и сереб­ром, с одной сто­ро­ны, и, с дру­гой сто­ро­ны, обиль­ны­ми выпус­ка­ми город­ской меди, кото­рые нача­ли чека­нить­ся в тот пери­од, когда это золо­то и сереб­ро ста­ло цир­ку­ли­ро­вать в боль­ших коли­че­ствах9, то труд­но отри­цать, по мень­шей мере, прав­до­по­до­бие тео­рии Лаф­фран­ки — Мэт­тингли, вне зави­си­мо­сти от того, где имен­но в Испа­нии рас­по­ла­га­лись сами монет­ные дво­ры.

Про­дол­жи­тель­ность чекан­ки монет­ных дво­ров «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2» невоз­мож­но точ­но опре­де­лить. «Испа­ния 1» — менее про­дук­тив­ный из двух10 — чека­нил типы, кото­рые мож­но отне­сти в основ­ном к 19—18 гг. до н. э.: ука­за­ния на уступ­ки Арме­нии и Пар­фии рас­смат­ри­ва­ют­ся в общем кон­тек­сте, где Август пред­став­лен как спа­си­тель Рима, удо­сто­ен­ный Щита доб­ле­стей (clupeus virtutis) и граж­дан­ско­го вен­ка (corona civica). Монет­ный двор «Испа­ния 2» чека­нил гораздо более актив­но, пожа­луй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чекан­ке тоже изоби­лу­ют ука­за­ния на Арме­нию и Пар­фию, а Август тоже пред­став­лен как спа­си­тель государ­ства, одна­ко дати­ро­ван­ные выпус­ки и пря­мое упо­ми­на­ние о Веко­вых играх (Ludi Saeculares), состо­яв­ших­ся в 17 г. до н. э., свиде­тель­ст­ву­ют о том, что чекан­ка монет­но­го дво­ра «Испа­ния 2» несо­мнен­но про­дол­жа­лась до 17 г. до н. э.

Ауреи и дена­рии, выпу­щен­ные монет­ным дво­ром «Испа­ния 1», име­ют раз­ные типы, за един­ст­вен­ным исклю­че­ни­ем. На монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» дело обсто­ит ина­че. В дру­гих отно­ше­ни­ях оба монет­ных дво­ра име­ют мно­го важ­ных сходств: весо­вой диа­па­зон золотых монет состав­ля­ет 7,90—7,75 г, сереб­ря­ных монет — 3,85—3,65 г; наблюда­ет­ся тен­ден­ция (с неко­то­ры­ми откло­не­ни­я­ми) к рас­по­ло­же­нию штем­пе­лей в пози­ции ↑↓. Хотя вре­мен­ной диа­па­зон их чекан­ки может раз­ли­чать­ся, как и их про­дук­ция и выбор типов авер­са и ревер­са, два монет­ных дво­ра явно име­ют мно­го обще­го — чего и сле­ду­ет ожидать, когда два началь­ни­ка монет­ных дво­ра дей­ст­ву­ют при­бли­зи­тель­но одно­вре­мен­но в сосед­них про­вин­ци­ях.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1См. ниже, с. 43 сл.

2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.

3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.

4Конеч­но, невер­но было бы пола­гать, что порт­ре­ты на мед­ных моне­тах повли­я­ли на порт­ре­ты на сереб­ре и золо­те (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэт­тингли спе­ци­аль­но под­чёр­ки­ва­ет, что речь идёт о вли­я­нии более рас­про­стра­нён­но­го сереб­ра и золота на медь, огра­ни­чен­ную мест­ным обра­ще­ни­ем.

5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.

6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.

7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипо­те­зу труд­но под­дер­жать в отсут­ст­вие сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, и она не учи­ты­ва­ет­ся в спис­ках, при­ведён­ных ниже (с. 45 сл.), где все эти моне­ты отне­се­ны к монет­ным дво­рам «Испа­ния 1» и «Испа­ния 2».

8Sutherland C. H. V. Op. cit. P. 44.

9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.

10Об оцен­ке объ­ё­мов про­из­вод­ства монет­но­го дво­ра «Испа­ния 1» и отсут­ст­вии сколь­ко-нибудь надёж­ных свиде­тельств, а так­же о монет­ном дво­ре «Испа­ния 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.

RIC (Sutherland), т. I, с. 45—46, прим. к №№ 63—67 (1984 г.):

Храм Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца, уве­ко­ве­чив­ший спа­се­ние Авгу­ста от уда­ра мол­нии во вре­мя кан­та­брий­ской кам­па­нии, был посвя­щён воз­ле Капи­то­лия око­ло 22 г. до н. э. (ср. Suet. Aug. 29. 3).

RIC (Sutherland), т. I, с. 45—46, прим. к №№ 66 (1984 г.):

Суще­ст­во­ва­ние моне­ты Coh. 186 — аурея с леген­дой IOVIS TONANTIS и типом 59 выше (RIC. I (1st edn.), № 279) — вызы­ва­ет сомне­ния

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА