консул 59, 48, 46—44; диктатор 49—44 гг. до н. э.
Марк Меттий, монетарий 44 г. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 44 г. до н. э.
Монетный двор: Рим
вес: 4.12 г
АВЕРС:CAESAR IMP. — порт­рет Цеза­ря в вен­ке, впра­во, поза­ди него авгур­ский жезл (littus) и чаша (culullus) или ким­бий (cymbium), или ковш (simpulum). Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: M. METTIVS. H — сто­я­щая Вене­ра вле­во, в пра­вой руке дер­жит Вик­то­рию, в левой — ски­петр, левым лок­тем она опи­ра­ет­ся на щит, кото­рый, в свою оче­редь, сто­ит на зем­ном шаре (или небес­ной сфе­ре). Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 4143—4148
Crawford RRC 480/3 (Pl. LVI) (штемпелей аверса: 36, реверса (все варианты): 45)
Sydenham CRR 1056 (степень редкости: 3 — Common)
Babelon MRR Julia 32 / Mettia 4 (15 Fr.)
RSC I Julius Caesar 34 VF £320
Sear RCTV (2000) I 1407 (VF $960, EF $2400)
CRI 100
Online: CRRO
Сохранность: EF
Описание аверса и реверса приводится по BMCRR, RRC, CRR, RSC, RCTV, CRI.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Аукцион 86, лот 11 (08.10.2015).
Цена реализации: 22000 CHF.
Источник: https://acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, c. 1—2, к Julia (1885 г.):

LXXXII. ЮЛИИ

Семью Юли­ев мож­но счи­тать самой зна­ме­ни­той из пат­ри­ци­ан­ских семей Рима. Эта семья была в чис­ле тех, кого Тулл Гости­лий пере­вез в Рим после раз­ру­ше­ния Аль­бы Лон­ги и немед­лен­но воз­вел в пат­ри­ции1. Из древ­ней­шей над­пи­си нам извест­но, что Юлии жили в Бовил­лах и что при обсто­я­тель­ствах, точ­но нам не извест­ных, при­нес­ли жерт­ву в соот­вет­ст­вии с обы­ча­я­ми Аль­бы, где была их пер­во­на­чаль­ная роди­на, lege Albana2. Намно­го поз­же мы видим, что тра­ди­ции дей­ст­ви­тель­но свя­зы­ва­ют их с Бовил­ла­ми, так как импе­ра­тор Тибе­рий велел вос­ста­но­вить в этом горо­де алтарь (sacrarium), уста­нов­лен­ный в честь рода Юли­ев, и при­ка­зал поста­вить там ста­тую Авгу­ста3. В то же вре­мя, чле­ны этой семьи пре­тен­до­ва­ли на боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние: от Юла или Аска­ния, кото­рый был сыном Вене­ры и Анхи­за: он при­шел осно­вать город Аль­бу после раз­ру­ше­ния Трои. Дик­та­то­ру Юлию Цеза­рю нра­ви­лось в сво­их пуб­лич­ных выступ­ле­ни­ях наме­кать на это небес­ное про­ис­хож­де­ние; это объ­яс­ня­ет при­сут­ст­вие Вене­ры Пра­ро­ди­тель­ни­цы на мно­гих его моне­тах; имя этой боги­ни дик­та­тор дал сво­им сол­да­там в каче­стве паро­ля в бит­вах при с.2 Фар­са­ле и Мун­де. В соот­вет­ст­вии с обе­том, дан­ным перед Фар­са­лом, Цезарь воз­вел в ее честь храм, кото­рый был с необы­чай­ны­ми тор­же­ства­ми открыт 25 сен­тяб­ря 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август под­хва­тил при­тя­за­ния сво­ей при­ем­ной семьи, и Вене­ра и в импе­рии тоже про­воз­гла­ша­лась пра­ро­ди­тель­ни­цей Цеза­рей. Чле­ны рода Юли­ев носи­ли сле­дую­щие про­зви­ща: Бур­си­он, Цезарь, Юл, Мен­тон и Либон. На моне­тах мы видим сле­дую­щих пер­со­на­жей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бур­си­он; 6. Луций Юлий Сали­на­тор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Окта­виан Август.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Dion. Hal. III. 29; Tac. Ann. XI. 24.

2Niebuhr B. G. Römische Geschichte. Bd. II. Berlin, 1836. Anm. 421, 1240.

3Tac. Ann. II. 41.

4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.

MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):

7. Гай Юлий Цезарь

Юлий Цезарь родил­ся в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по мате­ри он был пле­мян­ни­ком Мария, и Сул­ла его проскри­би­ро­вал. Его жизнь слиш­ком хоро­шо извест­на, чтобы при­во­дить здесь какие-либо подроб­но­сти, кро­ме тех, кото­рые име­ют зна­че­ние для нумиз­ма­ти­ки. Поэто­му про­сто крат­ко изло­жим его карье­ру:


Вер­хов­ный пон­ти­фик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Город­ской пре­тор и про­кон­сул Лузи­та­нии в 692 г. (62 г. до н. э.)
Импе­ра­тор в 693 г. (61 г. до н. э.)
Кон­сул и про­кон­сул Гал­лий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал воен­ный три­ум­ви­рат с Пом­пе­ем и Крас­сом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женил­ся на Каль­пур­нии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Про­кон­сул Гал­лий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Вер­цин­ге­то­ри­га при Але­зии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Пере­шел Руби­кон и захва­тил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Пом­пея в Испа­нии в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиг­рал сра­же­ние при Фар­са­ле в 706 г. (48 г. до н. э.)
Рефор­ми­ро­вал кален­дарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низ­ло­жил Фар­на­ка, пон­тий­ско­го царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиг­рал сра­же­ние при Тап­се в Афри­ке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Раз­бил сыно­вей Пом­пея при Мун­де в Испа­нии в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повтор­но про­воз­гла­шен импе­ра­то­ром в 709 г. (45 г. до н. э.)
Полу­чил почет­ный титул «Отец оте­че­ства» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 мар­та 710 г. (44 г. до н. э.)
с.10
Юлий Цезарь был кон­су­лом:
1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.)
2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.)
3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.)
4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был дик­та­то­ром:
1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.)
2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.)
3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.)
4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Дик­та­тор пожиз­нен­но в 710 г. (44 г. до н. э.)

Он был обо­жест­влен, то есть, полу­чил титул divus, после смер­ти, в пятый день до декабрь­ских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На осно­ва­нии этих хро­но­ло­ги­че­ских сведе­ний мы будем клас­си­фи­ци­ро­вать моне­ты Юлия Цеза­ря2.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.

2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.

MRR (Babelon), т. II, с. 223, к Mettia (1885 г.):

CIII. МЕТТИИ

Имя Мет­ти­ев извест­но уже у саби­нов и лати­нов. Мож­но, к при­ме­ру, назвать Мет­тия Фуф­фе­тия, дик­та­то­ра Аль­бы Лон­ги во вре­ме­на прав­ле­ния Тул­ла Гости­лия, во вре­мя кон­флик­та с кото­рым состо­я­лась борь­ба Гора­ци­ев и Кури­а­ци­ев и кото­рый высту­пил в защи­ту Фиден и Вей про­тив Рима. Мет­тий Гемин коман­до­вал тускуль­ской кон­ни­цей в войне меж­ду Римом и союз­ны­ми латин­ски­ми горо­да­ми в 414 г. (340 г. до н. э.). Пуб­лий Мет­тий, сто­рон­ник Сатур­ни­на и Глав­ции, убив­ший Гая Мем­мия, одно­го из кан­дида­тов в кон­су­лы в 654 г. (100 г. до н. э.). Нако­нец, Марк Мет­тий, офи­цер Юлия Цеза­ря, чека­нив­ший моне­ты в 710 г. (44 г. до н. э.). Отправ­лен­ный Цеза­рем во вре­мя галль­ской вой­ны в каче­стве посла к Арио­ви­сту, гла­ве сою­за гер­ман­цев, он был пле­нен вар­ва­ром; но Цезарь после сво­ей победы, осво­бо­дил его1. Голо­ва Юно­ны Соспи­ты, укра­шаю­щая кви­на­рий Мар­ка Мет­тия, как и моне­ты Луция Папия Цель­са, Луция Про­ци­лия, Рос­ция Фаб­а­та, Тория Баль­ба, напо­ми­на­ет, что Мет­тии пре­тен­до­ва­ли на про­ис­хож­де­ние из Лану­вия, где у этой боги­ни был зна­ме­ни­тый алтарь. Реверс дена­рия № 3, а так­же сестер­ция, бли­зок к ревер­су дена­ри­ев Луция Рос­ция Фаб­а­та и Луция Про­ци­лия, на кото­рых мы видим боги­ню Лану­вия со зме­ей. На кви­на­рии Луция Папия Цель­са, так же, как и на кви­на­рии Мар­ка Мет­тия, изо­бра­же­на юная девуш­ка, кото­рая кор­мит змею, посвя­щен­ную богине. Каж­дый год деву­шек под­вер­га­ли это­му испы­та­нию; чудо­ви­ще щади­ло девуш­ку, если не жела­ло съесть ее.


1 Caes. Bell. gall., I, 47, 53.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 542, прим. 1 (к №№ 4135—4151) (1910 г.):

M. METTIVS
(MARCUS METTIUS)

Мар­ка Мет­тия, отче­ка­нив­ше­го эти моне­ты, обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­ют с одно­имен­ным лега­том, кото­ро­го в нача­ле галль­ской вой­ны в 58 г. Цезарь отпра­вил к Арио­ви­сту, вождю и руко­во­ди­те­лю сою­за гер­ман­цев; он был взят в плен, но впо­след­ст­вии осво­бож­ден Цеза­рем. Одна­ко эта иден­ти­фи­ка­ция не под­твер­жда­ет­ся моне­та­ми с его име­нем, так как их долж­ны были отче­ка­нить в 44 г. до н. э. Этот моне­та­рий был чле­ном пер­во­го монет­но­го кват­ту­о­рви­ра­та, учреж­ден­но­го Юли­ем Цеза­рем, и, види­мо, его кол­ле­га­ми были Луций Эми­лий Бука, Пуб­лий Сепул­лий Макр и Гай Кос­су­ций Мариди­ан, кото­рые, как и он, поме­ща­ли на сво­их моне­тах порт­рет Цеза­ря в соот­вет­ст­вии с поста­нов­ле­ни­ем сена­та (ср. Dio Cass., XLIV. 4). Его кол­ле­ги тоже, види­мо, мало извест­ны в исто­рии, и это может объ­яс­нять­ся тем, что Цезарь пору­чил руко­вод­ство монет­ным дво­ром и государ­ст­вен­ны­ми дохо­да­ми сво­им соб­ст­вен­ным слу­гам, зани­мав­шим, веро­ят­но, невы­со­кое обще­ст­вен­ное поло­же­ние (Suet., Caesar, 76).

Фон Зал­лет (Von Sallet, Zeit. f. Num., 1877, с. 127 сл.) отнес к 44 г. чекан­ку моне­та­ри­ев Мар­ка Мет­тия, Луция Эми­лия Буки, Гая Кос­су­ция Мариди­а­на и Луция Фла­ми­ния Хило­на, пола­гая, что дена­рии Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра сле­ду­ет отне­сти к сле­дую­ще­му, 43 г. до н. э., посколь­ку они содер­жат изо­бра­же­ние хра­ма Мило­сер­дия, кото­рый не мог быть воз­веден при жиз­ни Цеза­ря, а так­же порт­рет Мар­ка Анто­ния под покры­ва­лом. В под­твер­жде­ние этой клас­си­фи­ка­ции он при­во­дит свиде­тель­ство кла­да из Вигат­то (Zeit. f. Num., 1875, с. 66), одна­ко захо­ро­не­ние это­го кла­да не мог­ло состо­ять­ся ранее, чем через несколь­ко лет (см. ниже, с. 558 и таб­ли­цы кла­дов). Одна­ко Граф де Салис отнес моне­ты Мак­ра к 44 г. до н. э., а моне­ты Фла­ми­ния Хило­на — к 43 г. до н. э. Сами моне­ты, по-види­мо­му, свиде­тель­ст­ву­ют в поль­зу клас­си­фи­ка­ции гра­фа де Сали­са. С дру­гой сто­ро­ны, Бабе­лон (т. II, с. 20), пола­гая, что пер­вый монет­ный кват­ту­о­рви­рат состо­ял из Мар­ка Мет­тия, Луция Эми­лия Буки, Гая Кос­су­ция Мариди­а­на и Луция Фла­ми­ния Хило­на, при­дер­жи­ва­ет­ся мне­ния, что по какой-то необъ­яс­ни­мой при­чине Мет­тий не чека­нил монет после смер­ти Цеза­ря и был заме­нен в долж­но­сти Пуб­ли­ем Сепул­ли­ем Мак­ром, и что, сле­до­ва­тель­но, в тече­ние 44 г. было пять моне­та­ри­ев. Ф. Л. Ган­тер (F. L. Ganter, Zeit. f. Num., 1895, с. 188) тоже отнес этих моне­та­ри­ев к 44 г. до н. э., но он при­дер­жи­ва­ет­ся мне­ния, что из кол­ле­гии выбыл Хилон, пре­ем­ни­ком кото­ро­го стал Мариди­ан. См. так­же его клас­си­фи­ка­цию выпус­ков этих моне­та­ри­ев (указ. соч., с. 200—203). Этот порядок рас­пре­де­ле­ния моне­та­ри­ев тоже не согла­су­ет­ся с мне­ни­ем гра­фа де Сали­са.

По типам моне­ты Мет­тия мож­но разде­лить на две серии. К пер­вой серии мож­но отне­сти дена­рии типа I, кви­на­рии и сестер­ции, кото­рые в каж­дом слу­чае име­ют сов­ме­щен­ные типы, свя­зан­ные с моне­та­ри­ем и с Юли­ем Цеза­рем; а ко вто­рой серии — дена­рии типов II и II var., кото­рые свя­за­ны толь­ко с Цеза­рем. Посколь­ку не суще­ст­ву­ет монет Мет­тия, кото­рые мож­но опре­де­лен­но отне­сти к пери­о­ду после смер­ти Цеза­ря, обе серии мог­ли быть выпу­ще­ны до это­го собы­тия.

На дена­ри­ях типа I моне­та­рий поме­стил на авер­се голо­ву Юлия Цеза­ря, но на ревер­се, види­мо, ука­зы­ва­ет на про­ис­хож­де­ние сво­ей соб­ст­вен­ной семьи, кото­рая, сле­до­ва­тель­но, вышла из Лану­вия, где суще­ст­во­вал осо­бый культ Юно­ны Соспи­ты, о чем уже упо­ми­на­лось (см. дена­рии Луция Про­ци­лия, с. 386, и Луция Рос­ция Фаб­а­та, с. 422). Судя по леген­де на авер­се, эти моне­ты долж­ны были отче­ка­нить в самом нача­ле года, ибо на них ука­за­на чет­вер­тая дик­та­ту­ра Цеза­ря (45—44 гг. до н. э.), а не титул Dictator Perpetuo, кото­рый был пре­до­став­лен ему в нача­ле фев­ра­ля. Дена­рии типов II и II, var., с Вене­рой Пра­ро­ди­тель­ни­цей и небес­ным гло­бу­сом, ука­зы­ва­ют на при­тя­за­ние рода Юли­ев на с.543 про­ис­хож­де­ние от Анхи­за и Вене­ры. Когда Юлий Цезарь про­из­но­сил речь на похо­ро­нах сво­ей тет­ки Юлии, вдо­вы зна­ме­ни­то­го Мария, он так опи­сал свою гене­а­ло­гию: «Род моей тет­ки Юлии вос­хо­дит по мате­ри к царям, по отцу же к бес­смерт­ным богам: ибо от Анка Мар­ция про­ис­хо­дят Мар­ции-цари, имя кото­рых носи­ла ее мать, а от боги­ни Вене­ры — род Юли­ев, к кото­ро­му при­над­ле­жит и наша семья. Вот поче­му наш род обле­чен непри­кос­но­вен­но­стью, как цари, кото­рые могу­ще­ст­вом пре­вы­ше всех людей, и бла­го­го­ве­ни­ем, как боги, кото­рым под­власт­ны и самые цари» (Suet., Caesar, 6). Паро­лем Цеза­ря в бит­вах при Фар­са­ле и при Мун­де были сло­ва «Вене­ра Победи­тель­ни­ца», и во вре­мя пер­вой из этих битв он дал обет, что постро­ит в Риме храм в бла­го­дар­ность Вене­ре как Пода­тель­ни­це Победы, если все закон­чит­ся успеш­но (App., de Bell. Civ., II. 10, 68; там же. 15, 104). На его коль­це-печа­ти тоже была изо­бра­же­на Вене­ра Победи­тель­ни­ца (Dio Cassius, XLIII. 43). Этот тип Вене­ры Победи­тель­ни­цы с неболь­ши­ми изме­не­ни­я­ми встре­ча­ет­ся так­же на дена­ри­ях дру­гих моне­та­ри­ев это­го года. Литу­ус и ким­бий на авер­се ука­зы­ва­ют на долж­ность вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, кото­рую зани­мал Цезарь. Изо­бра­же­ния на кви­на­рии и сестер­ции, как и на дена­рии типа I, отно­сят­ся к семьям Юли­ев и Мет­ти­ев и к само­му Юлию Цеза­рю.

Воз­мож­но, инте­рес­но будет отме­тить, что Све­то­ний (Caesar, 45) сооб­ща­ет об общей внеш­но­сти Цеза­ря: «Гово­рят, он был высо­ко­го роста, свет­ло­ко­жий, хоро­шо сло­жен, лицо чуть пол­ное, гла­за чер­ные и живые. За сво­им телом он уха­жи­вал слиш­ком даже тща­тель­но, и не толь­ко стриг и брил, но и выщи­пы­вал воло­сы, и этим его мно­гие попре­ка­ли. Без­обра­зив­шая его лыси­на была ему неснос­на, так как часто навле­ка­ла насмеш­ки недоб­ро­же­ла­те­лей. Поэто­му он обыч­но заче­сы­вал поредев­шие воло­сы с теме­ни на лоб; поэто­му же он с наи­боль­шим удо­воль­ст­ви­ем при­нял и вос­поль­зо­вал­ся пра­вом посто­ян­но носить лав­ро­вый венок». Порт­ре­ты на моне­тах это­го года иллю­ст­ри­ру­ют рас­сказ Све­то­ния, и на неко­то­рых из них ясно вид­но, что воло­сы заче­са­ны с теме­ни на лоб (см. илл. LIV, №№ 5, 9, 11, 18).

BMC RR (Grueber), т. I, с. 543, прим. 1 (к №№ 4137—4148) (1910 г.):

Такое воз­об­нов­ле­ние букв, как отме­ток монет­но­го дво­ра явля­ет­ся исклю­чи­тель­ным и их не чека­нил никто из кол­лег Мет­тия. На осно­ва­нии монет, хра­ня­щих­ся в Нацио­наль­ной Кол­лек­ции, пред­став­ля­ет­ся, что бук­вы на моне­тах типа II завер­ша­ют­ся бук­вой E или F, а бук­вы на моне­тах типа II (вари­а­ция) начи­на­ют­ся с F или G. Если так, то это под­твер­жда­ет ту хро­но­ло­гию это­го выпус­ка, кото­рая при­ни­ма­ет­ся в насто­я­щей рабо­те.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

BMC RR (Grueber), т. I, с. 544, прим. 1 (к №№ 4143—4149) (1910 г.): (1910 г.):

Ино­гда бук­вы на авер­се чита­ют­ся как : Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1896. Bd. 28. S. 146.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

CRR (Sydenham), с. 177, к № 1056: (1952 г.):

Это послед­ний слу­чай исполь­зо­ва­ния после­до­ва­тель­но­сти букв на рес­пуб­ли­кан­ских дена­ри­ях.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

RRC (Crawford), с. 492—495, к № 480 (1974 г.):

Хро­но­ло­гия выпус­ков этих четы­рех моне­та­ри­ев запу­тан­на. Дена­рий со сном Сул­лы счи­та­ет­ся пер­вым, так как это един­ст­вен­ный дена­рий, не име­ю­щий отно­ше­ния к Цеза­рю (см. ниже), хотя, конеч­но, в таком мне­нии есть эле­мент волюн­та­риз­ма. Дена­рий с леген­дой DICT • QVART оче­вид­но пред­ше­ст­ву­ет дена­ри­ям с леген­дой DICT • (IN) PERPETVO; меж­ду эти­ми дву­мя груп­па­ми мож­но рас­по­ло­жить три дена­рия с леген­дой IMP. Это мож­но сде­лать, так как дена­рии с леген­дой DICT • QVART оди­на­ко­во пре­вос­ход­но­го каче­ства, дена­рии с леген­дой DICT • (IN) PERPETVO прак­ти­че­ски без исклю­че­ния сде­ла­ны весь­ма небреж­но, а дена­рии с леген­дой IMP — и так и так.

Дена­рии с леген­дой DICT • (IN) PERPETVO (начи­ная с како­го-то момен­та до 15 фев­ра­ля 44 г., ср. Cic. Phil. II. 87) делят­ся на две груп­пы, номе­ра 614 и номе­ра 1516. Номе­ра 6 и 7а име­ют общий штем­пель авер­са, номе­ра 7а и 7б име­ют два общих штем­пе­ля ревер­са; у номе­ров 7c—11 и 12—14 име­ет­ся несколь­ко общих штем­пе­лей ревер­са, кото­рые, вне сомне­ний, дока­зы­ва­ют, что порт­ре­ты с покры­ва­лом и без него чека­ни­лись одно­вре­мен­но (см. Alföldi A. Die Erklärung des Namens “Caesar” in den spätrömischen Kompendien (zu v. Ael. 2, 3-5) // Antiquitas. Reihe 4. Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung. Bd. 4, Bonn, 1968. S. 10—11 = Zur Auswertung der Münzquellen der Geschichte des Jahres 44 v. Chr. // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148). Номе­ра 1516 име­ют несколь­ко общих штем­пе­лей ревер­са, но нет общих штем­пе­лей авер­са с номе­ра­ми 7c—14; каче­ство и титу­ла­ту­ра пред­ла­га­ют совре­мен­ность пер­вой груп­пе (нет под­твер­жде­ния аргу­мен­тов А. Аль­фёль­ди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 17—22 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 85—86, 90—91, что вто­рая груп­па долж­на дати­ро­вать­ся поз­же и после смер­ти Цеза­ря).

Дена­рии с леген­дой IMPER так­же делят­ся на две груп­пы, номе­ра 17 и 18, сход­но­го каче­ства и с.493 титу­ла­ту­ры, но без общих штем­пе­лей ревер­са; здесь несколь­ко штем­пе­лей ревер­са Мар­ка Мет­тия объ­еди­не­ны с новы­ми, поспеш­но выпол­нен­ны­ми авер­са­ми1; в то же вре­мя Пуб­лий Сепул­лий Макр чека­нил сле­дую­щие выпус­ки, ком­би­ни­руя новый тип авер­са Мар­ка Мет­тия и соб­ст­вен­ный более ран­ний тип ревер­са (осо­бое каче­ство вновь выпу­щен­ных ревер­сов Мар­ка Мет­тия впер­вые было отме­че­но К. М. Кра­аем, см.: Kraay C. M. Caesar’s Quattuorviri of 44 B. C. // NC. Vol. 14. 1954. P. 23; об осо­бом каче­стве сле­дую­щих выпус­ков Пуб­лия Сепул­лия см. Alföldi A. Die Erklärung… S. 10—11 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148; Die Erklärung… S. 12, 16 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 61—62). Затем сле­ду­ют два дена­рия с леген­дой PARENS PATRIAE; тип ревер­са вто­ро­го дена­рия в кон­це кон­цов стал исполь­зо­вать­ся с еще дву­мя типа­ми авер­са, хра­мом Мило­сер­дия и голо­вой Анто­ния. Послед­ний дена­рий выпу­щен, конеч­но, после смер­ти Цеза­ря, пер­вый, прак­ти­че­ски навер­ня­ка, — тоже; два дена­рия с леген­дой PARENS PATRIAE луч­ше все­го дати­ро­вать одним пери­о­дом. Что каса­ет­ся чрез­вы­чай­ных выпус­ков с леген­дой IMPER, луч­шее объ­яс­не­ние их отли­чи­тель­ных осо­бен­но­стей мож­но най­ти в том, что они были выпу­ще­ны сра­зу после тра­гедии 15 мар­та 44 г.

Хро­но­ло­гия кви­на­ри­ев и сестер­ци­ев отно­си­тель­но друг дру­га и отно­си­тель­но дена­ри­ев неяс­на. Сре­ди кви­на­ри­ев и сестер­ци­ев более ран­ни­ми счи­та­ют­ся те, что не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния к Цеза­рю (см. ниже).

Луций Эми­лий Бука ина­че засвиде­тель­ст­во­ван как сто­рон­ник Мар­ка Скав­ра на суде послед­не­го в 54 г. (Ascon. 28 C) и, веро­ят­но, подоб­но ему, явля­ет­ся род­ст­вен­ни­ком Сул­лы (см. ниже); Марк Мет­тий, воз­мож­но, — тот самый чело­век, кото­рый являл­ся лега­том 58 г.; Пуб­лий Сепул­лий Макр ина­че никак неиз­ве­стен, но, воз­мож­но, при­над­ле­жит к семье из Пата­вия (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 130); Гай Кос­су­ций Мариди­ан, воз­мож­но, явля­ет­ся род­ст­вен­ни­ком моне­та­рия № 395.

Изо­бра­же­ние на ревер­се типа 1 сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как намек на сон, кото­рый Сул­ла видел перед сво­им похо­дом на Рим в 88 г. (Plut. Sull. 9; Vollenweider M.-L. Der Traum des Sulla Felix // SNR. Bd. 39. 1958—1959. S. 22 с более ран­ней биб­лио­гра­фи­ей; здесь Победа с жез­лом заме­ня­ет мол­нию, кото­рой Сул­ла дол­жен был сра­зить сво­их вра­гов; туман­ные заме­ча­ния А Аль­фёль­ди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 1 = Zur Auswertung… // Jahrbuch des Bernischen Historischen Museums. Bd. 2. 1961—1962. S. 275—284, не отно­сят­ся к делу); при­сут­ст­вие Вене­ры на авер­се номе­ра 1 вполне объ­яс­ня­ет­ся ее свя­зью с Сул­лой; про­слав­ле­ние Букой столь даль­не­го род­ст­вен­ни­ка как Сул­ла, ср. с № 427 и над­пи­сью, при­веден­ной там. Луна, изо­бра­жен­ная на ревер­се № 1, вновь появ­ля­ет­ся на сестер­ции Луция Эми­лия Буки № 26, свя­зан­ная там со звездой на ревер­се, как ука­за­ни­ем на ее боже­ст­вен­ность. Марк Мет­тий отме­тил свое про­ис­хож­де­ние из Лану­вия (про­тив: Wiseman T. P. New men in the Roman senate, 139 B. C. — A. D. 14., Oxford, 1971. P. 241) на ревер­се сво­его само­го ран­не­го дена­рия № 2, и на сестер­ции, а так­же на авер­се сво­его кви­на­рия (см. №№ 316 и 412); Победа на ревер­се кви­на­рия не отож­дествля­ет­ся с цеза­ри­ан­ской, но Вене­ра на авер­се сестер­ция, веро­ят­но, цеза­ри­ан­ская, и на авер­се дена­рия № 2 име­ет­ся самый ран­ний порт­рет Цеза­ря (Cass. Dio XLIV. 4. 4, ср. Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 274; Vollenweider M.-L. Verwendung und Bedeutung der Porträtgemmen für das politische Leben der römischen Republik // Museum Helveticum 1955. Bd. 12. S. 109; Alföldi A. Das wahre Gesicht Cäsar // Antike Kunst. Bd. 2. 1959. S. 27) с жез­лом, напо­ми­наю­щим о его авгу­ра­те.

с.494 С это­го вре­ме­ни и далее чекан­ка четы­рех моне­та­ри­ев посто­ян­но отно­сит­ся к Цеза­рю или, затем, к Анто­нию; порт­рет Цеза­ря доми­ни­ру­ет в выпус­ке, с Вене­рой в каче­стве само­го рас­про­стра­нён­но­го изо­бра­же­ния на ревер­се. На № 3 порт­рет сопро­вож­да­ет­ся жез­лом, как сим­во­лом авгу­ра­та Цеза­ря, и чашей, как сим­во­лом его пон­ти­фи­ка­та, на № 4 сим­во­лы исче­за­ют, а титу­ла­ту­ра пря­мо опи­сы­ва­ет Цеза­ря как вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка; об объ­еди­не­нии титу­лов IMPERATOR и PONTIFEX MAXIMVS ср. над­пи­си: Raubitschek A. E. Epigraphical Notes on Julius Caesar // JRS. Vol. 44. 1954. P. 73 (а так­же AE 1967, 107)2. Дру­гая груп­па дена­ри­ев, номе­ра 12—14, ука­зы­ва­ет на долж­ность вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка за счет добав­ле­ния к порт­ре­ту покры­ва­ла; дена­рии с над­пи­сью PARENS PATRIAE пока­зы­ва­ют жезл (lituus) и ост­ро­ко­неч­ную шап­ку (apex), как и покры­ва­ло. На номе­ре 5 вме­сте с порт­ре­том изо­бра­же­на звезда, на номе­ре 4 — полу­ме­сяц, как ука­за­ние на веру в нача­ло новой эры (см. ком­мен­та­рии к № 494).

Вене­ра как тип ревер­са все­гда сопро­вож­да­ет­ся Победой, обыч­но со щитом, что явно озна­ча­ет, что это Вене­ра Победи­тель­ни­ца (см. с. 727); ино­гда она сопро­вож­да­ет­ся звездой, как ука­за­ни­ем на ее боже­ст­вен­ность, или зем­ным шаром, как сим­во­лом вер­хо­вен­ства.

Изо­бра­же­ние на ревер­се № 6 явля­ет­ся исклю­че­ни­ем так как там отсут­ст­ву­ет Вене­ра; на нем изо­бра­жен топор, как сим­вол пон­ти­фи­ка­та Цеза­ря, и зем­ной шар, как сим­вол вер­хо­вен­ства (ср. кви­на­рии Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра с его объ­еди­не­ни­ем Победы и Фор­ту­ны, о кото­ром см. Weinstock S. Op. cit. P. 121—126); на изо­бра­же­нии так­же име­ет­ся каду­цей, сим­вол бла­го­по­лу­чия, с фас­ци­я­ми без топо­ра — сим­во­лом сво­бо­ды (Cic. Rep. II. 55; о Цеза­ре как Осво­бо­ди­те­ле см. № 473), и при­бав­ле­на пара соеди­нен­ных рук как сим­вол мира и согла­сия3. Тема бла­го­по­лу­чия под­хва­че­на сестер­ци­ем Пуб­лия Сепул­лия Мак­ра с Мер­ку­ри­ем на авер­се и каду­це­ем на ревер­се, темы мира и согла­сия — кви­на­ри­ем Луция Эми­лия Буки, с Миром на авер­се и соеди­нен­ны­ми рука­ми на ревер­се. Про­па­ган­да моне­та­ри­ев Цеза­ря была под­готов­ле­на таким обра­зом, чтобы отра­зить и его дости­же­ния, и его власть; в том же смыс­ле Дион Кас­сий (XLIV. 4. 5) опи­сы­ва­ет реше­ние сена­та постро­ить храм Согла­сия «на том осно­ва­нии, что имен­но бла­го­да­ря Цеза­рю они пре­бы­ва­ли в мире» (ср. Weinstock S. Pax and the “Ara pacis” // JRS. Vol. 50. 1960. P. 45).

Новые типы, кото­рые появ­ля­ют­ся после смер­ти Цеза­ря, изо­бра­жа­ют его как Отца Оте­че­ства, об этом титу­ле см. Cass. Dio XLIV. 4. 4; Liv. Epit. 116; App. BC. II. 442; Nic. Dam., Caes. 80; Suet. Iul. 76; Inscr. It. XIII, 1, p. 183; ILLRP 407 и 408; Sec. Misc. Gr. Rom., 381; о его роли в цеза­ри­ан­ской про­па­ган­де см. Cic. Fam. XII. 3. 1; Phil. II. 31; XIII. 22 и 25; Cass. Dio XLIV. 48. 1, 3; Flor. II. 17 (IV. 7). 1; Val. Max. VI. 4. 5; с.495 Suet. Iul. 85, 88; App. BC. II. 602. Появ­ля­ет­ся так­же про­ек­ти­ро­вав­ший­ся храм Мило­сер­дия Цеза­ря; о хра­ме см. Cass. Dio XLIV. 6. 4; App. BC. II. 443; Plut. Caes. 57; о свя­зи меж­ду мило­сер­ди­ем Цеза­ря и его поло­же­ни­ем как отца оте­че­ства см. App. BC. II. 602; ср. Cic. Att. XIV. 22. 1; Phil. II. 116; так­же с. 735. Наезд­ник, пере­пры­ги­ваю­щий с одной лоша­ди на дру­гую (desultor), с паль­мо­вой вет­вью и вен­ком, воз­мож­но, явля­ет­ся наме­ком на игры, про­во­див­ши­е­ся по слу­чаю Пари­лий (21 апре­ля 44 г.) в озна­ме­но­ва­ние победы при Мун­де, игр, кото­рые выли­лись в демон­стра­цию пре­дан­но­сти памя­ти Цеза­ря (Cass. Dio XLV. 6. 4; Cic. Att. XIV. 14. 1; 17. 3; 19. 3; нет дан­ных что Окта­виан был вовле­чен, про­ти­во­по­лож­ную точ­ку зре­ния см.: Alföldi A. Studien über Caesar’s Monarchie I (Bulletin de la Société royale des lettres de Lund). 1952—1953. P. 47—49). Выпус­ки 44 г. сход­ны с дена­ри­ем с наезд­ни­ком на ревер­се и порт­ре­том Анто­ния на авер­се, боро­да­то­го в знак тра­у­ра, с покры­ва­лом и сим­во­ла­ми авгу­ра­та.

© 2017 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Точ­ка зре­ния А. Аль­фёль­ди, что пар­тия неис­поль­зо­ван­ных и в конеч­ном ито­ге уни­что­жен­ных штем­пе­лей авер­са име­ла леген­ду CAESAR REX (Alföldi A. Die Erklärung… S. 3 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 62. 1964. S. 71), не обос­но­ва­на.

2Зна­че­ние титу­ла­ту­ры CAESAR IMPERATOR дис­кус­си­он­но; мне кажет­ся, что это ука­за­ние не на осо­бый ког­но­мен (как счи­та­ет Д. Кинаст: Kienast D. Imperator // ZSS. Bd. 78. 1961. S. 416—417), и не на обла­да­ние посто­ян­ным коман­до­ва­ни­ем (как счи­та­ет М. Гель­цер, сле­дуя за Аль­фёль­ди: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 307, n. 2), но ско­рее на пози­цию Цеза­ря как посто­ян­но­го три­ум­фа­то­ра (см. Cic. Lig. 7; Cass. Dio XLIV. 4. 2); ср. комм. к № 437 на с. 459. В любом слу­чае, моне­ты ясно пока­зы­ва­ют, что Цезарь не при­нял импе­ра­тор­ско­го пре­но­ме­на, пред­ло­жен­но­го сена­том (Cass. Dio XLII. 44. 2; про­тив: Suet. Iul. 76).

3Изо­бра­же­ние, к сожа­ле­нию, нель­зя свя­зать с вопро­сом о том, обла­дал ли Цезарь три­бун­ской вла­стью, о чём см. Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxford, 1968. P. 54—55.

RSC I (Seaby), с. 109, к № 34—35 (1978 г.):

Эти моне­ты вновь напо­ми­на­ют о при­тя­за­ни­ях рода Юли­ев на про­ис­хож­де­ние от Вене­ры.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

CRI (Sear), с. 71—72, к № 100 (1998 г.):

Веро­ят­но, выпуск дена­ри­ев это­го типа про­дол­жал­ся с середи­ны янва­ря до нача­ла фев­ра­ля и пред­ше­ст­во­вал моне­там с леген­дой CAESAR DICT PERPETVO, кото­рые, хотя их чека­нил и не Мет­тий, сме­ни­ли леген­ду CAESAR IMP на чекан­ке кол­ле­ги Мет­тия — Сепул­лия Мак­ра. Добав­ле­ние ков­ша (simpulum) поза­ди порт­ре­та Цеза­ря ука­зы­ва­ет на его долж­ность вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, кото­рую, вопре­ки обыч­ной прак­ти­ке, он зани­мал одно­вре­мен­но с авгу­ра­том. Вене­ра, как пра­ро­ди­тель­ни­ца рода Юли­ев, уже зани­ма­ла вид­ное место на монет­ных выпус­ках Цеза­ря, и ей пред­сто­я­ло стать глав­ной темой ревер­сов это­го послед­не­го эта­па чекан­ки дик­та­то­ра. Неболь­шой шар под её щитом на этом изо­бра­же­нии озна­ча­ет миро­вое гос­под­ство — самый под­хо­дя­щий сим­вол для монет вели­ко­го воен­но­го лиде­ра. Харак­тер­ная осо­бен­ность выпус­ков Мет­тия, кото­рая несвой­ст­вен­на боль­ше ни одно­му из трёх его кол­лег по чекан­ке — это исполь­зо­ва­ние букв, как зна­ков монет­но­го дво­ра, на ревер­сах сво­их монет с Вене­рой. Эта прак­ти­ка, обыч­ная на рес­пуб­ли­кан­ских моне­тах пер­вых деся­ти­ле­тий I в. до н. э., была забы­та на мно­го лет и непо­нят­но, поче­му её воз­ро­дил Мет­тий. Любо­пыт­но, что пять букв-зна­ков (G — L), исполь­зо­ван­ных на моне­тах это­го типа про­дол­жа­ют ряд из дру­гих пяти (A — E), кото­рые име­ют­ся на той части выпус­ка Мет­тия, кото­рую Кро­уфорд дати­ру­ет пери­о­дом после убий­ства Цеза­ря (см. № 101). Хро­но­ло­гия Кро­уфор­да пред­став­ля­ет­ся вер­ной, но зага­доч­ная ано­ма­лия с после­до­ва­тель­но­стью букв-зна­ков всё ещё ожида­ет убеди­тель­но­го объ­яс­не­ния.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (2015 г.):

Marcus Mettius was one of four moneyers for 44 BC. No clear information survives to indicate why the college of moneyers, traditionally always being three, was upped to four in this fateful year. Perhaps the increase was mandated by the large outpouring of money needed in anticipation of the planned war with Parthia. In any event, Mettius is alone to use control letters on his reverse dies (here the letter ”H”). These control letters were common on republican coins but had not been used for imperatorial issues. More curiously, Crawford believes that the issues with control letters G through L are from an earlier date than those with control letters A through E. No convincing argument has ever been presented to identify why this might have been so. Both Crawford and Sear indicate that those issues with G-L are lifetime issues while those with A-E are posthumous. MSG.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА