Сохранность: VF * Дата чеканки: 44 г. до н. э. (RRC, CRR, BMCRR), фев.—март 44 г. до н. э., Рим (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по RRC, BMCRR, CRR. Spink — Auction 14005 Lot 129 (26.06.2014).
Одна из древнейших и известнейших патрицианских семей в Риме, семья Эмилиев, была сабинского происхождения; согласно одним источникам, она претендовала на происхождение от Мамерка, сына Пифагора, согласно другим — от сына Нумы. Мамерк получил имя Эмилия за свое убедительное красноречие, δἰ’ αἰμυλίαν λόγου1. Другая традиция считает предком Эмилиев Эмила, сына Аскания, от которого произошли Нумитор и Амулий — альбанский царь в эпоху становления Рима. Этот род особенно знаменит Павлами Эмилиями, Скаврами, Мамерками и Лепидами. Также Тацит пишет: род Эмилиев всегда изобиловал достойными гражданами2. Монетариев, чеканивших во времена Республики, много, и мало какие рода были для нумизматики столь же историчны и интересны.
MRR (Babelon), т. I, с. 123, к Aemilia 12—19 (1885 г.):
5. ЛУЦИЙ ЭМИЛИЙ БУКА.
Кваттуорвир по чеканке монеты в 710 г. (44 г. до н. э.).
Этот персонаж, упоминаемый в судебном процессе Скавра1, был сыном монетария Марка Скавра, современника Суллы2. Он был кваттуорвиром по чеканке монеты в год смерти Юлия Цезаря, в 710 г. (44 г. до н. э.). История Луция Эмилия Буки никак иначе неизвестна; все изображения на его монетах относятся к Юлию Цезарю, там же имеются легенда и изображения, связанные с родом Юлиев, а также история коллегии монетариев, в которой состоял Луций Бука.
Семью Юлиев можно считать самой знаменитой из патрицианских семей Рима. Эта семья была в числе тех, кого Тулл Гостилий перевёз в Рим после разрушения Альбы Лонги и немедленно возвёл в патриции1. Из древнейшей надписи нам известно, что Юлии жили в Бовиллах и что при обстоятельствах, точно нам не известных, принесли жертву в соответствии с обычаями Альбы, где была их первоначальная родина, lege Albana2. Намного позже мы видим, что традиции действительно связывают их с Бовиллами, так как император Тиберий велел восстановить в этом городе алтарь (sacrarium), установленный в честь рода Юлиев, и приказал поставить там статую Августа3. В то же время, члены этой семьи претендовали на божественное происхождение: от Юла или Аскания, который был сыном Венеры и Анхиза: он пришёл основать город Альбу после разрушения Трои. Диктатору Юлию Цезарю нравилось в своих публичных выступлениях намекать на это небесное происхождение; это объясняет присутствие Венеры Прародительницы на многих его монетах; имя этой богини диктатор дал своим солдатам в качестве пароля в битвах при с.2 Фарсале и Мунде. В соответствии с обетом, данным перед Фарсалом, Цезарь возвёл в её честь храм, который был с необычайными торжествами открыт 25 сентября 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август подхватил притязания своей приёмной семьи, и Венера и в империи тоже провозглашалась прародительницей Цезарей. Члены рода Юлиев носили следующие прозвища: Бурсион, Цезарь, Юл, Ментон и Либон. На монетах мы видим следующих персонажей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бурсион; 6. Луций Юлий Салинатор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.
MRR (Babelon), т. II, c. 9—10, к Julia 9—58 (1885 г.):
7. Гай Юлий Цезарь
Юлий Цезарь родился в Риме в 652 г. (102 г. до н. э.); по матери он был племянником Мария, и Сулла его проскрибировал. Его жизнь слишком хорошо известна, чтобы приводить здесь какие-либо подробности, кроме тех, которые имеют значение для нумизматики. Поэтому просто кратко изложим его карьеру:
Верховный понтифик в 691 г. (63 г. до н. э.)
Городской претор и проконсул Лузитании в 692 г. (62 г. до н. э.)
Император в 693 г. (61 г. до н. э.)
Консул и проконсул Галлий на 5 лет в 694 г. (60 г. до н. э.)
Создал военный триумвират с Помпеем и Крассом в 694 г. (60 г. до н. э.)
Женился на Кальпурнии в 695 г. (59 г. до н. э.)
Проконсул Галлий еще на три года в 699 г. (55 г. до н. э.)
Победил Верцингеторига при Алезии в 702 г. (52 г. до н. э.)
Перешел Рубикон и захватил Рим в 704 г. (50 г. до н. э.)
Победил Помпея в Испании в 705 г. (49 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Фарсале в 706 г. (48 г. до н. э.)
Реформировал календарь в 707 г. (47 г. до н. э.)
Низложил Фарнака, понтийского царя, в 707 г. (47 г. до н. э.)
Выиграл сражение при Тапсе в Африке в 708 г. (46 г. до н. э.)
Разбил сыновей Помпея при Мунде в Испании в 709 г. (45 г. до н. э.)
Повторно провозглашен императором в 709 г. (45 г. до н. э.)
Получил почетный титул «Отец отечества» в 710 г. (44 г. до н. э.)
Убит 15 марта 710 г. (44 г. до н. э.) с.10
Юлий Цезарь был консулом: 1-й раз в 694 г. (60 г. до н. э.) 2-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.) 5-й раз в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был диктатором: 1-й раз в 706 г. (48 г. до н. э.) 2-й раз в 707 г. (47 г. до н. э.) 3-й раз в 708 г. (46 г. до н. э.) 4-й раз в 709 г. (45 г. до н. э.)
Диктатор пожизненно в 710 г. (44 г. до н. э.)
Он был обожествлен, то есть, получил титул divus, после смерти, в пятый день до декабрьских календ 712 г. (42 г. до н. э.)1. На основании этих хронологических сведений мы будем классифицировать монеты Юлия Цезаря2.
1Dio Cass. XLVII. 18. 3; ср. Caland C. De nummis M. Antonii III viri vitam et res gestas illustrantibus commentatio. La Haye, 1883. P. 31.
2Ср. de Saulcy Fr. Système monétaire de la République romaine à l’époque de Jules César. Paris, 1873.
MRR (Babelon), т. II, с. 19—20, к Julia 31—58 (1885 г.):
с.19 В конце 709 г. или в начале 710 г. Цезарь увеличил число младших магистратов, среди которых были должностные лица, ответственные за чеканку монет1. Триумвиры по чеканке монет стали кваттуорвирами, и в первую коллегию, состоявшую из пяти магистратов, входили следующие лица: Марк Меттий; Луций Эмилий Бука; Гай Коссуций Маридиан; Луций Фламиний Хилон. В том же 710 г. (44 г. до н. э.) сенат издал постановление, позволявшее Цезарю помещать свое изображение на монетах2. Марк Меттий первым выпустил монеты с головой Юлия Цезаря, поэтому на некоторых экземплярах, отчеканенных с.20 этим кваттуорвиром, Цезарь назван dictator quarto, титулом, который был отменен принятием титула dictator perpetuo в конце января или начале февраля 710 г.3 Позднее, в течение 710 г. Марк Меттий по неизвестной причине, возможно, из-за смерти, перестал исполнять обязанности монетного магистрата, и в коллегии его заменил Публий Сепуллий Макр, так что в 710 г. насчитывалось пять коллег-магистратов.
3von Sallet A. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Bd. 4. 1877. S.127 f.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 540, прим. 1 (к №№ 4129—4194) (1910 г.):
Около 44 г. до н. э.; 710 г. от основания города
Монеты, отнесенные к этой дате, можно разделить на три серии: 1. выпущенные самим Юлием Цезарем от своего имени и выпущенные префектом Квинтом Оппием, первые — из золота, вторые — из бронзы; 2. выпущенные монетариями, число которых увеличилось до четырех и которые, возможно, с одним исключением, чеканили монеты до и после смерти Цезаря — они только серебряные; и 3. выпущенные после смерти Цезаря префектами Луцием Цестием и Гаем Норбаном по постановлению сената — они золотые.
Таким образом, становится понятно, что золотые и бронзовые монеты были ограничены специальными выпусками и только серебряные монеты чеканились ординарными монетариями монетного двора, хотя по условиям их назначений, они, видимо, были уполномочены чеканить монеты из всех трех металлов: золота, серебра и бронзы (см. монеты Гая Коссуция Маридиана, с. 552, № 4187).
Основные события, связанные с выпуском этого года, — это очередная попытка возродить выпуск бронзовых монет; увеличение числа монетариев монетного двора с трех до четырех (minorum etiam magistratuum numerum ampliavit;Suet. Iul. 41); и размещение, в соответствии с постановлением сената, портрета Цезаря на монетах, почесть, никогда ранее не предоставлявшаяся римскому гражданину (ср. Dio Cass. XLIV. 4).
BMC RR (Grueber), т. I, с. 545—546, прим. 2 (к №№ 4152—4163) (1910 г.):
Чеканка Буки состоит из двух серий: монеты, выпущенные при жизни Юлия Цезаря, и те, что были выпущены после его смерти. К последней серии принадлежит лишь денарий типа IV. Денарии типов I и II упоминают о притязаниях рода Юлиев на происхождение от Анхиза и Венеры (см. выше, с. 542). На типе III кадуцей, фасции и глобус звездного неба символизируют универсальную власть Цезаря, а соединенные руки — теплые и миролюбивые чувства по отношению к нему со стороны римлян, которые удостоили его всех почестей, за исключением верховной власти. Глобус звездного неба может означать реформу календаря, проведенную Цезарем (Suetonius, Caesar, 40). Топор — символ власти верховного понтифика.
Монеты типа IV принадлежат серии, выпущенной после смерти Цезаря. Сабатье (Sabatier) (Méd. Contor. с. 75), за которым следует Бабелон (том II, с. 23), предположил, что изображение на реверсе относится к легенде об Эндимионе и Диане, но если связать Буку с Марком Скавром, пасынком Суллы, то объяснение изображения как иллюстрации знаменитого сна Суллы, данное Эккелем, представляется более вероятным. Плутарх (Sulla, IX) сообщает нам, что «Да и самому Сулле, как рассказывают, во сне явилась богиня, чтить которую римляне научились от каппадокийцев, это то ли Луна, то ли Минерва, то ли Беллона. Сулле снилось, будто богиня, представ перед ним, протягивает ему молнию и, называя по имени каждого из его врагов, повелевает поразить их, и, пораженные молнией, они падают и исчезают». Изображенная здесь богиня — это Селена, а крылатая фигура на заднем плане — Победа, которая побуждает Суллу к действию, а не «Амур», как предложил Сабатье. Луций Бука, очевидно, выбрал это изображение как связанное с его собственной семейной историей, вместо того, которое могло быть неприятно врагам мертвого диктатора.
Изображение на реверсе квинария, — две соединенные правые руки — было объяснено выше в связи с денарием типа III, и голова Мира на аверсе еще сильнее это акцентирует. Звезда на сестерции может означать планету Венеру или относиться к постановлению сената о причислении Цезаря к богам. На следующих монетах Публия Сепуллия Макра звезда — обычное дополнение к Венере Победительнице. Об отношении рода Юлиев к богине Диане говорилось в связи с предыдущими выпусками с.546 (см. с. 521). Хотя имя Цезаря не появляется ни на квинариях, ни на сестерциях, возможно, они все же были выпущены до его смерти.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 545, прим. 1 (к №№ 4152—4163) (1910 г.):
ЛУЦИЙ ЭМИЛИЙ БУКА
(Lucius Aemilius Buca)
Вероятно, ничего точно неизвестно о Луции Эмилии Буке, сверх того, что он был монетарием римского монетного двора. Морелли (Fam. rom. num., т. II, с. 13) относит денарии типов I—II и типов V к двум разным монетариям и предполагает, что выпускавший последние экземпляры был квестором Суллы и отцом кваттуорвира. Тем не менее, не может быть сомнений в том, что все монеты, на которых указано имя Луция Эмилия Буки или просто Луция Буки, принадлежат одному монетарию, но сомнительно, что его следует идентифицировать с Луцием Букой, который просил судей за Марка Эмилия Скавра на суде над последним в 54 г. до н. э. (Ascon., in Scaur., с. 29, изд. Orelli). Бабелон (том I, с. 123) сообщает, что он был сыном Марка Скавра, пасынка Суллы, который чеканил монеты в качестве курульного эдила примерно в 58 г. до н. э. (см. выше, с. 483), и эти отношения, видимо, подтверждаются легендой, имеющейся на реверсе денария типа IV (см. с. 546). Он был членом первого кваттуорвирата монетного двора, назначенного Юлием Цезарем в 44 г. до н. э., и, видимо, коллегой Марка Меттия, Публия Сепуллия Макра и Гая Коссуция Маридиана, которые тоже чеканили на своих монетах портрет Юлия Цезаря в соответствии с постановлением сената. Бука — единственный монетарий этого года, принявший официальный титул IIIIVIR на своих монетах.
Хронология выпусков этих четырех монетариев запутанна. Денарий со сном Суллы считается первым, так как это единственный денарий, не имеющий отношения к Цезарю (см. ниже), хотя, конечно, в таком мнении есть элемент волюнтаризма. Денарий с легендой DICT • QVART очевидно предшествует денариям с легендой DICT • (IN) PERPETVO; между этими двумя группами можно расположить три денария с легендой IMP. Это можно сделать, так как денарии с легендой DICT • QVART одинаково превосходного качества, денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO практически без исключения сделаны весьма небрежно, а денарии с легендой IMP — и так и так.
Денарии с легендой DICT • (IN) PERPETVO (начиная с какого-то момента до 15 февраля 44 г., ср. Cic. Phil. II. 87) делятся на две группы, номера 6—14 и номера 15—16. Номера 6 и 7а имеют общий штемпель аверса, номера 7а и 7б имеют два общих штемпеля реверса; у номеров 7c—11 и 12—14 имеется несколько общих штемпелей реверса, которые, вне сомнений, доказывают, что портреты с покрывалом и без него чеканились одновременно (см. Alföldi A. Die Erklärung des Namens “Caesar” in den spätrömischen Kompendien (zu v. Ael. 2, 3-5) // Antiquitas. Reihe 4. Beiträge zur Historia-Augusta-Forschung. Bd. 4, Bonn, 1968. S. 10—11 = Zur Auswertung der Münzquellen der Geschichte des Jahres 44 v. Chr. // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148). Номера 15—16 имеют несколько общих штемпелей реверса, но нет общих штемпелей аверса с номерами 7c—14; качество и титулатура предлагают современность первой группе (нет подтверждения аргументов А. Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 17—22 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 85—86, 90—91, что вторая группа должна датироваться позже и после смерти Цезаря).
Денарии с легендой IMPER также делятся на две группы, номера 17 и 18, сходного качества и с.493 титулатуры, но без общих штемпелей реверса; здесь несколько штемпелей реверса Марка Меттия объединены с новыми, поспешно выполненными аверсами1; в то же время Публий Сепуллий Макр чеканил следующие выпуски, комбинируя новый тип аверса Марка Меттия и собственный более ранний тип реверса (особое качество вновь выпущенных реверсов Марка Меттия впервые было отмечено К. М. Крааем, см.: Kraay C. M. Caesar’s Quattuorviri of 44 B. C. // NC. Vol. 14. 1954. P. 23; об особом качестве следующих выпусков Публия Сепуллия см. Alföldi A. Die Erklärung… S. 10—11 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 64. 1966. S. 148; Die Erklärung… S. 12, 16 = Zur Auswertung… // SNR. Bd. 47. 1968. S. 61—62). Затем следуют два денария с легендой PARENS PATRIAE; тип реверса второго денария в конце концов стал использоваться с еще двумя типами аверса, храмом Милосердия и головой Антония. Последний денарий выпущен, конечно, после смерти Цезаря, первый, практически наверняка, — тоже; два денария с легендой PARENS PATRIAE лучше всего датировать одним периодом. Что касается чрезвычайных выпусков с легендой IMPER, лучшее объяснение их отличительных особенностей можно найти в том, что они были выпущены сразу после трагедии 15 марта 44 г.
Хронология квинариев и сестерциев относительно друг друга и относительно денариев неясна. Среди квинариев и сестерциев более ранними считаются те, что не имеют никакого отношения к Цезарю (см. ниже).
Луций Эмилий Бука иначе засвидетельствован как сторонник Марка Скавра на суде последнего в 54 г. (Ascon. 28 C) и, вероятно, подобно ему, является родственником Суллы (см. ниже); Марк Меттий, возможно, — тот самый человек, который являлся легатом 58 г.; Публий Сепуллий Макр иначе никак неизвестен, но, возможно, принадлежит к семье из Патавия (Wiseman T. P. Some Republican senators and their tribes // CQ. Vol. 14. 1964. P. 130); Гай Коссуций Маридиан, возможно, является родственником монетария № 395.
Изображение на реверсе типа 1 следует рассматривать как намек на сон, который Сулла видел перед своим походом на Рим в 88 г. (Plut. Sull. 9; Vollenweider M.-L. Der Traum des Sulla Felix // SNR. Bd. 39. 1958—1959. S. 22 с более ранней библиографией; здесь Победа с жезлом заменяет молнию, которой Сулла должен был сразить своих врагов; туманные замечания А Альфёльди: Alföldi A. Die Erklärung… S. 1 = Zur Auswertung… // Jahrbuch des Bernischen Historischen Museums. Bd. 2. 1961—1962. S. 275—284, не относятся к делу); присутствие Венеры на аверсе номера 1 вполне объясняется ее связью с Суллой; прославление Букой столь дальнего родственника как Сулла, ср. с № 427 и надписью, приведенной там. Луна, изображенная на реверсе № 1, вновь появляется на сестерции Луция Эмилия Буки № 26, связанная там со звездой на реверсе, как указанием на ее божественность. Марк Меттий отметил свое происхождение из Ланувия (против: Wiseman T. P. New men in the Roman senate, 139 B. C. — A. D. 14., Oxford, 1971. P. 241) на реверсе своего самого раннего денария № 2, и на сестерции, а также на аверсе своего квинария (см. №№ 316 и 412); Победа на реверсе квинария не отождествляется с цезарианской, но Венера на аверсе сестерция, вероятно, цезарианская, и на аверсе денария № 2 имеется самый ранний портрет Цезаря (Cass. Dio XLIV. 4. 4, ср. Weinstock S. Divus Iulius. Oxford, 1971. P. 274; Vollenweider M.-L. Verwendung und Bedeutung der Porträtgemmen für das politische Leben der römischen Republik // Museum Helveticum 1955. Bd. 12. S. 109; Alföldi A. Das wahre Gesicht Cäsar // Antike Kunst. Bd. 2. 1959. S. 27) с жезлом, напоминающим о его авгурате.
с.494 С этого времени и далее чеканка четырех монетариев постоянно относится к Цезарю или, затем, к Антонию; портрет Цезаря доминирует в выпуске, с Венерой в качестве самого распространённого изображения на реверсе. На № 3 портрет сопровождается жезлом, как символом авгурата Цезаря, и чашей, как символом его понтификата, на № 4 символы исчезают, а титулатура прямо описывает Цезаря как верховного понтифика; об объединении титулов IMPERATOR и PONTIFEX MAXIMVS ср. надписи: Raubitschek A. E. Epigraphical Notes on Julius Caesar // JRS. Vol. 44. 1954. P. 73 (а также AE 1967, 107)2. Другая группа денариев, номера 12—14, указывает на должность верховного понтифика за счет добавления к портрету покрывала; денарии с надписью PARENS PATRIAE показывают жезл (lituus) и остроконечную шапку (apex), как и покрывало. На номере 5 вместе с портретом изображена звезда, на номере 4 — полумесяц, как указание на веру в начало новой эры (см. комментарии к № 494).
Венера как тип реверса всегда сопровождается Победой, обычно со щитом, что явно означает, что это Венера Победительница (см. с. 727); иногда она сопровождается звездой, как указанием на ее божественность, или земным шаром, как символом верховенства.
Изображение на реверсе № 6 является исключением так как там отсутствует Венера; на нем изображен топор, как символ понтификата Цезаря, и земной шар, как символ верховенства (ср. квинарии Публия Сепуллия Макра с его объединением Победы и Фортуны, о котором см. Weinstock S. Op. cit. P. 121—126); на изображении также имеется кадуцей, символ благополучия, с фасциями без топора — символом свободы (Cic. Rep. II. 55; о Цезаре как Освободителе см. № 473), и прибавлена пара соединенных рук как символ мира и согласия3. Тема благополучия подхвачена сестерцием Публия Сепуллия Макра с Меркурием на аверсе и кадуцеем на реверсе, темы мира и согласия — квинарием Луция Эмилия Буки, с Миром на аверсе и соединенными руками на реверсе. Пропаганда монетариев Цезаря была подготовлена таким образом, чтобы отразить и его достижения, и его власть; в том же смысле Дион Кассий (XLIV. 4. 5) описывает решение сената построить храм Согласия «на том основании, что именно благодаря Цезарю они пребывали в мире» (ср. Weinstock S. Pax and the “Ara pacis” // JRS. Vol. 50. 1960. P. 45).
Новые типы, которые появляются после смерти Цезаря, изображают его как Отца Отечества, об этом титуле см. Cass. Dio XLIV. 4. 4; Liv. Epit. 116; App. BC. II. 442; Nic. Dam., Caes. 80; Suet. Iul. 76; Inscr. It. XIII, 1, p. 183; ILLRP 407 и 408; Sec. Misc. Gr. Rom., 381; о его роли в цезарианской пропаганде см. Cic. Fam. XII. 3. 1; Phil. II. 31; XIII. 22 и 25; Cass. Dio XLIV. 48. 1, 3; Flor. II. 17 (IV. 7). 1; Val. Max. VI. 4. 5; с.495Suet. Iul. 85, 88; App. BC. II. 602. Появляется также проектировавшийся храм Милосердия Цезаря; о храме см. Cass. Dio XLIV. 6. 4; App. BC. II. 443; Plut. Caes. 57; о связи между милосердием Цезаря и его положением как отца отечества см. App. BC. II. 602; ср. Cic. Att. XIV. 22. 1; Phil. II. 116; также с. 735. Наездник, перепрыгивающий с одной лошади на другую (desultor), с пальмовой ветвью и венком, возможно, является намеком на игры, проводившиеся по случаю Парилий (21 апреля 44 г.) в ознаменование победы при Мунде, игр, которые вылились в демонстрацию преданности памяти Цезаря (Cass. Dio XLV. 6. 4; Cic. Att. XIV. 14. 1; 17. 3; 19. 3; нет данных что Октавиан был вовлечен, противоположную точку зрения см.: Alföldi A. Studien über Caesar’s Monarchie I (Bulletin de la Société royale des lettres de Lund). 1952—1953. P. 47—49). Выпуски 44 г. сходны с денарием с наездником на реверсе и портретом Антония на аверсе, бородатого в знак траура, с покрывалом и символами авгурата.
1Точка зрения А. Альфёльди, что партия неиспользованных и в конечном итоге уничтоженных штемпелей аверса имела легенду CAESAR REX (Alföldi A. Die Erklärung… S. 3 = Zur Auswertung… // Schweizer Münzblätter. Bd. 62. 1964. S. 71), не обоснована.
2Значение титулатуры CAESAR IMPERATOR дискуссионно; мне кажется, что это указание не на особый когномен (как считает Д. Кинаст: Kienast D. Imperator // ZSS. Bd. 78. 1961. S. 416—417), и не на обладание постоянным командованием (как считает М. Гельцер, следуя за Альфёльди: Gelzer M. Caesar: Politician and Statesman. Oxford, 1968. P. 307, n. 2), но скорее на позицию Цезаря как постоянного триумфатора (см. Cic. Lig. 7; Cass. Dio XLIV. 4. 2); ср. комм. к № 437 на с. 459. В любом случае, монеты ясно показывают, что Цезарь не принял императорского преномена, предложенного сенатом (Cass. Dio XLII. 44. 2; против: Suet. Iul. 76).
3Изображение, к сожалению, нельзя связать с вопросом о том, обладал ли Цезарь трибунской властью, о чём см. Yavetz Z. Plebs and Princeps. Oxford, 1968. P. 54—55.
CRI (Sear), с. 73, к № 104—104a (1998 г.):
Венера реже всего изображается сидящей и в таком виде её больше не найти ни на одном денарии Римской Республики.