монетарий 47 г. до н. э.
Денарий, серебро
Дата чеканки: 47 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 4.08 г
АВЕРС:Голо­ва Меду­зы (RRC, CRI, RCTV) или мас­ка Меду­зы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свер­нув­ши­ми­ся зме­я­ми по обе­им сто­ро­нам; ниже L · PLAVTIVS. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: Задра­пи­ро­ван­ная и кры­ла­тая Вик­то­рия (RRC, CRI, RCTV) или Авро­ра (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с паль­мо­вой вет­вью, окру­жен­ной вен­ком, в левой руке летит впра­во, ведя четы­рех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солн­ца); ниже PLANCVS. Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 4004 (Pl. I. 15)
Crawford RRC 453/1a (штемпелей аверса: 195, штемпелей реверса: 217 (все разновидности))
Sydenham CRR 959 (степень редкости: 3 — Common)
Babelon MRR Plautia 15 1 Fr.
RSC I Plautia 15 (VF £80)
Sear RCTV (2000) I 429 (VF $136, EF $400)
CRI (Sear) 29
Online: CRRO
Сохранность: Good EF
* Дата чеканки: около 45 г. до н. э. (MRR), 47 г. до н. э. (BMCRR, CRR, RRC, RSC, CRI, RCTV).
Hess Divo AG. Аукцион 317, лот 766 (27.10.2010).
С аукциона Numismatica Ars Classica AG, Zürich 23 (2002), 1396.
Источник: https://acsearch.info
MRR (Babelon), т. II, с. 318, к Plautia (1885 г.):

CXXVII. ПЛАВЦИИ ИЛИ ПЛОЦИИ

Имя это­го рода пишет­ся как Plautia или Plotia, так же, как Claudia или Clodia. Пер­вым из его пред­ста­ви­те­лей кон­суль­ства достиг Гай Плав­ций Про­кул в 396 г. от осно­ва­ния Горо­да (358 г. до н. э.). С это­го вре­ме­ни Плав­ции часто зани­ма­ли в рес­пуб­ли­ке самые высо­кие долж­но­сти. Моне­ты дают нам сле­дую­щие име­на: 1. Луций Плав­ций Гип­сей; 2. Пуб­лий Плав­ций Гип­сей; 3. Авл Плав­ций; 4. Луций Плав­ций Планк; 5. Гай Пло­ций Руф.

Пред­став­ля­ет­ся неудач­ным пред­ло­же­ние Бор­ге­зи1 читать Lucius Plautius Decianus, aedilis plebis («Луций Плав­ций Деци­ан, пле­бей­ский эдил») на брон­зо­вых моне­тах с леген­дой L. P. D. A. P. Это ано­ним­ные моне­ты; они отче­ка­не­ны в соот­вет­ст­вии с зако­ном Плав­ция—Папи­рия в 665 г. от осно­ва­ния Горо­да (89 г. до н. э.), и читать леген­ду сле­ду­ет так: Lege Papiria de aere publico («Соглас­но зако­ну Папи­рия о государ­ст­вен­ной меди»); мы опи­сы­ва­ем их толь­ко в хро­но­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции2.

© Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 379.

2См. выше, т. 1, с. 75 и 76.

MRR (Babelon), т. II, с. 326—327, к Plautia 14—16 (1885 г.):
4. Луций Плав­ций Планк.
Моне­та­рий око­ло 709 г. от осно­ва­ния Рима (45 г. до н. э.)

Луций Плав­ций Планк при­над­ле­жал к роду Муна­ци­ев и был бра­том Гнея Муна­ция План­ка, Луция Муна­ция План­ка и Тита Муна­ция План­ка Бур­сы; он был усы­нов­лён Луци­ем Плав­ци­ем и при­нял его имя. В 711 г. от осно­ва­ния Рима (43 г. до н. э.) он был проскри­би­ро­ван три­ум­ви­ра­ми и скры­вал­ся в окрест­но­стях Салер­на, но в кон­це кон­цов его нашли и уби­ли1. Зани­мая долж­ность монет­но­го маги­ст­ра­та, он чека­нил инте­рес­ней­шие дена­рии, типы кото­рых Эккель2 весь­ма ост­ро­ум­но свя­зал с пас­са­жем Овидия. В шестой кни­ге сво­их «Фаст» (стк. 651 и сл.) латин­ский поэт рас­ска­зы­ва­ет, что в 442 г. от осно­ва­ния Рима (312 г. до н. э.) цен­зор Аппий Клав­дий Цек по сове­ту сена­та решил умень­шить чис­ло флей­ти­стов, тра­ди­ци­он­но сопро­вож­дав­ших похо­рон­ные про­цес­сии. В знак про­те­ста про­тив этой меры все они уда­ли­лись в доб­ро­воль­ное изгна­ние в Тибур. Но народ, в про­ти­во­по­лож­ность сена­ту, сожа­лел об отсут­ст­вии сво­их люби­мых музы­кан­тов, и кол­ле­га Аппия Клав­дия Цека, кото­ро­го зва­ли Гай Плав­ций Венокс, для их воз­вра­ще­ния при­бег к улов­ке. Он отпра­вил­ся в Тибур, устро­ил для них пир и напо­ил их; затем, посреди ночи, погру­зил их на колес­ни­цы, на рас­све­те вер­нув­ши­е­ся в Рим. Плав­ций при­нял пре­до­сто­рож­но­сти и скрыл лица музы­кан­тов сце­ни­че­ски­ми мас­ка­ми, чтобы сенат или Аппий Клав­дий не узна­ли об их при­бы­тии через Эскви­лин­ские ворота.


iamque per Esquilias Romanam intraverat urbem,
et mane in medio plaustra fuere foro.
Plautius, ut posset specie numeroque senatum
fallere, personis imperat ora tegi.[1] 

с.326 Реверс дена­рия Луция Плав­ция План­ка напо­ми­на­ет об этом забав­ном слу­чае из жиз­ни одно­го из его пред­ков. Колес­ни­ца Авро­ры напо­ми­на­ет о при­езде музы­кан­тов в Рим, а мас­ка отно­сит­ся к чис­лу тех, в кото­рые были выря­же­ны музы­кан­ты. К это­му мож­но доба­вить, что 13 июня каж­до­го года в Риме отме­ча­лись празд­ни­ки под назва­ни­ем Малые Квин­ква­т­ры в память о выше­опи­сан­ном слу­чае: это были музы­каль­ные празд­не­ства, участ­ни­ки кото­рых скры­ва­ли лица за мас­ка­ми, как на совре­мен­ных кар­на­ва­лах1. Золо­той меда­льон — не рим­ская моне­та; это вар­вар­ская ими­та­ция дена­рия, кото­рая не может быть вклю­че­на в чис­ло государ­ст­вен­ных рес­пуб­ли­кан­ских монет.

© 2021 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1Plin. NH. XIII.3.5; Val. Max. VI.8.5; App. BC. IV.12.

2Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 276.

1Marquardt J. Rœmische Staatsverwaltung. Bd. 3. Leipzig, 1878. S. 333.

[1]

Через Эскви­лии в Рим на рас­све­те въез­жа­ют теле­ги;
Утро наста­ло — они, въе­хав на Форум, сто­ят.
Плав­тий же, чтоб обма­нуть сенат и чис­лом и одеж­дой,
Тем, кто при­ехал, велит мас­ка­ми лица закрыть.
(пер. Ф.А. Пет­ров­ско­го)

MRR (Babelon), т. II, с. 327, к Plautia 15 (1885 г.): (1885 г.):

Раз­но­вид­но­сти. В воло­сах мас­ки ино­гда вид­ны змеи, как на голо­ве Меду­зы, или рога на лбу; ино­гда её рот закрыт, ино­гда кажет­ся, что она скре­же­щет зуба­ми.

© 2021 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

BMC RR (Grueber), т. I, c. 516, прим. 1 (к №№ 4001—4017) (1910 г.):

Дати­ров­ка монет Луция Плав­ция План­ка и Лол­лия Пали­ка­на 47 г. до н. э. осно­ва­на пре­иму­ще­ст­вен­но на их сти­ле и тех­ни­ке, а так­же на свиде­тель­ствах кла­дов. Экзем­пля­ры этих выпус­ков отсут­ст­ву­ют в кла­де Кар­бо­на­ра II, но моне­ты План­ка най­де­ны в кла­дах, обна­ру­жен­ных в Вил­ло­ле и Кол­лек­кьо, а моне­ты Пали­ка­на — толь­ко в послед­нем. Их отсут­ст­вие в кла­де из Лирии доволь­но необъ­яс­ни­мо. В кла­де из Сан­та-Анны име­ет­ся девят­на­дцать монет План­ка. Эти моне­та­рии, види­мо, были орди­нар­ны­ми чинов­ни­ка­ми монет­но­го дво­ра, а типы их монет напо­ми­на­ют о собы­ти­ях, свя­зан­ных с исто­ри­ей их семей, а не о совре­мен­ных им собы­ти­ях, как в слу­чае с чрез­вы­чай­ны­ми моне­та­ри­я­ми. Выше выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что третьим чле­ном три­ум­ви­ра­та мог быть Авл Лици­ний Нер­ва, но граф де Сали, види­мо, не разде­ля­ет это мне­ние.

© 2021 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

BMC RR (Grueber), т. I, с. 516—517, прим. 2 (к №№ 4001—4010) (1910 г.):

Луций Плав­ций Планк при­над­ле­жал к роду Муна­ци­ев и был бра­том Луция Муна­ция План­ка (см. ниже, с.537), Тита Муна­ция План­ка и Гнея Муна­ция План­ка. Он был усы­нов­лён Луци­ем Плав­ци­ем и взял его пре­но­мен и номен, но сохра­нил свой преж­ний ког­но­мен. До усы­нов­ле­ния он носил пре­но­мен Гай. Исто­рии о нём, види­мо, ниче­го не извест­но, кро­ме того, что в 43 г. до н. э. он был вклю­чён в про­скрип­ци­он­ные спис­ки три­ум­ви­ров, скры­вал­ся в окрест­но­стях Салер­на, был обна­ру­жен и убит. К его про­скрип­ции был при­ча­стен его брат Луций Муна­ций, кото­рый был пре­фек­том горо­да в 45 г. до н. э. (см. его моне­ты, выпу­щен­ные в этом году).

Эккель (Eckhel J. Doctrina numorum veterum. Vol. 5. Vindobonae, 1795. P. 276 f.) истол­ко­вал типы с мас­кой Меду­зы и Авро­рой с коня­ми Солн­ца как ука­за­ние на собы­тие, свя­зан­ное с семьёй моне­та­рия и опи­сан­ное у Овидия (Fast. VI. 651 f.), кото­рый сооб­ща­ет, что в год цен­зу­ры Гая Плав­ция Венок­са и Аппия Клав­дия Цека (312 г. до н. э.) послед­ний поссо­рил­ся с флей­ти­ста­ми (tibicines), и они уда­ли­лись в Тибур. Посколь­ку народ сожа­лел об этой утра­те, вто­рой цен­зор, Плав­ций, рас­по­рядил­ся ночью погру­зить опья­нев­ших флей­ти­стов на повоз­ки и пере­пра­вил их обрат­но в Рим, куда они при­бы­ли рано утром, а чтобы их не узна­ли, их лица были закры­ты сце­ни­че­ски­ми мас­ка­ми. Колес­ни­ца Авро­ры — это намёк на ран­нее при­бы­тие флей­ти­стов, а мас­ка — на сокры­тие их лиц. В память об этом собы­тии в Риме каж­дый год 13 июня отме­ча­лись Малые Квин­ква­т­ры, участ­ни­ки кото­рых носи­ли мас­ки.

Хотя объ­яс­не­ние Экке­ля может пока­зать­ся фан­та­сти­че­ским, мы не можем при­нять тол­ко­ва­ние Пано­фки (Panofka Th. Zur Erklärung des Plinius. Berlin, 1853. S. 14 f.): он видит на ревер­се изо­бра­же­ние кар­ти­ны Нико­ма­ха, кото­рую, по сло­вам Пли­ния (NH. XXXV.10.36) Планк с.517 поме­стил на Капи­то­лии: на ней была пред­став­ле­на «Победа, мча­щая квад­ри­гу ввысь» (Victoria quadrigam in sublime rapiens). Импе­ра­тор Луций Муна­ций Планк, поме­стив­ший туда кар­ти­ну, отпра­вил­ся в Гре­цию, где, веро­ят­но, и при­об­рёл кар­ти­ну, лишь спу­стя несколь­ко лет после выпус­ка выше­опи­сан­ных монет (см. ниже, с.537). Кро­ме того, в то вре­мя никто из моне­та­ри­ев не про­слав­лял совре­мен­ные им собы­тия, свя­зан­ные с их семья­ми.

Ауреи того же типа, что и дена­рии, изо­бра­жён­ные у Бабе­ло­на (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. T. 2. Paris, 1886. P. 326, № 16) — это под­дел­ки. Момм­зен (Mommsen Th. Histoire de la monnaie romaine / Trad. franç. par le duc de Blacas. T. 3. Paris, 1873. P. 291) утвер­жда­ет, что четы­ре экзем­пля­ра, три из кото­рых хра­нят­ся в Вен­ском каби­не­те, были най­де­ны в 1713 г. в Сибен­бюр­гене, в Тран­силь­ва­нии, вме­сте с дру­ги­ми моне­та­ми, тоже золоты­ми, в основ­ном с импе­ра­тор­ски­ми типа­ми. Одна из них име­ет муж­ской порт­рет и леген­ду IMP. SPONSIANI на авер­се, а на ревер­се изо­бра­же­ны два чело­ве­ка рядом с колон­ной и леген­да C. AVG, то есть копия дена­рия Гая Мину­ция Авгу­ри­на, отче­ка­нен­но­го око­ло 150—125 гг. до н. э. (см. выше, с. 135, и Eckhel J. Op. cit. Vol. 7. P. 340). Кро­ме того, там были най­де­ны копии монет Гор­ди­а­на III и Филип­па I, все — вар­вар­ско­го изготов­ле­ния. Те фак­ты, что вес золотых монет План­ка колеб­лет­ся от 106 до 234 г, что на одном из экзем­пля­ров наблюда­ет­ся сме­ше­ние рес­пуб­ли­кан­ско­го и импе­ра­тор­ско­го типа, и что эти и более позд­ние экзем­пля­ры в кла­де разде­ле­ны интер­ва­лом, пре­вы­шаю­щим три века, доста­точ­но ясно дока­зы­ва­ют их под­дель­ность. Это­го мне­ния при­дер­жи­вал­ся Коэн (Cohen H. Description historique des monnaies frappées sous l’Empire romain. Vol. 5. Paris, 1885. P. 184), и его разде­ля­ют док­тор Кен­нер из Вены и Бар­фельдт (Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1897. Bd. 29. S. 41, 42).

© 2021 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

CRR (Sydenham), c. 160, к № 959 (1952 г.):

Ауреи подоб­ных типов, но с бук­ва­ми S. C. на ревер­се (ср. MRR. 16) при­зна­ны фаль­ши­вы­ми.

RRC (Crawford), с. 468, комм. к № 453 (1974 г.):

Моне­та­рий был пре­то­ром в 43 г. до н. э.

Об иден­ти­фи­ка­ции типа ревер­са см.: Walser G. Die Victoria des L. Munatius Plancus // ΘΕΩ­ΡΙΑ. Festschrift für W.-H. Schuchhardt. Baden-Baden, 1960. P. 217, с пред­ше­ст­ву­ю­щей биб­лио­гра­фи­ей (к кото­рой сле­ду­ет доба­вить: Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 200, наи­бо­лее пол­ное обос­но­ва­ние тра­ди­ци­он­ной иден­ти­фи­ка­ции типа с Авро­рой); изо­бра­же­ние, види­мо, заим­ст­во­ва­но с кар­ти­ны Нико­ма­ха, кото­рой в это вре­мя, воз­мож­но вла­дел моне­та­рий и кото­рую позд­нее посвя­тил брат моне­та­рия, Луций Муна­ций Планк, кон­сул 42 г. до н. э., по слу­чаю сво­его три­ум­фа в 43 г. до н. э. (Plin. NH. XXXV. 108, при наи­бо­лее есте­ствен­ной интер­пре­та­ции его слов). Вряд ли моне­та­рий пытал­ся с помо­щью это­го типа напом­нить о победах преж­них Плав­ци­ев (о кото­рых см. комм. к № 420 и 422); этот мотив часто встре­ча­ет­ся на гем­мах Позд­ней рес­пуб­ли­ки (Vollenweider M.-L. Die Steinschneidekunst und ihre Künstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit. Baden-Baden, 1966. S. 28—29, c поверх­ност­ным ком­мен­та­ри­ем), и вполне мож­но допу­стить, что его попу­ляр­ность отра­жа­ет стрем­ле­ние ассо­ции­ро­вать­ся с победой вели­ко­го чело­ве­ка, воз­мож­но, Цеза­ря. При­ме­ча­тель­но, что голо­ва Меду­зы тоже была рас­про­стра­нён­ным моти­вом на гем­мах Позд­ней рес­пуб­ли­ки (Vollenweider M.-L. Op. cit. Taf. 16, 4—5; 17, 1 и 7; 18, 1, 3 и 5; 45, 1—2); отме­тим так­же (сул­лан­ский?) три­ум­фаль­ный рельеф с Виа дель Маре (Bertoldi M. E. Un monumento commemorativo sul Campidoglio // Quaderni dell’Istituto di topografia antica. Vol. 5. 1968. P. 39—53, fig. 10); о гор­го­ней­оне как моти­ве, свя­зан­ном с Алек­сан­дром (воз­мож­но), см.: Bieber M. Alexander the Great in Greek and Roman art. Chicago, 1954. Figs. 3—4.

© 2021 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 468, комм. к № 453/1a (1974 г.):

На одном штем­пе­ле авер­са леген­да L · PAVTIVS (Вена 36112).

CRI (Sear), с. 20, комм. к № 29 (1998 г.):

Луций Плав­ций Планк был бра­том Луция Муна­ция План­ка, кото­рый в 45 г. до н. э., при Цеза­ре, зани­мал долж­ность пре­фек­та горо­да (praefectus Urbi), а спу­стя два года в долж­но­сти про­кон­су­ла Кос­ма­той Гал­лии осно­вал коло­нию Лугдун (совре­мен­ный Лион). Плав­ций Планк при рож­де­нии был назван Гаем Муна­ци­ем План­ком, но его усы­но­вил Луций Плав­ций, чей пре­но­мен и номен он при­нял, сохра­нив лишь изна­чаль­ный ког­но­мен. Необыч­ное изя­ще­ство типа ревер­са его сереб­ря­ных дена­ри­ев пред­по­ла­га­ет, что вдох­но­ве­ни­ем для это­го изо­бра­же­ния послу­жи­ло какое-то кон­крет­ное про­из­веде­ние искус­ства, и его, веро­ят­но, мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать с кар­ти­ной зна­ме­ни­то­го худож­ни­ка середи­ны IV в. до н. э. Нико­ма­ха из Фив, поме­щён­ной на Капи­то­лий Луци­ем Муна­ци­ем План­ком по слу­чаю празд­но­ва­ния его галль­ско­го три­ум­фа в 43 г. до н. э. Моне­та­рий мог вла­деть этой необык­но­вен­ной кар­ти­ной в то вре­мя, когда зани­мал долж­ность, и вос­про­из­ве­сти её как монет­ный тип в честь побед Цеза­ря в 48 и 47 гг. до н. э. Воз­мож­но, кар­ти­на пере­шла в соб­ст­вен­ность его бра­та Муна­ция План­ка после того, как в 43 г. до н. э. пра­ви­тель­ство три­ум­ви­ров проскри­би­ро­ва­ло Плав­ция, каз­ни­ло его и кон­фис­ко­ва­ло его иму­ще­ство: Муна­ций нёс опре­де­лён­ную ответ­ст­вен­ность за тра­ги­че­скую гибель Плав­ция, и это не про­сто намёк или догад­ка. Голо­ва Меду­зы на авер­се ещё ожи­да­ет убеди­тель­но­го объ­яс­не­ния, хотя, веро­ят­но, она как-то свя­за­на с исто­ри­ей семьи, в кото­рую был усы­нов­лён моне­та­рий.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА