Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!
Децим Магн Авсоний
ГРИФ О ЧИСЛЕ ТРИ


Текст приводится по изданию: Авсоний. Стихотворения. М., Наука, 1993 г. ("Литературные памятники"). Издание подготовил М.Л. Гаспаров.
Перевод и примечания М. Л. Гаспарова.
OCR Halgar Fenrirsson

Слово "гриф" означает "загадку", преимущественно как застольную потеху. Стихотворение было написано Авсонием в германском походе 368 г., а посвящено Симмаху, крупнейшему оратору и деятелю сенатской языческой оппозиции, уже много позже.


Авсоний — Симмаху.

Лежала среди моих безделок одна убогая вещица, там бы ей и лежать, и не мне бы ее ловить, как мышь в ловушку1. Но я, как тот Евклионов петух2, извлек ее из бумажного праха, отряс, перечел и решил, как жадный ростовщик, даже и худую монету лучше в рост пустить, чем в горшке хранить. А потом, подумавши не по-катулловски —

Кому дать мою чистенькую книжку3? —

а по-другому, не красивее, но правдивее:

Кому дать недочищенную книжку? —

долго думать мне не пришлось: тут и повстречал я тебя, которого и сам бы выбрал из всех, будь на то моя воля. Вот я и посылаю тебе этот пустяк, "сицилийской пустячнее кошелки"4, чтобы ты, когда нечего делать, прочитал его и от нечего делать оправдал его. Наконец-то эта вздорная, мною хоть и таимая, но по рукам ходившая книжка достигнет и до тебя; а уж ты или, как Эскулап, возродишь5 ее к жизни, или, как Платон с помощью Вулкана, избавишь ее от бесславия, коли не дано ей славы.

Повод у безделушки этой был таков. В походе — а в походе, ты знаешь, и воину бывает передышка, — было у меня застолье, и было на нем предложено пить не на греческий лад, как у Рубрия, а так, как описано Флакком6 в стихах, где он говорит и о полуночи, и о новой луне, и о Мурене-хозяине, и о трижды трех чашах для поэта. Вот на этом месте о числе три и почувствовал я знакомый стихотворный зуд, а так как он заразителен, то хорошо бы, кабы он и на тебя перекинулся, чтобы краски твоих исправлений вписались в картину моих стихов, как та губка7, которая для художника довершила недовершенное изображение взмыленного коня. Я и еще похвастаюсь: начал я эти стихи за полдником, а кончил перед ужином, то есть писал их от питья и до питья; сообразуй же свой суд и с предметом, и с обстановкою. Читай их, когда сам будешь благодушен и навеселе: а то ведь нехорошо о нетрезвом поэте судить трезвому читателю.

Я не удивлюсь, если найдется у нашей шутки и такой читатель, въедливый и хмурый, который будет недоволен, что сказал я далеко не все, что можно было сказать о девятках и тройках. Я согласен, что это истина, но не согласен, что это правда. Если он хороший критик, то сам поймет: все, чего здесь нет, я не забыл, а опустил; а если нет — то пусть подумает, сколько бы на моем месте он сам растерял, отыскивая. Пусть он знает, что я нарочно иногда мало брал неизвестного и слишком много брал известного. Ах, сколько троек, отлично мне знакомых, оставил я в стороне! три времени и три лица, три рода и три степени сравнения, девять стихотворных стоп8 и триметрический стих, всю грамматику и музыку, все медицинские книги, Трижды Величайшего Гермеса, первого на свете любомудра, Варроновы "Числа"9 и все, чего не знает пошлый люд. А когда мой критик соберет все, что знает, пусть сравнит (невелик труд!) себя со мной, деловитого с досужим, трезвого с хмельным, шутки и забавы мои со своим зловредным усердием. Ясно, один соберет больше, другой меньше, а всего не соберет никто!

Если, наконец, скажет кто-нибудь, что я здесь слишком темен, то скажи в оправданье мое вот что: во-первых, такие стихотворные упражнения иначе как темными и быть не могут; во-вторых, числа — не камыш10, без узлов не бывают; а в-третьих, если мне удастся оказаться темным даже для тебя, все знающего и все понимающего, то этим я и буду счастлив, ибо добьюсь, чего хотел: ты меня вспомнишь, обо мне поскучаешь, обо мне подумаешь. Будь же здоров!


  Пей или три или трижды три: в том вящая тайна!
Так указует обычай: кто пьет или три, или втрое,
Девять раз повтори нечетные тройки до куба.
Сила в девятке и тройке одна, и все ей покорно:
5 Облик зародыша в чреве, рождение зрелого плода,
Длительность жизни людской — в ней девять девятилетий.
Трое у Опы сынов, три дочери следом за ними —
Веста, Церера, Юнона, одна рождена за другою.
Держит Юпитер трехжалый перун, а Нептун — троезубец;
10 Цербер трехглав; из тройного яйца родились Тиндариды.
Трижды Несторов век обновлялся пурпурною пряжей;
Втрое против него живет свои сроки ворона;
Если бы даже она трижды девять жила поколений,
Все же ее пережил бы олень на четвертые девять.
15 Ворон, вещун Аполлонов, живет оленьи три века;
В девять раз превосходит его индийская птица
Та, что сияет челом, в киннамонном гнезде восседая.
Три существа у Гекаты, три лика у девы Дианы.
Три Хариты, три Парки, три голоса, три элемента;
20 Три Сирены в земле треугольной, три части у каждой:
Дева на треть, и птица на треть, и богиня на треть же.
Трижды три сестры, состязались с Сиренами Музы:
Ртом, дыханьем, рукой — на струне, на флейте и в песне.
Три Пунийских войны; три суть в философии части;
25 По три месяца длятся четыре времени года;
Трижды сменяется стража в ночи; три раза Авроре
Песню поет запоздалый клеврет плененного Марса.
Тот, кого мать зачала в утроенном сумраке ночи,
Трижды четыре трофея воздвиг для урочной добычи.
30 Девять лирных певцов по числу дочерей Мнемозины:
Некогда только троих держала рука Аполлона —
Втрое против того Киферон изваял их из меди,
Верный заветам отцов, шестерых не желая обидеть.
Трижды справлялись богам по три ночи Тарентские игры;
35 Фивы в трехлетие раз чтят дважды рожденного Вакха;
Трижды в порядке тройном сражались впервые фракийцы,
В жертву себя принося над прахом отца Юниадов
.
Та, что в брачный чертог завлекала тройною загадкой, —
''Кто бывает двуногим, трехногим и четвероногим?" —
40 Сфинкс, аонийцев гроза, была птицею, львом, человеком:
Крыльями птица, лапами зверь и женщина ликом.
Три божества на Тарпейской скале сияют во храме.
Трех родов ремесло созидает жилье человеку:
Этот стену кладет из камней, тот крышу возводит,
45 Третий стены и кров покрывает последней отделкой.
Вакхов отселе сосуд, отселе медимн сицилийский:
Этот на три, тот на дважды три разлагается части.
Три родовых начала вещей: бог, материя, форма, —
Первый родитель, вторая рождает, третья родится.
50 Делятся по сторонам треугольники на три разряда:
Равносторонний — один, другой — равнобедренный, третий —
Разносторонний. Три части числу придают совершенство.
Трижды тройной состав разрешается трижды трояко.
В трех впервые найдешь и нечет, и чет, и средину —
55 Ту средину, что, став на изломе числа, разрывает
Троек сплошную чреду, довершая куб из квадрата,
И, отделив по краям единицы от средней триады,
Три образует четных числа: четверку, шестерку
С дважды четверкой, и общей для всех серединою служит.
60 Трижды четыре доски освятили право тройное:
Частное право, священный закон и общий обычай.
Три интердикта гласят о владенье: "Откуда исторгнут
Силой" — один, "Где бы ни был" — другой, и "Каких достояний".
Три к свободе пути и три есть лишенья свободы.
65 Слог красноречья тройной: возвышенный, скромный и третий,
Тканный из нитей простых. Как три медицинские школы
(Им же дают имена эмпирия, логос и метод)
Учат здоровье хранить, болезнь отвращать и лечиться, —
70 Так у ораторов три есть школы: одна, где владычит,
Став над Родосом, колосс; другая в приморских Афинах;
Третью к судейской скамье низвела с театральных подмостков
Азия, в прозе речей подражая хорическим ритмам.
Суша, вода и огонь составляют Орфеев треножник.
75 Три есть признака звезд: положение, дальность и яркость.
В музыке лад тройной, и трояко ее проявленье:
Слышится в слове, таится в звездах и зрится на сцене.
Всадники, плебс и сенат — три сословия в Марсовом Риме;
Имя отсюда и триб и с горы Священной трибунов.
80 Всадники делятся на три полка; три имени носит
Знать; три тона у струн; три дня у месяца главных.
Был Герион трехтелым; тройным был облик Химеры;
Сцилла из трех состояла пород: псица, дева и рыба;
Три Горгоны-сестры, три Гарпии, три Евмениды,
85 Три вещуньи-Сивиллы, носившие общее имя,
Чьи роковые реченья в трех записаны книгах,
В книгах, трижды пяти мужей попеченьем хранимых.
Трижды пей! В этом все! Три ипостаси в Боге едином!
Пусть же безделка моя бессильных чуждается чисел:
90 Трижды тридцать стихов составят в ней девять десятков.


ПРИМЕЧАНИЯ.

1.как мышь в ловушку. — Реминисценция из Теренция, "Евнух", 1024. [назад]

2. Евклионов петух — из Плавта, "Горшок", 465 сл., где бедняк, зарывши клад, боится, что петух, роясь в земле, его отроет. [назад]

3. Кому дать мою чистенькую книжку? — Цитата из Катулла, I, 1 (ср. "Эклоги", посвящение 1). [назад]

4. сицилийской пустячнее кошелки… — Поговорочное выражение (упоминается в словаре Феста). [назад]

5. как Эскулап, возродишьили, как Платон… — Эскулап возродил к жизни убитого понесшего конями Ипполита, а Платон с молитвою богу огня сжег свои юношеские трагедии, когда послушал речи Сократа и обратился к философии. [назад]

6. пить не на греческий лада так, как описано Флакком… — Питье на греческий лад, т. е. с избранным начальником пира, назначающим меру и порядок питья, у Рубрия, приспешника известного Верреса, упоминается у Цицерона, "Против Верреса", II, 1, 26, 66. Описано Флакком — Гораций, "Оды", III, 19, 9-17: "Девять чаш или три с теплой смешай водой: // Тот, кто любит нечетных Муз, // Тот, как буйный поэт, требует девять влить, // А тремя ограничиться // Миролюбцам велят три неразлучные // Обнаженные Грации…" (ср. "Круглый день", 5, о числе застольников). [назад]

7. как та губка… — Анекдот (Плиний, "Естественная история", XXXV, 102-104) о художнике Протогене (или Неалке): он писал взмыленного коня, пена не получалась, он в отчаянии бросил в картину губкой и неожиданно получил нужный эффект. [назад]

8. девятьстоп… — Ямб, трохей, дактиль, анапест, хориямб, антиспаст, два ионика и пеон; триметрический стих — трехчленный (6-стопный) ямб. [назад]

9. Трижды Величайший Гермес (и далее) — божество египетского культа, под именем которого ходило много религиозно-мистической ("герметической") литературы; первый на свете любомудр (буквальный смысл слова "философ", им впервые употребленного) — Пифагор с его учением о числах; Варроновы "Числа" — один из несохранившихся трактатов этого энциклопедиста. [назад]

10. числа не камыш… — Перефразированная латинская пословица "На камыше узла искать" о бессмысленном труде. [назад]

1-3. Пей или три или трижды три… // Девять раз повтори… — Кому мало трех или девяти Горациевых чаш (говорит Авсоний), тот должен пить 27 чаш. [назад]

4-6. Сила в девятке и тройке… — на третьем месяце младенец в чреве принимает человеческий облик, на девятом — рождается (ср. "Эклоги", 8). 81 год сроком человеческой жизни будто бы считал Платон (Цензорин, 14-15). [назад]

7-10. Трое у Опы сынов… //… из тройного яйца родились Тиндариды. — Сыны Опы и Сатурна — Юпитер, Нептун и Плутон. О яйце Леды, жены Тиндара, см. примеч. к эпиграмме 66. [назад]

11-17. Нестор жил 3 человеческие жизни (пурпурная пряжа Парок означает счастливую жизнь), ворона — 9, олень — 36, ворон — 108, феникс (индийская птица) — 927 поколений (ср. выше: "О сроке жизни всего живого"). Впрочем, феникс чаще считался "аравийской птицей" (так — в поэме IV в. "птица Феникс", приписывавшейся христианскому писателю Лактанцию). [назад]

18. Три существа у Гекаты… — Цитата из "Энеиды", IV, 511 (предсмертные жертвоприношения Дидоны). [назад]

19. три голоса — высокий, средний и низкий, три элемента — неизвестно, какие из четырех стихий имеются здесь в виду (ср. ниже 74?). [назад]

20-22. три сирены в земле треугольной… — Треугольная земля (Тринакрия) — Сицилия, сирены — Парфенона, Лигия, Левкосия. О состязании Муз с Сиренами рассказывает Павсаний, IX, 34, 2. [назад]

24. Части философии — физика, этика и диалектика. [назад]

27. клевретМарса. — Алектрион должен был возвестить Марсу о восхождении зари, но не сделал этого, и взошедшее Солнце застигло Марса с Венерою; Алектрион за нерадивость был обращен в петуха, поэтому петух и встречает зарю криками. [назад]

28. кого мать зачала в утроенном сумраке ночи… — Чтобы зачать Геркулеса, совершителя 12 подвигов, Зевс приказал солнцу не всходить в течение трех дней. [назад]

30-32. Девять лирных певцов (по александрийскому канону)… — Пиндар, Симонид, Вакхилид, Стесихор, Ивик, Алкман, Анакреонт, Алкей, Сапфо. Первоначально чтились (будто бы) только три Музы (дочери Мнемозины) — Мелета, Мнема и Аэда (прилежание, память и песнь): они были изображены в руке Аполлона на делосской статуе (пс.-Плутарх, "О музыке", 14). Потом жители одной беотийской деревни (Киферон — хребет между Беотией и Аттикой) заказали статуи этой тройни трем скульпторам, чтобы выбрать лучшую, но все оказались одинаково хороши, и тогда освящены были все девять, а новые имена им нарек поэт Гесиод (Варрон у Августина, "О Христовом учении", II, 27; ср. Павсаний, IX, 29, 2). [назад]

34-37. Тарентские игры… — Перечисляются "столетние" (Тарентские) празднества, справлявшиеся в Риме только три раза, пока их не возобновил в 17 г. до н. э. Август; Никтелийские празднества в честь Вакха; и первые гладиаторские игры (с 3 выходами 3 пар бойцов), устроенные в Риме в 265 г. до н. э. сыновьями консула Юния Брута в память отца. [назад]

38. Та, что в брачный чертог завлекала тройною загадкой… — Иокаста, обещана была в жены разрешителю загадки Сфинкса в беотийских (аонийских) Фивах. [назад]

42-43. Три божества на римском Капитолии — Юпитер, Юнона и Минерва. Трех родов ремесло — каменщика, кровельщика, плотника. [назад]

46. Вакховсосудмедимн сицилийский… — Вакхов квадрантал вмещал три меры вина, медимн сицилийский — шесть мер зерна. [назад]

52. Три части… — Начало, середина и конец. [назад]

55-59.ту средину, чторазрывает… — Если представить девятку в виде ряда точек:……… — и затем среднюю точку изъять из общего счета, принимая ее только за отметку середины, то эта середина будет делить пополам три четных числа (не считая двойки) — 4, 6 и 8, — средняя тройка разрушится, а квадратное число 9 превратится в кубическое число 8. [назад]

60. Трижды четыре доски… — Законы 12 таблиц. [назад]

61-63. Три интердикта гласят о владенье… — Речь идет о законах о возмещении утраченного, о сохранении имеемого и о приобретении нового имущества. [назад]

64. Три к свободе пути… — Свобода по рождению, по отпущению и по завещанию; трилишенъя свободы — лишение гражданства, личной свободы и жизни. [назад]

70. у ораторов тришколы… — Аттицизм, азианство и промежуточная родосская школа. [назад]

74. треножник. — По-видимому, символическая фигура или название сочинения, приписываемого Орфею. [назад]

76. лад тройной… — лады дорийский, фригийский и лидийский; ритмы речи, пляски и "музыки сфер". [назад]

79. Трибунат был учрежден в результате выселения плебеев на Священную гору в 494 г. до н. э. О трибах (этимологически — "треть" римского народа) см. "Речь благодарственная", 13 и 42, с примеч. [назад]

80-81. три полка… — Рамны, тиции и луцеры; три имени — преномен, номен и когномен, напр. Гай Юлий Цезарь; три тона — высокий, средний и низкий; три дня — календы, ноны и иды. [назад]

82. Химера — "передом лев и задом дракон и коза серединой". [назад]

87. трижды пяти мужей… — Коллегия квиндецимвиров (трижды пять мужей), хранившая в Риме Сивиллины пророчества. [назад]