ПРИМЕЧАНИЯ

 

Каталог женщин.

Фр. 1.
1. Ныне ж… поведайте…— Зачин поэмы указывает, что она мыслилась как продолжение «Теогонии» (ср. ст. 965). Ср. также ст. 2 «Каталога» с «Теогонией», 25, 52, 966, 1021.
6. Общими были тогда…— События, о которых пойдет речь в поэме, относятся к «веку героев» («Труды и Дни», 157—173).
8. Вовсе они не равны — то есть смертные — богам.

Фр. 2.
1. Девкалион — сын Прометея и Пандоры. Во времена Девкалиона произошел мировой потоп, после которого начинается новый отсчет человеческой истории. Сыновьями Девкалиона были Эллин и Амфиктион (эпоним союза ряда племен центральной Греции и Фессалии, ведавших опекой Дельфийского святилища). Дева Пандора.— По всей вероятности, речь идет не о жене Эпиметея (ср.: «Труды и Дни», 80—85), а о дочери Девкалиона (Пандора II).
3. Грек — эпоним племени, областью обитания которого были горы Пинда, а также Эпир.

Фр. 3.
1. Ею.— Речь идет о Фие, дочери Девкалиона.
2. Македон — эпоним македонян и Македонии. Магнет — эпоним племени магнетов и области Магнесия в юго-восточной части Фессалии.

Фр. 4. Полидект, царь острова Сериф (Киклады), и его брат Диктис — персонажи, известные по мифу о Персее.

Фр. 5.
1. Эллин, сын Девкалиона (или Зевса) — эпоним небольшого племени, обитавшего во Фтии (Фессалия) и у северного побережья Малийского залива. Таким образом, и Грек, и Эллин — сыновья «божественного отца» Зевса и «смертного отца» Девкалиона.
2. Дор, Эол и Ксуф (согласно более поздней традиции, отец Иона и Ахея) — эпонимы-родоначальники основных греческих племенных групп.

Фр. 6—9 определяются сейчас как части большого папирусного отрывка поэмы «Потомки Эола», опубликованного впервые в 1981 г. Кроме того, к нему же принадлежит, как теперь выясняется, фр. 39.
Фр. 6 — новый кусок папирусного текста. Отдельные стихи в нем совпадают с ранее известными цитатами из Гесиода.
Первые 15 стихов очень испорчены. Ясно, что речь идет о потомках Эола — Девкалионе, Доре, затем о дочерях последнего, от которых произошли горные нимфы и т.д.
17—20. Сатиры — низшие лесные божества греческой религии, мужские демоны плодородия. Куреты — критские божества, спутники Великой матери богов — Кибелы. Оберегали в пещере на Крите младенца Зевса, спрятанного Реей от Крона. Ксуф — сын Дора. Эрехфей — легендарный афинский царь.
26 сл. О Салмонее и Крефее см. фр. 16 и примеч., об Афаманте — фр. 33 и примеч., о Сисифе — фр. 22. Периер.— Более поздняя традиция считает Периера отцом мессенских героев Афарея, Левкиппа и Галиррофия.
30—32 — обрывки. Начинался раздел о пяти дочерях Эола, подобных Харитам (33). Сначала приводилась генеалогия Перимеды (34), одним из правнуков которой оказался Ойней (52), отец Тидея (55), участника похода семерых против Фив. Гипподамант (45) — сын Перимеды. Имя его супруги (та же) не сохранилось.

Фр. 7—8. Речь идет о Перибее из Олена в Ахее, жене калидонского царя Ойнея и матери Тидея.

Фр. 7. 2. Фиктей — эпоним города Фиктей в Элиде. Эпейцы — более древнее население Элиды, затем также название элейцев, более поздних обитателей этой области.

Фр. 8. 1. Скала Оленийская — гора у г. Олена на сев.-вост. побережье Ахеи.

Фр. 9. Речь идет о Кеике и Алкионе, дочери Эола. Супруги так любили друг друга, что Алкиона стала звать Кеика Зевсом, а он ее — Герой. Разгневанный Зевс превратил их в зимородков (вариант: Кеика — в чайку, а Алкиону — в зимородка).
9. Мирмидон — сын Зевса (который зачал его в образе муравья — греч. myrmex), эпоним племени мирмидонян, обитавшего во Фтии (Фессалия) (ср. фр. 76).
10. Писидика — дочь Эола.
12—13.другая / Дочерь Эолова.— По-видимому, речь идет о Канаке, родившей от Посейдона пятерых сыновей.

Фр. 10. Речь идет о некоей Молионе, родившей от Актора двух чудовищных воинов, о которых упоминает «Илиада» (XI. 750). Их небесным отцом считали Посейдона.

Фр. 11. 4. Агенор — внук Эола, сын Плеврона (эпонимы соответственно области Этолия и города Плеврой), отец Порфаона и Демодики (или Демоники). Сыном Демодики был Фестий, о дочерях которого идет речь в следующих фрагментах.

Фр. 12.
5. Леда, Алфея и Гиперместра — дочери Фестия.
7. Тиндарей — сын Ойбала (или Периера), царь Спарты. О дочерях Тиндарея см. также фр. 64 и примеч. 10—12. Филоноя получила от Артемиды (стреловержицы) бессмертие. Культ ее существовал в Лаконии.
16. Ифимеда — позднее Ифигения.
19. Илион — другое название Трои по имени ее царя Ила.
20. Аргивянка — Елена.
26. Артемида Дорожная отождествлялась с Гекатой, хранительницей перекрестков.
31. Эхем — герой, отразивший первое нашествие Гераклидов на Пелопоннес.

Фр. 13. «Эои» двух других дочерей Фестия — Алфеи (9—17) и Гиперместры (34—40).
10. Мелеагр — сын Алфеи и Ойнея (14), участник Калидонской охоты, победитель общегреческих игр в метании копья.
13. Плеврон — город в Этолии. Куреты — здесь (в отличие от куретов фр. 6) племя, населявшее Плеврон и, вероятно, отличное от этолийцев соседнего Калидона.
21. Гибельным зельем — кровью кентавра Несса. См.: «Трахинянки» Софокла.
26—33. Ср. фр. 83 и «Теогония», 950—955.
35. Оикл — прорицатель, внук прорицателя Мелампода (фр. 20), участник похода Геракла против Трои. Амфиарай — знаменитый герой-прорицатель, участник похода семерых против Фив.

Фр. 14.
2. Амфимах — предположительно внук Актора и Полибеи, дочери Гиперместры и Оикла, или же (судя по имени) внук Амфиарая (как Амфилох, Амфотер, Амфалкант).
3. Фея — город и гора в Элиде.
5. Порфаон — сын Агенора (фр. 11).
25. Меланей — сын Аполлона, искусный лучник. Согласно одному из мифов — основатель города Эхалии. Автор, по всей вероятности, считает Меланея основателем знаменитой Эхалии на острове Евбея, царем которой был его сын Еврит.
31а — вставка из другого текста.

Фр. 15. Анфемоэсса — остров Сирен. Им — Сиренам. Сирены были дочерьми речного бога Ахелоя.

Фр. 16. «Эоя» Тиро, дочери Салмонея. Салмоней, сын Эола, эпоним города Салмона в Элиде, требовал, чтобы подданные воздавали ему почести как Зевсу. На своей колеснице Салмоней производил грохот и зажигал огни, подражая громам и молниям Зевса.
29. Крефей — сын Эола и брат Салмонея (фр. 6).
35 — тождествен стиху «Одиссеи» (XI. 240). Дан в переводе В. Жуковского. Энипей — река в Элиде, в образе бога которой Посейдон сочетался с Тиро.

Фр. 17.
1. «Радуйся…» — слова Посейдона, обращенные к Тиро.
2. Сыновья Посейдона и Тиро — Пелий и Нелей.

Фр. 18.
4. Порознь они поселились во градах…— Пелий стал царем Иолка, а Нелей — Пилоса.
6. Амфион, сын Иаса,— царь Орхомена Мининского (Беотия).

Фр. 19.
7. Конник Геренский.— Герен — местность в Элиде, где гостил Нестор.
14. Анаксибия — дочь Кратиея.

Фр. 20. Речь идет о Меламподе и Бианте — сыновьях Амфиона (сына Тиро от Крефея).
2. Провидец — Мелампод.
3. …год оставалось в неволе…— Мелампод был пойман, когда похищал для Бианта коров Ификла, царя фессалийского города Филаки (фр. 30 и примеч.), которых требовал Нелей в качестве свадебного выкупа за свою дочь Перо. Фрагмент перекликается с изложением мифа в «Одиссее» (XI. 288—297).
10. Аргос — здесь: Арголида. Прет — царь Тиринфа. О Прете и его дочерях см. фр. 42—44.

Фр. 21.
1. Эсон — сын Тиро и Крефея.
2. Пелион — гора на востоке Северной Греции.

Фр. 22.
18—69. «Эоя» Местры, дочери Эрисихтона, который вырубил рощу Деметры. Разгневанная богиня наслала на него страшную прожорливость, не позволявшую избавиться от голода (см. гимн Деметре Каллимаха). У Эрисихтона была дочь — чародейка Местра, умевшая превращаться во всякое животное. Она-то и стала отцу средством для утоления голода: чтобы прокормиться, Эрисихтон ежедневно продавал дочь, а та убегала, изменив свой облик, и снова возвращалась к отцу.
18. Сисиф — сын Эола. Сисиф сватал Местру для своего сына Главка.
51. Речь идет о Сисифе.
58. Еврипил — царь племени меропов на о-ве Кос.
61. Сын Зевса — Геракл.
65. Флегра — древнее название полуострова Паллена на Халкидике.
67. К холмам священных Афин…— Возможно, смешение Эрисихтона, потомка Эола, с Эрисихтоном аттической традиции — сыном Кекропа. О такого рода смешении говорит и судейство Афины в споре за Местру.
70. Нис — царь Мегар, сын афинского царя Пандиона.
71. Имя героини этой «Эои» Евринома реконструировано (вариант: Евримеда).
75. Оной Сисифдомогался…— Евриному, как и Местру, Сисиф сватал для своего сына Главка.
88. Иобат — царь Ликии. В отличие от широко распространенной версии («Илиада», VI. 155—170), здесь Иобат не является тестем Прета.

Фр. 23. Сем и Алазиг — внуки Периера (фр. 6).

Фр. 24. 1. Арсиноя — дочь мессенского царя Левкиппа, сына Периера. По более распространенной версии, матерью Асклепия была Коронида (фр. 28).

Фр. 25. 3. Летоид — здесь: Асклепий, сын Аполлона и внук Лето. Зевс поразил Асклепия молнией за то, что тот дерзнул воскрешать мертвых.

Фр. 26.
7 и далее.— «Эоя» Астеродии, дочери Деионея (или Деиона), сына Эола.
8. Фок — сын Эака (фр. 76).
9. Филака — город в Фессалии.
10. Крис и Панопей — основатели-эпонимы фокидских городов Крисы и Панопея.

Фр. 27. Начало «Эои» Корониды, матери Асклепия. Гора Дидимы, Дотийская равнина, город Амир и озеро Бебеиоа находятся в Фессалии.

Фр. 28.
2. Обитель Пифийская.— См. гомеровский гимн к Аполлону Пифийскому, 195.
3—4. Исхий, сын Элата.— Элат — сын Посейдона, царь лапифов в Ларисе (Фессалия), или же сын Аркада, помогавший фокейцам в войне с флегиями и основавший в Фокиде город Элатею.

Фр. 30. Речь идет о Филаке, вероятно, одном из потомков Эола, отличавшемся необычайной быстротой ног. О нем рассказывали, что он состязался в беге с ветрами и мчался по верхушкам колосьев, не причиняя вреда стеблям благодаря легкости своего бега.

Фр. 31.
14. Филонида — дочь Деиона, сына Эола.
18. Бог Килленский.— См. фр. 61 и примеч. и гомеровский гимн к Гермесу, 3.

Фр. 32. Речь идет об Автолике, сыне Гермеса и Филониды, прославленном хитреце и воре. Похищая лошадей, быков и овец, он каждый раз менял им клейма и таким образом вводил в заблуждение их хозяев.

Фр. 33. Афамант — сын Эола (фр. 6), отец Фрикса и Геллы. Речь идет либо о решении Афаманта принести в жертву Фрикса и Геллу, либо о безумии, когда он преследовал свою жену Ино и рожденных от нее сыновей.

Фр. 34.
28. Левкон — сын Афаманта.
29. Копрей — сын Галиарта (?). Согласно одной из версий, он подарил Гераклу коня Ариона («Щит Геракла», 120).
30. Орхомен — эпоним одноименного города в Беотии, одного из центров древней микенской культуры.
36. Евемон — эпоним одного из городов, подвластных Орхомену.
39. Комет.— Речь может идти об одном из следующих персонажей: 1) отце аргонавта Астериона и участнике игр в честь Пелия; 2) сыне Фестия, брате Алфеи, убитом Мелеагром; 3) лапифе, участвовавшем в битве с кентаврами на свадьбе Пирифоя.

Фр. 35. 1. Схеней — сын Афаманта и Фемисто, отец Аталанты, о сватовстве которой речь идет в фр. 36.

Фр. 38 сомнителен. Истоки протекающей у Аргоса реки Инаха находятся у селения Ойнея, названного в честь Ойнея, деда царя Аргоса Диомеда.

Фр. 39. См. фр. 6, ст. 17—19 и примеч.

Фр. 40. Уличенный Герой Зевс превратил Ио прикосновением в белую корову, поклявшись, что не сходился с ней. Вот потому-то, говорит Гесиод, дающие клятву о том, что связано с любовью, не навлекают на себя гнева богов (Аполлодор, II. 1. 3).

Фр. 41. Аргос, согласно преданиям, некогда был безводным, а затем стал многоводным благодаря Данаидам (дочерям Даная), принесшим сюда из Египта умение сооружать колодцы.

Фр. 42.
9. Прет и Акрисий — сыновья Абанта, внуки Линкея и Гиперместры.
11. …гибельным камнем…— Возможно, речь идет о случайной гибели Акрисия от руки его внука Персея.
12. Лакедемон — сын Зевса, эпоним Лакедемона (Спарты).
18. Аркад — сын Зевса (по другой версии — Пана) и нимфы Каллисто, предок Авги (см. фр. 57, 6 и примеч.).

Фр. 43—44. Речь идет о дочерях Прета.

Фр. 45.
2. Абант — зять Аргоса, дед Данаи.
7. Электрион, Алкей, Сфенел.— Их детьми были соответственно Алкмена, Амфитрион и Еврисфей. Историю Алкмены и Амфитриона см. «Щит Геракла», 1—56 и примеч.

Фр. 46.
1. Дочерь Араба — Кассиопея, жена Феника (сына Агенора), мать Килика, Финея, Дорикла и Атимна (Араб, Феник, Килик — эпонимы восточных стран и народов).
2. Бел — сын Посейдона и Ливии (эпоним страны).

Фр. 47. «Эоя» Европы, дочери Феника.
14 и далее.— Речь идет о Сарпедоне, царе Ликии (область в М. Азии).
25. …знаки явив роковые.— Вероятно, о кровавой росе, посланной Зевсом как знамение о гибели Сарпедона («Илиада», XVI. 459—461). (Античная традиция вообще смешивает двух Сарпедонов — сына Европы, который по хронологическим соображениям не мог принимать участия в Троянской войне, и сына Лаодамии, дочери Беллерофонта).

Фр. 48. Речь идет о Миносе, владыке Кносса на о-ве Крит.

Фр. 49. Речь идет о Критском быке, посланном Зевсом из моря Миносу, с которым сошлась Пасифая, жена Миноса, дочь Гелиоса, родив Минотавра (15—17).

Фр. 50. Евригием был назван сын Миноса Андрогей, погибший в Аттике. В его честь устраивали поминальные игры в афинском Керамике (квартал гончаров).

Фр. 51. Предположительно речь идет об эпизоде из истории Финея, сына Феника и брата Европы, а именно — о преследовании аргонавтами Гарпий, которые досаждали Финею. Фрагмент содержит описание земного круга, окраины которого населены сказочными или полусказочными народами.
9. Пигмеи — полусказочный народ крошечных людей (pygme — «кулак»), обитающий на крайнем юге.
15. Эфиопы — полусказочное племя, которое помещали на крайнем юго-востоке тогдашнего мира.
16. Скиф — эпоним Скифии и скифов.
19. Мощнокрушителъ — Посейдон.
21. Гипербореи — сказочный народ, живущий на крайнем севере («за Бореем»).
23—24. Эридан (см.: «Теогония», 338) — сказочная река на северо-западе известного мира, из вод которой якобы добывали янтарь.
26. Ортигия — сказочный остров, связанный с культом Артемиды и локализовавшийся в различных частях античного мира. Лестригонский люд — племя великанов-людоедов, с которыми впоследствии столкнулся во время своих скитаний Одиссей («Одиссея», X. 81—132).
30. Кефаллены — обитатели о-ва Кефалления в Ионическом море.
32. Нис, сын Арета,— царь о-ва Дулихий (возможно, позднейшая Кефалления).
33. Сирены (миф.) — божественные певицы, полуженщины-полуптицы.

Фр. 52. Млекоеды — народ, обитавший на севере известного мира, упоминаемый в «Илиаде» вместе с мисийцами и фракийцами и, возможно, тождественный массагетам.

Фр. 53. Эн — гора на Кефаллении, на которой находилось святилище Зевса Энейского.

Фр. 56. Пеласг — сын Земли, эпоним племени пеласгов. Ликаон — сын Пеласга, царь Аркадии.

Фр. 57. Согласно распространенной версии мифа, Геракл, находясь в гостях у аркадского царя Алея, овладел его дочерью Авгой, которая родила Телефа. Разгневанный отец велел бросить ее в ковчеге в море, но она спаслась и прибыла в Мисию (область в М. Азии). Здесь эта история излагается таким образом, что Авга разрешилась от бремени, только прибыв во владения Тевфранта, царя Мисии (3—7).
9—11. Речь идет о возвращении Геракла из похода на Трою (ср. фр. 22, 61—64). Твердь Азийская — Троя.
12. Потомки Дардана — троянцы (ср. фр. 65).

Фр. 58. Эпит — сын Элата и внук Аркада (фр. 28).

Фр. 59. Фелл — вероятно, эпоним одноименного города в Аркадии. Мелибея — жена Ликаона (фр. 56).

Фр. 61. Киллена — горный кряж в Аркадии. См. гомеровский гимн к Гермесу, 3.

Фр. 62.
1. Амикл — эпоним города Амиклы близ Спарты, сын Лакедемона (сына Зевса и Тайгеты — фр. 60).
2. Лапиф — здесь: местный (лаконский) герой, имевший свое святилище. Дочерь Лапифа — Диомеда.
6. Гиакинф — сын Амикла и Диомеды, любимец Аполлона.

Фр. 63. Речь идет о детях Елены и Менелая.

Фр. 64. Согласно преданию, приносивший жертвы богам Тиндарей забыл почтить Афродиту, и разгневанная богиня сделала так, что его дочери выходили замуж по два и три раза и покидали своих супругов. О дочерях Тиндарея см. также фр. 12, 9—14.

Фр. 65.
5. Электра — дочь Атланта (фр. 60).
7. Дардан — основатель-эпоним Дардании (древнейший город в Троаде, а также древнее название всей области).
8. Ээтион.— У Гомера («Одиссея», V. 125—128) и в позднейшей традиции — Иасион.
14. Эрихтоний — отец Троса (эпонима города).
15. Ил — эпоним Илиона (ср. фр. 86). Согласно Гомеру («Илиада», XX. 231—232, 236),— сын Троса и отец Лаомедонта.

Фр. 66. Отрывочность фрагмента позволяет дать лишь весьма гипотетическую сюжетную (мифолого-генеалогическую) реконструкцию. Предположительно речь идет о переселении Дардана с о-ва Самофракия в Троаду, в связи с чем возможно изложение малоазийских (вифинских и лидийских) сюжетов, в общих чертах сохраненных Аполлодором.
4. Герм — река, протекающая по Фригии и Лидии.
6. Бротей — предположительно сын царя Лидии Тантала. На его дочери женился Дардан (?).
2. Пандион.— «На Клеопатре женился Финей, от которого она родила сыновей Плексиппа и Пандиона. Уже имея этих сыновей от Клеопатры, Финей женился на Идее, дочери Дардана. Последняя ложно обвинила пасынков, будто они пытались ее соблазнить, и Финей, поверив ей, ослепил обоих» (Аполлодор, III. 15. 3).

Фр. 67. Возможно, «Эоя» Антиопы, дочери Никтея (сына эпонима Гирии Гириея, сына Алкионы, см. фр. 60). Антиопа родила от Зевса фиванских героев Зета и Амфиона.

Фр. 68. Речь идет о Гипподамии — супруге Пелопа, дочери Эномая и Астеропы (см. фр. 60).
2. …на кровь ополчились родную.— Сыновья Пелопа Атрей и Фиест убили своего сводного брата Хрисиппа, а затем люто враждовали друг с другом.

Фр. 69.
1—4. Речь идет о героях фиванского цикла. (Генеалогическая связь с фр. 68 состоит, возможно, в том, что, согласно одной из версий, Эдип был женат на Астимедузе, дочери Сфенела.) Алкмеон — сын аргосского прорицателя Амфиарая и Эрифилы (см. фр. 13, 35).
12—20. Острова Эхинадские — о-ва в Ионическом море у западного побережья Средней Греции.

Фр. 70. Аэропа — дочь Катрея (сына Миноса), которую взял в жены Плисфен. Агамемнон, а также Менелай, согласно Гесиоду и Эсхилу, были сыновьями Плисфена, сына Атрея, но согласно Гомеру и всем прочим авторам,— сыновьями самого Атрея. Поэтому многие считают их Атридами. Вслед за ст. 7 начинается «Эоя» Алкмены, представляющая собой начало «Щита Геракла».

Фр. 71—75. Перечень женихов Елены. Названные здесь герои (кроме сыновей Амфиарая) — участники Троянской войны, выступающие также в «Перечне кораблей» «Илиады» (кн. II).

Фр. 72.
13. Кастор и Полидевк — Диоскуры, сыновья Зевса и Леды.
16—18. Речь идет о сыновьях Амфиарая — Алкмеоне и Амфилохе.
19. Гнев бессмертных — в наказание за матереубийство (сыновья Амфиарая убили свою мать Эрифилу, мстя за отца). Возмездие смертных.— Алкмеон был убит из-за приносящих несчастье их обладателям ожерелья и пеплоса Гармонии.
36. Филака.— См. фр. 26. 9 и примеч.
37. Филак — фессалийский герой, потомок Девкалиона и Эола (см. также фр. 30 и примеч.).

Фр. 74.
1. Потомки Эака — сыновья Пелей и Теламон (см.: «Теогония», 1005 и примеч.).
2. Амифаонова поросль — сын Мелампод и его потомки Оикл и Амфиарай (все — знаменитые прорицатели).

Фр. 75.
20. ПрибылОгилова моря — то есть прибыл с Крита.
91. Безволоса — змея. Пассаж о змее недостаточно ясен по причине отрывочности текста.

Фр. 76. Речь идет о происхождении племени мирмодонян, созданного Зевсом для Эака — своего сына от Эгины, дочери речного бога Асопа и эпонима острова.

Фр. 77. Отрывок заимствован из более обширного рассказа о том, как Пелей прибыл во Фтию (см. фр. 78) и Астидамия, жена царя Акаста, влюбилась в него и послала ему любовное предложение. Но она была отвергнута гостем и оклеветала Пелея перед Акастом, заявив, будто Пелей пытался овладеть ею. Услышав это, Акаст не захотел убивать того, кого только что очистил от скверны убийства Фока, и взял Пелея с собой на охоту близ горы Пелион. Когда Пелей заснул, Акаст, бросив его, ушел, предварительно спрятав меч Пелея в коровьем навозе. Проснувшись, Пелей увидел, что на него нападают кентавры, и стал искать свой меч. Он погиб бы, но его спас Хирон, который отыскал меч Пелея и отдал ему.

Фр. 78.
1. …Во Фтиюприбыл…— Речь идет о свадьбе Пелея и Фетиды.
5. Пышновоздвигнутый град он повергнул…— Пелей вместе с Ясоном и Диоскурами разграбил Иолк и убил Астидамию, жену Акаста (см. фр. 77 и примеч.).

Фр. 79. 2. Кирена — дочь Гипсея, царя лапифов, охотившаяся на горе Пелион. Похищенная Аполлоном Кирена была увезена богом в Ливию, где стала эпонимом греческого города в Африке.

Фр. 81. Речь идет об элевсинских героях. Евмолп, сын Посейдона, легендарный певец и учредитель Элевсинских мистерий, упомянут вместе с Долихом в гомеровском гимне к Деметре (154). Гиппофоонт, сын Посейдона,— эпоним аттической филы Гиппофоонтиды.

Фр. 82. Керик — сын Евмолпа.

Фр. 83. 6 и сл.— Речь идет о Геракле. См. фр. 13, ст. 26—33; ср. «Теогония», 950—955.

Фр. 84. 1. …Им троедольное всем нареченье.— На Крите обитали три эллинские народности — пеласги, ахейцы и дорийцы.

Фр. 85.
1. Локр — эпоним племени локров, населявших две области в Средней Греции — Локриду Опунтскую и Локриду Озольскую. Лелеги — догреческое население ряда областей Эгейского бассейна. Согласно Аристотелю,— древнее название локров.
3. …рати землею рожденных.— Вероятно, речь идет о происхождении лелегов из глыб земли, брошенных Девкалионом и Пиррой после потопа (ср. фр. 2).

Фр. 86.
1. Илей (или Оилей) — сын Аполлона, отец Аякса Локрийского, участника Троянской войны.
2. Имя такое…— Имя Илей истолковывается здесь как производное от названия города Илион (Троя).

Фр. 88. 1. Геллопия — здесь: местность возле Додоны (5), храма и прорицалища Зевса, находившихся на западе Средней Греции.

Фр. 89. Принадлежность этого фрагмента к «Каталогу» оспаривалась, почему Меркельбах и Уэст не включили его в свое собрание. Однако новое исследование, проведенное в 1969 г., делает принадлежность приводимых стихов к «Каталогу» вполне вероятной. Речь в нем идет, по всей вероятности, о приходе к Хирону либо Афины, либо Артемиды, которая избавляла от бешенства собак, растерзавших по ее наущению Актеона (имя его встречается среди плохо сохранившихся отрывков в ст. 17). Если принять за говорящее лицо Афину, то она, возможно, предвещала возвращение в Фивы Диониса.


[ГЕСИОД]
КАТАЛОГ ЖЕНЩИН