SCRIPTORES HISTORIAE AUGUSTAE

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Ср. Цицерон. Фил. 2.68.

2. Cp. Максимин. XIV.2; Геродиан. 7.5.2; Евтропий. 9.2; Аврелий Виктор. О цезарях. 26.1.

3. Его литературные произведения упомянуты только здесь. Из пяти приведенных названий лишь для первых трех можно говорить о совпадении с цицероновскими темами.

4. Август в 22 г. до н.э. снял с эдилов заботу об играх и возложил ее на преторов. С тех пор эдилы, скорее всего, устраивали игры на добровольной основе.

5. Совместное консульство с Александром Севером подтверждается нумизматическими свидетельствами.

6. Белая тога с пурпурной полосой — отличительный признак всех магистратов с преторской и консульской властью.

7. Первоначально триумфальное облачение, затем парадная одежда цезарей.

8. Таких партий было четыре; их упряжки на соревнованиях различались по цвету (белый, красный, синий, зеленый).

9. Эти породы отличались особой силой и быстротой.

10. См. Альб. V.10.

11. Название частных игр, введенных Нероном в честь богини Ювентус. Подробное описание см. Дион. 61.19.1 сл.; Тацит. Анналы. 14.15.

12. Имя Антонина указывает на то, что письмо вымышлено.

13. Упомянутые здесь лица — воплощение римской доблести. Сципион — Публий Корнелий Сципион Африканский. О Катоне см. Адр. V.3; XVI.6; Авид. XIV.4; Алекс. LXVIII.1. Муций — Квинт Муций Сцевола, проконсул Азии в 94 г. до н.э. Публий Рутилий Руф — легат Муция в Азии, его единомышленник и друг. Гай Лелий Сапиент — друг Сципиона Африканского Младшего.

14. Cp. Геродиан. 7.4.2. сл.

15. Cp. Геродиан. 7.5.3.

16. Cp. Геродиан. 7.5.5-7.

17. Cp. Геродиан. 7.5.8.

18. Cp. Геродиан. 7.6.2.

19. Пример некорректен: Сципионы были братьями.

20. Cp. Геродиан. 7.6.3.

21. См. прим. 61 к Максимин. XXIV.5.

22. Ср. Максимин. XX.1; Горд. XXII.1.

23. О посольстве Максимина в других источниках не упоминается.

24. Ср. Максимин. XIV.4; Геродиан. 7.6.4-9.

25. В республиканскую эпоху не существовало никаких определенных сроков для сенатских заседаний; затем сенат стал собираться дважды в месяц, в календы и иды (Светоний. Авг. 35).

26. Ср. Плиний. Панегирик. 48.3.

27. Ср. Горд. XI.3.

28. Иначе у Геродиана (7.6.9 сл.) о распространении слухов об убийстве Максимина.

29. Ср. Геродиан. 7.7.3 сл.; Максимин. XV.1.

30. Ср. Геродиан. 7.8.4-8; Максимин. XVIII.1 сл.

31. Ср. Максимин. XVII.2, где говорится, что сын находился в окружении отца.

32. Ср. Максимин. XIX; Геродиан. 7.9.

33. Ср. Геродиан. 7.9.7.

34. Ср. Максимин. XIX; Макс. Бальб. IV.3; Аммиан, 26.6.20; другие версии о смерти Гордиана Старшего см. Геродиан. 7.9.4 сл.

35. Ср. Карак. I.6.

36. Сообщение вымышлено.

37. Приам — троянский царь, отец пятидесяти сыновей; при падении Трои погиб от руки Неоптолема. Приап — италийский бог плодородия, "сторож садов"; его деревянные изображения, раскрашенные красной краской, использовались в качестве чучел. С ним связан цикл непристойных стихотворений.

38. Ср. Элий. IV.1 сл. Стихи из "Энеиды" Вергилия. 6.869-871.

39. Ср. Адр. III.5.

40. Ср. Алекс. XXXIII.4; XL.6; LXVII.1.

41. Cp. Горд. II.3; III.6; VI.5; IX.4; XVII.2.

42. Ср. Максимин. XXXII.3; Горд. X.1 сл.; XIV.3 сл.

43. Ср. Максимин. XX.1; Горд. X.1; XIX.9; Геродиан, 7.10.2 сл.

44. Cp. Геродиан. 7.10.5 сл.

45. Ср. Макс. Бальб. XIV.2-7; XV.7.

46. Игра слов: gentibus ingenti.

47. В июне 238 г.

48. Ср. Геродиан. 7.11.1 сл.

49. В 239 г.

50. В 240 г.

51. В 241 г.; ср. Горд. XXVI.3 сл.

52. Из надписей известно ее имя: Фурия Сабиния Транквиллина.

53. 0 детстве Гордиана см. Геродиан. 7.10.9.

54. Эта переписка вымышлена.

55. Это имя, как и следующие, вымышлено.

56. Сивиллины книги играли важную роль в римской государственной религии. Обращаться к ним можно было лишь по решению сената после тревожных предзнаменований. В 400 г. н.э. они были сожжены по настоянию Стилихона. Ср. Галл. V.5; Аврелиан. XVIII.5-XX.8; Тац. XVI.6.

57. В 242 г.

58. См. Комм. XVI.4; Аврелий Виктор. О цезарях. 27.7; Евтропий. 9.2.2.

59. Это сообщение следует признать неверным.

60. Игра слов: reges — цари и leges — законы.

61. См. прим. 177 к Алекс. LVII.5.

62. О виновности Филиппа Араба в смерти Мизитея упоминается только здесь.

63. В 243 г.

64. Вымышленное лицо.

65. Имя этого скифского царя более нигде не упомянуто

66. Ср. Горд. XXXI.7; у Евтропия (9.2.3) описано обожествление по решению войска, а не сената. Нумизматические и эпиграфические подтверждения отсутствуют.

67. См. Альб. X.10.

68. Эвбейский мрамор.

69. Мрамор из каменоломен у Клавдиевой горы в Египте.

70. Мрамор из деревни Докимия у Синнад во Фригии.

71. Имеются в виду гладиаторы из императорских школ.

72. Вымышленная надпись.

73. Это сообщение маловероятно.

 

 


SCRIPTORES HISTORIAE AUGUSTAE
Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!