Солон | ||
ФРАГМЕНТЫ |
1(3) БЛАГОЗАКОНИЕ Наша страна не погибнет вовеки по воле Зевеса И по решенью других присноблаженных богов. Ибо хранитель такой, как благая Афина-Паллада, Гордая грозным отцом, длани простерла над ней. Но, уступая корысти, объятые силой безумья, Граждане сами не прочь город великий сгубить. Кривдой полны и владыки народа, и им уготован Жребий — снести много бед за своеволье свое. Им непривычно спесивость обуздывать и, отдаваясь |
|
10 |
Мирной усладе пиров, их в тишине проводить, — Нет, под покровом деяний постыдных они богатеют И, не щадя ничего, будь это храмов казна Или народа добро, предаются, как тати, хищенью, — Правды священной закон в пренебреженье у них! Но, и молчанье храня, знает Правда, что есть и что было: Пусть, хоть и поздно, за грех все-таки взыщет она! Будет тот час для народа всего неизбежною раной, К горькому рабству в полон быстро народ попадет! Рабство ж пробудит от дремы и брань, и раздор межусобный: |
20 |
Юности радостный цвет будет войной унесен. Ведомо иго врагов: град любезный оно сокрушает Через крамолу, — она неправдолюбцам люба! Беды такие народу грозят, а среди неимущих В землю чужую тогда мало ль несчастных пойдет, Проданных в злую неволю, в позорные ввергнутых узы, Дабы познали они рабства тяжелого гнет? Так к дому каждого быстро идет всенародное горе, Двери не в силах уже бега его задержать, Через высокую стену оно перейдет и настигнет |
30 |
Всюду, хотя б от него спрятался ты в тайнике. Сердце велит мне афинян наставить в одном убежденье — Что беззаконье грозит городу тучею бед. * * * Народа б не сдержал и не отстал бы сам, Пока не сбил бы масла, снявши молоко. А я ж меж ними, как на спорном поле столб, Встал на меже. ПРОТИВ ЕДИНОВЛАСТИЯ 19 (12) Хмурая туча дождем проливается или же градом; Пламенной молнии блеск в громе находит ответ. А от великих людей гибнет город, и к единодержцу В плен попадает народ, если в нем разума нет. Кто вознесется превыше других, нелегко того будет После сдержать, — обо всем надо размыслить сейчас! 20 (15) Коли беда вас постигла по слабости вашей постыдной, То и богов обвинять нечего вам за нее. Сами ведь этих людей вы усилили, дав им защиту, И получили за то рабство лихое в удел. Каждый из вас в одиночку лисиною поступью ходит, Вместе же всех коль возьмешь, разумом слабы совсем. Вы на язык лишь глядите и речи лукавого мужа, Но не глядите совсем, что происходит кругом. 21 (26) МИМНЕРМУ Если совет мой послушать ты хочешь, то выкини слово И не сердись, что я стих лучше придумал, чем ты, Но переделай его, сладкопевец, и так пой отныне: «Лишь на десятке восьмом смерть да подходит ко мне!» 22 (11) ФИЛОКИПРУ, ЦАРЮ КИПРА Ныне ты здесь, над солийцами царствуя долгие годы, В городе сем обитай средь поколений своих. Мне же Киприда да даст, что в венце из фиалок сияет, С острова славного плыть здравым на быстрой ладье. За устроенье же града мне милость с великою славой! Да ниспошлет и возврат в землю родную мою. ПИРУШКА 23 (32) Там пьют они, и кто из них печеньице, Кто хлеб жует, лепешек с чечевицей смесь — Другие. Там в пирожных недостатка нет Во всяких. Словом, то, что черная земля Приносит людям, — все там в изобилье есть. 24 (33) Спешит один со ступкой, с сильфием другой, Кто с уксусом. 25 (34) Другой несет гранатных зерен, тот кунжут. РАЗНОЕ 26 (13) Ветром волнуется море, когда же ничто не волнует Глади морской, тогда нет тише ее ничего. 27 (35) Властям покорствуй — хочешь ты иль нет. |
ПРИМЕЧАНИЯ
Солон (род. ок. 640 г.) принадлежал к старинному аттическому роду. Расположение сограждан он завоевал умелой агитацией за войну с соседней Мегарой за о-в Саламин (см. фр. 12). Так как предприятие завершилось полным успехом, Солон был избран в «примирители» между простым народом и знатью, когда в самом начале VI в. социальные противоречия достигли в Аттике невиданной остроты. В 594 г. он провел законы, заложившие экономическую основу афинской демократии: запрещалось долговое рабство, а также отчуждение и продажа земельных участков. Проданных за долги в рабство Солон выкупил за счет государства и вернул на родину. В политическом плане Солон поделил все гражданское население на 4 класса, предоставив им, в зависимости от имущественного ценза, неравные права в государственном управлении. Компромиссный характер реформ Солона навлек на него недовольство с обеих сторон: богатых — за вторжение в их права собственности, бедных — за неполное обладание политическими правами (см. фр. 15—18). Подробно о Солоне — в его биографии, составленной Плутархом, и в «Афинской политии» Аристотеля.
Согласно сообщению Диогена Лаэртского, Солон написал 5 тысяч элегических двустиший, от которых сохранилось 219 стихов.
Фр. 1. Ст. 15 сл. …знает Правда… — Ср.: «Труды и Дни», 256—264. [назад]
Фр. 20. Ст. 1. Коли беда вас постигла… — Солон отнесся отрицательно к захвату единоличной власти в Афинах Писистратом. [назад]
Фр. 21. Ответ на фр. 12 Мимнерма. [назад]
Фр. 22. Солийцы — жители города Солы, названного так Филокипром в честь Солона. [назад]