ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. См.: Gennadius. De viris illustribus, 19. / Ed. E.C. Richardson. Texte und Untersuchungen 14, i (1896), p. 96. Исчерпывающее собрание сведений средневековых авторов (от Паулина Ноланского до Эразма Роттердамского) о Сульпиции содержится в издании: Н. de Prato. Sulpicii Severi opera ad MSS. codices emendata (2 vols., Verona, 1741 & 1754), I, pp. xxxiii — liv. Интересно также отметить, хотя, возможно, это и не относится к делу, что в одной надписи из Бордо речь идет о некоем Sul(picia) Severa: CIL, XIII, i, № 858.

2. Paulinus, ep. 5, 4-5 (CSEL 29, pp. 27-28). Обоснование именно этой даты см.: Fabre P. Saint Paulin de Nole et l'amitié chrétienne. Paris, 1949, pp. 13-16.

3. Comm. in Hiezechielem XI, xxxvi, 1/15: "et nuper Severus noster in dialogo cui "Gallo" nomen imposuit" (CCSL 75, p. 500).

4. Ср.: Прит. 10:19: "При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен". Никто из современников не называл Сульпиция "пресвитером", но это вовсе не означает, что сообщение Геннадия неверно. Веронский кодекс работ Сульпиция, составленный в 517 г., именует Сульпиция "монахом из Марселя" (CSEL I, p. 137). Сам Геннадий также был священником из этого города и, возможно, поэтому именует Сульпиция именно так.

5. Augustinus, Confessiones I, xvi (p. 26), ср: I, xvii (p. 27).

6. Jones A.H.M. The later Roman Empire (3 vols. Oxford, 1964), I, pp. 511-512; III, p. 147 n. 97.

7. Paulinus, ep. 5, 5; Sulpicius, ep. 3, 2.

8. Paulinus, ep. 5, 5.

9. Это подразумевается из сообщения Паулина о факте обращения Сульпиция к аскетической жизни, которое состоялось вопреки его "холостой юности и свободе ко греху после супружества" (ep. 5, 5). Ж. Фонтэн (Sulpice Sévere. Vie de Saint Martin / Ed. et comm. J. Fontaine. Vol. I, Paris, 1967, p. 22, (SC 133-135; 3 vols., Paris, 1967-1969), наверное, правильно понимает выражение "свобода ко греху", как состояние, при котором молодой мужчина, чей брак завершился столь трагично, добровольно избирает безбрачие. Последующие близкие отношения между Сульпицием и его тещей свидетельствуют о том, что его брак прекратил свое существование отнюдь не вследствие какой-либо ссоры или развода, но именно по причине смерти жены.

10. Paulinus, ep. 5, 5.; Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 26-28.

11. Fabre P. Saint Paulin…, pp. 25-38; Lienhard J.T. Paulinus of Nola and early western monasticism. Cologne-Bonn, 1977, pp. 24-51.

12. Vita Martini 19, 3 (далее — V.M.). Co своей стороны, у Паулина мы находим упоминание о том, что он однажды был вместе с Мартином во Вьенне (Ep. 18, 9).

13. Ср.: ep. 11, 5-6 (397 г.) с ep. 1, 1 (начало 395 г.): Сульпиций сообщил Паулину о своем решении сознательно и намеренно продать все имущество. Вне всякого сомнения Сульпиций был получателем писем сравнимых с теми, которые Паулин посылал другим потенциальным сторонникам аскетизма; см. ep. 25 и 25*, адресованные Кристиниану.

14. V.M. 25, 1. Этот визит, похоже, имел место после того, как Паулин продал свои поместья, что началось в 393 г. (Fabre P. Saint Paulin…, p. 35) и перед ep. 1 Сульпицию, написанным в начале 395 г. (Lienhard J.T. Op. cit., p. 178),

15. К 396 г. Сульпиций уже знал "Житие Антония" и другую аскетическую литературу.

16. V.M. 25, 4-5.

17. V.M. 25, 2-3; D II, 14.

18. Paulinus, ep. 1, 1; 5, 5-7.

19. Paulinus, ep. 24, 1-4. Значение обращения Сульпиция к аскетизму склонны преуменьшать потому, что он не смог столь радикально порвать со своим прошлым, как это сделал Паулин (Fontaine J. Vie…, Vol. I, p. 42 ff.; cf. Lienhard J.T. Op. cit., p. 98). 3a Сульпицием, как известно, остался Примулиак и потому Руссель-Эстев указывает, что, поскольку Паулин, как священник, материально поддерживался церковью, то Сульпиций, как человек светский, имел необходимость сохранить некоторое количество земли для обеспечения собственного существования (Deux exemples d'évangélisation en Gaule à la fin du IVе siecle: Paulin de Nole et Sulpice Sévere // Fédération historique du Languedoc méditerranéen et du Roussillon, 43е Congres. Montpellier. 1971, pp. 93-94). Ср. ситуацию Августина в Тагасте.

20. Общий обзор этой проблемы см.: Fontaine J. Vie…, Vol. I, p. 32-40, а также: Leclerq, DACL XIV, 2, cols. 781-798. Однако, идеи Фонтэна нуждаются в уточнении по четырем, как минимум, позициям: 1) Мы не должны особо ориентироваться на Элюзо Паулина (ep. 1, 11), ибо в это время (394-395 г.) Сульпиций вовсе необязательно уже поселился в Примулиаке; 2) Из сообщения Сульпиция в D I, 27, 2 и Chron II, 41, 3 можно сделать вывод о том, что он переехал из Галлии южнее Луары, т.е. из области административного диоцеза Аквитания см.: Chastagnol A. Le Diocese civile d'Aquitaine au Bas-Empire // Bulletin de la Société nationale des Antiquaires de France. Paris, 1970, pp. 272-290, esp. 282-287; 3) Примулиак никак не мог входить в церковный диоцез Тулузы, как это утверждает Фонтэн, потому, что епископа сульпициева диоцеза звали Гавидий (Chron II, 41, 4), в то время, как епископом Тулузы в 405 г. был Экзуперий, а его предшественником Сильвий (см.: Duchesne L. Fastes episcopaux. Vol I. Paris, 1907, p. 307; 4) Из ep. 28, 3 Паулина можно сделать вывод о том, что: а) провинция Нарбонская I располагалась между Примулиаком и Нолой и 6) Примулиак, возможно, не входил в состав I Нарбонской провинции, так как Виктор вернулся "из Нарбонской… к тебе (т.е. к Сульпицию — А.Д.)", перед этим посетив Нолу. Если мы добавим к этому другие факты, приведенные Фонтэном, особенно сообщение в Тулузу в ep. 3, 3 Сульпиция и тот факт, что посыльный из Бордо принес письмо в Примулиак, идя по дороге из Нолы в Бордо, то область западнее тулузского диоцеза становится самым вероятным для местом поисков Примулиака.

21. См. ep. 5, 6 & 19; ep. 31, 1. П. Уолш (Walsh P.G. Letters of St. Paulinus of Nola (2 vols., Westminster, Maryland & London, 1966-1967). Vol. I, p. 220, n. 18) утверждает, что Бассула сыграла такую же роль в основании монастыря в Примулиаке, как Феразия — в Ноле. Если это так, то странно, почему она не фигурирует в "Диалогах", место действия которых — Примулиак и не упоминается среди участников бесед и слушателей (D III, 1).

22. Paulinus, ep. 27, 3. О Мартине, как образце, которому следует подражать, см. также письмо Сульпиция (ep. 2, 17).

23. Paulinus, ep. 17, 4.

24. V.M. 23, 1-2; Paulinus, ep. 32, 6. Идентичен ли Сабатий, ученик Кляра в Мармутье (V.M. 23, 7) Саббатию, которого мы встречаем в Примулиаке в D III, 1, 4?

25. Ep. 24, 3.

26. Об одежде и тонзуре см. ответ Паулина (ep. 22, 2), который был получен Сульпицием (ep. 23, 2). "Духовные братья" — Paulinus, ep. 5, 15, "мальчики" — Paulinus, ep. 11, 1; Sulpicius, ep. 2, 5; D II, 14, 5 и III, 3, 5. Здесь мы, возможно, сталкиваемся с пересечением понятий "духовные братья" и "мальчики". Параллель этому мы находим в монашеских обычаях Малой Азии эпохи Василия Великого, когда "рабыни могли сопровождать своих хозяек в период их аскетической жизни и продолжать свою службу при них" (Clarce W.K.L. St. Basil the Great. Cambridge, 1913, p. 95).

27. См.: Paulinus, carmen 24, 669-768 (CSEL 30, pp. 228-231); Babut E.-C. Saint Martin de Tours. Paris, n.d. [1912], p. 41.

28. Ep. 27, 3-4. Сожаление Паулина по поводу того, что он не имеет у себя таких сыновей, говорит о том, что эти мальчики всего лишь монахи, но только в ином обличии, чем монашеская братия в Ноле (Ep. 23, 8). См.: Walsh P.G. Op. cit. Vol. II, p. 320, n. 13.

29. D III, 1, 1; 1, 3-5. Сходным образом Кляр имел свой собственный монастырь вблизи Мармутье (V.M. 23, 2).

30. Paulinus, ep. 5; ep. 11, 12-14; ep. 17.

31. См.: Paulinus, ep. 26, 1. Lienhard J.T. Op. cit., pp. 182-187.

32. Paulinus, ep. 5; 21 (ср.: ep. 3, 6). Ep. 29, 1.

33. Paulinus, ep. 11, 11. Окончание ep. 32, 7 подразумевает, что Паулин, наконец, получил второе письмо Сульпиция; D III, 17, 3-5 и что скоро получит "Диалоги". Подобным же образом Паулин рассылал и свои литературные труды (ep. 28, 6).

34. Paulinus, ep. 29, 14. Ее внучка, Мелания Младшая, похоже тоже имела такую склонность (Vie de Sainte Mélanie, chs. 23 et 26. Ed. Gorce. Pp. 174, 178-180 (SC, 90)).

35. Ep. 23, 4-5; ср.: V.M. 25, 3.

36. Ср.: D I, 25, 6 (Мартин) с D III, 1, 6-7 (Сульпиций).

37. Sulpicius, ep. 3, 2. Hyltén P. Studien zu Sulpicius Severus. Lund, 1940, ch. 3.

38. Paulinus, ep. 28, 5-6; 32, 3-5.

39. V.M. 25, 2-5; Sulpicius, ep. 2, 14.

40. Ср.: V.M. 1.

41. Относительно монашества Паулина см.: Lienhard J.T. Op. cit, pp. 30-31, 58-81, 101-106.

42. См., например, Sulpicius, D II, 11.

43. Leclercq J. The love of learning and the desire for God. London, 1978, pp. 199 ff.

44. Строительство церквей — V.M. 13, 9, сопровождение монахов — V.M. 13, 7; ep. 3, 6-7; D II, 3, 1.

45. Ep. 27, 4.

46. D II, 14, 7; III, 1; III 17, 1. О ситуации в Ноле см.: Lienhard J.T. Op. cit., pp. 78-80.

47. D I 4, 5 — 5, 2; I 8, 5. Paulinus, ep. 23, 6-8.

48. Примулиакская братия как монахи: Paulinus, ep. 22. Сульпиций именуется "слугой Бога" у Паулина Миланского (Vita Ambrosii 1, 1). О подобного рода сообществах см. также: Griffe E. La Pratique religieuse en Gaule au Vе siecle: saeculares et sancti. BLE 63. 1962, pp. 253-254.

49. Gennadius, De viris illustribus 19. Эти письма утеряны и не идентифицированы. Письма, приписываемые Сульпицию, которые К. Хальм опубликовал в Приложении к своему изданию работ аквитанского писателя, на сегодняшний день большинством ученых не признаются таковыми на основании ряда стилистических признаков (подробнее см.: Hyltén P. Op. cit., pp. 156-157).

50. Ср.: Fontaine J. Vie…, Vol. I, 45; Lienhard J.T. Op. cit., pp. 81, 144.

51. Например, ep. 24 с 5 и до конца.

52. Sulpicius, ep. 2, 1; D II, 6, 3.

53. Такой вопрос ставит Фонтэн и делает выбор в пользу первого (Vie…, Vol. III, 1185 ff.).

54. Паулин, возможно, думал так же (Lienhard J.T. Op. cit., pp. 139-140). См.: van Andel G.K. The Christian concept of history in the "Chronicle" of Sulpicius Severus. Amsterdam, 1976, pp. 117-130.

55. V.M. 26, 3; ср.: Киприан. К Донату, 15: "Да будет тебе или усердная молитва или чтение; когда ты говоришь с Богом, тогда и Бог говорит с тобой…" Cit.: Gorce D. La Lectio divina des Origines du cénobitisme a saint Benoit et Cassiodore: I. Saint Jérôme et la lecture sacrée dans le milieu ascétique romain. Wepion-sur-Meuse & Paris, 1925, p. 183 n. 1.

56. Gorce D. Op. cit., pp. 361-361.

57. См.: Fontaine J. Vie…, passim, относительно Жития Мартина и писем. Для "Жития Мартина" см. также весьма полезный индекс Смита (Smith M. Prolegomena to a discussion of aretalogies, divine men, the Gospels and Jesus // Journal of biblical literature 90, 1971, p. 199). Мы указываем цифру 10, а не 12, поскольку не уверены в правильности приведенных Смитом параллелей относительно Тим. 1:7 и Евр. 13:6. Для Хроники см.: van Andel G.K. Op. cit., p. 10-22. О близком знакомстве Сульпиция с Новым Заветом см.: Fontaine J. Vie…, Vol. I, p. 116.

58. van Andel G.K. Op. cit., p. 49.

59. Об использовании Ветхого Завета в качестве источника см.: van Andel G.K. Op. cit., pp. 10-26, который также доказывает (pp. 10-12), что Сульпиций использует Vetus Latina Библии, а также Septuagintae.

60. Хильтен утверждает (р. 4), что стиль Сульпиция испытал влияние Библии, но доказательств этому не приводит, однако см.: Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 100-101 и 114-116.

61. Chron 1, 1.

62. Например, D II, 6, 6-7; Chron I, 2, 4.

63. Prete S. I Chronica di Sulpicio Severo. Vatican, 1955, pp. 31-32. Однако эти открыто заявленные цели Сульпиция и его молчание по поводу Пророков в "Хронике" необязательно указывают на то, что они мало значили для него, как полагает ученый. Скорее, дело здесь заключается в уверенности Сульпиция в скором наступлении дня Страшного Суда и его негативном отношение к жадности и роскоши современного ему общества. Они определенно должны были вызвать у него симпатии к таким пророкам, как Иеремия и Иезекииль, поэтому D I, 21, 4 можно рассматривать как реминисценцию из Иер. 22, 14.

64. Chron II, 3, 9.

65. Chron II, 2-3, 7. Такая интерпретация сна Сульпицием на сегодняшний день считается общепринятой: Mazzarino S. The end of the Ancient World. London, 1966, pp. 36, 40, 48.

66. Chron I, 6, 2. Ср.: van Andel G.K. Op. cit., p. 64.

67. Сульпиций дает нам несколько примеров подобного рода, см.: Chron I, 24, 5 по поводу Деворы: "…она являет собой прообраз Церкви". Относительно типологии см.: Daniélou J. Gospel message and Hellenistic culture. London, 1973, pp. 198, 201 ff., 226 ff.

68. См.: Doignon J. Hilaire de Poitiers avant l'exil. Paris, 1971, pp. 230-239.

69. См.: van Andel G.K. Op. cit., pp. 62-67. Ср.: Daniélou J. Hilaire de Poitiers, éveque et docteur. Paris, 1971, pp. 230-239.

70. Chron I, 2, 4. Ср.: van Andel G.K. Op. cit., pp. 63-64.

71. Ср.: Paulinus, ep. 43, 3: "Ибо я полагаю, что не мне судить о таких людях и таких делах, и касаться этого".

72. Так в Синодальном переводе (Песн. 1:2). У Паулина и, соответственно, в Vulgatae — ubera, в Септуагинте — μαστοί, что, учитывая контекст, можно более точно перевести, как "грудь".

73. Paulinus, ep. 23, 27. В данном случае мы следуем конъектуре, предложенной Уолшем (Walsh P.G. Letters…, Vol. II, pp. 307-308). Наверное, с ним следует согласиться в неприятии варианта, предложенного Хартелем (Paulinus Nolanensis. Epistulae / ed. G. de Hartel. Wien, 1894, p. 184 (CSEL, 29)).

74. V.M. 25, 6. Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 114-116; Vol. III, pp. 1069-1070.

75. Так, Мартин всегда молился или читал (V.M. 26, 3), Иероним всегда читал или писал (D I, 9, 5). Для Сульпиция см.: V.M. 1, 6, Паулина — Ep. 11, 4.

76. Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 54-58.

77. Ep. 11, 1-6.

78. Fontaine J. Vie…, Vol. I, p. 57. Paulinus, ep. 24, 1.

79. Ep. 5, 4; 11, 11-12; 24, 20-22.

80. Fontaine J. Loc. cit.

81. Paulinus, ep. 18, 1; 28, 3.

82. Ep. 23.

83. Walsh P.G. Letters…, Vol. II, p. 301.

84. Fontaine J. Vie…, Vol. I, p. 57.

85. Ср.: Paulinus, ep. 5, 8 и 17, 4.

86. Paulinus, ep. 11, 12-13.

87. Prete S. Op. cit., p. 95. E.-C. Babut. Sur trois lignes inédites de Sulpice Sévere // Le Moyen Age 19 (1906), p. 213.

88. Подобного рода порывы Сульпиция: D I, 21; Chron II, 51, 9-10.

89. Fabre P. Saint Paulin…, p. 281.

90. Более подробно см.: Marrou H.I. A history of education in antiquity. London, 1977, part III, особенно chs. 4-6, 8.

91. Confessiones III, iv, 7.

92. Подробнее см.: Marrou H.I. Op. cit., pp. 258-264.

93. Courcelle P. Paulin de Nole et saint Jérôme // Revue des études latines 25. 1947, p. 210-212. Надо также отметить одного из корреспондентов Паулина, Иовина (Bardy G. La Question des langues dans l'église ancienne. Paris, 1948, pp. 219-220.

94. Marrou H.I. Op. cit., pp. 259-262; Courcelle P. Op. cit., pp. 131-133, 139-145.

95. Courcelle P. Op. cit., pp. 145-153.

96. Ep. 46. Bardy G. Op. cit., pp. 218-219.

97. Chron II, 40, 1-3; van Andel G.K. Op. cit., p. 93. Относительно Юлия Африкана см.: van Andel G.K. Ibid., pp. 26-28; Prete S. Op. cit., pp. 48-49.

98. Подробнее об этом, см.: Prete S. Op. cit., pp. 49-50; van Andel G.K. Op. cit., p. 36. Но, скорее всего, Сульпиций воспользовался в этом случае Помпеем Трогом.

99. Marrou H.I. Op. cit., pp. 314-329; V.M. 25, 4-7.

100. Hyltén P. Op. cit., pp. 31-34, 53-57.

101. Речь пойдет о тех авторах, которых не упоминает в своем индексе Хальм (CSEL 1, p. 258).

102. Ср.: van Andel G.K. Op. cit., p. 36-39. Но в то время, как ван Андель убеждает нас в том, что Сульпиций воспользовался эпитомой Юстина (а также произведениями Плутарха и Страбона), доказательства, приводимые им, ясно указывают на прямое использование Сульпицием произведения именно Трога, а не Юстина: фрагмент "Хроники" (II, 9, 5) ближе к фрагменту Трога (30а), чем Юстина (1, 9, 1); фрагмент "Хроники" (II, 23, 9) ближе к Трогу (пролог 34), чем к Юстину 34, 3, 6. Кроме того, Сульпиций мог узнать о египетской кампании Оха и его наследника Арсы (Chron II, 14, 4 и 16, 8) только из Трога (пролог, 10), поскольку у Юстина об этом ничего не говорится. Возможно, что подобным же образом дело обстоит и с другими деталями, упомянутыми Сульпицием, но отсутствующими у Юстина, как об этом говорит ван Андель (van Andel G.K. Op. cit., p. 37).

103. Ср.: Valerius 1, 6, 1 и Sulpicius D II, 2, 1; Valerius 1, 7, 7 и Sulpicius D III, 4.

104. Например, ср. описание триумфа: Valerius 2, 10, 3 и Sulpicius. ep. 3, 21, а также Valerius 2, 10, 6 и Sulpicius. V.M. 15.

105. Например, ср.: Valerius 3, 2, intr.: "Nec me praeterit…" и Sulpicius. V.M. 24, 4: "Non praetereundem…"; Valerius 7, 3, 8: "Veniam nunc ad eos, quibus…" и Sulpicius D III, 11, 1: "Veniam ad alliud, quod…"; Valerius 1, 8, ext. 2: "Et quoniam ad externa trangressi sumus…" и Sulpicius D II, 6, 1: "Et quia palatium semel ingressi sumus…".

106. Например, см.: Paulinus, ep. 22, 3.

107. Chron II, 28, 5. Ср.: Passio SS. apost. Petri et Pauli // Acta Apostolorum apocrypha. Hildesheim, 1959, 2 vols. Vol. I, pp. 163-167.

108. Ascension of Isaiah, ch. 5. — In: Hennecke E. New Testament apocrypha, 2 vols. London, 1963-1965. Vol. II, p. 650-651. Это произведение было хорошо известно в конце IV в. в Испании, возможно, благодаря присциллианистам (Hieronymus. Comm, in Esaiam XVII, 64 (CCSL 73A, p. 735). Соответствующий фрагмент из Сульпиция см.: ep. 2, 10. Относительно широкого распространения этой легенды см.: Bernheimer. The martyrdom of Isaiah // Art Bulletin 34 (1952), pp. 21-22, 32-33.

109. Babut E.-C. St. Martin…, pp. 227-228, 234-236.

110. Бабю (St. Martin…, pp. 228-229) сравнивает эпизод из "Деяний Иоанна", где говорится о разрушении храма в Эфесе и последующем обращении язычников с событиями в Левру (V.M. 14, 3-7). Однако это мнение не бесспорно.

111. Бабю (St. Martin…, pp. 234-236) особо выделяет воскрешения. Другой возможный пример на эту тему — власть святых над природными силами. Ср.: Деяния Иоанна, 61 и Sulpicius D III, 9, 4.

112. Prete S. Op. cit., pp. 47-49; van Andel G.K. Op. cit., pp. 26-36, 89-90.

113. См.: Fontaine J. Vie…, Vol. II, p. 584; Vol. III, p. 1219, 1335. Надо также отметить весьма примечательные упоминания о Киприане у Сульпиция (D I, 3, 2; III, 17, 5).

114. Duval Y.-M. La Lecture de l'Octavius de Minucius Felix à la fin du IVе siecle // Revue des Études Augustiniennes 19 (1973), pp. 57-58.

115. Chron II, 32, 6.

116. Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 69-70.

117. V. Cyp. 5, 1; V.M. 19, 5.

118. V. Cyp. 5, 6; V.M. 26, 5 и 27, 2-3. V. Cyp. 1, 2 и 19, 2; Sulpicius, ep. 2, 9-12. V. Cyp. 19, 3; Sulpicius, ep. 2, 7 и ep. З, 19-21.

119. О религиозных связях Испании с Аквитанией см.: Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 587 ff.

120. Babut E.-C. St. Martin…, pp. 75-83, 89-90.

121. Babut E.-C. St. Martin…, pp. 41-47.

122. Это совершенно ясно видно из V.M. 2, 1, что является явным отражением именно перевода Евагрия V. Ant. 1: ни более старой латинской версии Vita di Antonio, (ed. G.J.M. Bartelink // Vite dei santi I, p. 6), ни греческого оригинала. По этому поводу см.: Voss B.R. Berührungen von Hagiographie und Historiographie in der Spätantike // Frühmittelalterliche Studien 4 (1970), S. 57-58.

123. Ch. 5 (Patrologiae cursus completus. Series latina. Vol. 10, col. 581 (далее — PL)).

124. V.M. 20.

125. Ср.: Sulpicius. Ep. 2, 9-10 и Hil. Contra Const. 4; Sulpicius. D III, 6, 3-4 и Hil. Contra Const. 8.

126. van Andel G.K. Op. cit., pp. 86-89.

127. van Andel G.K. Op. cit., p. 89.

128. См.: Chadwick H. Priscillian of Avila. Oxford, 1976, p. 129, 133 ff.; Sulpicius. D III, 11-13.

129. Сульпициево сравнение Деворы как прообраза будущей церкви (Chron I, 24, 5), возможно, взято из De viduis VIII, 47; 50 (PL 16, cols. 262-263).

130. D II, 13, 5-6. См.: Fontaine J. Vie…, Vol. III, p. 1216, n. 1. Однако, возможно, это означает, что работа Амвросия была известна скорее Мартину, чем Сульпицию. Отметим также, что Мария и Фекла упомянуты (наряду с другими святыми женщинами) в знаменитом письме (22, 41) Иеронима, которое, вероятно, было известно в окружении Мартина в 398 г.: D I, 8, 4-9, 2.

131. Ср.: De excessu I, 20-21 (PL 16, col. 1353) и ep. 2, 8, 15 и 16. См.: Fontaine J. Vie…, Vol. III, p. 1243-1244.

132. Мартин рассматривал брак как явление простительное (D II, 10, 6), что напоминает произведение Иеронима Adversus Jovinianum I, 7-9 (PL 23, cols. 228-233). Более умеренное учение Амвросия по этому поводу см.: De virginitate VI, 31-34 (PL 16, cols. 287-288).

133. Ср.: D II, 12, 5-6 и Hieronim. ep. 24, 5, 2; D II, 11, 4 et 6-7 и Hieronim. ep. 22, 21, 8; D I, 25, 6 и Hieronim. ep. 52, 11, 1.

134. D II, 4, 2 и Vita Hilarionis 30 (PL 23, col. 44).

135. D III, 14, 6 и Hieronim. ep. 52, 16.

136. Об отказе праведника принять подарки см.: 4 Цар. 5:15-27. Он специально упомянут Иеронимом: V. Hil. cap. 18 et 27.

137. См.: D I, 8, 2-9, 5, где мы встречаем две реминисценции на письмо 22 Иеронима.

138. См.: Hieronim. Contra Vigilantium 3 (PL 23, cols. 341).

139. Hieronim. ep. 123, 17, 3; 117, 12.

140. Delehaye H. Saint Martin et Sulpice Sévere. AB 38 (1920), p.

141. V. Hil. 32; D III, 7, 3.

142. V.M. 26, 3; V. Hil. 1. Любопытно также отметить, что Иероним ссылается на Саллюстия в первой главе своего "Жития Илариона", точно так, как это сделал Сульпиций в первой главе "Жития Мартина".

143. D III, 17, 5-6; V. Hil. 14.

144. V.M. 5, 5; V. Hil. 12.

145. Gribomon J. L'Influence du monachisme oriental sur Sulpice Sévere // Saint Martin et son temps (q.v.), pp. 140-141, 144-145.

146. Paulinus, ep. 29, 14; 28, 5.

147. Doignon J. Op. cit., p. 431; van Andel G.K. Op. cit., pp. 91, 155-156.

148. D II, 13, 3-4; Ep. 2, 14 et 16.

149. Ep. 2, 3.

150. Paulinus, ep. 11, 11.

151. Ep. 1, 2; D II, 9, 5.

152. Lienhard J.T. Op. cit., pp. 178-182. Фраза "не глухой слушатель Евангелия" повторяется в V.M. 2, 8 и Paulinus, ep. 5, 6. Понравилось ли Сульпицию это выражение Паулина настолько, что он включил ее в "Житие", когда летом 396 г. читал послание своего друга?

153. V.M. 27, 6.

154. V.M. 27, 3-4.

155. Особенно это видно в "Диалогах": D I, 12, 1-2; II, 8, 1-2.

156. Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 72-75.

157. Саллюстий. О заговоре Катилины. 1, 1-4 // Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981. С. 5.

158. De civitate Dei V, 13-17. Ср.: Brown P.R.L. Augustine of Hippo. London, 1967, pp. 311-312.

159. V.M. 1, 4-6.

160. Fontaine J. Vie…, Vol. II, p. 414.

161. Chron I, 1, 4.

162. Matthews J.H. Western Aristocracies and imperial court, A.D. 364-425. Oxford, 1975, pp. 241-243.

163. Markus R.A. Paganism, Christianity and the Latin Classics in the Fourth Century. London, 1974, pp. 1-21.

164. Fontaine J. Vie…, Vol. II, p. 423.

165. Martyrdom of St. Polycarp. 22, 5; ed. and tr. Misurillo. The acts of Christian martyrs. Oxford, 1972, pp. 1-20. Наверное, копирование рукописей в Мармутье (V.M. 10, 6) преследовало эту же цель.

166. V.M. 1, 6; Paulinus, ep. 11, 11.

167. D III, 10, 5.

168. V.M. 27, 7.

169. Fontaine J. Vie…, Vol. I, p. 65. Призрак Мартина держит в руке "Житие" и благословляет автора (Ep. 2, 3-4). Сульпиций, возможно, полагал поэтому, что тем самым он получает благословение и своему "Житию".

170. V.M. 7.

171. Ep. 2, 16-18.

172. Ep. 2, 14.

173. Сульпиций прямо провозглашает, что решение описать жизнь Мартина возникло у него отчасти из-за осознания несовершенства собственной жизни (V.M. 1, 6).

174. Paulinus, ep. 1, 4.

175. Ep. 1, 2. Паулин цитирует псалмы: 13, 3; 5, 10-11 и 17, 26.

176. Ep. 1, 4-7.

177. Ep. 5, 6.

178. Учение Мартина о скором пришествии Антихриста см.: D II, 14, 1-4; вера Сульпиция: V.M. 24, 3; ср. также: Chron II, 28, 1; 29, 5-6; 33, 3. Позиция Мартина по поводу вмешательства власть предержащих в церковные дела: Chron II, 50, 5, Сульпиция — D I, 7, 2. Взгляды Мартина на сравнительную ценность сана епископа и аскетизма — D II, 12, 6, хотя остается вопрос о том, было ли его отвращение к епископам-соглашателям столь же сильным, как у Сульпиция (D I, 21, 3-4; Chron I, 23, 5-6).

179. Epp. 2 et 3.

180. Ep. 31. Это письмо было доставлено Сульпицию весной 403 г.; см.: Lienhard J.T. Op. cit., pp. 182-187.

181. Bernays J. Ueber die Chronik des Sulpicius Severus. Berlin, 1861, S. 3, n. 4. Его мнение оспаривает ван Андель (van Andel G.K. Op. cit., pp. 51-52).

182. D I, 1, 1.

183. D I, 6, 1. Полное изменение взглядов Феофила Александрийского относительно Оригена произошло в 399 г. и в 400 г. он созвал собор, проклявший его. См.: Guillaumont A. Les "Képhalaia Gnostica" d'Evagre le Pontique et l'histoire de l'Origénisme. Paris, 1962, p. 62-64.

184. D 14, 4. Поскольку Мартин умер в ноябре 397 г., это дает нам предельную дату — 405 г.

185. D III, 5, 2-3.

186. de Prato H. Vol. I, pp. 266-268. Вдобавок к веронскому и брешианскому кодексам, использованным де Прато, текст "D" из "Книги Армы" (807 г.) тоже показывает нам изначальное деление на 2 диалога.

187. Chron I, 1, 4. Ван Андель далее доказывает, что "Хроника" Сульпиция добивается обращения образованных читателей к аскетизму еще до того, как они будут застигнуты концом света (см. особенно: van Andel G.K. Op. cit., pp. 139-142). Данное разъяснение самого Сульпиция делает это вероятным и тезис ван Анделя весьма интересен. Однако он слишком преувеличивает то, о чем умалчивает "Хроника".

188. van Andel G.K. Op. cit., pp. 12, 14, 80-83, 94-95, 107-108, 115.

189. Chron II, 50-51.

190. Ср.: ep. 16 2-4 и D I, 26, 4-6.

191. D I, 2, 2-5.

192. D I, 24-25. Ср.: II, 5, 1-2.

193. D III, 17, 6-7.

194. D II, 8, 2.

195. D I, 12, 1-2; II, 7, 1-8; II, 12, 7-8.

196. D I, 21; I, 26, 3-6; II, 12, 9-10.

197. D III, 10, 4; I, 9, 3; I, 3, 3; II, 4, 5.

198. Fontaine J. Vie… Vol. I, p. 88-96.

199. V.M. 1, 8; Fontaine J. Vie…, Vol. I, p. 85, n. 1.

200. Fontaine J. Vie…, Vol. II, p. 359 ff.

201. McQueen E.I. — In: Latin biography. Ed. T.A. Dorey. London, 1967, p. 18.

202. Woodman A.J. Velleius Paterculus. Cambridge, 1977, pp. 30-45.

203. V.M. 1, 9.

204. V.M. 1, 9; Цицерон, Об ораторе II, (15), 62. Это произведение Сульпиций, возможно, читал. Согласно Фонтэну, слова Сульпиция "проверенные и подтвержденные из предыдущего предложения" тоже позаимствованы у Цицерона (Fontaine J. Vie…, Vol. II, p. 427).

205. Fontaine J. Vie…, Vol. II, p. 426-427.

206. Voss B.R. Berührungen…, S. 61. Хотя не следует забывать о том, что "Житие Мартина" имеет апологетическую цель, что тоже определяет принципы отбора материала Сульпицием.

207. Townend G.B. Suetonius and his influence — In: Latin biography / ed. T.A. Dorey, pp. 84-86.

208. V.M. 26, 2. Ср.: Светоний, Август 61, 1. Возможность того, что здесь в произведении Сульпиция отражается текст Светония, усиливается тем фактом, что фраза "interior vita" почти не встречается в христианской литературе.

209. Lotter F. Severinus von Noricum: Legende und historische Wirklichkeit. Stuttgart, 1976, S. 17, 50 ff.

210. Примеры чудесных деяний Антония: гл. 15, 48, 56-66, 70-71, 82-84.

211. V.M. 2, 4.

212. V. Ant. 3; V.M. 2, 8.

213. V.M. 4, 3.

214. V.M. 6, 4. То же можно сказать и об основании Мартином монастыря Лигуже (V.M. 7, 1).

215. V. Ant. 3-14; V. Hil. 4-11 et 32. Что касается Мартина, то см.: V.M. 10, 1-2. См. также: Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 63-64; Vol. II, pp. 661-662; Vol. III, p. 1321.

216. V.M. 6, 1-2; V. Ant. tr. Evagrius, ch. 4. См.: Delehaye H. Saint Martin…, p. 45.

217. В этом "Житие Мартина" имеет больше сходных черт, чем отличий с "Житием Амвросия".

218. Ср.: V.M. 20, 1-7 и 10, 1-2.

219. V.M. 7, 7.

220. См.: Fontaine J. Vie…, Vol. I, pp. 70-71.

221. Что касается вопроса о том, почему Сульпиций предпочел модель Светония, то можно предположить, что отчасти это произошло потому, что последний уже стал каноническим автором для всех латиноязычных биографов, отчасти же потому, что Сульпиций мог быть неуверен в датировке многих чудес Мартина, отчасти же потому, что, если бы он излагал историю в хронологическом порядке, ему было бы трудно не закончить на сниженной ноте (см.: D III, 13, 3-6; ср.: Babut E.-C. Saint Martin…, chs. 3-4). Но вряд ли это означает, что Сульпиций рассматривал епископат Мартина как время превращения его в чиновника.

222. Nock A.D. Conversion. Oxford, 1933, pp. 83-93; Smith M. Prolegomena to a discussion of aretalogies, divine men, the Gospels and Jesus // Journal of biblical literature 90 (1971), pp. 174 ff.; Kee H. C. Aretalogy and Gospel // Ibid. 92 (1973), pp. 403-404.

223. Reitzenstein R. Hellenistische Wundererzählungen. Leipzig, 1906, S. 1-99. Бабю следует мнению Райтценштайна: Babut E.-C. Saint Martin…, pp. 89-108.

224. Reitzenstein R. Op. cit., S. 98; Smith M. Op. cit., pp. 175-176, 195-196.

225. Kee H.C. Op. cit., pp. 404-409.

226. Vita Hilarios 1; Lotter F. Op. cit., S. 50-59.

227. 1, 1 (Vite dei santi III, p. 54).

228. Aug. praef. 2 (Vite dei santi III, p. 130).

229. Frend W.H.C. The Donatist church. Oxford, 1952, p. 229, 301 ff.

230. Momigliano A. Popular religious beliefs and the late roman historians. — In: Momigliano A. Essays in ancient and modern historiography. Oxford, 1977, pp. 141-159.

231. D III, 5, 6.

232. D I, 3-9.

233. Египет: D I, 10-20; 22. Галлия: D I, 21.

234. D I, 24-25.

235. D I, 26, 7 — 27, 8.

236. D II, 6, 1-8; 10, 4-12.

237. D II, 14, 5 — III, 1, 8; III, 17, 1.

238. D I, 2, 2-5; I, 8, 4-9; I, 12, 2; I, 21; I, 24, 3; I, 26, 3-6 etc.

239. D III, 2, 2; I, 24-26; II, 5, 1-2; III, 17, 7.

240. Voss B.R. Berührungen… S. 60-61, 68-69.

241. Voss B.R. Der Dialog in der frühchristlichen Literatur. Münich, 1970, S. 312.

242. Delehaye H. Saint Martin…, pp. 82-83.

243. D III, 5, 2-3.

244. Momigliano A. The development of Greek biography. Cambridge (Mass.), 1971, p. 98. В этой же книге отмечается, что биографии Непота оставались весьма популярными и в период поздней античности (ibid., p. 99).

245. D I, 9, 3; II, 8, 3-4.

 

Сульпиций Север