ПРИМЕЧАНИЯ:

 

 

Краткая биография Сульпиция Севера из собрания жизнеописаний выдающихся мужей Геннадия.

1. Геннадий — пресвитер массилийский (марсельский), современник папы Геласия I (492 — 496). Среди произведений этого автора, дошедших до нашего времени, числится продолжение труда бл. Иеронима (340/350 — 420) «De viris illustribus» (О выдающихся мужах).

2. Ориген — (ок.185 — 253/4) — один из выдающихся раннехристианских богословов. Родился в Александрии. С 217 г. возглавлял христианскую школу в этом же городе. Его богословские изыскания не встретили всеобщей поддержки и породили обширную и многовековую полемику (подробнее см.: Христианство. М., 1995. Т. 2. С. 253, 256). В данном случае Геннадий имеет в виду поместный собор, созванный епископом Александрийским Феофилом в начале 400 г. и осудивший Оригена (подробнее см.: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. 4. С. 160-162).

3. Пелагианство — ересь, возникшая на рубеже IV — V в. и названная так по имени ее создателя монаха Пелагия (ум. после 418 г.). Пелагианство отрицало божественное предопределение, считало, что первородный грех не до конца извратил положительные качества человеческой души, утверждало свободу воли, преуменьшало значение благодати и личной веры для спасения и преувеличивало значение добрых дел. Это учение было подвергнуто критике бл. Августином и в 431 г. на Эфесском соборе предано анафеме.

4. В Кузанском кодексе после этих слов добавлено: «Антиохийцам написал одно, но весьма обширное, произведение о корыстолюбии и во время [этой] работы ослеп, однако Спаситель опять наделил его зрением; составил гомилию (т.е. письменную проповедь, рассуждение — А.Д.) об очищающей силе страха Божьего и совершенстве смирения. Умер во времена императора Аркадия (т.е. между 395 и 408 гг. — А.Д.)».

 

 

Сульпиций Север. Хроника. Книга I.

5. Быт. 1.

6. Быт. 2.

7. Быт. 4.

8. В Быт. 4:17: Мехиаель (Малелеил).

9. Быт. 5.

10. В Быт. 5:12: Малелеил.

11. Быт. 7.

12. В Быт. 8:7 этот эпизод описывается несколько иначе.

13. Не совсем точно. В Быт. 8:20 упоминается и скот.

14. Быт. 10.

15. Быт. 11.

16. В Быт. 11:24 и далее: Фарра.

17. Быт. 12.

18. Быт. 15.

19. Быт. 17.

20. Быт. 18.

21. Быт. 19:37-38.

22. Быт. 21.

23. Быт. 22.

24. В Быт. 22:10: нож.

25. Быт. 23.

26. Быт. 24.

27. В Быт. 25:1: Хеттура.

28. 1 Пар. 1:32.

29. Быт. 25.

30. Быт. 26.

31. Быт. 29.

32. Быт. 29, 30.

33. Быт. 32.

34. Быт. 33.

35. В Быт. 34:2 речь идет о Емморе Евеянине.

36. Быт. 34.

37. Быт. 35.

38. Быт. 37.

39. В Быт. 37:36: Потифар.

40. В Быт. 38:2: Шуа.

41. Автор использует термин concubium, хотя в Быт. 38:6 речь идет о законном браке.

42. Быт. 39.

43. Быт. 41.

44. Быт. 42.

45. Быт. 43-45.

46. Быт. 46-47.

47. Быт. 48-49.

48. Исх. 1.

49. Исх. 2.

50. Имеется в виду еврея.

51. Исх. 3.

52. Исх. 5.

53. Исх. 6-8.

54. Исх. 9-11.

55. Исх. 12.

56. Исх. 12:37. В этом месте существует лакуна, которую де Прато восполняет следующим образом: «… что имело место спустя 25 лет от того времени, как Иаков пришел в Египет: …».

57. У Ваал-Цефона.

58. Исх. 14.

59. Оазис Вади-Гарандель, в 90 км. юго-восточнее Суэца.

60. Исх. 16.

61. Ср.: Исх. 16:14.

62. Около 450 л.

63. Исх. 17.

64. Здесь имеется в виду Иисус Навин.

65. Исх. 18.

66. В Исх. 18:25 речь идет, соответственно, о тысяченачальниках, стоначальниках, пятидесятиначальниках и десятиначальниках.

67. Исх. 19.

68. Исх. 20:3-17.

69. Исх. 21.

70. Исх. 21:13, Числ. 35:11-25, Втор. 19:2-10.

71. Эту лакуну де Прато, следуя Друзию, восполняет на основе Исх. 21:22-25: «… пусть заплатит много, если же причинит вред…».

72. В Исх. 22:1 речь идет о воле.

73. Исх. 25.

74. По мнению Бернея в его Ueber Chronik des Sulp. Sev., S. 35 sq., весь данный фрагмент представляет собой более позднюю интерполяцию.

75. В Исх. 24:1 говорится о Надаве.

76. Исх. 24.

77. Исх. 25-31.

78. Исх. 32.

79. Ср.: Исх. 32:26.

80. В еврейском, греческом и славянском текстах Писания говорится о 3 тыс. человек, но в Вульгате приводится цифра в 23 тыс.

81. Исх. 33.

82. Ср.: Исх. 34:33-35.

83. Числ. 1.

84. Числ. 11.

85. Числ. 12.

86. Числ. 14.

87. Числ. 16.

88. Числ. 20.

89. Числ. 21.

90. В Числ. 21:21: Сигон.

91. Числ. 22.

92. Втор. 34.

93. Ис. Нав. 1.

94. Ис. Нав. 6.

95. Эту лакуну Гизелин восполняет на основании Ис. Нав. 6:26 следующим образом: «… воззвав к Богу, проклял тех, кто разрушенный Божьей силой город Иерихон попытается вновь восстановить».

96. В Ис. Нав. 7:2: Гай.

97. Ис. Нав. 8.

98. Ис. Нав. 9.

99. Ис. Нав. 10.

100. Ис. Нав. 11.

101. В Ис. Нав. 12:24 говорится о 31 царстве.

102. Ис. Нав. 23-24.

103. Суд. 1.

104. В Суд. 3:11 говорится о 40 годах.

105. Суд. 3.

106. В Суд. 3:31: Семегар.

107. Суд. 4.

108. Суд. 5.

109. Суд. 7.

110. Суд. 9.

111. В Суд. 10:2 говорится о 23 годах.

112. Суд. 11.

113. Суд. 12.

114. Суд. 13.

115. Суд. 14.

116. В Суд. 15:15 говорится об ослиной челюсти.

117. В Суд. 15:18-20 этот эпизод излагается несколько иначе.

118. В Суд. 16:4 речь идет просто о женщине, Далиде.

119. В Суд. 16:31 говорится о Емегаре.

120. Имеется в виду священник из колена Левия.

121. В Суд. 19:15: Гива.

122. Суд. 20.

123. В 1 Цар. 4:18 говорится о 40 годах.

124. 1 Цар. 5. Дагон — западносемитский бог, у филистимлян верховное божество и, одновременно, бог войны.

125. 1 Цар. 6.

126. 1 Цар. 7.

127. 1 Цар. 8.

128. 1 Цар. 9.

129. 1 Цар. 13.

130. 1 Цар. 14.

131. В 1 Цар. 14:27 фигурирует просто палка.

132. 1 Цар. 15.

133. В 1 Цар. 15:9 этот эпизод выглядит несколько иначе.

134. В 1 Цар. 16:23 и др. говорится о гуслях.

135. 1 Цар. 17.

136. В 1 Цар. 17:54 действия Давида описываются несколько иначе.

137. 1 Цар. 18.

138. В 1 Цар. 18:5 говорится о «начальнике над военными людьми».

139. В 1 Цар. 18:17-19 этот эпизод трактуется несколько иначе.

140. В 1 Цар. 18:27 указывается другая цифра — 200.

141. 1 Цар. 19-22.

142. В 1 Цар. 21:7 и 22:18 Доик назван Идумеянином.

143. 1 Цар. 24.

144. В 1 Цар. 24:4 этот эпизод излагается несколько иначе.

145. В 1 Цар. 24:5 этот эпизод излагается иначе.

146. В 1 Цар. 25:44 говорится о Фалтии.

147. 1 Цар. 28.

148. 1 Цар. 29.

149. 1 Цар. 31.

150. Деян. 13:21.

151. В этом месте, по мнению издателя, находится лакуна, которую он не берется заполнить.

152. 2 Цар. 1.

153. Во 2 Цар. 2:8 его имя: Иевосфей.

154. Согласно 2 Цар. 3:27 Иоав сделал это сам.

155. 2 Цар. 6.

156. 2 Цар. 8.

157. 2 Цар. 10.

158. 2 Цар. 11.

159. 2 Цар. 12-18.

160. 2 Цар. 19.

161. 2 Цар. 20.

162. 2 Цар. 21-23.

163. 2 Цар. 24.

164. 3 Цар. 1.

165. 3 Цар. 2.

166. Имеется в виду Иерусалим.

167. 3 Цар. 3.

168. 3 Цар. 4.

169. В 3 Цар. 6:1 называется цифра в 480 лет.

170. Имеется в виду слова пророка Нафана во 2 Цар. 7.

171. 3 Цар. 9:10, 2 Пар. 8:1.

172. 3 Цар. 8.

173. 3 Цар. 11.

174. Согласно 3 Цар. 14:21 и 2 Пар. 12:13, Ровоам начал править в возрасте 41 года и царствовал 17 лет.

175. 3 Цар. 12.

176. В 3 Цар. 12:21 — 200 тыс.

177. 3 Цар. 13.

178. 3 Цар. 14.

179. 3 Цар. 15:2 и 2 Пар. 13:2.

180. 3 Цар. 16.

181. 3 Цар. 15.

182. В 3 Цар. 15:33: 24 года.

183. 3 Цар. 16.

184. Здесь автор смешивает время царствования Замврия и Амврия. См.: 3 Цар. 16:15-23, но, согласно этому фрагменту, Замврий правил всего 7 дней, а не лет.

185. 3 Цар. 22:41, 2 Пар. 17:1.

186. Согласно 2 Пар. 18, с Ахавом.

187. В 3 Цар. 16:31 говорится о царе Ефваале.

188. 3 Цар. 17.

189. 3 Цар. 18.

190. 3 Цар. 19.

191. 3 Цар. 21.

192. В 3 Цар. 20:29-30: 127 тыс.

193. 3 Цар. 22.

194. 4 Цар. 1.

195. Согласно 4 Цар. 8:16 и 2 Пар. 21:5 — 8 лет.

196. 4 Цар. 9.

197. 4 Цар. 11.

198. 4 Цар. 13.

199. 4 Цар. 14, 2 Пар. 25.

200. В 4 Цар. 14:2 и 2 Пар. 25:1 говорится о 29 годах.

201. Имеется в виду Иеровоам II, царь Израиля.

202. Согласно 4 Цар. 14:23, Иеровоам начал править на 15 год царствования Амасии.

203. Согласно 4 Цар. 15:8, Иеровоам умер на 38 году правления Озин.

204. 4 Цар. 15.

205. Не путать с героем ветхозаветной Книги пророка Захарии.

206. 2 Пар. 26.

207. 4 Цар. 15.

208. В Ион. 3:4 указывается другой срок — 40 дней.

209. Ион. 3-4.

210. 4 Цар. 15.

211. В 4 Цар. 15:25 его имя звучит как Факей.

212. Точнее, это поход 734 г. до н.э., он приходится на царствование Тиглатпаласара III (744 — 727). В 4 Цар. 15:29 этот царь фигурирует под именем Феглаффанасар.

213. Это произойдет чуть позже, лет 30 спустя, когда в Египте воцарится XXV (эфиопская) династия.

214. Речь идет о Салманасаре V (726 — 722).

215. 4 Цар. 18, 2 Пар. 29.

216. 2 Пар. 30.

217. Синаххериб (704 — 681).

218. 4 Цар. 19, 2 Пар. 32, Ис. 36.

219. Ис. 37.

220. В 4 Цар. 19:9: Тиргака. Он известен как фараон XXV династии Тахарка (690 — 664).

221. 4 Цар. 20, Ис. 38.

222. 4 Цар. 21.

223. 2 Пар. 33.

224. 2 Пар. 33:1. Но в 4 Цар. 21:1 называется другая цифра: 50 лет.

225. Согласно 4 Цар. 21:18, Аммон.

226. 4 Цар. 22.

227. См.: 3 Цар. 13:2.

228. Имеется в виду фараон Нехо (610 — 595).

229. Наоборот, опасаясь усиления Вавилонии, Нехо решил оказать помощь гибнущей Ассирии против, тогда еще наследника престола, Навуходоносора.

230. 2 Пар. 35.

231. Согласно 4 Цар. 22:1 и 2 Пар. 34:1 Иосия правил 31 год.

232. 4 Цар. 23.

233. 4 Цар. 24.

234. Согласно 4 Цар. 24:6 и 2 Пар. 36:8 сына Иоакима звали Иехония и его приход к власти был несколько иным.

235. 4 Цар. 25.

236. Согласно 4 Цар. 25:27 — 37 лет.

237. Иер. 37.

238. Иер. 32:4-5.

 

 

Сульпиций Север. Хроника. Книга II.

239. Дан. 1.

240. В Дан. 1:11 и 16: Амелсар.

241. Дан. 2.

242. В Дан. 2:48 говорится: "…поставил его (Даниила — А.Д.) над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими".

243. Имеется в виду Христос. См.: Иез. 34:23-24.

244. Имеется в виду Книга пророка Иезекииля.

245. Иер. 41.

246. Дан. 3.

247. Дан. 4.

248. В 4 Цар. 25:27 — Евилмеродах.

249. Дан. 5.

250. Царя с таким именем в истории Персии не было. Покорителем Вавилона является Кир Персидский (559—530).

251. Т.е. автор призывает интересующихся деталями самостоятельно обратиться к книге Даниила.

252. Последний мидийский царь Астиаг правил с 585 по 550 г. и ко времени взятия Вавилона царство его, покоренное Киром, уже не существовало.

253. См. прим. 252.

254. 2 Пар. 36, 1 Езд. 1.

255. В Дан. 14:3 — Вил. В данном случае речь идет, разумеется, не о царе Беле (ибо такового в истории Вавилонии никогда не существовало), а о боге Беле (аккад., от общесемитского Балу, "владыка", "господин") — в аккадской мифологии обозначение некоторых богов; ко II — I тыс. до н.э. в единый образ "владыки" сливаются Энлиль и Мардук. Изображение Бела в образе быка или человека с головой быка свидетельствует о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы.

256. Эн. I, 729.

257. 1 Езд. 3.

258. 1 Езд. 6.

259. Не совсем точно. Кир погиб в 530/529 г. до н.э., а Тарквиний Гордый стал царем Рима ок. 534 г. до н.э.

260. Вопрос о событиях, имевших место после смерти Камбиза, остается весьма сложным и до конца непроясненным. Столь же неясно, кто скрывался под именами Бардии, Смердиса и Гауматы. Сульпиций Север в данном случае следует традиции, заложенной Геродотом (III, 61). Подробнее об этом сюжете см.: Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М. 1985. С. 64-71.

261. Точнее, на 264 год.

262. Тоже не совсем точно, ибо их консульство приходится на 492 г. до н.э., а Марафонское сражение произошло 13 сентября 490 г. до н.э.

263. Т.е. до 400 г. н.э.

264. На сегодняшний день правильной считается первая цифра.

265. Здесь имеется в виду Дарий II (423-404).

266. Имеется в виду Ксеркс II, который после смерти своего отца, Артаксеркса в 424 г. до н.э. продержался на троне всего 45 дней.

267. Сукдиан (Секудиан, Согдиан) — сын Артаксеркса от одной из наложниц, пробыл у власти около шести с половиной месяцев. Впрочем, как и в случае определения времени правления Ксеркса II, Сульпиций Север следует Диодору Сицилийскому (XII, 71, 1).

268. 2 Езд. 3-4.

269. Согласно 1 Езд. 6:15, это произошло в 417 г.

270. Имеется в виду Артаксеркс II (404-359).

271. 1 Езд. 7-8.

272. 1 Езд. 9.

273. Неем. 2.

274. Неем. 3.

275. Это интерполяция Сигония, возможно: дело.

276. Согласно Неем. 7:66-67: "Все общество вместе состояло из 42 360 человек, кроме рабов и рабынь их, которых было 7 337; и при них певцов и певиц 245".

277. Т.е. в 372 г. до н.э.

278. Не совсем точно: консульство Квинта Фуфия Гемина и Луция Рубеллия Гемина приходится на 29 г. н.э., в то время, как распятие Христа имело место 7 апреля 30 г. н.э.

279. Т.е. самого императора Веспасиана, что имело место в 70 г. н.э.

280. Сын и наследник Веспасиана. В 70 г., являясь вторым консулом этого года, непосредственно руководил осадой и штурмом Иерусалима.

281. Дан. 9:24-27.

282. Есф. 2.

283. Есф. 3.

284. Есф. 4.

285. Есф. 5.

286. Есф. 7.

287. В Есф. 5:14 и 7:9-10 речь идет просто о повешении.

288. Артаксеркс II правил 45 лет и ему наследовал Артаксеркс III Ох.

289. Иф. 1.

290. Апис — священный бык у древних египтян. Он, как и Осирис, считался одним из главных божеств, связанных с плодородием. Греки отождествляли Аписа, как сына Зевса и Ио (в обличье коровы), с мифическим царем Египта Эпафом. Согласно Плутарху (Об Исиде 11, 6) и Элиану (Пестр. расск. VI, 8), Артаксеркс III не только разграбил египетские храмы, но также убил Аписа, расчленив его на части, и посадил на его место осла.

291. Иф. 12.

292. Иф. 1.

293. Иф. 2.

294. Иф. 4.

295. Иф. 5.

296. Иф. 6.

297. Иф. 7.

298. Иф. 8-11.

299. Т.е. персидской. Это место не совсем ясно и потому возможен вариант: "по обычаю своему и варварской (т.е. персидской — А.Д.) вере" в том смысле, что Иудифь поступала согласно вере варваров, выходя и возвращаясь обратно в лагерь. См. также прим. 301.

300. Иф. 12.

301. Т.е. опять-таки по обычаю веры, принятой у варваров. См. прим. 299.

302. Иф. 13.

303. Иф. 14.

304. Иф. 15.

305. Т.е. в 347 г. до н.э.

306. Артаксеркс III правил 21 год (359-338).

307. Точнее, 2 года: с 338 по 336 г. до н.э.

308. Имеется в виду Дарий III (336-330).

309. Это событие имело место 13 июня 323 г. до н.э.

310. Речь идет о Селевке IV Филопаторе (187-175).

311. II Мак. 3.

312. Имеется в виду Антиох IV Эпифан (175-164).

313. II Мак. 4.

314. Это событие имело место в 168 г. до н.э.

315. Селевк I Никатор. Это произошло в 311 г. до н.э.

316. Годы правления Селевка I — 311-281, т.е. он правил 30 лет.

317. Антиох I Сотер (281-261).

318. Антиох II Теос (261-246).

319. Селевк II Каллиник (246-225).

320. Селевк III Сотер (225-223).

321. Антиох III Великий (223-187).

322. После поражения в 190 г. до н.э. у Магнесии, по условиям мира с Римом, Антиох потерял большую часть малоазийских владений.

323. Селевк IV Филопатор (187-175).

324. Антиох IV Эпифан (175-164).

325. См.: XVIII, 7.

326. I Мак. 1:29-40.

327. Т.е., в первую очередь, греков.

328. I Мак. 2.

329. II Мак. 7.

330. I Мак. 2:66.

331. В I Мак. 3:13: Сирон.

332. I Мак. 3.

333. В I Мак. 3:38 указан Птоломей, сын Доримена.

334. I Мак. 4:23 поясняет, что речь идет о "гиацинтовых и багряных одеждах".

335. Речь идет о крепости Акра, построенной Антиохом IV. Она находилась рядом с храмом.

336. В I Мак. 6:1: Елимаис. Такой город неизвестен. Многие исследователи полагают, что речь идет об Экбатанах.

337. Антиох V Евпатор (163-162).

338. Имеется в виду сын Антиоха IV, Антиох V.

339. Имеется в виду царствование Деметрия I Сотера (162-150). В книгах Маккавеев он фигурирует как Димитрий.

340. I Мак. 8. Это событие имело место в 161 г. до н.э.

341. I Мак. 9.

342. Речь идет о царе Египта Птолемее VI Филометоре (180-145).

343. Он стал царем под именем Александра Валаса (150-145).

344. Будущий царь Деметрий II Никатор (145-140 и 129-125).

345. В этом месте в рукописях есть разночтения; так, в палатинском кодексе читаем: "В этом сражении Птолемей был побежден. Александр был убит, будучи побежден чуть позже", в базельском же издании написано: "в этом сражении Птолемей был побежден, Александр убит. Птолемей был побежден, и чуть позже…". Здесь мы следуем исправлению Г. Рихтера по его изданию произведений Сульпиция Севера 1713 г. Ср.: I Мак. 11:15-18. Более обстоятельное изложение этого эпизода мы находим у Иосифа Флавия (Иуд. древн. ХIII. 4, 8).

346. В этом месте некоторые исследователи вполне обоснованно предполагают наличие лакуны, однако вряд ли нужно, следуя Иерониму де Прато, восполнять этот пробел словом "возжелал", ибо очевидно, что здесь отсутствует гораздо больше слов и дальнейшее "намериваясь упредить его войной" относится не к следующему предложению, а к предыдущему. Из I Мак. 12: 39 и слл. лакуна, похоже, должна быть заполнена следующим образом: "царства [Азийского возжелав и опасаясь как бы Ионафан не начал против него войны, подошел к Вефсану], намереваясь упредить его войной".

347. I Мак. 12.

348. Согласно I Мак. 13:28 — и матери.

349. Это произошло в 142 г. до н.э.

350. Это произошло в 135 г. до н.э.

351. Имеется в виду Птолемей, сын Авува, зять Симона. См.: I Мак. 16:11-17.

352. Гиркания — обширная область к юго-востоку от Каспийского моря на территории нынешнего Ирана.

353. Иоанн Гиркан правил со 134 по 104 г. до н.э.

354. Это событие имело место в 103 г. до н.э.

355. Согласно Иосифу Флавию (Иуд. древн. XIII, 12, 1): брат.

356. Александра Саломея (76-67).

357. Аристобул II правил с 67 по 63 г. до н.э.

358. Эти события имели место в 63 г. до н.э.

359. Время правления Гиркана II — 63-40 гг. до н.э., т.е. 23 года.

360. Ирод I Великий (37-4).

361. Точнее, Руфа.

362. Т.е. 25 декабря.

363. Т.е. в 4 г. до н.э. Однако в настоящее время большинство исследователей относят время рождение Иисуса Христа к 7-6 г. до н.э. Но см. прим. 364.

364. Хронологические выкладки Сульпиция Севера будут правильными, если вести отсчет от 41 г. до н.э., когда Ирод официально был провозглашен царем.

365. Ирод Архелай, сын Ирода I (4 г. до н.э. — 6 г. н.э.) правил Иудеей.

366. Ирод Антипа, сын Ирода I (4 г. до н.э. — 39 г. н.э.) правил Галилеей. Об остальных тетрархах и завещании Ирода Великого см. подробнее у Иосифа Флавия (Иуд. древн. XVII, 8, 1).

367. См. прим. 278.

368. См. прим. 263.

369. Речь идет о первом посещении Рима Павлом в 61 г.

370. Т.е. Нерону.

371. Подробнее см.: Тацит. Анн. 15, 37.

372. Имеется в виду в Риме.

373. Павел, как римский гражданин, воспользовался правом апелляции непосредственно к императору, т.е. к Нерону.

374. Это тот самый Симон Волхв, который впервые появляется в Деяниях Апостолов (8:9-24). Этого эпизода в Деяниях нет, он относится к преданию, появившемуся позже.

375. Тац. Анн. 15, 40.

376. Тац. Анн. 15, 44.

377. Согласно Иосифу Флавию (Иуд. вой. II, 14, 2-9), его звали Гессий Флор.

378. Апок. 13:3.

379. Имеется в виду Рим.

380. Здесь Сульпиций Север пользуется реалиями более поздней, диоклетиановской эпохи, когда наследник императора получал титул Цезаря. В I в. н.э. такая практика еще не сложилась.

381. Согласно Тациту (Ист. III, 85) и Светонию (Вител. 17), Вителлий был убит.

382. Согласно Иосифу Флавию (Иуд. вой. VI, 9, 3) и Евсевию (Церк. ист. III, 7) — 1 млн.

383. Согласно Иосифу Флавию (там же) — 97 тыс., Евсевию (там же) — 90 тыс.

384. Это произошло в 70 г.

385. Имеется в виду в иерусалимском храме.

386. Мф. 27:38, Мк. 15:27, Лк. 23:33, Ин. 19:18.

387. По имени александрийского пресвитера Ария (256-336). Согласно его учению, второе лицо Троицы, Христос-Логос, хотя и является совершеннейшим творением Божием, но все-таки тварь и, как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он — Сын Божий не по существу, а по благодати. См. также XXXV, 3. Учение Ария было осуждено на I Вселенском соборе в Никее (325) и он умер в изгнании. Однако арианство, распавшееся на ряд направлений, продолжало на Востоке в IV в. активно бороться с решениями Никейского собора, пользуясь покровительством ряда императоров. Благодаря усилиям Афанасия Александрийского и религиозной политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II Вселенском соборе в Константинополе (381).

388. Речь идет о Евсевии Никомедийском и Евсевии Кесарийском. Евсевий Никомедийский — патриарх Константинопольский с 338 г. Был епископом Берита, затем Никомедии. На Никейском соборе выступил защитником друга своей юности Ария, а позже вместе с Евсевием Кесарийским был главой примирительной партии, члены которой, по имени обоих, получили название евсевиан. Изгнанный в 325-328 гг. в Галлию при Константине, он вскоре был возвращен, выступил против Афанасия Великого и добился его ссылки. Евсевий Никомедийский крестил Константина в 337 г. По приказу императора Констанция руководил Антиохийским со бором 341 г. на котором на Востоке было установлено т.н. полуарианство. Евсевий Кесарийский [Памфил] (ок. 260-340) — отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном. Около 313 г. Евсевий был избран епископом Кесарийским. Со времени появления на Востоке в 323 г. императора Константина и вплоть до его смерти Евсевий оказывал на него сильное влияние. Когда начались споры об учении Ария, Евсевий не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, вполне естественно, клонило в сторону арианства, но когда на Никейском соборе дело дошло до голосования императорской формулы ὁμοούσιος [единосущный], он не устоял перед искушением угодить венценосному "епископу". После собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий становится видным ее деятелем.

389. В 325 г.

390. Цифра это весьма неопределенная и спорная. Источники называют от 250 до 320 участников собора. Подробнее см.: Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 31-32.

391. Маркелл Анкирский — епископ Анкиры (Галатия), соратник Афанасия Александрийского. Активный борец против арианства, Маркелл в начале 30-х гг. IV в. написал большой трактат в опровержение этой ереси, но в нем высказал ряд новаторских идей, за которые подвергся осуждению в 336 г. и был лишен кафедры. Подробнее см.: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. М., 1994. С. 122-131; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 52-56. Фотин Сирмийский — епископ Сирмия (Нижняя Паннония). До получения сана епископа был диаконом у Маркелла Анкирского. Следуя идеям своего наставника, Фотин огрубил и исказил их, что позволило противникам Маркелла приписать ему мысли его ученика. Учение Фотина было неоднократно осуждено церковью (см. прим. 392).

392. Маркелл был осужден решениями Константинопольского собора 336 г., Филиппопольского — 343 г., Римского — 380 г. и Константинопольского (II Вселенского) — 381 г. Фотин был осужден решениями Антиохийского собора 344 г., Миланскими — 345 и 347 гг., Сирмийским — 351 г. и Константинопольским (II Вселенским) — 381 г.

393. Согласно данным В.В. Болотова (Указ. соч. Т. IV. С. 46— 47) и А.В. Карташева (Указ. соч. С. 48-49), осуждение Афанасия произошло на Тирском соборе 335 г.

394. Точнее, в Сердику, город во Фракии.

395. Автор имеет в виду решения двух Миланских соборов — 345 и 347 гг.

396. См. прим. 391.

397. Валент Мурсийский (Нижняя Паннония) и Урзакий Сингидунский (Верхняя Мезия) — ученики Ария, впервые появляются во время работы Тирского собора 335 г., в ходе которого поддержали осуждение Афанасия. Решением "западной" части Сердикского собора 342-343 г. оба епископа объявлялись еретиками и предавались анафеме. Однако под давлением императора это решение не было реализовано. Более того, в 351 г. Валент и Урзакий сумели обрести благосклонность Констанция II и потому стали оказывать большое влияиние на религиозную ситуацию в государстве. Именно им император поручает ведение Миланского собора 355 г., главная цель которого заключалась в осуждении Афанасия и они же активно "проталкивали" так называемую 4-ю Сирмийскую (полуарианскую) формулу веры в западной части (г. Ариминиуме) "Вселенского" собора 359 г. (См. прим. 416). После смерти императора Констанция в 361 г. оба епископа сходят с церковно-исторической сцены.

398. Савеллий (III в.) — родом, вероятно, из Пентаполя Ливийского. Около 215 г. прибыл в Рим, там получил сан пресвитера. Имел большое влияние на римских епископов Зеферина и Каллиста. Суть еретических идей Савеллия состоит в том, что Отец и Сын различаются между собой только по имени, по понятию, по тому образу, modus, в котором они открываются; по существу же Отец и Сын одно. Подробнее об учении Савеллия см.: Болотов В.В. Указ. соч. Т. II. С. 312-320.

399. Т.е., что Иисус всего лишь человек, но не Бог.

400. Относительно Урзакия и Валента см. прим. 397. Феодор, епископ Гераклеи во Фракии, Акакий — Цезареи Палестинской, Георгий — Лаодикеи Галатской, Нарцисс — Неронополя Киликийского.

401. Магненций, Флавий Магн — варвар по происхождению, в рядах римской армии прошел путь от солдата до высшего офицера, в 350 г. узурпировал власть и был провозглашен солдатами императором запада Римской империи. По его приказу был убит бывший император Констант. В войне с Констанцием II Магненций был разбит при Мурсе в 351 г. и после еще одного поражения покончил с собой.

402. Здесь и далее речь идет о соборе в Арле 353 г.

403. Имеется в виду уже упоминавшийся Паулин Трирский.

404. Имеется в виду Миланский собор 355 г.

405. Город Верцеллы находился на территории Италии.

406. Оглашенный (катехумен) — так именовался в древней церкви тот, кто из язычества или из иудейства приходил к христианской вере и, перед принятием в церковь через крещение, подвергался более или менее продолжительному приготовлению через наставление в истинах христианской веры и некоторые религиозные действия.

407. Иларий Пиктавийский (ныне г. Пуатье, Франция) (ум. 367) великий учитель Западной церкви IV в. В 353 г. был избран народом епископом г. Пиктавы. Прославился как последовательный и твердый противник ариан. Более подробнее см.: Христианство. Т. I. М., 1993. С. 600.

408. Толоза — современный г. Тулуза во Франции.

409. Имеется в виду письмо Валента и Урзакия, о котором говорилось ранее, разосланное от имени императора.

410. В 355 г.

411. Имеется в виду обратно в Рим.

412. Здесь автор показывает филологический аспект богословского спора того времени. Дело, разумеется, заключалось не в дискуссии по поводу одной буквы. Вопрос стоял принципиально: является ли Иисус Богом изначально, до своего рождения, и тогда он — вторая ипостась единого Бога или же Иисус — это, как утверждали ариане, Бог, но не по рождению, а только по благодати, а из этого логически вытекало отрицание Троицы, Богоматери и ряда других кардинальных догматов православного вероучения.

413. Речь в данном случае идет о, можно сказать, радикальных арианах, которые, последовательно развивая идеи Ария, пришли к полному отрицанию какой-либо сущностной связи между Отцом и Сыном, что ясно продемонстрировало антихристианский характер арианской ереси. Эту "партию" возглавляли сначала светский философ, а затем диакон антиохийской церкви Аэций и епископ Кизикский (Азия) Евномий. Подробнее см.: Болотов В.В. Указ. соч. Т. IV. С. 71-73 и Карташев А.В. Указ. соч. С. 81-82.

414. Имеется в виду Осия, епископ Кордубы, активный организатор и участник I Вселенского собора, твердый сторонник Афанасия. Однако в 357 г., пребывая уже в преклонном возрасте, он подписал так называемую II Сирмийскую формулу веры, которая, по существу, закрепляла временную победу арианства.

415. Вся эта часть фразы, заключенная в скобки, представляет собой, по мнению Сигония, более позднюю интерполяцию, ибо Сульпиций Север, якобы, нигде на всем протяжении "Хроники" кого-либо другого таким титулом не награждает, но II, 36, 1 свидетельствует об ошибочности этого утверждения.

416. Эта была, так называемая, западная часть "Вселенского" собора 359 г., созванного императором Констанцием для официального утверждения арианства. Восточные епископы были собраны в Селевкии Исаврийской.

417. В исследовании А.В. Карташева (Указ. соч. С. 85) говорится о двух британцах.

418. Автор имеет в виду, что достойны похвалы как галлы и аквитанцы, отвергшие государственное содержание, так и трое британцев, принявших его, дабы не отягощать своих собратьев излишними расходами.

419. См. прим. 416.

420. Викарий — в эпоху поздней Римской империи — глава администрации диоцеза (т.е. нескольких провинций). Презид — в эпоху поздней Римской империи — глава провинциальной администрации.

421. См. прим. 398.

422. Акакий — епископ Кесарии (Палестина), Евдоксий — епископ Антиохийский, Ураний — епископ Тирский, Леонтий — предшественник Евдоксия на антиохийской кафедре. Все перечисленные епископы принадлежали к "партии" аномеев (см. прим. 413).

423. Это латинская транскрипция греческого термина ούσία — "сущность", вокруг которого, главным образом, и разворачивались споры православных с арианами.

424. В исследовании А.В. Карташева (Указ. соч. С. 86) приводится другая цифра — 50.

425. Фегадий (Фебадий) был епископом г. Агина (совр. Ажен, Франция). Тунгры — германское племя, жившее в провинции Нижняя (II) Германия.

426. Петрокории — современный г. Периге (Франция).

427. Как становится ясно из дальнейшего изложения, имеется в виду мнение, противоположное арианскому.

428. Т.е. в 367 г.

429. Гностицизм (от греч. γνω̂σις — "познание") — совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторических корней, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От схожих явлений религиозно-философского синкретизма, каковыми являются неоплатонизм, герметизм и пр., гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства — языческим пониманием и обработкой этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии. Гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Богом и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Преодоление этого дуализма путем высвобождения светлого начала (души) в человеке от оков тела и возвращение ее к изначальной божественной субстанции и есть цель гностического спасения. Более подробно см.: Христианство. Т. I. M., 1993. С. 415-418.

430. Сульпиций Север весьма скупо говорит о сути ереси Присциллиана, но, похоже, что она заключалась в принятии им ряда дуалистических положений гностицизма, свободном толковании некоторых положений Писания, самостоятельных воззрений относительно демонов и загадки человеческой жизни. Столь же вероятно, что Присциллиан был не чужд некоторых аскетических традиций восточного монашества.

431. Инстанций и Сальвиан — епископы из южной Испании. Более полная информация о них отсутствует.

432. Город Эмерита Августа находился в провинции Лузитания (Португалия).

433. Ныне г. Севилья (Испания).

434. Ифаций (точнее Итаций) — епископ города Оссонобы (или, иначе, Соссубы) на юге Испании с 379 по 388 гг.

435. Ныне г. Валенсия (Испания).

436. Годы понтификата Дамасия — 366-384. Вполне возможно, что еретики расчитывали использовать тот факт, что Дамасий тоже был уроженцем Испании.

437. Ныне г. Лабри на юго-западе Франции.

438. Ныне г. Бордо (Франция).

439. Это был знаменитый Амвросий Медиоланский (340-397), твердый сторонник Никейской веры, умелый дипломат, оказывавший большое влияние на императоров Грациана, Валентиниана II и Феодосия I. Подробнее о нем см.: Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991; Христианство. Т. I. M., 1993. С. 66-67.

440. Магистр оффиций — начальник императорских канцелярий, один из 5 высших придворных чиновников, которому подчинялись руководители отдельных секторов административного управления.

441. См. прим. 431.

442. Проконсул — наместник провинции. Его правомочия охватывали управление провинцией, отправление гражданского и уголовного правосудия.

443. В данном случае под Галлией понимается префектура — крупное административное подразделение (всего, со времен Константина, в империи их было 4: Италия, Галлия, Иллирик и Восток). В префектуру Галлия, помимо собственно территории Галлии, входили также Испания и Британия.

444. См. прим. 420.

445. Треверы (Августа Треверов) — город в провинции Белгика (ныне Трир, Германия).

446. Максим — имеется в виду узурпатор Магн Максим, который в 383 г. захватил власть в Британии, а затем и в Галлии, и к 387 г. контролировал фактически весь запад Империи. Погиб в 388 г., разбитый войсками Феодосия I.

447. Имеется в виду Мартин Турский, к которому Сульпиций Север относился с огромным уважением и почитанием.

448. Более подробных сведений об этих епископах не сохранилось.

449. В оригинале patronus fisci, что равно advocatus fisci. Со времен императора Адриана это был чиновник, защищавший интересы государственной казны.

450. Присциллиан и его сообщники были казнены в 385 г.

451. Ныне о. Сулискер, располагающийся к северу от Шотландии.

 

 


Сульпиций Север
ХРОНИКА