Жизнь двенадцати цезарей

Книга восьмая

БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕСПАСИАН

Текст приводится по изданию: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Москва. Изд-во «Наука», 1993.
Перевод М. Л. Гаспарова.
Издание подготовили М. Л. Гаспаров, Е. М. Штаерман. Отв. ред. С. Л. Утченко. Ред. изд-ва Н. А. Алпатова.

1. Дер­жа­ву, поко­леб­лен­ную и без­на­чаль­ную после мяте­жей и гибе­ли трех импе­ра­то­ров, при­нял, нако­нец, и укре­пил сво­ей вла­стью род Фла­ви­ев. Род этот был незна­тен, изо­бра­же­ний пред­ков не имел1, но сты­дить­ся его государ­ству не при­шлось, хотя и счи­та­ет­ся, что Доми­ци­ан за свою алч­ность и жесто­кость заслу­жен­но понес кару.

(2) Тит Фла­вий Пет­рон из горо­да Реа­те был у Пом­пея в граж­дан­ской войне то ли цен­ту­ри­о­ном, то ли сол­да­том на сверх­сроч­ной служ­бе; после бит­вы при Фар­са­ле он вер­нул­ся домой, добил­ся про­ще­ния и отстав­ки и занял­ся сбо­ром денег на рас­про­да­жах. Сын его, по про­зва­нию Сабин, в вой­сках уже не слу­жил — впро­чем, неко­то­рые гово­рят, что он был цен­ту­ри­о­ном или даже стар­шим цен­ту­ри­о­ном, и полу­чил уволь­не­ние от служ­бы по нездо­ро­вью; он был в Азии сбор­щи­ком соро­ко­вой доли2, и позд­нее там еще мож­но было видеть ста­туи, постав­лен­ные горо­да­ми в его честь, с над­пи­сью: «Спра­вед­ли­во­му сбор­щи­ку»3. (3) Затем он был ростов­щи­ком в зем­ле гель­ве­тов4; там он и умер, оста­вив жену Вес­па­сию Пол­лу с дву­мя сыно­вья­ми, из кото­рых стар­ший, Сабин, стал потом город­ским пре­фек­том, а млад­ший, Вес­па­си­ан, — импе­ра­то­ром. Пол­ла про­ис­хо­ди­ла из Нур­сии, из име­ни­то­го рода; отец ее Вес­па­сий Пол­ли­он три­жды был вой­ско­вым три­бу­ном и началь­ни­ком лаге­ря5, а брат — сена­то­ром пре­тор­ско­го зва­ния. Есть даже место под назва­ни­ем Вес­па­сий6, на вер­ху горы у шестой мили, как идти из Нур­сии в Спо­ле­ций; здесь мож­но видеть мно­го памят­ни­ков Вес­па­си­ев — явное свиде­тель­ство древ­но­сти и сла­вы это­го рода. (4) Я не отри­цаю, что неко­то­рые гово­рят, буд­то отец Пет­ро­на был родом из Транс­па­дан­ской обла­сти и зани­мал­ся под­ряда­ми в арте­лях, каж­дый год ходив­ших из Умбрии к саби­нам на сель­ские работы, а потом посе­лил­ся в горо­де Реа­те и там женил­ся; но сам я при всем моем ста­ра­нии не мог отыс­кать об этом ника­ких свиде­тельств.

2. Вес­па­си­ан родил­ся в зем­ле саби­нов, близ Реа­те, в дере­вуш­ке под назва­ни­ем Фала­кри­ны, вече­ром, в пят­на­дца­тый день до декабрь­ских календ, и кон­суль­ство Квин­та Суль­пи­ция Каме­ри­на и Гая Поппея Саби­на, за пять лет до кон­чи­ны Авгу­ста7. Рос он под над­зо­ром Тер­тул­лы, сво­ей баб­ки по отцу, в ее поме­стье близ Ко́зы8. Уже став пра­ви­те­лем, он часто посе­щал места сво­его дет­ства: вил­лу он сохра­нял в преж­нем виде, чтобы все, к чему при­вык его взгляд, оста­ва­лось нетро­ну­тым. А память баб­ки чтил он так, что на празд­ни­ках и тор­же­ствах все­гда пил толь­ко из ее сереб­ря­но­го куб­ка.

(2) Достиг­нув совер­шен­но­ле­тия, он дол­го не хотел наде­вать сена­тор­скую тогу, хотя брат ее уже носил9; толь­ко мать, нако­нец, суме­ла это­го добить­ся, да и то ско­рее бра­нью, чем прось­ба­ми и роди­тель­ской вла­стью: она все вре­мя попре­ка­ла его, твер­дя, что он остал­ся на побе­гуш­ках10у бра­та. (3) Слу­жил он вой­ско­вым три­бу­ном во Фра­кии, после кве­сту­ры полу­чил по жре­бию про­вин­цию Крит и Кире­ну11; высту­пив соис­ка­те­лем долж­но­стей эди­ла и пре­то­ра, одну долж­ность он полу­чил не без сопро­тив­ле­ния, и толь­ко шестым по спис­ку12, зато дру­гую — по пер­вой же прось­бе и в чис­ле пер­вых. В быт­ность пре­то­ром он не упус­кал ни одно­го слу­чая уго­дить Гаю, кото­рый был тогда не в ладах с сена­том: в честь его гер­ман­ской победы13 он потре­бо­вал устро­ить игры вне оче­реди, а при нака­за­ни­ях заго­вор­щи­ков14 пред­ло­жил вдо­ба­вок оста­вить их тела без погре­бе­ния. А удо­сто­ен­ный от него при­гла­ше­ния к обеду, он про­из­нес перед сена­том бла­годар­ст­вен­ную речь.

3. Женил­ся он тем вре­ме­нем на Фла­вии Доми­цил­ле, быв­шей любов­ни­це рим­ско­го всад­ни­ка Ста­ти­лия Капел­лы из Сабра­ты в Афри­ке: она име­ла лишь латин­ское граж­дан­ство, но потом судом реку­пе­ра­то­ров15 была объ­яв­ле­на сво­бод­но­рож­ден­ной и рим­ской граж­дан­кой по хода­тай­ству ее отца Фла­вия Либе­ра­ла, кото­рый был родом из Ферен­ти­на и все­го лишь пис­цом в каз­на­чей­стве. От нее он имел детей Тита, Доми­ци­а­на и Доми­цил­лу. Жену и дочь он пере­жил, поте­ряв обе­их еще в быт­ность свою про­стым граж­да­ни­ном. После смер­ти жены он сно­ва взял к себе свою быв­шую налож­ни­цу Цениду, воль­ноот­пу­щен­ни­цу и пись­мо­во­ди­тель­ни­цу Анто­нии16, и она жила с ним почти как закон­ная жена, даже когда он стал уже импе­ра­то­ром.

4. В прав­ле­ние Клав­дия он по мило­сти Нар­цис­са был направ­лен в Гер­ма­нию лега­том леги­о­на, а потом пере­веден в Бри­та­нию, где участ­во­вал в трид­ца­ти боях с непри­я­те­лем и поко­рил два силь­ных пле­ме­ни, более два­дца­ти горо­дов и смеж­ный с Бри­та­ни­ей ост­ров Век­тис17, сра­жа­ясь под нача­лом то Авла Плав­тия, лега­та кон­суль­ско­го зва­ния, то само­го импе­ра­то­ра Клав­дия. (2) За это он полу­чил три­ум­фаль­ные укра­ше­ния, затем вско­ре — два жре­че­ских сана18 и, нако­нец, — кон­суль­ство: в этой долж­но­сти он был два послед­них меся­ца в году19. После это­го до само­го сво­его про­кон­суль­ства жил он на покое и в уеди­не­нии, опа­са­ясь Агрип­пи­ны, кото­рая была еще в силе при сыне и нена­виде­ла дру­зей уже умер­ше­го Нар­цис­са. (3) В управ­ле­ние он по жре­бию полу­чил Афри­ку и пра­вил ею чест­но и с боль­шим досто­ин­ст­вом20, если не счи­тать, что одна­жды в Гад­ру­ме­те во вре­мя мяте­жа его забро­са­ли репой. Во вся­ком слу­чае, вер­нул­ся он из про­вин­ции, ничуть не раз­бо­га­тев, поте­рял дове­рие заи­мо­дав­цев и вынуж­ден был все свои име­нья зало­жить бра­ту, а для под­дер­жа­ния сво­его поло­же­ния занять­ся тор­гов­лей мула­ми21: за это в наро­де и назы­ва­ли его «ослят­ни­ком». Гово­рят так­же, что он полу­чил две­сти тысяч сестер­ци­ев с одно­го юно­ши, кото­ро­му выхло­потал сена­тор­скую одеж­ду про­тив воли его отца, и за это полу­чил стро­гий выго­вор.

(4) А сопро­вож­дая Неро­на в поезд­ке по Гре­ции, он навлек на себя жесто­кую неми­лость тем, что часто или выхо­дил во вре­мя его пения, или засы­пал на сво­ем месте. Ему было запре­ще­но не толь­ко сопро­вож­дать, но и при­вет­ст­во­вать импе­ра­то­ра22, и он уда­лил­ся на покой в даль­ний малень­кий горо­док, где и жил в без­вест­но­сти и стра­хе за жизнь, пока вдруг не полу­чил неожи­дан­но про­вин­цию и вой­ско.

(5) На Восто­ке рас­про­стра­не­но было дав­нее и твер­дое убеж­де­ние, что судь­бой назна­че­но в эту пору выхо­д­цам из Иудеи завла­деть миром. Собы­тия пока­за­ли, что отно­си­лось это к рим­ско­му импе­ра­то­ру23; но иудеи, при­няв пред­ска­за­ние на свой счет, воз­му­ти­лись, уби­ли намест­ни­ка, обра­ти­ли в бег­ство даже кон­суль­ско­го лега­та, явив­ше­го­ся из Сирии с под­креп­ле­ни­я­ми, и отби­ли у него орла. Чтобы пода­вить вос­ста­ние, тре­бо­ва­лось боль­шое вой­ско и силь­ный пол­ко­во­дец, кото­ро­му мож­но было бы дове­рить такое дело без опа­се­ния; и Вес­па­си­ан ока­зал­ся избран как чело­век испы­тан­но­го усер­дия и нима­ло не опас­ный по скром­но­сти сво­его рода и име­ни. (6) И вот, полу­чив вдо­ба­вок к мест­ным вой­скам два леги­о­на, восемь отрядов кон­ни­цы, десять когорт и взяв с собою стар­ше­го сына одним из лега­тов, он явил­ся в Иудею и тот­час рас­по­ло­жил к себе и сосед­ние про­вин­ции: в лаге­рях он быст­ро навел порядок, а в пер­вых же сра­же­ни­ях пока­зал такую отва­гу, что при оса­де одной кре­по­сти24 сам был ранен кам­нем в коле­но, а в щит его вон­зи­лось несколь­ко стрел.

5. После Неро­на, когда за власть боро­лись Галь­ба, Отон и Вител­лий, у него яви­лась надеж­да стать импе­ра­то­ром. Вну­ше­на она была ему еще рань­ше, и вот каки­ми зна­ме­нья­ми. (2) В заго­род­ном име­нии Фла­ви­ев был древ­ний дуб, посвя­щен­ный Мар­су, и все три раза, когда Вес­па­сия рожа­ла, на ство­ле его неожи­дан­но вырас­та­ли новые вет­ви — явное ука­за­ние на буду­щее каж­до­го мла­ден­ца. Пер­вая была сла­бая и ско­ро засох­ла — и дей­ст­ви­тель­но, родив­ша­я­ся девоч­ка не про­жи­ла и года; вто­рая была креп­кая и длин­ная, что ука­зы­ва­ло на боль­шое сча­стье; а третья сама была как дере­во. Поэто­му, гово­рят, отец его Сабин, обод­рен­ный вдо­ба­вок и гада­ни­ем, пря­мо объ­явил сво­ей мате­ри, что у нее родил­ся внук, кото­рый будет цеза­рем, но та лишь рас­хо­хота­лась на это и поди­ви­лась, что она еще в здра­вом уме, а сын ее уже спя­тил. (3) Потом, когда он был эди­лом, Гай Цезарь рас­сер­дил­ся, что он не забо­тит­ся об очист­ке улиц, и велел сол­да­там нава­лить ему гря­зи за пазу­ху сена­тор­ской тоги; но нашлись тол­ко­ва­те­ли, ска­зав­шие, что так когда-нибудь попа­дет под его защи­ту и как бы в его объ­я­тия все государ­ство, забро­шен­ное и попран­ное в меж­до­усоб­ных рас­прях. (4) Одна­жды, когда он зав­тра­кал, бро­дя­чая соба­ка при­нес­ла ему с пере­крест­ка чело­ве­чью руку25 и бро­си­ла под стол. В дру­гой раз за обедом в сто­ло­вую вло­мил­ся бык, вырвав­ший­ся из ярма, разо­гнал слуг, но вдруг, слов­но обес­силев, рух­нул перед ложем у самых его ног, скло­нив перед ним свою шею. Кипа­рис на его наслед­ст­вен­ном поле без вся­кой бури вывер­ну­ло с кор­нем, но на сле­дую­щий день пова­лен­ное дере­во вновь сто­я­ло, еще зеле­нее и креп­че. (5) В Ахайе ему при­сни­лось, что сча­стье к нему и его дому при­дет тогда, когда вырвут зуб у Неро­на; и на сле­дую­щий день в атрий вышел врач и пока­зал ему толь­ко что вырван­ный зуб. (6) В Иудее он обра­тил­ся к ора­ку­лу бога Кар­ме­ла26, и отве­ты его обна­де­жи­ли, пока­зав, что все его жела­ния и замыс­лы сбу­дут­ся, даже самые сме­лые. А один из знат­ных плен­ни­ков, Иосиф, когда его зако­вы­ва­ли в цепи, с твер­дой уве­рен­но­стью объ­явил, что вско­ре его осво­бо­дит тот же чело­век, но уже импе­ра­тор. (7) Вести о пред­зна­ме­но­ва­ни­ях дохо­ди­ли и из Рима: Неро­ну в его послед­ние дни было веле­но во сне отве­сти свя­щен­ную колес­ни­цу Юпи­те­ра Бла­го­го и Вели­чай­ше­го из свя­ти­ли­ща в дом Вес­па­си­а­на, а потом в цирк; немно­го спу­стя, когда Галь­ба откры­вал собра­ние, чтобы при­нять вто­рое кон­суль­ство, ста­туя боже­ст­вен­но­го Юлия27 сама собой повер­ну­лась к восто­ку; а перед бит­вой при Бет­ри­а­ке на гла­зах у всех сра­зи­лись в возду­хе два орла, и когда один уже был побеж­ден, со сто­ро­ны вос­хо­да при­ле­тел тре­тий и про­гнал победи­те­ля.

6. Тем не менее он ниче­го не пред­при­ни­мал, несмот­ря на под­держ­ку и насто­я­ния близ­ких, пока неожи­дан­но не под­дер­жа­ли его люди неиз­вест­ные и дале­кие. (2) Мезий­ское вой­ско отпра­ви­ло на помощь Ото­ну по две тыся­чи от каж­до­го из трех леги­о­нов. В пути они узна­ли, что Отон раз­бит и нало­жил на себя руки; тем не менее, как бы не пове­рив слу­ху, они дошли до самой Акви­леи. Там они, вос­поль­зо­вав­шись слу­ча­ем и без­на­ча­ли­ем, ста­ли вво­лю раз­бой­ни­чать и гра­бить; а потом, опа­са­ясь, что по воз­вра­ще­нии им при­дет­ся дать ответ и поне­сти нака­за­ние, они реши­ли избрать и про­воз­гла­сить ново­го импе­ра­то­ра — испан­ское вой­ско поста­ви­ло импе­ра­то­ром Галь­бу, пре­то­ри­ан­ское — Ото­на, гер­ман­ское — Вител­лия, а они ничуть не хуже дру­гих28. (3) Были назва­ны име­на всех кон­суль­ских лега­тов, сколь­ко и где их тогда было, и все по раз­ным при­чи­нам отверг­ну­ты. Но когда сол­да­ты из третье­го леги­о­на, пере­веден­но­го перед самой смер­тью Неро­на в Мёзию из Сирии, ста­ли рас­хва­ли­вать Вес­па­си­а­на, все их под­дер­жа­ли и тот­час напи­са­ли его имя на всех зна­ме­нах. Прав­да, в тот раз дело заглох­ло, и сол­да­ты на вре­мя вер­ну­лись к покор­но­сти. Одна­ко слух о том рас­про­стра­нил­ся, и намест­ник Егип­та Тибе­рий Алек­сандр пер­вый при­вел леги­о­ны к при­ся­ге Вес­па­си­а­ну, — это было в кален­ды июля, и впо­след­ст­вии этот день отме­чал­ся как пер­вый день его прав­ле­ния. А потом, в пятый день до июль­ских ид, иудей­ское вой­ско при­сяг­ну­ло ему уже лич­но29.

(4) Начи­на­нию содей­ст­во­ва­ло мно­гое. По рукам ходи­ло в спис­ке посла­ние к Вес­па­си­а­ну с послед­ней волей погиб­ше­го Ото­на, — неиз­вест­но, насто­я­щее или под­лож­ное, — где тот заве­щал ото­мстить за него и умо­лял спа­сти государ­ство. В то же вре­мя разо­шел­ся слух, буд­то Вител­лий после победы собрал­ся поме­нять леги­о­ны сто­ян­ка­ми, и на Восток, где служ­ба спо­кой­нее, пере­ве­сти гер­ман­ские вой­ска. Нако­нец, из про­вин­ци­аль­ных намест­ни­ков Лици­ний Муци­ан, забыв о сопер­ни­че­стве и уже явной враж­де, пред­ло­жил Вес­па­си­а­ну сирий­ское вой­ско, а пар­фян­ский царь Воло­гез — сорок тысяч стрел­ков30.

7. Так нача­лась меж­до­усоб­ная вой­на. В Ита­лию Вес­па­си­ан отпра­вил пол­ко­вод­цев с пере­до­вы­ми вой­ска­ми, а сам тем вре­ме­нем занял Алек­сан­дрию, чтобы дер­жать в руках ключ к Егип­ту31. Здесь он один, без спут­ни­ков, отпра­вил­ся в храм Сера­пи­са, чтобы гада­ни­ем узнать, проч­на ли его власть; и когда после дол­гой молит­вы он обер­нул­ся, то увидел, что ему по обы­чаю под­но­сит лепеш­ки, вет­ки и вен­ки воль­ноот­пу­щен­ник Баси­лид32 — а он знал, что Баси­лид был дале­ко и по сла­бо­сти сил не мог ходить, да никто бы его и не впу­стил. И тот­час затем при­шли доне­се­ния, что вой­ска Вител­лия раз­би­ты при Кре­моне, а сам он убит в Риме.

(2) Ново­му и неожи­дан­но­му импе­ра­то­ру еще недо­ста­ва­ло, так ска­зать, вели­чия и как бы веса, но и это вско­ре при­шло. Два чело­ве­ка из про­сто­на­ро­дья, один сле­пой, дру­гой хро­мой, одно­вре­мен­но подо­шли к нему, когда он пра­вил суд, и умо­ля­ли изле­чить их немо­щи, как ука­зал им во сне Сера­пис: гла­за про­зре­ют, если он на них плюнет, нога исце­лит­ся, если он удо­сто­ит кос­нуть­ся ее пят­кой. (3) Нима­ло не наде­ясь на успех, он не хотел даже и про­бо­вать; нако­нец, усту­пив уго­во­рам дру­зей, он на гла­зах у огром­ной тол­пы попы­тал сча­стья, и успех был пол­ным33. В то же вре­мя и в аркад­ской Тегее по ука­за­нию про­ри­ца­те­лей отко­па­ны были в свя­щен­ном месте сосуды древ­ней работы, и на них ока­за­лось изо­бра­же­ние, лицом похо­жее на Вес­па­си­а­на.

8. Таков был Вес­па­си­ан и тако­ва была его сла­ва, когда он вер­нул­ся в Рим и отпразд­но­вал три­умф над иуде­я­ми. После это­го он восемь раз был кон­су­лом, не счи­тая преж­не­го, был и цен­зо­ром34; и во все вре­мя сво­его прав­ле­ния ни о чем он так не забо­тил­ся, как о том, чтобы вер­нуть дрог­нув­ше­му и поко­леб­лен­но­му государ­ству устой­чи­вость, а потом и блеск.

(2) Вой­ска дошли до совер­шен­ной рас­пу­щен­но­сти и наг­ло­сти: одни — воз­гор­див­шись победой, дру­гие — озлоб­лен­ные бес­че­стьем; даже про­вин­ции, воль­ные горо­да и неко­то­рые цар­ства враж­до­ва­ли меж­ду собой. Поэто­му мно­гих сол­дат Вител­лия он уво­лил и нака­зал, но победи­те­лям тоже ниче­го не спус­кал сверх поло­жен­но­го, и даже закон­ные награ­ды выпла­тил им не сра­зу. (3) Он не упус­кал ни одно­го слу­чая наве­сти порядок. Один моло­дой чело­век явил­ся бла­го­да­рить его за высо­кое назна­че­ние, бла­го­ухая аро­ма­та­ми, — он пре­зри­тель­но отвер­нул­ся и мрач­но ска­зал ему: «Уж луч­ше бы ты вонял чес­но­ком!» — а при­каз о назна­че­нии ото­брал. Моря­ки35, что пеш­ком пере­хо­дят в Рим то из Остии, то из Путе­ол, про­си­ли выпла­чи­вать им что-нибудь на сапо­ги — а он, слов­но мало было отпу­стить их без отве­та, при­ка­зал им с этих пор ходить разу­ты­ми: так они с тех пор и ходят. (4) Ахайю, Ликию, Родос, Визан­тии, Самос он лишил сво­бо­ды36; гор­ную Кили­кию37 и Ком­ма­ге­ну, ранее нахо­див­ши­е­ся под вла­стью царей, обра­тил в про­вин­ции; в Кап­па­до­кию, где не пре­кра­ща­лись набе­ги вар­ва­ров, он поста­вил доба­воч­ные леги­о­ны и вме­сто рим­ско­го всад­ни­ка назна­чил намест­ни­ком кон­су­ля­ра.

(5) Сто­ли­ца была обез­обра­же­на дав­ни­ми пожа­ра­ми и раз­ва­ли­на­ми. Он поз­во­лил вся­ко­му желаю­ще­му зани­мать и застра­и­вать пустые участ­ки, если это­го не дела­ли вла­дель­цы. При­сту­пив к вос­ста­нов­ле­нию Капи­то­лия38, он пер­вый сво­и­ми рука­ми начал рас­чи­щать облом­ки и выно­сить их на соб­ст­вен­ной спине. В пожа­ре рас­пла­ви­лось три тыся­чи мед­ных досок — он поза­бо­тил­ся их вос­ста­но­вить, раздо­быв ото­всюду их спис­ки: это было древ­ней­шее и пре­крас­ней­шее под­спо­рье в государ­ст­вен­ных делах, сре­ди них хра­ни­лись чуть ли не с само­го осно­ва­ния Рима поста­нов­ле­ния сена­та и наро­да о сою­зах, друж­бе и льготах, кому-нибудь дару­е­мых. 9. Пред­при­нял он и новые построй­ки: храм Мира близ фору­ма, храм боже­ст­вен­но­го Клав­дия на Целий­ском хол­ме, нача­тый еще Агрип­пи­ной, но почти до осно­ва­ния раз­ру­шен­ный Неро­ном, и, нако­нец, амфи­те­атр посреди горо­да39, заду­ман­ный, как он узнал, еще Авгу­стом.

(2) Выс­шие сосло­вия пореде­ли от бес­ко­неч­ных каз­ней и при­шли в упа­док от дав­не­го пре­не­бре­же­ния. Чтобы их очи­стить и попол­нить, он про­из­вел смотр сена­ту и всад­ни­че­ству, уда­лив негод­ных и вклю­чив в спис­ки самых достой­ных из ита­ли­ков и про­вин­ци­а­лов. А чтобы было извест­но, что раз­ли­ча­ют­ся два сосло­вия не столь­ко воль­но­стя­ми, сколь­ко ува­же­ни­ем, он одна­жды, раз­би­рая ссо­ру сена­то­ра и всад­ни­ка, объ­явил: «Не при­ста­ло сена­то­рам навле­кать брань, но отве­чать на брань они могут и долж­ны».

10. Судеб­ные дела повсюду без­мер­но умно­жи­лись: затя­ну­лись ста­рые из-за пре­кра­ще­ния заседа­ний, при­ба­ви­лись новые из-за неспо­кой­но­го вре­ме­ни. Он выбрал по жре­бию лиц, чтобы воз­вра­щать постра­дав­шим иму­ще­ство, отня­тое во вре­мя вой­ны, и чтобы решать вне оче­реди дела, под­ве­дом­ст­вен­ные цен­тум­ви­рам40: с эти­ми дела­ми нуж­но было спра­вить­ся поско­рее, так как набра­лось их столь­ко, что тяжу­щи­е­ся мог­ли не дожить до их кон­ца.

11. Без­нрав­ст­вен­ность и рос­кошь уси­ли­ва­лись, никем не обузды­вае­мые. Он пред­ло­жил сена­ту указ, чтобы жен­щи­на, состо­я­щая в свя­зи с чужим рабом, сама счи­та­лась рабы­ней, и чтобы ростов­щи­кам запре­ще­но было тре­бо­вать долг с сыно­вей, еще не вышед­ших из-под отцов­ской вла­сти, даже после смер­ти отцов41.

12. Во всем осталь­ном был он досту­пен и снис­хо­ди­те­лен с пер­вых дней прав­ле­ния и до самой смер­ти. Свое былое низ­кое состо­я­ние он нико­гда не скры­вал и часто даже выстав­лял напо­каз. Когда кто-то попы­тал­ся воз­ве­сти нача­ло рода Фла­ви­ев к осно­ва­те­лям Реа­те и к тому спут­ни­ку Гер­ку­ле­са, чью гроб­ни­цу пока­зы­ва­ют на Соля­ной доро­ге, он пер­вый это высме­ял. К наруж­но­му блес­ку он нисколь­ко не стре­мил­ся, и даже в день три­ум­фа, изму­чен­ный мед­лен­ным и уто­ми­тель­ным шест­ви­ем, не удер­жал­ся, чтобы не ска­зать: «Поде­лом мне, ста­ри­ку: как дурак, захо­тел три­ум­фа, слов­но пред­ки мои его заслу­жи­ли или сам я мог о нем меч­тать!» Три­бун­скую власть42 и имя отца оте­че­ства он при­нял лишь мно­го спу­стя; а обыс­ки­вать при­вет­ст­ву­ю­щих его по утрам он пере­стал еще во вре­мя меж­до­усоб­ной вой­ны43.

13. Воль­но­сти дру­зей, кол­ко­сти стряп­чих, строп­ти­вость фило­со­фов нима­ло его не бес­по­ко­и­ли. Лици­ний Муци­ан, извест­ный раз­врат­ник, созна­вая свои заслу­ги, отно­сил­ся к нему без доста­точ­но­го почте­ния, но Вес­па­си­ан нико­гда не бра­нил его при всех, и толь­ко жалу­ясь на него обще­му дру­гу, ска­зал под конец: «Я-то ведь, все-таки, муж­чи­на!» Саль­вий Либе­рал, защи­щая како­го-то бога­ча, не побо­ял­ся ска­зать: «Пусть у Гип­пар­ха есть сто мил­ли­о­нов, а Цеза­рю какое дело?» — и он пер­вый его похва­лил. Ссыль­ный киник Демет­рий повстре­чав его в доро­ге, не поже­лал ни встать перед ним, ни поздо­ро­вать­ся, и даже стал на него лаять­ся, но импе­ра­тор толь­ко обо­звал его псом44.

14. Обиды и враж­ды он нисколь­ко не пом­нил и не мстил за них. Для доче­ри Вител­лия, сво­его сопер­ни­ка, он нашел отлич­но­го мужа, дал ей при­да­ное и устро­ил дом. Когда при Нероне ему было отка­за­но от дво­ра, и он в стра­хе спра­ши­вал, что ему делать и куда идти, один из заве­дую­щих при­е­ма­ми, выпро­ва­жи­вая его, отве­тил: «На все четы­ре сто­ро­ны!»45 А когда потом этот чело­век стал про­сить у него про­ще­ния, он удо­воль­ст­во­вал­ся тем, что почти в точ­но­сти повто­рил ему его же сло­ва. Нико­гда подо­зре­ние или страх не тол­ка­ли его на рас­пра­ву: когда дру­зья сове­то­ва­ли ему осте­ре­гать­ся Мет­тия Пом­пу­зи­а­на, у кото­ро­го, по слу­хам, был импе­ра­тор­ский горо­скоп, он вме­сто это­го сде­лал его кон­су­лом, чтобы тот в свое вре­мя вспом­нил об этой мило­сти.

15. Ни разу не ока­за­лось, что каз­нен невин­ный — раз­ве что в его отсут­ст­вие46, без его ведо­ма или даже про­тив его воли. Гель­видий Приск при воз­вра­ще­нии его из Сирии один при­вет­ст­во­вал его Вес­па­си­а­ном, как част­но­го чело­ве­ка, а потом во всех сво­их пре­тор­ских эдик­тах ни разу его не упо­мя­нул, но Вес­па­си­ан рас­сер­дил­ся на него не рань­ше, чем тот раз­бра­нил его нещад­но, как пле­бея. Но и тут, даже сослав его, даже рас­по­рядив­шись его убить, он все­ми сила­ми ста­рал­ся спа­сти его: он послал ото­звать убийц и спас бы его, если бы не лож­ное доне­се­ние, буд­то он уже мертв. Во вся­ком слу­чае, ника­кая смерть его не радо­ва­ла, и даже над заслу­жен­ною каз­нью слу­ча­лось ему сето­вать и пла­кать.

16. Един­ст­вен­ное, в чем его упре­ка­ли спра­вед­ли­во, это среб­ро­лю­бие. Мало того, что он взыс­ки­вал недо­им­ки, про­щен­ные Галь­бою47, нало­жил новые тяже­лые пода­ти, уве­ли­чил и под­час даже удво­ил дань с про­вин­ций, — он откры­то зани­мал­ся таки­ми дела­ми, каких сты­дил­ся бы и част­ный чело­век. Он ску­пал вещи толь­ко затем, чтобы потом рас­про­дать их с выго­дой; (2) он без коле­ба­ния про­да­вал долж­но­сти48 соис­ка­те­лям и оправ­да­ния под­суди­мым, невин­ным и винов­ным, без раз­бо­ру; самых хищ­ных чинов­ни­ков, как пола­га­ют, он нароч­но про­дви­гал на все более высо­кие места, чтобы дать им нажить­ся, а потом засудить, — гово­ри­ли, что он поль­зу­ет­ся ими, как губ­ка­ми, сухим дает намок­нуть, а мок­рые выжи­ма­ет. (3) Одни дума­ют, что жаден он был от при­ро­ды: за это и бра­нил его ста­рый пас­тух, кото­рый умо­лял Вес­па­си­а­на, толь­ко что став­ше­го импе­ра­то­ром, отпу­стить его на волю без­воз­мезд­но, но полу­чил отказ и вос­клик­нул: «Лиси­ца шер­стью сли­ня­ла, да нрав не сме­ня­ла!»49. Дру­гие, напро­тив, пола­га­ют, что к побо­рам и вымо­га­тель­ству он был вынуж­ден край­ней скудо­стью и государ­ст­вен­ной и импе­ра­тор­ской каз­ны: в этом он сам при­знал­ся, когда в самом нача­ле прав­ле­ния заявил, что ему нуж­но сорок мил­ли­ар­дов сестер­ци­ев, чтобы государ­ство ста­ло на ноги. И это кажет­ся тем прав­до­по­доб­нее, что и худо нажи­то­му он давал наи­луч­шее при­ме­не­ние.

17. Щедр он был ко всем сосло­ви­ям: сена­то­рам попол­нил их состо­я­ния, нуж­дав­шим­ся кон­су­ля­рам назна­чил по пять­сот тысяч сестер­ци­ев в год, мно­гие горо­да по всей зем­ле отстро­ил еще луч­ше после зем­ле­тря­се­ний и пожа­ров, о талан­тах и искус­ствах обна­ру­жи­вал вели­чай­шую заботу. 18. Латин­ским и гре­че­ским рито­рам он пер­вый стал выпла­чи­вать жало­ва­нье из каз­ны по сто тысяч в год; выдаю­щих­ся поэтов и худож­ни­ков, как напри­мер, вос­ста­но­ви­те­ля Колос­са и Вене­ры Кос­ской50, он награ­дил боль­ши­ми подар­ка­ми; меха­ни­ку, кото­рый обе­щал­ся без боль­ших затрат под­нять на Капи­то­лий огром­ные колон­ны, он тоже выдал за выдум­ку хоро­шую награ­ду, но от услуг отка­зал­ся, про­мол­вив: «Уж поз­воль мне под­кор­мить мой наро­дец». 19. На зре­ли­щах при освя­ще­нии новой сце­ны в теат­ре Мар­цел­ла он воз­об­но­вил даже ста­рин­ные пред­став­ле­ния51. Тра­ги­че­ско­му акте­ру Апел­ла­рию он дал в награ­ду четы­ре­ста тысяч сестер­ци­ев, кифа­редам Терп­ну и Дио­до­ру — по две­сти тысяч, дру­гим — по сотне тысяч, самое мень­шее — по сорок тысяч, не гово­ря о мно­же­стве золотых вен­ков. Зва­ные пиры он так­же устра­и­вал частые и рос­кош­ные, чтобы под­дер­жать тор­гов­цев съест­ным. На Сатур­на­ли­ях он разда­вал подар­ки муж­чи­нам, а в мар­тов­ские кален­ды52 — жен­щи­нам.

Все же загла­дить позор былой сво­ей ску­по­сти ему не уда­лось. (2) Алек­сан­дрий­цы неиз­мен­но назы­ва­ли его селе­доч­ни­ком53, по про­зви­щу одно­го из сво­их царей, гряз­но­го скря­ги. И даже на его похо­ро­нах Фавор, глав­ный мим, высту­пая, по обы­чаю, в мас­ке и изо­бра­жая сло­ва и дела покой­ни­ка, во все­услы­ша­нье спро­сил чинов­ни­ков, во сколь­ко обо­шлось погре­баль­ное шест­вие? И услы­шав, что в десять мил­ли­о­нов54, вос­клик­нул: «Дай­те мне десять тысяч и бро­сай­те меня хоть в Тибр!»

20. Роста он был хоро­ше­го55, сло­же­ния креп­ко­го и плот­но­го, с натуж­ным выра­же­ни­ем лица: один ост­ро­умец мет­ко ска­зал об этом, когда импе­ра­тор попро­сил его пошу­тить и над ним: «Пошу­чу, когда опо­рож­нишь­ся». Здо­ро­вьем он поль­зо­вал­ся пре­крас­ным, хотя ничуть о том не забо­тил­ся, и толь­ко рас­ти­рал сам себе в бане56 гор­ло и все чле­ны, да один день в месяц ниче­го не ел.

21. Образ жиз­ни его был таков. Нахо­дясь у вла­сти, вста­вал он все­гда рано, еще до све­ту, и про­чи­ты­вал пись­ма и докла­ды от всех чинов­ни­ков; затем впус­кал дру­зей и при­ни­мал их при­вет­ст­вия, а сам в это вре­мя оде­вал­ся и обу­вал­ся. Покон­чив с теку­щи­ми дела­ми, он совер­шал про­гул­ку и отды­хал с какой-нибудь из налож­ниц: после смер­ти Цениды у него их было мно­го. Из спаль­ни он шел в баню, а потом к сто­лу: в это вре­мя, гово­рят, был он все­го доб­рее и мяг­че, и домаш­ние ста­ра­лись этим поль­зо­вать­ся, если име­ли какие-нибудь прось­бы.

22. За обедом, как все­гда и везде, был он доб­ро­ду­шен и часто отпус­кал шут­ки: он был боль­шой насмеш­ник, но слиш­ком склон­ный к шутов­ству и пош­ло­сти, даже до непри­стой­но­сти. Тем не менее, неко­то­рые его шут­ки очень ост­ро­ум­ны; вот неко­то­рые из них. Кон­су­ляр Мест­рий Флор уве­рял, что пра­виль­нее гово­рить не «plostra», а «pla­ustra»; на сле­дую­щий день он его при­вет­ст­во­вал не «Фло­ром», а «Флав­ром»57. Одна жен­щи­на кля­лась, что уми­ра­ет от люб­ви к нему и доби­лась его вни­ма­ния: он про­вел с ней ночь и пода­рил ей четы­ре­ста тысяч сестер­ци­ев; а на вопрос упра­ви­те­ля, по какой ста­тье зане­сти эти день­ги, ска­зал: «За чрез­вы­чай­ную любовь к Вес­па­си­а­ну».

23. Умел он вста­вить к месту и гре­че­ский стих: так, о каком-то чело­ве­ке высо­ко­го роста и непри­стой­но­го вида он ска­зал:


Шел, широ­ко высту­пая, копьем длин­но­тен­ным колеб­ля58.

А о воль­ноот­пу­щен­ни­ке Кери­ле, кото­рый, раз­бо­га­тев и не желая остав­лять богат­ство импе­ра­тор­ской казне, объ­явил себя сво­бод­но­рож­ден­ным и при­нял имя Лахе­та:


О Лахет, Лахет,
Ведь ты помрешь — и сно­ва ста­нешь Кери­лом
59.

Но более все­го под­сме­и­вал­ся он над сво­и­ми небла­го­вид­ны­ми дохо­да­ми, чтобы хоть насмеш­ка­ми унять недо­воль­ство и обра­тить его в шут­ку. (2) Один из его люби­мых при­служ­ни­ков про­сил упра­ви­тель­ско­го места для чело­ве­ка, кото­ро­го выда­вал за сво­его бра­та; Вес­па­си­ан велел ему подо­ждать, вызвал к себе это­го чело­ве­ка, сам взял с него день­ги, выго­во­рен­ные за хода­тай­ство, и тот­час назна­чил на место; а когда опять вме­шал­ся слу­жи­тель, ска­зал ему: «Ищи себе дру­го­го бра­та, а это теперь мой брат». В доро­ге одна­жды он запо­до­зрил, что погон­щик оста­но­вил­ся и стал пере­ко­вы­вать мулов толь­ко затем, чтобы дать одно­му про­си­те­лю вре­мя и слу­чай подой­ти к импе­ра­то­ру; он спро­сил, мно­го ли при­нес­ла ему ков­ка, и потре­бо­вал с выруч­ки свою долю. (3) Тит упре­кал отца, что и нуж­ни­ки он обло­жил нало­гом; тот взял моне­ту из пер­вой при­бы­ли, под­нес к его носу и спро­сил, воня­ет ли она. «Нет», — отве­тил Тит. «А ведь это день­ги с мочи»60, — ска­зал Вес­па­си­ан. Когда послан­цы доло­жи­ли ему, что реше­но поста­вить ему на обще­ст­вен­ный счет колос­саль­ную ста­тую нема­лой цены, он протя­нул ладонь и ска­зал: «Ставь­те немед­лен­но, вот поста­мент».

(4) Даже страх перед гро­зя­щей смер­тью не оста­но­вил его шуток: когда в чис­ле дру­гих пред­зна­ме­но­ва­ний две­ри Мав­зо­лея вдруг рас­кры­лись, а в небе появи­лась хво­ста­тая звезда, он ска­зал, что одно зна­ме­нье отно­сит­ся к Юнии Каль­вине из рода Авгу­ста, а дру­гое к пар­фян­ско­му царю, кото­рый носит длин­ные воло­сы61; когда же он почув­ст­во­вал при­бли­же­ние смер­ти, то про­мол­вил: «Увы, кажет­ся, я ста­нов­люсь богом».

24. В девя­тое свое кон­суль­ство он, нахо­дясь в Кам­па­нии, почув­ст­во­вал лег­кие при­сту­пы лихо­рад­ки. Тот­час он вер­нул­ся в Рим, а потом отпра­вил­ся в Кути­лии62 и в реа­тин­ские поме­стья, где обыч­но про­во­дил лето. Здесь недо­мо­га­ние уси­ли­лось, а холод­ной водой он вдо­ба­вок застудил себе живот. Тем не менее, он про­дол­жал, как все­гда, зани­мать­ся государ­ст­вен­ны­ми дела­ми и, лежа в посте­ли, даже при­ни­мал послов. Когда же его про­сла­би­ло чуть не до смер­ти, он заявил, что импе­ра­тор дол­жен уме­реть стоя; и, пыта­ясь под­нять­ся и выпря­мить­ся, он скон­чал­ся на руках под­дер­жи­вав­ших его в девя­тый день до июль­ских календ, имея от роду шесть­де­сят девять лет, один месяц и семь дней63.

25. Всем извест­но, как твер­до он верил все­гда, что родил­ся и родил сыно­вей под счаст­ли­вой звездой: несмот­ря на непре­кра­щав­ши­е­ся заго­во­ры64, он сме­ло заяв­лял сена­ту, что насле­до­вать ему будут или сыно­вья, или никто. Гово­рят, он даже видел одна­жды во сне, буд­то в сенях Пала­тин­ско­го двор­ца сто­ят весы, на одной их чаш­ке — Клав­дий и Нерон, на дру­гой — он с сыно­вья­ми, и ни одна чаш­ка не пере­ве­ши­ва­ет. И сон его не обма­нул, пото­му что те и дру­гие пра­ви­ли оди­на­ко­вое вре­мя — ров­но столь­ко же лет65.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Изо­бра­же­ние пред­ков в атрии родо­во­го дома было при­ви­ле­ги­ей толь­ко зна­ти спер­ва пат­ри­ци­ев, потом тех, чьи пред­ки зани­ма­ли государ­ст­вен­ные долж­но­сти.
  • 2Соро­ко­вая доля (2,5 %) — ввоз­ная пошли­на, взи­мав­ша­я­ся в неко­то­рых про­вин­ци­ях.
  • 3«Спра­вед­ли­во­му сбор­щи­ку» — под­но­жие ста­туи с такой над­пи­сью было най­де­но в Риме, но, судя по фор­ме букв, отно­сит­ся к более позд­не­му вре­ме­ни.
  • 4Гель­ве­ты — кельт­ское пле­мя на терри­то­рии совре­мен­ной Швей­ца­рии.
  • 5Началь­ник лаге­ря — почет­ная офи­цер­ская долж­ность, обыч­но пре­до­став­ляв­ша­я­ся лицам, выслу­жив­шим­ся из цен­ту­ри­о­нов.
  • 6Вес­па­сии — это имя сохра­ни­лось в назва­нии горы Мон­те-Вес­пио, но памят­ни­ки, упо­ми­нае­мые Све­то­ни­ем, неиз­вест­ны.
  • 7Рож­де­ние Вес­па­си­а­на — 17 нояб­ря 9 г.
  • 8Коза — пор­то­вый город в Этру­рии, ок. 120 км от Рима.
  • 9Пра­во носить сена­тор­скую тогу (ср.: Авг. 38. 2) мог­ли полу­чить и сыно­вья всад­ни­ков в знак мило­сти при нача­ле поли­ти­че­ской карье­ры.
  • 10На побе­гуш­ках — собств., an­team­bu­lo, кли­ент или раб, шед­ший впе­ре­ди носи­лок сво­его патро­на.
  • 11Крит и Кире­на состав­ля­ли в это вре­мя одну про­вин­цию.
  • 12Шестым по спис­ку, т. е. послед­ним.
  • 13О «гер­ман­ской победе» Кали­гу­лы см.: Кал. 43—44.
  • 14Заго­вор­щи­ки — Лепид и Гету­лик.
  • 15Реку­пе­ра­то­ры — см.: Нер. При­меч. 59.
  • 16Анто­ния Млад­шая — мать импе­ра­то­ра Клав­дия.
  • 17Ост­ров Век­тис — ныне Уайт.
  • 18Два жре­че­ских сана — пон­ти­фи­кат и авгур­ство.
  • 19Два послед­них меся­ца в году — т. е. послед­ним из суф­фек­тов 51 г.
  • 20Чест­но и с боль­шим досто­ин­ст­вом: по Таци­ту (Ист. II. 97), наобо­рот, в Афри­ке «Вител­лий был про­кон­су­лом спра­вед­ли­вым и люби­мым, а Вес­па­си­ан — нена­вист­ным и с дур­ной сла­вой», и поэто­му в граж­дан­ской войне Афри­ка под­дер­жи­ва­ла Вител­лия.
  • 21Тор­гов­ля была сена­то­рам запре­ще­на, но запрет часто обхо­дил­ся; иметь дело с мула­ми счи­та­лось при этом осо­бен­но позор­ным (ср. насмеш­ки над Вен­ти­ди­ем Бас­сом, кото­рый из погон­щи­ка мулов стал кон­су­лом 34 г. до н. э.[1]).
  • 22Запре­ще­ние при­вет­ст­во­вать импе­ра­то­ра было опас­ным пред­ве­сти­ем репрес­сии: ср. судь­бу Фра­сеи Пета (Тацит. Анн. XV. 23; XVI. 24).
  • 23К рим­ско­му импе­ра­то­ру — такое же осмыс­ле­ние мес­си­ан­ско­го про­ро­че­ства дают Тацит (Ист. V. 13) и Иосиф Фла­вий (Указ. соч. II. 18—19).
  • 24При оса­де одной кре­по­сти — Иота­па­ты, кото­рую защи­щал Иосиф (Иудей­ская вой­на. III. 6. 22).
  • 25Рука счи­та­лась сим­во­лом вла­сти и изо­бра­жа­лась, меж­ду про­чим, на знач­ках мани­пу­лов.
  • 26Ора­кул бога Кар­ме­ла, древ­не­го фили­стим­лян­ско­го бога вой­ны, нахо­дил­ся на одно­имен­ной горе. Тацит пере­да­ет про­ро­че­ство, сооб­щен­ное Вес­па­си­а­ну жре­цом Баси­лидом (см.: При­меч. 32), так: «Заду­ма­ешь ли ты, Вес­па­си­ан, отстро­ить дом, или рас­ши­рить име­нья, или умно­жить слу­жи­те­лей, дом у тебя будет боль­шой, вла­де­ния огром­ные и людей мно­же­ство».
  • 27Ста­туя боже­ст­вен­но­го Юлия — по Плу­тар­ху, это зна­ме­нье про­изо­шло уже при Отоне (Отон. 4).
  • 28«Пре­ступ­ле­ние про­тив Вител­лия мож­но сде­лать заслу­гой перед Вес­па­си­а­ном», пере­да­ет Тацит мыс­ли мезий­ско­го вой­ска (Ист. II. 85).
  • 29В Егип­те у Тибе­рия Алек­сандра сто­я­ли два леги­о­на, в Иудее у Вес­па­си­а­на — три; дата при­ся­ги в Алек­сан­дрии — 1 июля 69 г., в Иудее — 11 июля (по Таци­ту 3 июля).
  • 30Помощь Воло­ге­за Вес­па­си­ан, конеч­но, откло­нил.
  • 31Ключ к Егип­ту — Еги­пет же Тацит назы­ва­ет «клю­чом к рим­ско­му хле­бу» (Ист. II, 82).
  • 32Баси­лид (по Таци­ту IV. 82, не воль­ноот­пу­щен­ник, а вель­мо­жа) — имя, про­ис­хо­дя­щее от сло­ва «баси­лей» («царь») и отто­го бла­го­при­ят­ное гада­нию.
  • 33Тацит (Ист., IV. 81) под­твер­жда­ет рас­сказ об исце­ле­нии ссыл­кой на оче­вид­цев, остав­ших­ся в живых после кон­ца Фла­ви­ев, «когда уже не было выго­ды лгать»; он же при­во­дит разум­ный совет вра­чей Вес­па­си­а­ну: «Если исце­ле­ние удаст­ся, это послу­жит толь­ко к его сла­ве, если нет — толь­ко к их осме­я­нию». Об исце­ле­нии глаз слю­ной серь­ез­но упо­ми­на­ет Пли­ний (28. 37; ср.: Еван­ге­лие от Мар­ка. 8. 23 и др.). При­кос­но­ве­ни­ем боль­шо­го паль­ца пра­вой ноги изле­чи­вал болез­ни пече­ни царь Пирр (Пли­ний. 7. 2. 20; Плу­тарх. Пирр. 3).
  • 34Кон­суль­ства Вес­па­си­а­на — 70—72, 74—77 и 79 гг.; его кол­ле­гой каж­дый раз был Тит. Цен­зор­ство — по-види­мо­му, в 73 или 74 г.
  • 35Из моря­ков состав­ля­лись пожар­ные коман­ды в пор­тах Остии и Путе­ол, где пожа­ры гро­зи­ли скла­дам при­воз­но­го зер­на; отдель­ные отряды этих команд попе­ре­мен­но нес­ли дежур­ство в Риме.
  • 36Ахайя и т. д. — все эти горо­да и обла­сти полу­чи­ли «сво­бо­ду» при Нероне, Самос при Авгу­сте.
  • 37Гор­ная Кили­кия — запад­ная часть обла­сти, где власть рим­лян была номи­наль­ной.
  • 38Вос­ста­нов­ле­ние Капи­то­лия — после пожа­ра 69 г. Комис­сия по вос­ста­нов­ле­нию архи­ва нача­ла дей­ст­во­вать еще до воз­вра­ще­ния Вес­па­си­а­на, с Доми­ци­а­ном и Муци­а­ном во гла­ве.
  • 39Амфи­те­атр Фла­ви­ев на месте пруда в Золо­том двор­це Неро­на про­сла­вил­ся впо­след­ст­вии под назва­ни­ем Коли­зей (Co­los­seum, впер­вые упо­ми­на­ет­ся в VII в.).
  • 40О цен­тум­ви­рах см.: Авг. При­меч. 99.
  • 41Указ о нака­за­нии за связь с рабом был издан еще Клав­ди­ем (по ини­ци­а­ти­ве воль­ноот­пу­щен­ни­ка Пал­лан­та) и под­твер­жден Вес­па­си­а­ном; то же отно­сит­ся и к зако­ну о заи­мо­дав­цах (Тацит. Анн. XI. 13; XII. 53).
  • 42Три­бун­скую власть Вес­па­си­ан при­нял в нача­ле 70 г., тот­час по окон­ча­нии граж­дан­ской вой­ны.
  • 43Обыс­ки­вать — ср. сооб­ще­ние Дио­на (65. 10), что Вес­па­си­ан впер­вые снял охра­ну у две­рей сво­его двор­ца.
  • 44Пес — ходя­чее про­зви­ще кини­ков, живу­щих «как соба­ки» (κὺων — κυ­νικός).
  • 45«На все четы­ре сто­ро­ны!» — в под­лин­ни­ке «в Мор­бо­вию», т. е. в «стра­ну болез­ни», смысл ясен из парал­лель­но­го места у Дио­на (65. 11).
  • 46В его отсут­ст­вие, напри­мер, рас­пра­вил­ся Муци­ан с род­ней Пизо­на, усы­нов­лен­но­го Галь­бой (Тацит. Ист. IV. 11. 49—50). О непре­мен­ном упо­ми­на­нии импе­ра­то­ра в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах (к чис­лу кото­рых отно­си­лись и пре­тор­ские эдик­ты с разъ­яс­не­ни­ем дей­ст­ву­ю­щих зако­нов) ср.: Авг. 58. 2; Тиб. 32. 2.
  • 47Про­щен­ные Галъ­бою — ср.: Гал. 15. 2.
  • 48Про­да­вал долж­ность — ино­гда при посред­ни­че­стве Цениды, как сооб­ща­ет Дион (65. 14).
  • 49«Лиси­ца» — ср. гре­че­скую посло­ви­цу о вол­ке (Апо­сто­лий. XII. 66).
  • 50Колосс — ста­туя Неро­на из Золо­то­го двор­ца (см.: Нер. 31), пере­де­лан­ная Вес­па­си­а­ном в ста­тую Солн­ца и постав­лен­ная на Свя­щен­ной доро­ге. Вене­ра Кос­ская — ста­туя неиз­вест­но­го вая­те­ля в хра­ме Мира, под­ра­жа­ние зна­ме­ни­той ста­туе Пра­к­си­те­ля.
  • 51Пред­став­ле­ния — ac­roa­ma­ta, выра­же­ние рас­плыв­ча­тое.
  • 52Мар­тов­ские кален­ды (1 мар­та) — жен­ский празд­ник Мат­ро­на­лий, когда жен­щи­ны при­но­си­ли жерт­ву Юноне и полу­ча­ли подар­ки от мужей.
  • 53Селе­доч­ник (собств. cy­bio­sac­tes — тор­го­вец руб­лен­ной лом­ти­ка­ми соле­ной рыбой): так зва­ли само­зван­ца, выда­вав­ше­го себя за род­ст­вен­ни­ка сирий­ских царей и в 58 г., после изгна­ния Пто­ле­мея Авле­та, несколь­ко дней пра­вив­ше­го Егип­том. Дион (65. 8) пишет, что за стрем­ле­ние нажить­ся на самых мел­ких побо­рах алек­сан­дрий­цы про­зва­ли Вес­па­си­а­на так­же «Гро­шо­вый поби­руш­ка», а когда Тит от лица Вес­па­си­а­на объ­явил им о послаб­ле­нии, они кри­ча­ли ему: «Мы его про­ща­ем: он про­сто не уме­ет быть Цеза­рем!».
  • 54Десять мил­ли­о­нов — циф­ра явно коми­че­ски пре­уве­ли­чен­ная. В под­лин­ни­ке: игру циф­ра­ми cen­ties и cen­tum ses­ter­tium.
  • 55Ростахоро­ше­го, sta­tu­ra quad­ra­ta, ср.: Пли­ний. 34. 19.
  • 56В бане, точ­нее — «в сфе­ри­сте­рии», осо­бом поме­ще­нии при бане для игры в мяч и пр.
  • 57В раз­го­вор­ной латин­ской речи дву­глас­ный au часто про­из­но­сил­ся как «о», но в сло­ве plostra («повоз­ки») «о» было искон­ным, и дву­глас­ное про­из­но­ше­ние было наро­чи­той манер­но­стью: отсюда шут­ка Вес­па­си­а­на (к тому же дву­смыс­лен­ная, так как phlau­ros по-гре­че­ски зна­чит «ничтож­ный»).
  • 58«Шел» — сти­хи из «Или­а­ды» (VII. 213) (об Аяк­се).
  • 59«О, Лахет» — Менандр. Фр. 921 и 223. 2 (Koeck); о доле, кото­рая отхо­ди­ла к патро­ну из наслед­ства воль­ноот­пу­щен­ни­ка, ср.: Нер. 3. 2.
  • 60Отсюда извест­ная посло­ви­ца: «день­ги не пах­нут»; ср.: Юве­нал. XIV. 204:


    …От вся­кой при­бы­ли запах
    Будет хорош…

  • 61Длин­ные воло­сы — сло­во «коме­та» лат. Stel­la cri­ni­ta, букв. озна­ча­ет «воло­са­тая звезда».
  • 62Кути­лии близ Реа­те — попу­ляр­ное место отды­ха с холод­ны­ми источ­ни­ка­ми и озе­ром с пла­ву­чим ост­ро­вом, кото­рый счи­тал­ся цен­тром Апен­нин­ско­го полу­ост­ро­ва.
  • 63Смерть Вес­па­си­а­на — 23 июня 79 г.; одна­ко рас­чет воз­рас­та, при­во­ди­мый Све­то­ни­ем, не отве­ча­ет этой дате, а дан­ные Дио­на и дру­гих авто­ров вно­сят еще боль­ше про­ти­во­ре­чий.
  • 64Заго­во­ры — изве­стен толь­ко один, Авла Цеци­ны и Эприя Мар­цел­ла (см.: Тит. 6 и Дион. 65. 16).
  • 65Столь­ко же лет — 11 лет[2] (Клав­дий и Нерон — 41—68 гг., Вес­па­си­ан, Тит и Доми­ци­ан — 69—96 гг.).
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Пуб­лий Вен­ти­дий Басс было кон­су­лом-суф­фек­том 43 г. до н. э. (Прим. ред. сай­та).
  • [2]Пра­виль­но: 27 лет. (Прим. ред. сай­та).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007031 1327008013 1327009001 1354716805 1354717625 1354718992