Санкт-Петербург, типография Императорской Российской Академии, 1834, часть I.
Переведены с Латинского Императорской Российской Академии Членом Александром Никольским и оною Академиею изданы.
От ред. сайта: серым цветом в квадратных скобках нами проставлена нумерация глав согласно латинскому тексту. Постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную. Орфография, грамматика и пунктуация оригинального перевода редактированию и осовремениванию практически не подвергались (за исключением устаревших окончаний и слитного или раздельного написания некоторых слов).
I | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 |
II | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |
III | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
IV | 1 2 3 4 5 … |
V | 1 … |
VI | 1 2 3 … 39 40 41 42 43 44 45 |
VII | 1 … 30 31 32 33 34 35 |
VIII | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
IX | 1 2 3 4 5 6 |
X | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 |
XI | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
XII | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
I. [I. 1. 1] Итак, отец, коль скоро родился у него сын, должен с того же самого времени возыметь об нем добрую надежду. Такая мысль предварительно возбудит попечение о воспитании детища. Ибо несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала потребную способность к наукам, и будто бы большею частью напрасно и труд и время тратятся над тупыми умами. Напротив, найдем немалое число и острых и понятных. Это есть нечто врожденное в человеке: как от природы дано птицам летать, коням ристать, с.2 диким зверям быть свирепыми; так нам достались в особенный удел разум и понятливость: сие-то заставляет думать, что наша душа есть небесного происхождения. [2] Тупые и непонятные головы появляются столько же против законов природы, как и всякие другие выродки: но таковых весьма мало бывает. Доказательством сему служит то, что в отроках блещет надежда, много доброго впредь обещающая, но которая с летами исчезает; следовательно не природа виновата, а недостаток воспитания тому причиной. [3] Я согласен, что один имеет более ума, нежели другой; сие доказывает только, что один может сделать более, нежели другой, однако не найдешь никого, кто бы чрез прилежание в чем-нибудь не успел. Итак, всякий родитель, убедясь сею истиною, да исполнится надеждою о своем сыне при самом его рождении, и да употребит всевозможное попечение о воспитании будущего Оратора.
II. [4] Прежде всего надобно смотреть, чтобы кормилицы не имели дурного выговора или испорченного наречия. Хрисипп советует избирать для сего, если есть возможность, самых умных и добродетельных. Хотя более всего надлежит уважать в них нравственность, однако нужно, чтоб они и говорили с.3 чисто. [5] Дитя слышит свою кормилицу прежде всех, и по ее речам свои слова произносить старается. И естественно, удерживаем долее в памяти то, чему в малолетстве научаемся; запах, коим новый сосуд напитается, на долго ощутителен; и краска, коею простая белизна волны́ покрывается, совершенно никогда не смывается. А притом еще, худые привычки в нас тем более укореняются. И всякое добро удобно во зло переменяется: и всегда ли удается превратить худое в хорошее? Итак, надобно смотреть, чтоб дитя, в нежном возрасте, не приучался к такому выговору, или наречию, от которого отучать после будет нужно.
[6] Что же касается до родителей, желательно, чтобы они были, сколько можно, более просвещены. Я не об отцах одних говорю, ибо известно, что красноречию Гракхов много способствовала и мать их Корнелия; ее изящный слог виден из писем ее, до нас дошедших. Сказывают также, что дочь Лелиева равнялась в красноречии с отцом своим. Речь дочери Квинта Гортензия, произнесенная пред Триумвирами, принесла бы честь и нашему полу. [7] Однако из сего не должно заключать, чтобы те, кои сами учиться случая не имели, были менее обязаны печься о учении детей своих; они по с.4 сей самой причине должны обращать еще более внимания на прочие части воспитания.
[8] Об отроках, между коими будет воспитываться предназначаемый для Ораторского поприща, надобно разуметь то же, что я сказал о кормилицах.
Желал бы я более всего, чтоб приставники или дядьки1 при детях были люди довольно сведущие, или бы не мечтали о себе, что они сведущи. Ибо нет ничего хуже человека, который, помазав, так сказать, губы первыми началами учения, станет упорно выдавать себя за великого знатока. Он и искусным наставникам уступить не захочет, и гордясь властью, каковую сей род людей, как бы по праву, себе обыкновенно присваивает, между тем с повелительною грубостью передает и детям собственную свою глупость. [9] Невежество их не менее вредит и нравам. Диоген Вавилонский уверяет, что Леонид, дядька Александра Македонского, поселил в нем с детства некоторые пороки, кои и в зрелых летах сего великого Государя не оставляли.
[10] Если кому покажется, что я многого требую, тот да помыслит, коль трудное с.5 есть дело воспитать Оратора: хотя бы при самом начале и были приняты все нужные к тому меры, но еще остаются большие и гораздо важнейшие заботы. Потребуется для сего непрерывное упражнение; понадобятся превосходные учители и различные познания. [11] Почему и надлежит преподавать наилучшие наставления: ежели кто исполнять их не захочет, как слишком затруднительные, тот должен винить не правила, а самого себя.
Но когда бы нельзя было при детях иметь таких, каких бы я желал, кормилиц, соучеников и приставников, то по крайней мере стараться надобно сыскать хоть одного, язык свой знающего, человека, который бы, находясь при питомце безотлучно, тотчас поправлял все ошибки, сделанные другими в его присутствии, и не допускал его подражать им. Выше показал я, как достигнуть желаемой цели; а здесь скажу, как поправить уклонение от оной.
III. [12] Я советую учить дитя прежде языку Греческому: ибо Латинский, как употребительнейший между нами, сам собою, и, так сказать, против воли нашей, перенимается: науки перешли к нам на Греческом; с Греческого и начинать должно. [13] Но не надобно заставлять дитя ни долго учиться, ни долго говорить по-гречески, как то многие делают. От сего с.6 происходят недостатки и в выговоре и в оборотах природной речи; ибо, от всегдашнего употребления чужеземного языка привыкаем к свойству оного; а такую привычку с великим трудом оставить можно. [14] Итак, вскоре за Греческим и Латинский язык следовать должен и идти потом вместе; дабы, предпочтя один, не повредить другому.
IV. [15] Некоторые думают, что не должно начинать учить детей прежде семилетнего возраста, полагая, что до сего времени способности душевные и силы телесные не позволяют еще заниматься учением. Таково было мнение Гезиода, по сказанию многих писателей, живших прежде Грамматика Аристофана, который первый доказал, что сие творение, в коем находится помянутое правило, не принадлежит Гезиоду. [16] Правда и другие, между прочими, Ератосфен, были того же мнения. Но основательнее рассуждают те, кои полагают с Хрисиппом, что ни одного времени в жизни человеческой не должно опускать без внимания: ибо хотя сей Философ и соглашается оставлять детей на руках кормилиц на три года; однако требует, чтоб и тогда их всему доброму наставляли. [17] Так почему же бы нельзя было приучать к словесности в таком возрасте, когда можно приучить к благонравию. с.7 И я знаю, что во все это время, о котором здесь говорится, едва ли дети успеют столько, сколько в один год после успеть могут. Но вопреки мне мыслившие жалели, кажется, труда не столько учащихся, сколько учащих. [18] При том же чем лучше упражняться дитя заставите, коль скоро говорить начнет? А упражнение, какое ни есть, ему нужно. Для чего, в ожидании семилетнего возраста пренебрегать выгоду, какова бы она ни была? Ибо, хотя в нежных летах не многому научится, однако чему-нибудь все больше научится в тот год, в который также бы надлежало ему учиться и сему немногому. [19] Таким образом продолжая, год от году будет приобретать познания, и достигнет желаемого успеха; и сколько времени выиграется в детстве, столько его сбережется для юношества. То же самое и о последующих летах разуметь должно: что́ нужно знать, тому не хорошо начинать поздно учиться. Итак, не станем терять напрасно времени, тем паче, что для начал всякой науки потребна одна память, которою дети одарены в высочайшей степени.
[20] И я также принимаю лета в рассуждение: не хочу, чтоб дитя было принуждаемо к учению; не требую от него неослабного прилежания. Советую еще всего более остерегаться, с.8 чтоб ребенок не возненавидел учения, которое полюбить не имел еще времени; и чтобы испытав однажды горечь, не страшился ее и в летах зрелейших. Учение должно быть для него забавою; надобно поощрять его, то просьбами, то похвалами; доводить его до того, чтобы радовался, когда что-нибудь выучит; чтобы завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться: чтобы мерялся в успехах со своими сверстниками, и часто почитал себя победителем: для чего не лишни и награждения, которые для сего возраста бывают заманчивы.
[21] Наставления мои для воспитания будущего Оратора покажутся мелочными: но и в науках есть свое младенчество; как самые крепкие тела получают первую силу свою от молока и колыбели, так и великий вития начинает с детского лепетанья, с речей мало внятных, и слабого произношения даже букв азбучных. Неужели и учиться не нужно тому, что́ само по себе не заключает большой важности? [22] Ежели никто не порицает отца, который в сыне своем не оставляет и самых малостей без внимания, то для чего осуждать человека, который доводит до общего сведения то, что он в доме своем сделал бы с пользою и похвалою? Чем проще предмет, с.9 тем удобнее для детского понятия: как тело наше к некоторым движениям членов приспособляется тогда только, когда еще молодо и нежно, так и ум делается ко многому неспособным, если с младенчества оставим его в небрежении. [23] Филипп, царь Македонский, вздумал ли бы сына своего Александра поручить, для первоначального обучения, Аристотелю, величайшему того времени Философу, а сей захотел ли бы принять на себя сию должность, если бы оба они не были уверены, что первые наук основания, искусною рукою положенные, ведут к совершенству? [24] Итак представим, что поручен нам Александр, дитя толь любезное, толь достойное всякого попечения (и кому свое таковым не кажется?); представим, что он перешел к нам из рук нянь своих; постыдился ли бы я преподать ему самые начальные в учении правила, сколько можно в кратчайшее время?
V. По крайней мере не могу одобрить обыкновения заставлять детей затверживать названия и порядок букв, не показав им прежде начертания или вида их. [25] Это мешает успеху, ибо зная наизусть буквы, они меньше внимания обращают на вид их, нежели на то, что́ уже у них в памяти; по сей причине должны учащие не всегда показывать им буквы в с.10 обыкновенном азбучном, но иногда в превратном порядке, доколе учащиеся не станут различать их по виду, а не по порядку, равно как различают людей и по лицу и по имени. [26] Но в рассуждении слогов или складов, противное наблюдать надобно.
Я не осуждаю однако ж известного способа заохочивать детей к учению, т. е. давать им вместо игрушки, из слоновой кости сделанные буквы: или что-нибудь иное к сему приличное, и чем ребенок мог бы заняться с удовольствием.
[27] Когда же начнут учиться писать, то не худо бы давать им дощечки, с вырезанными на них искусно буквами, дабы по чертам, как по бороздкам, ходило письменное орудие (stylus); оно бы не скользило, как бывает на воску, будучи с обеих сторон удерживаемо; и дитя, подражая постоянным образом, тверже и чище писать научится: тут не нужна и помощь учителя, который водил бы его рукою. [28] Писать скоро и чисто есть, поистине, дело не маловажное, хотя не радят о том иногда люди, впрочем, достойные. Ибо как между учеными занятиями письмо составляет единственно особенное упражнение, от которого единственно получается истинный и прочный успех; то медленность в сем деле много с.11 вредит живости ума, а дурной и неисправный почерк затмевает смысл: от чего родится новый труд, т. е. нужно будет самому пересказывать снова то, что́ переписать понадобится. [29] Почему как всегда и везде, так наипаче в дружеских письменных сношениях, и особенно какие-либо тайны содержащих, не надлежит пренебрегать чистописанием.
[30] Что касается до слогов, нужно их выучивать все без изъятия, и не опускать, как обыкновенно делается, труднейших; под тем предлогом, что они сами собою встретятся при писании2. [31] Также не надобно полагаться излишне на память детей: им повторение принесет больше пользы; при чтении не торопить их, доколе не усмотришь, что точное и беззапиночное соединение букв дозволяет то делать: тогда уже пусть они произносят, не опуская ни одного слога, а потом и целую речь выговаривают. [32] Невероятно, как замедляет торопливость успехи детей в чтении. Отсюда частые запинанья, остановки, повторения, если захочет дитя произнести лучше, с.12 нежели может; а если погрешит, то родится несмелость выговорить и то, что́ уже хорошо знает. [33] Итак сперва надлежит затвердить буквы; потом уметь их соединять между собою, и долгое время читать не спешно, доколе не приобретется упражнением безошибочная скорость. [34] Все учат смотреть вправо3, когда читаем; это сходно не только с употреблением, но и с рассудком; ибо нельзя читать, не смотревши вперед; а наипаче, надлежало бы иное видеть, и иное выговаривать; чего сделать без крайнего развлечения внимания невозможно.
Не худо бы также наблюдать, чтобы ребенку, когда начнет, по обыкновению, списывать слова, не задавать для сего речений слишком простых и случайно взятых. [35] Ибо может он между тем, как пишет, знакомится с высшим и меньше общенародным наречием с.13 языка своего, что у Греков называется Glossa, а чрез то, при самом начальном учении, приобретать знание, которое после потребует особенного времени. Остановясь на таких мелочах, прибавлю и то, чтобы для прописей давать не пустые какие-нибудь мнения, но чему ни есть доброму наставляющие. [36] Они до старости остаются в памяти и, запечатлевшись в нежном сердце, даже на нравы действуют. Полезно также, чтобы между игрою заставлять выучивать наизусть некоторые изречения знаменитых мужей и избранные места, особливо из стихотворцев, с коими дети всего охотнее знакомятся. Память крайне нужна Оратору (покажу сие на своем месте) и она ничем так не острится и не укрепляется, как упражнением; и в таком возрасте, о коем здесь говорю, и когда человек сам собою ничего еще рождать не в состоянии, память есть единственное пособие, которое может облегчать труды учащих.
[37] Чтобы у детей язык становился развязнее и речь выразительнее, неизлишне будет заставлять их произносить бегло4 такие слова, периоды или стихи, кои из многих с.14 самых грубых, шероховатых и для выговора трудных слогов, нарочно против доброзвучия составленных. Греки называют это χαλεπὸι. Наставление, по-видимому, маловажное: но если пренебречь его, то многие недостатки в произношении останутся навсегда, ежели в молодых летах отвращены не будут.
[I. 2. 1] Представим, что дитя мало-помалу подросло и, вышед из-под надзора нянек, должно быть занято уже настоящим, прямым учением. Итак здесь особенно надлежит исследовать вопрос: полезнее ли дома и в семейственном кругу обучать Оратора, или посылать в училища и поручать попечению общественных наставников: [2] знаю, что последнее средство, и законодатели благоустроенных государств, и знаменитые писатели одобряют.
с.16 I. Нельзя однако ж умолчать, что некоторые сей почти вообще принятый обычай отвергают. Они основывают свое мнение на двух причинах.
[4] 1. Полагают, что нравы портятся в училищах; сие иногда случается; но они портятся и в доме родительском: многие примеры то и другое подтверждают. Врожденные склонности и направление оных составляют всю разницу. Ежели дитя от природы наклонен к худому, ежели о исправлении его не приложится попечение в нежном возрасте, с.17 то не менее найдет случаев к порокам и без училищных товарищей. Ибо может попасться в дом злонравный учитель, может столько же вредить и обращение с развратными служителями, сколько и с неосторожными и малоскромными соучениками. [5] А ежели дитя имеет доброе сердце, ежели родители чужды слепой и непробудной беспечности, то можно найти и добронравного учителя, о чем наиболее печься заставляет благоразумие, и приучать питомца строгому порядку; и сверх того приставить к нему умного и усердного надзирателя, или верного отпущенника, коего неотлучное присутствие воздерживало бы от худого поведения даже и тех, коих сообщество кажется нам подозрительно.
[6] Итак легко удалить сие опасение. Но, о когда бы не сами мы портили нравы детей наших! Тотчас мы сами начинаем расслаблять их разными потворствами. Такое нежное и потачливое воспитание, которое называем снисхождением, все силы тела и ума изнуряет. Чего не пожелает в летах возмужалых тот, кто с младенчества привык к неге и роскоши? Ребенок едва лепетать еще может, а уже умеет различать лакомые яства, и их требует. [7] Мы печемся прежде всего о усовершенствовании вкуса в яствах, а не с.18 заботимся о том, чтобы он хорошо говорил. Наши дети растут в колыбелях: земли́ касаются не иначе, как будучи поддерживаемы со всех сторон руками прислужниц. Вольные речи их забавляют нас. Слова, в самых распутных домах нетерпимые, принимаем от них со смехом и поцелуями. Чему и дивиться? Мы сами тому их научили; они повторяют только от нас же слышанное. [8] Всякое пиршество оглашается неблагопристойными песнями; о чем стыдно бы и говорить, то на деле представляем глазам их. Отсюда родится привычка и после обращается в природу. Несчастные дети все сие перенимают, еще и не ведая, что это порочно. Итак, быв испорчены роскошью и негою, таковое зло не от училищ заимствуют, а приносят в училища.
[9] 2. Говорят также, что учитель, имея одного у себя ученика, займется им гораздо более. Но, во-первых, никто не мешает определить особенного наставника к воспитывающемуся в училищах. Да если бы и сделать сего было невозможно, то все лучше предпочесть, по моему мнению, надлежит торжественность общественного и благоустроенного собрания, уединенности и безвестности частных домов. Ибо всякий хороший учитель желает иметь, сколько можно, более слушателей, с.19 и почитает себя достойным обширнейшего поприща. [10] А человек посредственных способностей, чувствуя свою слабость, не пренебрегает места и в частном доме, а иногда и должности приставника. [11] Но положим, чтобы кто или по знатности, или по дружбе, или по достатку, нашел для себя самого ученого и превосходного учителя: да может ли он целый день быть при ученике своем? И может ли внимание учащегося не утомиться от непрестанного напряжения, как утомляется глаз от непрерывного устремления взора; притом же для иных занятий нужно уединение. [12] Например, при вытверживании уроков, при письме, при размышлении, не нужно присутствие учителя; в таких случаях и учитель и всякий посторонний может служить помехою. Также не всякое чтение и не всегда требует помощи наставника. А без чтения как получить сведение о многих писателях? [13] Итак для назначения занятий на целый день надобно не много времени: и потому может преподаваемое одному относиться и к другим, в каком бы числе они ни были. Есть еще предметы, кои одним разом всем вместе предлагаемы быть должны. Я не говорю о задачах5 для с.20 сочинений и декламациях риторов: сие, как известно, делается равно для одного тем же порядком, как и для большего числа учеников. [14] Ибо голос учителя не умаляется, как снедь, от числа участвующих; но действует на каждого, как солнце, с равным светом и теплотою. Грамматик, когда рассуждает о языке, разрешает недоумения, изъясняет стихотворца или историка, также всему тому научает, сколько бы ни было слушающих.
[15] Наконец возразят мне, что при множестве учащихся недостанет времени пересмотреть и поправить упражнений каждого. Я не отрицаю сего неудобства; в чем оно не встречается? Сравним только с ним и выгоды. Я и сам не советую посылать дитя в такое училище, где не было бы за ним присмотра. Да и благоразумный учитель не обременит себя излишним числом учеников; паче всего надлежит стараться сделать его особенным нам другом, дабы он в учении руководился не одним долгом, но и чувствием приязни к нашему дому. Таким образом дитя с.21 наше не будет забыто во множестве. [16] Притом же всякий сколько-нибудь просвещенный наставник, заметив в ученике прилежание и способность, обратит на него внимание и для собственной своей чести. Впрочем, хотя бы многолюдные училища и охуждать надлежало (в чем однако ж я не совсем согласен, ежели то многолюдство происходит от достоинства наставника), но из сего не следует, чтобы должно было охуждать все вообще училища. Ибо другое дело устраняться их, и другое выбирать.
II. [17] Сказав нечто в опровержение неодобряющих общественные училища, предложим и наше собственное мнение. [18] И во-первых, будущий Оратор, предназначаемый для многолюдных собраний, и который имеет жить, как пред лицом целой Республики, должен с самых юных лет привыкать не страшиться многолюдства, и преодолевать ту застенчивость, которая от уединенной и как бы затворнической жизни происходит. Надобно, чтоб дух непрестанно возбуждался и возвышался; вместо того он в уединении или слабеет и как бы во мраке остается, или напротив суетным самонадеянием надмевается: ибо тот, кто себя ни с кем не сравнивает, по необходимости слишком много о себе думает. с.22 [19] А потом, когда надобно пред другими людьми оказать свои знания, приходит он в замешательство, и все новое затрудняет его, поелику учился в уединении тому, что делать должно в присутствии многих.
[20] Я не говорю о детских дружественных связях, которые ненарушимо сохраняются до самой старости, как священные обязательства. Они, без сомнения, должны быть таковыми; ибо с учением вместе начинаются.
Да и в обыкновенном кругу как вести себя, где научится тот, кто устранился от общежития, которое не только людям, но даже бессловесным животным свойственно.
[21] Прибавьте, что дома дитя может учиться только тому, чему одного его учат; а в училище узнает и то, чему других учат. Каждодневно будет слышать, почему иное одобряется, и как другое поправляется: и посрамленная леность, и похваленное прилежание в соучениках, обратится ему в пользу: [22] похвалою возбудится соревнование; постыдится уступить равному, почтет за славу превзойти старшего. Все сие воспламеняет ревность к учению; честолюбие хотя порок, но часто бывает виною добродетелей. [23] Я помню, сколь полезен был для нас обычай, какой наблюдали наши учители: они, разделя учеников на с.23 разряды, назначали очередь говорить речь, смотря по способностям каждого; и прежде всех говорил оказавший более успехов. О сем составлялись суждения: каждый старался превзойти других. [24] Быть первым в разряде почиталось между нами великим отличием. Но это не навсегда определялось: при конце месяца, каждому вновь давалось право к состязанию. Таким образом и в отличившемся поддерживалась ревность, и в побежденных возбуждалась надежда загладить стыд, и получить верх в свою очередь. [25] И сие, сколько припомнить могу, давало нам более охоты к учению, нежели увещания учителей, бдительность приставников и советы родителей.
[26] Но как соревнование усугубляет успехи в старших, так в начинающих родится охота подражать более своим соученикам нежели наставнику, потому, что первое для них легче. Ибо как посметь от первых начал, простирать надежду до той степени красноречия, каковое предполагают дети в своем учителе? Почему и хватаются за ближайшее к себе, как виноградные лозы, к деревам привязанные, сперва вьются около ветвей, а потом восходят до вершины. [27] Да и сам учитель, который старается более полезным быть, нежели блистать умом, не должен с.24 вдруг обременять умов незрелых и слабых, и оказывать всего своего знания, но соразмерять оные с понятием учащихся. [28] Как небольшие узкогорлые сосуды мало примут в себя вдруг плеснутой жидкости, а мало-помалу или по каплям ниспадаемою наполняются: также надобно судить и об умах детей. Что превосходит их понятие, не войдет им в голову, еще мало к тому расположенную. [29] Итак полезно иметь кого-нибудь, кому бы сперва подражать, потом его превзойти. Сими-то степенями надеяться можно со временем достигнуть больших успехов.
К сему прибавлю еще, что и самые учители не могут иметь той силы и живости в слове, пред одним учеником, какими возбуждаются при многолюдном собрании; [30] ибо большая часть витийства состоит в душе. Надобно, чтоб душа поражалась, чтоб представляла изображения вещей и превращалась, так сказать, в свойство и виды тех предметов, о коих говорим. И душа чем благороднее и возвышеннее, тем сильнейших к возбуждению своему требует движителей; и по сему похвалою выше возносится, приобретает новое усилие и всегда к великому стремится. [31] Мы чувствуем некое тайное отвращение изъявлять пред одним слушателем красноречие, с.25 многими трудами приобретаемое: даже стыдно бывает отступать тогда от обыкновенной речи. И в самом деле, представим себе человека, который бы пред одним учеником своим стал говорить со всеми ораторскими действованиями, голосом возвышенным, со внутренним и наружным движением страсти, со всем напряжением душевных и телесных сил: не покажется ли он похожим на неистовствующего? Конечно не было бы между людьми красноречия, если бы всяк из нас говорил только один на один.
I. [I. 3. 1] Благоразумный наставник во-первых должен узнать свойство ума и склонностей поручаемого ему отрока. Особенный признак ума в малолетних есть память; ее действие двоякое: скоро понимать, и не забывать, что поняли. К сему прибавить надобно подражание: оно показывает остроту и переимчивость; но смотреть надлежит, чтоб ребенок обращал дар сей на то, чему его учат, а не на то, чтоб живо представлять собою лица, в коих заметит какие-нибудь недостатки. [2] Я не могу заключать ничего хорошего о том, который таковым подражанием только смешить старается. Переимчивое дитя должно быть вместе и добронравно: а иначе, пусть останется лучше с умом медленным, нежели злым. Но я здесь под именем добронравного отнюдь не разумею ребенка неразвязного и во всем с.27 вялого. [3] Тот, какого я себе представляю, без труда должен понимать учение: делать иногда и вопросы, но чаще следовать за учителем, нежели предупреждать его. Быстрые умы, подобно преждевременным плодам, почти никогда совершенно не созревают. [4] Они познаются из того, что малое удобно делают; они смелы, тотчас оказывают, что только сделать в силах; но силы сии недалеко в них простираются: они, например в чтении, легче разбирают слова, произносят их смело и без запинки делают не много, но скоро; [5] тут нет истинной силы, нет прочного основания; как брошенные на самой поверхности земли семена, скорее выходят, и, как похожие на хлеб травы, прежде жатвы в пустых своих колосьях желтеют. Все это пленяет нас в детях; но успех их на том только останавливается, и скоро прежнее удивление наше исчезает.
[6] II. После таковых замечаний, надобно смотреть, как приличнее поступать с учащимися. Иной требует понуждения; другой не терпит строгих приказаний; тот возбуждается страхом, а у другого тем же самым отнимается бодрость; иной успевает от постоянного прилежания, другой от повременных порывов. Я желал бы иметь такого ученика, который бы и похвалою поощрялся, с.28 и любочестием трогался, и даже плакал, когда отстанет от товарищей. [7] Я не опасаюсь лености и нерадения в том, на кого хула и честь равно имеют доброе действие.
[8] III. Детям, каких бы они свойств ни были, давать надобно некоторый роздых; не только потому, что непрерывный труд неестествен, и что даже неодушевленные вещи сохраняют силы свои не иначе, как оставаясь на некоторое время в покое; но и для того, что прилежание зависит от доброй воли, которой произвесть принуждением неможно. [9] Таким образом отдохнув, охотнее принимаются за учение; и ум, коему свойственна свобода, становится бодрее. [10] Я не охуждаю в детях и игранья; это означает живость их; напротив еще не могу надеяться, чтоб тот задумчивый и всегда угрюмый ребенок, который вял и в играх, наиболее свойственных его возрасту, любил ревностно учиться. [11] Однако в таковых роздыхах надобно хранить меру или средину, дабы от недостатка их не родилась ненависть к учению, а от излишества привычка к праздности. Есть также и для изощрения детских умов забавы: не бесполезно, например, делать ученикам разные вопросы, на которые старались бы они давать лучшие друг перед другом ответы. [12] Также и с.29 нравы в играх удобнее познаются; нет возраста, в коем бы доброе и худое так скоро перенималось; тогда-то и должно печься о исправлении всего дурного; ибо дети притворяться еще не умеют, и более слушаются наставлений. Скорее переломишь, нежели исправишь старое дерево. [13] Итак нужно приучать ребенка, чтобы не делал ничего по прихоти, по злости, или с нерадением, и всегда помнить, что привычка, в малолетстве снисканная, есть великое дело, как говорит Виргилий.
IV. [14] Я не одобряю обычая наказывать детей телесно, хотя это почти всеми принято, и Хрисиппом не отвергается. Такое наказание мне кажется подло и одним рабам свойственно; и справедливо для всякого другого возраста почитается за сущее оскорбление. Впрочем, дурный ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и с рабским упрямством станет оттерпливаться. Смело скажу, не было бы и нужды прибегать к столь уничижительным мерам, ежели бы рачительный учитель не опустительно от ученика своего требовал верного отчета в учении. [15] Ныне проступки детей, от нерадения учителей происходящие, исправляются, по-видимому, не тем, чтобы стараться обращать их на лучшее, а только чтоб наказывать, для чего они того с.30 не исполнили. При том же, если думаешь розгою, как единственным средством, понудить ребенка к учению, то как поступить с юношею, коему грозить ею неприлично, а учиться гораздо большему надобно? [16] Прибавьте еще, что при побоях, от страха или боли, случаются такие непристойности, о которых и говорить нельзя: дитя от такого посрамления приходит в уныние, скучает и от сообщества других удаляется. [17] А когда еще не будет обращено внимания на выбор приставников и учителей, то стыжусь и упоминать, до какой степени употребляют развратные из них во зло сие право сечения; и страх, коему непрестанно подвержены сии бедные малютки, подает иногда случай и другим на то же покушаться. Но оставим; для чего толковать, что ясно? скажем только, что не должно позволять никому уничижать сей слабый возраст, собственными силами отражать оскорбления не могущий. — [18] После сих предварительных наставлений, приступим к показанию тех наук, которые приуготовляемый нами к Ораторскому поприщу знать, и в каких летах какой из них учиться должен.
I. [I. 4. 1] Коль скоро выучится отрок читать и писать, тотчас надлежит занять его Грамматикою; нет нужды, Греческою или Латинскою: но мне кажется лучше начинать с Греческой, хотя обе ведут к одной цели. [2] Итак сия наука должна быть кратчайшим образом разделена на две части: на правильный способ выражать мысли словом, и на чтение Стихотворцев; она заключает в себе более, нежели с первого взгляду представляется. [3] Ибо с искусством говорить соединено и искусство писать, а знание изъяснять Стихотворцев предполагает знание хорошо и исправно читать: предметы, требующие осторожного рассмотрения. с.32 Древние Грамматики, при чтении книг, поступали с такою строгостию, что не только некоторые места из них отвергали, но и целые творения, оказавшиеся по критическому суду несправедливо приписанными какому ни есть сочинителю, отметали, почитали их за подкидышей в чужом семействе; иных писателей приводили в лучший порядок, а других вовсе из числа хороших сочинителей исключали. [4] Но для Грамматика недостаточно одного чтения Стихотворцев: ему надобно рассмотреть творения всех родов, не для исторических только сказаний, но и для слов, которые часто получают значительность и силу свою от важности употребивших оные. Сверх того, Грамматик не может быть совершен и без некоторого понятия о музыке; ибо он должен изъяснять звуки и меру. Также, не зная течения планет, не будет разуметь Стихотворцев, кои часто говорят о восхождении и захождении светил, для означения времен года. Надобно быть ему сведущу в Философии; ибо у некоторых Стихотворцев многие мысли заимствованы от самого тонкого изыскания причин естественных; да и Емпедокл у Греков, Варрон и Лукреций у Римлян [5] писали стихами о философских предметах. Итак потребно больше, нежели с.33 посредственное, красноречие, чтоб о всех показанных предметах говорить точно и обильно. Посему можно ли извинить легкомыслие тех, кои Грамматику почитают наукою пустою и только малостями занимающеюся? Ежели она для будущего Оратора не положит твердого и надежного основания, то, при всем старании, замышляемое нами здание разрушится. Грамматика нужна для отроков, приятна старикам; она есть любимый спутник и в уединении; она из всех родов упражнений, может быть, одна в себе имеет больше существенного, нежели блестящего…
II. [I. 5. 1] Как всякая речь должна иметь три совершенства, т. е. быть правильна, ясна и красива; ибо говорить кстати, прилично (что совсем есть дело особенное) многие относят к украшению: так и противоположных пороков в ней быть может столько же; это покажет Грамматика; ибо правила, как исправно говорить, составляют первую часть оной…
III. [I. 6. 1] Иное наблюдать надобно говорящему, иное пишущему. Речь основывается на причине старины или давности, образцах, употреблении. Причина берется особенно от сходства (analogia), а иногда и от словопроизведения (etymologia). Старина или давность почтенна по какой-то величественности и по внушению, так с.34 сказать, некоего к себе благоговения. [2] Образцы заимствуются обыкновенно от Ораторов или Историков. Ибо Стихотворцы, часто принуждены будучи покоряться мере стиха, ставят одно выражение вместо другого; ежели и в том и другом случае нет препятствия в изменении стоп; что, кажется, не совсем правильно, как то: Imo de stirpe recisum: Aen. 12. 208. и Aeriae quo congessere palumbes: Eclog. 3. 69. и Silice in nuda conixa reliquit: Eclog. 1. 15. и проч. Можно подражать иногда и им потому, что суд отличнейших в красноречии мужей служит вместо причины; следуя знаменитым руководителям, и погрешать не бесславно. [3] Употребление же есть вернейший указатель: речь должна быть подобна ходячей монете в целом обществе…
[39] Что же касается до слов старинных, они не только многими учеными уважаются, но и придают речи некую величественность и не без приятности. Ибо и важность старины в себе имеют; и, вышед из общего употребления, появляются опять в виде привлекательных новостей. [40] Но не должно употреблять их ни слишком часто, ни слишком открыто: ибо нет ничего несноснее пристрастной к чему-либо привязанности: не брать их от времен самых отдаленных и уже с.35 из памяти вышедших, каковы суть: Topper (т. е. cito, скоро), Antegerio (т. е. valde, очень), Exanclare, Prosapia; не заимствовать их также из стихов, поемых жрецами, и им самим едва вразумительных. [41] Изменять их запрещает набожность: пусть они остаются, как вещи священные. Речь же, в которой главное достоинство есть ясность, будет весьма недостаточна, если без толкования, разуметь ее нельзя. Итак между новыми словами лучше те, кои постарее, а между старыми, кои поновее.
[42] То же наблюдать нужно и при подражании образцам. Хотя и кажется, что не погрешаем, употребляя те же слова, которые находим у отличных писателей; однако смотреть надобно не только на слова, но и на смысл, какой они тогда имели. Ибо теперь никто из нас не скажет и не напишет с Катоном Tuburchinabundum и Lurchinabundum (вместо вдруг и урывками пожирающего); ни hos lodices с Поллионом; ни gladiola с Мессалою; ни parricidatum с Целием; ни collos с Кальвом; да они бы и сами в нынешнее время таких слов не употребили.
[43] Итак надобно держаться употребления или обычая. Ибо смешно было бы хотеть говорить таким языком, каким говорили некогда люди, а не таким, каким они говорят ныне. Да и что иное есть старинное наречие, как с.36 не старинное употребление? Но здесь нужно во-первых определить, что такое называем мы употреблением или обычаем. [44] Ежели так назвать все то, что водится между множайшими, тогда выйдет самое опасное правило не только для языка, но (что еще важнее) и для нравов. И действительно, откуда бы могло произойти больше добра, если бы только то и было добро, что большему числу нравится. Посему вырывать, для щегольства, на теле волосы, носить непристойную прическу, упиваться в банях, хотя бы это во всем городе делалось, не есть обыкновение; ибо все сие хулы достойно; но мыться, брить бороду, веселиться пристойным образом с друзьями, вот обыкновение! Так и в языке, не надобно принимать за правило привычку многих к погрешительным выражениям. [45] Я умалчиваю о дурном языке простого народа; часто по всему театру и от всего собрания раздаются варварские восклицания. И так употреблением в языке назову условие или согласие людей ученых, так как в поведении, условие добронравных.
IV. [I. 7. 1] Доселе показывали мы, как говорить должно; теперь скажем, что наблюдать при письме нужно. Что Греки называют Орфографиею, мы назовем искусством писать исправно… [30] …Я советовал бы, где непротивно с.37 общепринятому обычаю, писать слова так, как слышатся они в выговоре. [31] Ибо на то изобретены и буквы, чтоб ими сохранялись звуки, и, как некий залог, верно передавались читающему. Посему буквы выражать должны то, что сказать мы хотим.
[32] Вот почти все, что относится к первым двум частям Грамматики, наставляющим правильно говорить и исправно писать! Двух же последних, то есть, говорить выразительно и красно, хотя не отнимаю от Грамматиков; но предоставляю себе рассуждать пространнее об них тогда, как буду предлагать о должностях Ритора.
[33] Здесь опять приходит на мысль, что некоторые почтут наставления мои за маловажные и служащие препоною заняться чем-либо гораздо полезнейшим. Да я и сам не полагаю, чтобы надлежало углубляться в пустые и только скуку наводящие тонкости; они связывают и стесняют разум. [34] Но в Грамматике вредно только то, что излишно. Цицерон разве должен почитаться уже не столь великим Оратором потому, что и сам весьма тщательно наблюдал правила Грамматики, и от сына своего, как из писем его видно, строго требовал такой же исправности? [35] Разве умалили в К. Цезаре силу мыслей и с.38 красноречия книги, писанные им о сходстве слов? Разве Мессала не так уже высок и блистателен в слоге для того, что издал несколько сочинений не о словах только, но и о буквах? Такие сведения не бесполезны тому, кто по оным, как по степеням, восходит к высшим; а вредят тому, кто только что при них остается.
[I. 8. 1] Остается нечто сказать о чтении: где отрок, читая, должен останавливаться, на каком месте разделять стих, где оканчивать, откуда начинать, когда возвышать или понижать голос, что произносить медленнее или скорее или стремительнее, всему этому научить неможно иначе, как на самом деле. [2] Для сего предложу одно правило: надобно, чтобы он разумел, что́ читает. А впрочем, чтение должно́ быть мужественно, твердо, важно, но сопровождаемо некоторою приятностию; не должно́ походить на чтение прозы; стихи суть род музыки, и Стихотворцы сами о себе говорят, что они поют; однако ж не надобно вдаваться, как ныне делают многие, в нежные и женоподобные тоны песней. О таком чтении Цезарь еще в молодости своей кому-то сказал весьма остроумно: ежели поешь, то худо поешь: а ежели читаешь, то поешь. [3] Не советовал бы я, хотя и многим это нравится, с.40 речи вводные, т. е. влагаемые Стихотворцем в уста вводимых им лиц, произносить голосом театральным: однако легким изменением оного надлежит отличать их от собственных слов Стихотворца.
[4] Прочее же требует пространнейших наставлений. И во-первых надобно, чтоб дети перенимали более то, что украшает душу, нежели разум; ибо все, чему в нежном и неопытном возрасте научаются, глубже в умах их укореняется. [5] Посему весьма благоразумно заведено, чтобы чтение начинать с Гомера и Виргилия, хотя к усмотрению истинных красот в них потребен рассудок гораздо зрелейший. Но сему может пособить время; ибо не должно довольствоваться единократным прочтением их творений. Между тем величественность ироического стиха возвысит ум и душу, важность предмета придаст охоты и поселит в сердцах самые превосходные понятия.
[6] Полезны Трагедии. Поучительны и Лирики: однако надлежит с рассмотрением избирать не только Сочинителей, но и места из самих сочинений. Ибо и Греки во многом позволяют себе излишнюю вольность, да и у Горация есть места, которые изъяснять, по мнению моему, не годится. Что ж касается до Элегии, которая с.41 вся на любовных происшествиях основана, и до Гендекасиллабы6, в коих встречаются инде и стихи Сотадейские7 (о сих и говорить нечего), желал бы я вовсе не давать детям читать их, если можно; или по крайней мере, оставлять до зрелейшего возраста. [7] Комедии весьма много способствуют успехам в красноречии; поелику описывают разные лица и свойства человеческие: об них скажу на своем месте. Когда нравы обезопасятся от поползновения, должны они составлять главный предмет детского чтения. [8] Я говорю особенно о Менандре, не исключая однако и других. И Латинские Писатели могут принести немало пользы. Но надобно начинать с тех, кои наиболее питают разум и укрепляют душу: для прочих же, к умножению только познаний относящихся, останется еще впоследствии довольно времени.
Древние Стихотворцы, даже и Латинские, хотя достоинство их бо́льшею частию состоит в уме, нежели в искусстве, обогащают выражениями; в Трагедиях их можно найти важность, в Комедиях чистоту языка с.42 и некий Аттицизм. [9] У них и расположение обдуманнее, нежели у многих из новейших, кои всю красоту и силу поставляют в острых изречениях. Благородства и твердости мыслей, без сомнения, надлежит искать уже в древних, когда мы и в деле и в слове во все роды неги и пороков уклонились. [10] Последуем нашим великим Ораторам, кои из стихов древних Писателей и доказательства и украшения для речей своих заимствовали; [11] это видим особенно в Цицероне, а еще более в Азиние и других, ближе к нам живших; они брали стихи из Энния, Акция, Пакувия, Луцилия, Теренция и иных; сие происходило не только от глубокого учения, но и от того, чтоб сладостию Поэзии польстить уху слушателя, утомленного сухими судебными изысканиями. [12] Сверх того, такими приводами мнений, как бы некоторыми свидетельствами, подтверждалось их слово. Вот что может внушить детям любовь к Стихотворцам; последующую за тем пользу познают возмужавши: ибо охота к изящным наукам и привычка к чтению не ограничиваются одним пребыванием учеников в училище, но чрез все течение жизни продолжаться должны.
[13] Грамматику, когда он учит читать, не надлежит забывать и самых малостей, как с.43 то: заставлять ученика, по преложении стиха в прозу, сказывать себе части речи и объяснять свойство разных стоп: это очень нужно при чтении Стихотворцев, да и при разборе. [14] Ораторов наблюдать тоже не дурно: показывать ему, что́ несвойственно, что́ грубо и что́ противно общему употреблению в выражении; сие делать надобно отнюдь не в охуждение Писателей, кои мерою стиха часто стесняются так, что самые недостатки их принимают иные названия, и становятся некоторым образом извинительными; мы, напр. называем такие недостатки Метаплазмами (преложение букв или слогов), Схематизмами, Схемами, и тем самую нужду, как некое достоинство, одобряем; сие делать должно, говорю, отнюдь не в охуждение Писателей, а для того, чтоб показать ученику, что это суть вольности только пиитические, и, может быть, от других Авторов заимствованные.
[15] Не бесполезно в то же время вразумлять его в разные знаменования слов. Не меньше принадлежит к должности Грамматика изъяснять речения мало употребительные. [16] С особенным же тщанием покажет ему все тропы, кои не только стихам, но и прозе придают великую красоту: и наконец схемы (виды, образы) фигуры речений и предложений, как мы с.44 обыкновенно их называем. О тропах и фигурах предложу пространнее там, где буду говорить о украшении речи.
[17] Учитель особенно должен стараться внушать, в чем состоит изящество расположения, в чем достоинство содержания в каком-либо творении; что́ какому лицу свойственно; что́ достойно похвалы в мыслях, что́ в выражениях; где прилично обилие, где краткость.
[18] К сему прибавить нужно исторические и баснословные объяснения; однако ж в излишние и для памяти обременительные подробности входить не надобно. Достаточно будет, ежели изложить им то, что́ отличными Писателями принято, или по крайней мере, упомянуто. Набивать ребенку голову всем тем, что́ написано самыми презренными вралями, значило бы в учителе малоумие, или пустое оказательство учености; это в отроке подавит рассудок и отнимет время, которое употребить можно на лучшее. [19] Ибо кто в недостойные чтения рассказы вникает, тот и к бабьему вранью привыкнет. Такими однако ж нелепостями наполнены замечания некоторых Грамматиков, кои сами приложить к ним основательного толку не в состоянии. [20] Всем известно, что случилось с Дидимом, который написал великое множество книг в подобном вкусе. с.45 Когда отвергал он некоторое событие, как ложное и нестаточное, представили ему собственную его книгу, в коей именно помещено оное. [21] И особенно в баснословных сочинениях доходит сие до посмеяния, и даже до бесстыдства: всякий враль принимает дерзость до такой степени, что на целые книги и на Писателей лжет бессовестно; поелику не боится, чтоб, для поверки, нашлись книги, которых никогда не бывало на свете. Ибо в противном случае ложь весьма часто обличается от любопытных. Из сего я заключаю, что для достоинства Грамматика потребно и не знать иного.
[I. 9. 1] Вот две части, принадлежащие к должности Грамматика, т. е. показание правильности в языке, и чтение Писателей; одна из них называется Грамматическою, другая Историческою. Прибавим несколько и других упражнений для занятия детей на то время, когда они, по летам своим, не могут еще принимать наставлений от Ритора. [2] И во-первых, по мнению моему, не бесполезно заставлять их Езоповы басни, которыми сказки нянек должны тотчас замениться, пересказывать в выражениях чистых и приличных предметам: потом те же басни, таким образом пересказанные, класть на письмо с уже бо́льшим тщанием и точностию. Также не худо сперва разлагать стихи на прозу, изъяснять их другими словами; после давать им смелый оборот с пристойною краткостию, и украшать, не отступая однако от смысла Стихотворца. с.47 [3] Такой способ упражнений, правда, и для искусных учителей затруднителен; но если удачно показан будет, то и к дальнейшим в учении успехам путь откроет. Равно с должным объяснением обрабатывать изречения или мнения знаменитых мужей, сочинять Хрии8 и Эфологии относится к обязанности Грамматиков; поелику все то основывается на чтении Писателей. Хрии и Эфологии составляются почти одинаковым образом, но в виде различны. Мнение есть общая истина, словами произнесенная: Эфология до лиц касается: [4] Хрии же разделяются на многие роды. Один род походит на мнение, просто выраженное, как то: он сказал; или он говаривал. Другой состоит в ответе: когда его спросили, или когда ему это было сказано, он отвечал. Третий от сего немного разнится; хотя кто и ничего не сказал, но что ни есть сделал [5] (полагается, что и в действии находится Хрия), как то: Кратес, увидев глупого мальчика, побил учителя его. И последний почти такой же, однако называется не Хриею, а χρειῶδεν; как: Милон, привыкнув с.48 носить теленка на плечах, носил потом быка9. Во всех сих Хриях, как склонение чрез те же падежи продолжать, так и приводимые изречения и деяния тем же порядком изъяснять можно. [6] На мелочных рассказах стихотворческих останавливаться почитаю за нужное только для сведения, а не для наставления в красноречии. Латинские Риторы, бросив еще много гораздо важнейшего, предоставили то попечению Грамматиков. Греки лучше знали и предметы своих трудов и цель своих обязанностей.
[I. 10. 1] Я говорил здесь о Грамматике весьма кратко, минуя все подробности, которым бы и конца не было: я хотел показать самое нужнейшее. Теперь скажу нечто о прочих науках, которые знать надобно отрокам, прежде нежели станут обучаться Риторике, дабы составить круг учения, у греков Энциклопедиею называемый. [2] Ибо есть знания, к приобретению которых в одно и то же время приступать надлежит. Поелику они сами составляют особенную науку, и без них успеть в красноречии неможно, да и они одни не делают Оратора совершенным; то и спрашивается, потребны ли они для нашего намерения? [3] Ибо когда говорим в суде в чье-либо защищение, или подаем мнение, на что, кажется многим, знать, каким образом на данной черте составляется равносторонний треугольник? Лучше ли будет защищать обвиняемого, и скорее ли склонить на с.50 свою сторону при совещании тот, кто умеет поименно отличать звуки и расстановки гитары? [4] И приведут, может быть, в пример многих достойных Ораторов, кои не учились Геометрии, и не упражнялись в музыке иначе, как только для своего иногда удовольствия.
Таковым я во-первых ответствую, что мы, как и Цицерон на многих местах, пиша к Бруту, изъясняется, хотим произвесть Оратора не на образец ныне существующего или когда-либо бывшего Витии: но предположили себе в уме такого, который бы во всем был совершен. [5] Ибо и те, кои хотят произвесть совершенного мудреца, и, как говорят они, человека богоподобного, не только преподают ему сведения о вещах земных и небесных, но ведут его к той цели чрез самые маловажные познания, как то: чрез хитрые обоюдословия Софистов, не потому, чтобы, посредством оных, можно сделать мудреца, но для того, чтоб ни в чем не подвергался он обману. [6] Так и Оратора, коему равно нужна мудрость, ни Геометрия, ни музыка и прочие, по-видимому, посторонние науки не сделают совершенным, но принесут ему весьма много пользы. Разве не знаем, что противоядие и другие лекарства, коими болезни врачуются, составляются из разных веществ, кои, быв взяты порознь, производят с.51 противные действия, а в смешении, хотя оное ни на одну из них часть не походит, получается от каждой собственная ее целебная сила? [7] Разве не видим, как бессловесные животные из разного рода цветов и соков составляют неподражаемую для человеческого искусства сладость? И мы станем удивляться, что слово, сей дар неоцененный, Промыслом человеку данный, требует многих наук, которые хотя не видны в речи, и не оказываются явно, однако сообщают ей сокровенную некую силу, и дают себя чувствовать неприметным образом? [8] Были, правда, люди красноречивые и без сих наук: но я хочу произвести великого Оратора; они не много прибавляют; но тот не будет великим, в ком хотя малого недостанет: а в сем-то и состоит высшая степень совершенства. Сколь ни сомнительна надежда успеть в том, но постараемся изложить все нужное, дабы сделать по крайней мере правила наши полнее; да для чего и отчаиваться? Природа не мешает быть совершенным Оратором: низко и постыдно не надеяться достигнуть возможного.
[I. 10. 9] Я мог бы здесь довольствоваться суждением Древних. Ибо кто не знает, что Музыка (начну с нее) с самой глубокой древности была не только в употреблении, но и в особенном почтении, так что упражнявшиеся в оной почитались вдохновенными и мудрецами? О многих умалчиваю: скажу только об Орфее и Лине; обоим приписывают божественное происхождение; а об одном из них рассказывают, якобы самые грубые и невежественные умы поражал удивлением, не только зверей, но даже древа и камни плясать заставлял. [10] И Тимаген свидетельствует, что из всех наук искусств всех древнее Музыка. Доказывают то знатнейшие стихотворцы, кои упоминают, что на царских пиршествах похвалы героям и богам, при звуках лиры, воспевались. Виргилиев Иопас не воспевает ли10 «блуждающую луну и неутомимое течение солнца»? с.53 Чем явно доказывает знаменитый Стихотворец, что Музыка имеет связь с познанием вещей божественных. [11] Если же так, то она нужна и Оратору: и хотя часть сия, т. е. познание вещей божественных, оставленная (как мы сказали) Ораторами, захвачена Философами, но не менее и нам, сколько и им, принадлежит, и красноречие не может быть совершенно без таковых знаний.
[12] Кто усомнится, чтобы прославившиеся мудростию мужи не уважали Музыки, когда Пифагор и его последователи, конечно по принятому издревле мнению, утверждали, что и сам мир не иначе сотворен, как посредством приятного созвучия, коему впоследствии лира подражать стала; и не довольствуясь еще согласием разнородных существ, которое называют они Гармониею, придавали особенные звуки движениям тел. [13] Платон в некоторых своих творениях, особливо в Тимее, вразумителен быть не может, как только для тех, коим сие искусство довольно сведомо. Да и что говорить о Философах, когда глава их Сократ не стыдился учиться Музыке даже в старости? [14] Самые величайшие полководцы, как известно из преданий, играли на разных орудиях, и войска Лакедемонские некоторыми мусикийскими звуками к бою возбуждались. с.54 На какое другое употребление сделаны рога и трубы в наших легионах? Чем сильнее звуки их, тем громче воинская слава Римлян. [15] Итак Платон не без основания думал, что государственному человеку, какового называем политиком, также нужна Музыка. И начальники такой секты, которая иным весьма строгою, другим жестокою кажется, были того мнения, что некоторым из их мудрецов не худо было бы обратить внимание и на сию часть учения. Ликург, издатель жестоких законов Лакедемонских, одобрял также упражнение в Музыке. [16] Да и сама природа, кажется, дала ее нам, как в дар, для удобнейшего трудов перенесения. Посмотрим на гребцов, как возбуждает их пение; видим это не только в таких трудах, в которых усилие многих, при слышании первого приятного голоса, стремится к одной цели; но и в уединении каждый скуку и труд свой облегчает каким ни есть, хотя нескладным напевом.
[17] По-видимому, доселе я хвалю прекраснейшее искусство, а не говорю, какую связь имеет оно с красноречием. Итак умолчим, что некогда Грамматика и Музыка были нераздельны. Архита и Аристоксен думали даже, что Грамматика составляла часть Музыки, и что одни и те же учители преподавали обе сии науки, как с.55 свидетельствует Софрон, писатель, правда, шуточных творений, но коего Платон так уважал, что по смерти его нашли, сказывают, у него под изголовьем сочинения Софрона. [18] Евполис тоже утверждает: у него Продам и Музыке и словесным наукам учит; он же упоминает о некоем Иперболе, прозванном Марикою, который признаётся, что он в музыке, кроме Грамматики, ничего не знает. Аристофан на многих местах говорит, что был точно такой обычай у Древних воспитывать детей. И у Менандра в Гипоболимее, когда один отец пришел требовать обратно сына своего от учителя, то сей в число расходов, на воспитание его употребленных, включил и плату учителям Музыки и Геометрии. [19] Отсюда также обычай, что после стола на пиршествах подносилась каждому из гостей лира; и когда Фемистокл признался, что играть не умеет, то почтен был, как говорит Цицерон, за человека невоспитанного. [20] Да и у древних Римлян празднества не обходились без мусикийских орудий. Еще и ныне поются стихи жрецов Салийских. Как все сие установлено от Нумы царя, то и видно, что и они при всей своей грубости и воинственном духе, упражнялись в Музыке, сколько позволяло тогдашнее невежественное время. [21] Наконец у с.56 Греков даже в пословицу вошло: неученые не знакомы ни с Музами ни с Грациями.
[22] Теперь рассмотрим, какую пользу от сего искусства получает собственно Оратор будущий. Размер в Музыке двойствен: в голосе и в телодвижении. В том и другом потребна мера. Аристоксен, превосходный учитель Музыки, разделяет голос на рифму и мерные звуки; одни состоят в подборе речей, а другие в пении и звуках. Неужели все это не нужно Оратору? Одно относится к телодвижению, другое к расположению слов, третье к изменению голоса; что все также необходимо для Оратора. [23] Если бы только в стихах и песнях требовалось некоторое известное расположение слов и приятное соединение звуков, то для Оратора было бы все то излишне. Но и в речи также, как в музыке, порядок и звуки располагаются, смотря по предметам. [24] Предметы величественные поются возвышеннее, приятные нежнее, средние плавнее: для сего потребно приличие и го́лоса и речей: музыка во всем сообразуется со страстями, какие выразить хотим. [25] Равно и у Оратора напряжение, понижение и другие различные изменения голоса должны быть направляемы к возбуждению страстей в слушателях: иными словами и голосом внушаем судье негодование, с.57 иными сострадание; ежели мусикийские орудия, не могущие явственно произносить речи человеческой, производят в нас разные впечатления, то Оратор, позаимствовав некоторые пособия от Музыки, может на умы еще более действовать. [26] Телодвижение11 также должно быть благопристойное, непринужденное; и этому навыкаем не иначе как от Музыки; а поелику от того много зависит достоинство Оратора, то не преминем говорить о сем особенно, на своем месте. [27] Если же Оратор прежде всего должен стараться о своем голосе, то может ли что более сего принадлежать музыке? Да не подумает кто, что я хочу доказать сие одним примером К. Гракха, знаменитого в свое время витии, которому, когда говорил он к народу, стоявший позади его музыкант с флейтою, называемою Τονάριον, давал знать, где надлежало повышать или понижать голос. [28] Такую предосторожность брал он, когда произносил самые мятежнические речи, и когда устрашал вельмож, или сам их страшился.
Некоторых грубых и упорных невежд еще попытаюсь убедить о пользе сего искусства. с.58 [29] Они конечно согласятся, что будущему Оратору нужно читать Стихотворцев. Стихотворство разве чуждо Музыке? Ежели есть кто так малосведущ, что о всех родах Стихотворений сказать этого не допустит, то по крайней мере признается, что лирических читать неможно без музыки. Я более распространился бы о сем предмете, ежели бы вводил нечто новое. [30] Когда же издревле, от Хирона и Ахиллеса даже до наших времен, у всех любителей правильного учения водилось оное, то не стану входить в дальнейшие доказательства, дабы усильным защищением не сделать истины сомнительною.
[31] Хотя приведенные мною примеры довольно уже показывают, какую Музыку, и притом до какой степени я одобряю; однако почитаю за нужное объясниться еще открытее. Я отнюдь не хочу того театрального женоподобного и сладострастного пения, которое ныне и остаток прежней нравственности в нас истребляет; я хочу того мужественного пения, которым доблести других устами доблестных же мужей прославлялись. Не хочу мусикийских орудий, на порочные помыслы возбуждающих и которые у всякого благовоспитанного человека должны быть в омерзении; я одобряю только знание того искусства, которое к с.59 благонамеренному возбуждению и укрощению страстей наиболее способствует. [32] Пифагор, как сказывают, увидев буйную толпу юношей, устремившихся вломиться в честный дом с непотребным намерением, привел в рассудок только тем, что приказал флейтщице, бывшей с ними, переменить в игре нежные тоны на голос медленный и важный. Хрисипп назначал даже кормилицам петь особливые при качании детей песенки. Для сочинения Декламаций, вместо обыкновенной темы, довольно замысловато выведен случай, в котором предполагается, будто бы один музыкант, который заиграл12 Фригийскую песню в то время, как некто приносил жертву, обвиняется в смертоубийстве, [33] потому что приносивший жертву тогда же лишился ума и бросился в пропасть. Итак, ежели Оратор не может быть совершен без знания музыки, то почему и самый предубежденный против искусства сего не почтет оного принадлежащим к нашему намерению?
[I. 10. 34] Иные Геометрию почитают для детей полезною тем, что приводит в деятельность ум, изощряет его, и следовательно делает способнейшим понимать вещи: но при сем полагают, что она полезна не так, как прочие науки, по их изучении, а когда только еще учатся ей. [35] Такое мнение прилично одному простонародию: ибо самые великие мужи, конечно не без причины, с неослабным прилежанием занимались сею наукою. Геометрия объемлет два предмета: числа и фигуры: знание первых потребно не только Оратору, но всякому даже и начинающему учиться. В судебных же речах тотчас почтется Оратор за невежду, если, не говорю уже, в больших вычислениях затруднится, но считая по пальцам, каким ни есть нетвердым и непристойным движением оных от надлежащего вывода чисел отступит. [36] А что касается до линейных измерений, то и они часто входят в судопроизводство: ибо много споров бывает и о межах и о с.61 мерах. Но наука сия имеет еще и другую гораздо важнейшую связь с риторским искусством.
[37] И во-первых, нужен порядок в Геометрии; не нужен ли он и в красноречии? Геометрия предыдущим доказывает последующее, и известным неизвестное; не тоже ли и Ораторы делают? Он, в решении задач, не основывается ли почти на одних силлогизмах? По сему многие находят, что она имеет больше сходства с Диалектикою, нежели с Риторикою. Но и Оратор, хотя не часто, однако прибегает иногда к Диалектике в своих доказательствах. [38] Ибо, в случае нужды, употребляет он и Силлогизмы, или, по крайней мере, Энтимему, которая есть Силлогизм собственно риторический. Наконец, самые сильные доводы называются обыкновенно Геометрическими доказательствами. Что же более потребно и в речи, как не доказательства?
[39] Геометрия даже в правдоподобных случаях показывает, что́ есть в них ложного. Сие бывает в числах особенно, и называется Pseudographia: и это служило нам в детстве забавою. Но есть и другие важнейшие случаи. Например, кто почел бы ложным следующее предложение: все пространства, имеющие одинаковую окружность, равны суть между собою? [40] Но это ложно; ибо здесь нужно знать, какую с.62 форму или вид имеет сия окружность; и Геометры справедливо осуждают Историков, кои думали, что величина островов довольно уже определяется одним объездом вокруг их на корабле. И действительно, форма чем совершеннее, тем более пространства в себе содержит. [41] Почему, если окружность делает круг, который из всех чертежей есть самая совершеннейшая фигура, то содержит больше пространства, нежели равносторонний четырехугольник. По той же причине четырехугольники пространнее треугольников, и самые треугольники равносторонние пространнее треугольников же неравносторонних. [42] Но это, может быть, не для всех довольно ясно; возьмем пример, который бы всякому был вразумителен. Кто не знает, что десятина земли содержит меры в длину двести сорок футов, а в ширину половинное число? По сему легко исчислить, какая ее окружность, и сколько занимает она плоскости. [43] Но сто восемьдесят футов в каждую сторону делают окружность равную окружности десятины, однако будет содержать гораздо бо́льшее пространство земли, между четырьмя чертами заключенной. [44] Если кто не захочет заняться дальнейшим исследованием, тот может увериться небольшим количеством чисел: ибо с.63 четырехугольник, коего каждая сторона будет в десять футов, имеет сорок в окружности, и сто квадратных плоскости. А ежели положить пятнадцать футов в длину и пять в ширину, то окружность выйдет та же, но заключающееся в ней пространство уменьшится четвертою долею. Если же длинный четырехугольник имеет девятнадцать футов в длину и один в ширину, то окружность его все еще будет в сорок футов, как окружность совершенного четырехугольника, коего плоскость будет содержать футов не более, как сколько их в длину; таким образом столько же отойдет плоскости, сколько убавится вида в четырехугольнике. [45] Следовательно быть может, что в бо́льшей окружности заключается меньшее пространство. Это на ровных местах. Ибо на горах и в долинах представляется каждому более пространства.
[46] Геометрия возносится даже до устроения мира: она, научая исчислять определенное и известное течение тел небесных, показывает нам, что нет ничего случайного и вне своего порядка; а это иногда и Оратору знать нужно. [47] Перикл не успокоил ли Афинян, устрашенных затмением солнца, изъяснив им причины сего случая? Сульпиций Галл наперед предсказал в войске Л. Павла, о затмении луны, с.64 дабы воины не поразились страхом от сего явления, как необыкновенного чуда: не представляли ли они оба здесь лицо Оратора? [48] Если бы Никий имел подобные сведения, то не потерял бы прекрасного Афинского войска в Сицилии, быв поражен таковым же явлением. Дион, имевший более просвещения, ни мало не устрашился подобного же случая, когда пришел туда изгнать Дионисия Тиранна. Пусть примеры сии относятся только к военным обстоятельствам; умолчим и о том, что Архимед один продлил осаду Сиракуз на немалое время. [49] По крайней мере нельзя не согласиться со мною, что есть весьма много случаев, где, без Геометрических доказательств, трудно иным способом дать объяснение, как то при разделении, сечениях бесконечных, поспешном умножении; так что ежели Оратор должен говорить убедительно о всяком предмете (это доказать постараемся в следующей книге), то он, без знания Геометрии, никоим образом не может заслужить сего имени.
I. [I. 11. 1] Не худо произношению поучиться и у комедианта, но не более, как сколько нужно для будущего Оратора. Ибо я не хочу, чтоб отрок, к сему приготовляемый, привык произносить слова или тонким женским, или дрожащим голосом старика: [2] чтоб передразнивал пьяных, или бы представлял из себя подлого шута; а еще менее должен учиться выражать страсти влюбленного, скупого, робкого: все сие не только не нужно для Оратора, но может еще заразить юное непорочное сердце. Ибо частое подражание обращается в привычку. [3] Не во всяком движении тела надобно снимать образец с комедиантов. Хотя Оратор и должен подражать им в некоторых случаях, но всячески стараться избегать с.66 театральных приемов; остерегаться, чтоб ни в лице, ни в руках, ни в походке ничего не было без меры. Главное в Ораторе искусство состоит в том, чтобы не дать приметить искусства.
[4] Что же делать в таком случае должен учитель? Во-первых, исправлять недостатки в произношении: чтоб слова выговаривал ребенок явственно, чтоб каждой букве давал свойственный ей звук. Есть буквы, которые мы или очень слабо, или очень крепко произносим; иные недовольно твердо, и переменяем их на другие мягчайшие, и с ними сродство имеющие; как то: [5] вместо буквы ρ, которую и Демосфен с трудом произносил, слышится у нас λ, как в Латинском, так и в Греческом языке; также c и t умягченно превращаются в g и d. [6] Равно не должен учитель терпеть, чтоб буква s часто и с некоторым жеманством была слышима; наблюдать, чтоб слова выговариваемы были не гортанью, и в пустоте рта отзывались: а особливо чистота речи требует, чтоб простого слова не произносить голосом полным и важным; у Греков называется это катапепласме́нон, [7] от имени игры на такой флейте, у коей затыкают скважины, звук издающие, чтоб оный, исходя прямым путем, делался сильнее.
с.67 [8] Еще должен он стараться, чтоб дети договаривали последние слоги; чтоб речь была ровная; когда надобно возвысить голос, то, чтоб сие возношение происходило от силы груди, а не от напряжения головы; чтоб телодвижение с голосом, а вид лица с телодвижением сообразовались. [9] Еще надобно наблюдать, чтоб говорящий смотрел прямо, не кривлял рта, чтоб слишком не открывал его, не смотрел вверх, не потуплял глаз в землю, не вертел бы головою. [10] Лицо во многих случаях портит действие. Я видал, как у многих подымались брови при каждом напряжении голоса, у других стягивались, у иных так расходились, что одна вверх подымалась, а другая глаз почти закрывала. [11] Однако все сие заключает в себе великую важность, как покажем впоследствии. Ибо не может никак нравиться то, что неблагопристойно.
[12] От комедианта должно учиться рассказу, с каким видом уверять, каким голосом возбуждать гнев или сожаление. Для бо́льшего в том успеха, надлежит выбирать из комедий приличные места, т. е. подходящие к речам судебным. [13] Это весьма много способствовать будет не только к хорошему произношению, но послужит к усовершенствованию слога. [14] Но так поступать надобно с юными с.68 умами, к важнейшим усилиям еще неспособными. Когда же придет время читать с учеником речи Ораторов, и когда сей будет в состоянии чувствовать красоты их, тогда потребен рачительнейший и искуснейший наставник, который бы не только наблюдал за исправным чтением, но заставлял бы наизусть выучивать избранные места, и произносить их громко, как бы в суде, дабы чрез то и голос выправлялся, и изощрялась память.
[15] II. Не дурно, по мнению моему, уделить несколько времени и на телесные упражнения. Есть для сего нарочные места (palaestra); однако ж я разумею не те места, где атлеты одну часть жизни употребляли на то, чтоб натираться маслом, другую, чтоб упиваться вином; и живя для тела, убивали только душу. Я желал бы питомца моего вовсе удалить от таких позорищ. [16] Говорю здесь о тех упражнениях, посредством коих положение тела исправляется, чтоб держать прямо плечи, не действовать грубо или непристойно руками, не стоять бесчинно, не выступать невежливо, не держать головы и глаз несообразно с прочею осанкою. [17] Ибо всяк призна́ется, что и это принадлежит к произношению, и что произношение необходимо для Оратора. Итак не надобно пренебрегать того, что нужно, и особенно, с.69 когда сия13 Хирономия, которая содержит, как и самое имя показывает, закон или правила движения рук, происходит еще от ироических времен, и от самых знаменитых мужей Греческих, от самого Сократа была одобряема; Платон полагает ее в числе гражданских добродетелей, и Хрисипп в книге своей о воспитании детей, о ней не умолчал. [18] Известно по Истории, что у Лакедемонян был в употреблении род некоторой пляски, коей учились юноши, как полезной в сражениях. Да и древние Римляне не считали за стыд в этом упражняться; доказывается сие пляскою, которая и поныне сохранилась в названии жрецов Салийских и в их служении. То же подтверждают в третьей книге Цицерона об Ораторе слова́ Красса, коими дает знать, чтоб Вития, торжественно говорящий, имел в телодвижениях нечто мужественное и благородное, не от театра однако ж и от шутов, но от людей воинственных, или по крайней мере от борцов заимствованное; учиться сему и в наши лета за стыд не ставится. [19] Но я не советую продолжать сие далее детского возраста, с.70 да и тут недолго: ибо в телодвижениях Оратор не должен походить на плясуна; но дитя от такового упражнения тела неприметным образом принимает и без нашего наставления какую-то ловкость, которая навсегда в нем останется.
[I. 12. 1] Обыкновенно спрашивается, ежели бы и нужно было все вышесказанное знать, можно ли учить и учиться тому в одно время. Иные думают, что различные занятия развлекают мысли, утомляют разум и тело, да и времени на все это недостанет. И хотя бы в возмужалых летах можно перенести такие труды, но обременять отроческий возраст не должно.
1. [2] Но рассуждающие таким образом, по-видимому, не знают, сколь велика врожденная деятельность ума человеческого; он столь жив и скор, столь способен, так сказать, с.72 разделяться, что не может себя ограничить одним действием; не только в один и тот же день, но в одну и ту же минуту на многое силы свои напрягает. [3] Разве гуслист не работает вдруг и памятью и голосом, а между тем одной рукой бьет по струнам, другою натягивает, спускает, строит их? Даже и самая нога не без действия; бьет такт и меру: и все это делается в одно время. [4] Мы сами, когда нужда непредвиденно заставит говорить в собрании, не говорим ли об одном, а о другом мыслим: ибо в одно время ищем доводов, избираем выражения, приноравливаем телодвижение, голос, вид лица и всю наружность к предмету, о коем идет речь? Ежели все это за один раз производим, то что мешает разделять на многие часы разные занятия, особливо когда самое разнообразие оных облегчает и восстановляет силы разума, а напротив один и тот же беспрерывный труд бывает для нас тягостнее? По сему-то от сочинения переходим, для отдыха, к чтению, а соскучив чтением, принимаемся за сочинение. [5] Сколько бы много ни трудились, а к новому занятию некоторым образом свежее приступаем. Кто не утомится, слушая целый день наставления в одной какой-нибудь науке? Перемена дает бодрость: как желудок различием яств с.73 возбуждается, и от изобилия оных меньше обременяется.
[6] Впрочем, пусть покажут мне другой способ учиться? Заняться ли одною Грамматикою, потом Геометриею? Оставив то, чему учились, перейти к Музыке, прежнее все бросить? И, начав учиться Латинскому языку, о Греческом уже не думать? Словом, заняться только предметом последним? [7] А для чего не запрещаем поселянам возделывать вместе и земли и виноградники, разводить маслины и другие дерева; печься в одно время и о пажитях, и о стадах, и о садах, и о пчельниках? Для чего и сами несколько времени уделяем каждодневно на дела судебные, на услуги друзьям, на домашнее хозяйство, на заботы о нашем здоровье, даже на самые забавы? Если бы каждое из сих занятий продолжалось беспрерывно, мы пришли бы в изнеможение. Из сего видно, что легче заниматься многими предметами, нежели одним продолжительно.
2. [8] Не должно опасаться и того, чтобы дети были меньше способны к перенесению трудов в учении. Никакой возраст так мало не утомляется. Это доказывается опытом. Дети все перенимают легче, нежели возмужалые. [9] Мы видим, что в первые два года, коль скоро с.74 научатся правильно произносить слова, могут говорить все, хотя бы их к тому не принуждали. Напротив нашим рабам, новокуплепным, сколько лет потребно для изучения Латинского языка? Кто начинал учить уже взрослых, тот уверится более, что не без причины почитается искуснейшим в своем деле человек, который с малолетства оным занимался. [10] Дети, по природе, сносят труды терпеливее, нежели юноши. Дети и от частого паданья на землю не так больно ушибаются, и от обычного на руках и на ногах ползанья, а вскоре потом от непрерывной игры и чрез целый день беганья, не столько устают; ибо тело их легче, и не делает над собою изнурительных усилий: так равно и умы, по мнению моему, менее утомляются, поелику не своими силами дитя приобретает познания, но принимает оные от наставников. [11] Сверх того дети, по свойственной сему возрасту послушливости, слепо следуют предписаниям учащего, не замечая сами того, что сделали. Они и судить о труде еще не умеют. Впрочем, я часто замечал, что не столько самый труд, сколько помышление о труде утомляет.
3. [12] Да и времени для учения удобнейшего лучше избрать неможно; поелику ребенок с.75 занимается одним слушанием. Когда дело дойдет до сочинения, когда сам должен что-либо произвести, тогда для других наук не станет или времени, или охоты. [13] Итак если Грамматик целый день занимать ученика и не может и не должен, дабы не произвести в нем отвращения к учению; то на что лучше употребим остальные свободные часы, как не на упомянутые мною науки? [14] Но я и сам не советую, чтобы отрок достиг в них совершенного искусства: у чтобы умел петь со всеми прикрасами Музыканта: чтобы погрузился во все мелочи и подробности Геометрии. Я не намерен сделать питомца моего ни комедиантом в произношении, ни танцовщиком в телодвижениях: да хотя бы я и желал во всем этом видеть успехи, то и на сие достало бы ему времени. Ибо малолетство не так коротко для того, кто захочет им воспользоваться: я говорю не о тупых головах. [15] Для чего же знал и Платон превосходно все то, чему учить будущего Оратора я предполагаю? Он, не довольствуясь науками, коим мог научиться в Афинах, и наставлениями Пифагорейцев, к которым ездил в Италию, посетил и жрецов Египетских, дабы познать их таинства.
[16] Итак увеличивая затруднения, прикрываем только нашу леность. Ибо мы не любим с.76 труда: стараемся успеть в Красноречии не для того, что оно почтенно и достойно всякого уважения, но для того, чтобы сделать из него подлое употребление и обратить его на приобретение гнусной корысти. [17] Пусть витийствуют многие в судах и без пособия помянутых мною наук, и даже обогащаются; ибо и корыстолюбивый продавец больше прибыли получает, хваля свои товары, и славится публичный крикун своим голосом. Я не хочу и читателя такого, который ставит в цену свои труды и учение. [18] А кто представит в уме своем божественное некое изображение красноречия, кто оное, по словам знаменитого Трагика Еврипида, будет иметь пред глазами, как непременное правило своего слова, тот и плод полагает не в корысти или плате тяжущихся, но в самом себе, в своем знании и благородстве мыслей: плод постоянный и неподверженный переменам счастия; тот удобно уверится, что время, которое теряем на зрелищах, на ристалищах, в игре, в праздных наконец беседах, не говоря уже о безвременном сне и распутствах, можно лучше употребить на Геометрию или Музыку; и он в сем найдет больше удовольствия, нежели в тех грубых забавах. Ибо Промысл, по благости своей, так устроил, что человек от с.77 честных упражнений чувствует более удовольствия. [19] Но сие же самое удовольствие завело и нас, может быть, далее надлежащего. Итак доселе довольно сказано, чему должно учить Оратора прежде, нежели будет способен к важнейшим занятиям. Следующая книга представит новой предмет; в ней изложатся должности Ритора.
ПРИМЕЧАНИЯ