22.11.2007 г.
Израильские археологи обнаружили в Галилее руины синагоги с мозаичным полом.

Моза­и­ка с изо­бра­же­ни­ем плот­ни­ка и его инстру­мен­та (Photo: Gabi Laron).

В ходе архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся Иеру­са­лим­ским Еврей­ским уни­вер­си­те­том на терри­то­рии Нацио­наль­но­го пар­ка Арбель в Гали­лее, были обна­ру­же­ны руи­ны древ­ней сина­го­ги рим­ско-визан­тий­ско­го пери­о­да.

Руко­вод­ство рас­коп­ка­ми в Хир­бет Вади Хамам (Khirbet Wadi Hamam) осу­ществлял док­тор Узи Лейб­нер (Uzi Leibner), пред­став­ляв­ший Инсти­тут архео­ло­гии Еврей­ско­го уни­вер­си­те­та и меж­дис­ци­пли­нар­ный иссле­до­ва­тель­ский центр «Схо­ли­он».

Д-р Лейб­нер рас­ска­зал, что сина­го­га отно­сит­ся к восточ­но-рим­ской архи­тек­тур­ной тра­ди­ции. Он доба­вил, что её уни­каль­ной осо­бен­но­стью явля­ют­ся моза­ич­ные рисун­ки на полу.

Руи­ны сина­го­ги рас­по­ло­же­ны у под­но­жия горы Нитай (Nitai), кото­рая воз­вы­ша­ет­ся над Гали­лей­ским морем, на месте боль­шо­го иудей­ско­го посе­ле­ния рим­ско-визан­тий­ско­го пери­о­да. В тече­ние пер­во­го сезо­на рас­ко­пок архео­ло­ги иссле­до­ва­ли север­ную часть зда­ния с дву­мя ряда­ми ска­мей вдоль стен. Оно было сде­ла­но из базаль­та и извест­ня­ка и при его воз­веде­нии исполь­зо­ва­лись мате­ри­а­лы более ран­не­го стро­е­ния, сто­яв­ше­го на этом месте.

У архео­ло­гов нет еди­но­го мне­ния по пово­ду того, каким пери­о­дом сле­ду­ет дати­ро­вать древ­ние гали­лей­ские сина­го­ги. При­ня­то счи­тать, что они отно­сят­ся к позд­не­рим­ско­му пери­о­ду (II—IV вв. н. э.), вре­ме­ни поли­ти­че­ско­го и куль­тур­но­го рас­цве­та гали­лей­ских иуде­ев. В послед­нее вре­мя неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли ста­ли скло­нять­ся к тому, что эти сина­го­ги были постро­е­ны в основ­ном в визан­тий­ский пери­од (V—VI вв. н. э.), когда гос­под­ст­во­ва­ло хри­сти­ан­ство и, как счи­та­ет­ся, иудеи под­вер­га­лись гоне­ни­ям. Д-р Лейб­нер отме­тил, что подоб­ный раз­брос во мне­ни­ях может впо­след­ст­вии при­ве­сти к пере­осмыс­ле­нию обра­за жиз­ни иуде­ев в эти древ­ние вре­ме­на.

Архео­ло­ги были удив­ле­ны, когда обна­ру­жи­ли в восточ­ном нефе сина­го­ги моза­ич­ное изо­бра­же­ние, ана­ло­га кото­ро­му нет ни в дру­гих сина­го­гах, ни в искус­стве Изра­и­ля рим­ско-визан­тий­ско­го пери­о­да в целом. Моза­и­ка сде­ла­на из малень­ких раз­но­цвет­ных камеш­ков (раз­ме­ром по 4 мм). На ней изо­бра­же­ны плот­ни­ки со сво­им инстру­мен­том и рядом — мону­мен­таль­ное соору­же­ние, стро­и­тель­ст­вом кото­ро­го они, по всей види­мо­сти, и зани­ма­ют­ся. По сло­вам д-ра Лейб­не­ра, посколь­ку в сина­го­гах часто нахо­дят изо­бра­же­ния биб­лей­ских сцен, воз­мож­но, что в дан­ном слу­чае перед нами зда­ние Хра­ма, Ноев ков­чег или Вави­лон­ская баш­ня. Моза­ич­ный пол был пере­ме­щен с места рас­ко­пок и сей­час над ним ведут­ся рестав­ра­ци­он­ные работы.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА