13.04.2019 г.
The History Blog
Проходной дом Нерона открывается для публики

Уча­сток Про­ход­но­го дома на Пала­тин­ском хол­ме.

Нерон так силь­но ассо­ци­и­ру­ет­ся со сво­им чудо­вищ­но огром­ным Золотым домом на хол­ме Оппий, что этот дво­рец совер­шен­но затме­ва­ет преды­ду­щее жили­ще импе­ра­то­ра — Про­ход­ной дом (Domus Transitoria). Он назы­вал­ся Про­ход­ным, пото­му что про­сти­рал­ся от Эскви­ли­на до Пала­ти­на, так что импе­ра­тор­ская семья мог­ла пере­хо­дить с одно­го хол­ма на дру­гой, дви­га­ясь исклю­чи­тель­но вдоль зда­ний, садов и бас­сей­нов сво­его част­но­го двор­ца пло­ща­дью 850 квад­рат­ных мет­ров. Он тоже был постро­ен из доро­гих мате­ри­а­лов, взя­тых из пат­ри­ци­ан­ских поме­стий, кото­ры­ми посте­пен­но завла­де­вал импе­ра­тор, и в 50-е гг. н. э., когда был постро­ен, счи­тал­ся непри­лич­но рос­кош­ным. Во вре­мя пожа­ра 64 г. н. э. он сго­рел, и Нерон вос­поль­зо­вал­ся гибе­лью обшир­ных рай­о­нов горо­да, чтобы на этом месте постро­ить Золо­той дом.


Фрес­ки Про­ход­но­го дома.

Пер­вые остат­ки Про­ход­но­го дома обна­ру­жи­ла в 1721 г. знат­ная семья Фар­не­зе. Здесь, как и в Золо­том доме, вни­ма­ние сра­зу при­вле­ка­ли сохра­нив­ши­е­ся фрес­ки: их мел­кие фан­та­сти­че­ские дета­ли вдох­но­ви­ли худож­ни­ков на созда­ние гро­теск­но­го сти­ля. Фар­не­зе полу­ча­ли всё, что жела­ли, а жела­ли они полу­чить фрес­ки. Фрес­ки были сре­за­ны со стен и в кон­це кон­цов ока­за­лись в кол­лек­ции Архео­ло­ги­че­ско­го музея Неа­по­ля. Боль­шую часть сохра­нив­ших­ся поме­ще­ний двор­ца — три­кли­ний, окру­жён­ный пор­фи­ро­вы­ми колон­на­ми, полы со штуч­ной моза­и­кой (opus sectile), свод­ча­тые потол­ки, эле­гант­ный ним­фей, обще­ст­вен­ную убор­ную на 50 мест, пред­на­зна­чав­шу­ю­ся, как счи­та­ет­ся, для бри­гад, воз­во­див­ших Золо­той дом, — рас­ко­пал Джа­ко­мо Бони в 1910-х гг.


Посе­ти­те­ли осмат­ри­ва­ют обще­ст­вен­ную убор­ную на 50 мест.

Ранее Про­ход­ной дом нико­гда не откры­вал­ся для посе­ти­те­лей, но сего­дня, после деся­ти­лет­ней про­грам­мы укреп­ле­ния и обнов­ле­ния, мож­но спу­стить­ся в руи­ны двор­цо­вых поме­ще­ний и садов, неко­гда рас­по­ла­гав­ших­ся на пер­вом эта­же. Здесь тоже при­сут­ст­ву­ет ком­по­нент вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, как и в заме­ча­тель­ном туре по Золо­то­му дому.

Посе­ти­те­ли полу­ча­ют очки вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, кото­рые воз­вра­ща­ют к жиз­ни сырые ком­на­ты и пока­зы­ва­ют их таки­ми, каки­ми они были 2000 лет назад, — частью огром­но­го двор­ца, укра­шен­но­го мра­мор­ны­ми стол­ба­ми, вели­ко­леп­ны­ми фрес­ка­ми, моза­ич­ны­ми пола­ми и фон­та­на­ми.

Сте­ны были рас­пи­са­ны садо­вы­ми сце­на­ми с изо­бра­же­ни­ем дере­вьев, цве­тов и птиц.


Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция Про­ход­но­го дома.

По сло­вам Аль­фон­си­ны Рус­со, дирек­то­ра архео­ло­ги­че­ской зоны, вклю­чаю­щей Рим­ский форум, Коли­зей и Пала­тин­ский холм, образ­цом для отдел­ки рос­кош­ной рези­ден­ции стал дво­рец, постро­ен­ный для еги­пет­ско­го фара­о­на Пто­ле­мея в Алек­сан­дрии.

«Эта рези­ден­ция отра­жа­ет лич­ность Неро­на, одной из самых спор­ных фигур в исто­рии Рим­ский импе­рии», — ска­за­ла про­фес­сор Рус­со.

Для откры­тия Про­ход­но­го дома Архео­ло­ги­че­ский музей Неа­по­ля одол­жил фрес­ки, укра­ден­ные из двор­ца в XVIII в. В Пала­тин­ском музее, рас­по­ло­жен­ном в несколь­ких шагах от двор­ца, нахо­дит­ся несколь­ко соб­ст­вен­ных фре­сок, извле­чён­ных из двор­ца в 1950-х гг., а так­же ста­туи и дру­гие деко­ра­тив­ные эле­мен­ты, обна­ру­жен­ные в Про­ход­ном доме.


Свод­ча­тый пото­лок.

Тур по Про­ход­но­му дому вклю­чён в новый билет на Рим­ский форум и Пала­тин (сто­и­мо­стью 16 евро), дей­ст­ви­тель­ный в тече­ние одно­го дня. Про­ход­ной дом мож­но посе­тить толь­ко с пят­ни­цы по понедель­ник. В цену биле­та вклю­чён вход в Пала­тин­ский музей, крип­то­пор­тик Неро­на, дом Авгу­ста, дом Ливии, храм Рому­ла, цер­ковь Сан­та-Мария-Анти­ква и на импе­ра­тор­скую рам­пу Доми­ци­а­на. Вы не пред­став­ля­е­те себе, как я ста­рал­ся попасть в цер­ковь Сан­та-Мария-Анти­ква и на рам­пу Доми­ци­а­на в свой про­шлый при­езд в Рим. В сле­дую­щий раз никто меня не удер­жит.

© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Фото: Archaeological Park of the Colosseum.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА