08.05.2019 г.
The History Blog
В Золотом доме найдена новая комната с фресками


Архео­ло­ги, архи­тек­то­ры и рестав­ра­то­ры, работаю­щие в Золо­том доме, обна­ру­жи­ли новую ком­на­ту, укра­шен­ную изящ­ны­ми фрес­ка­ми. Она назва­на залом Сфинк­са в честь одно­го из мифо­ло­ги­че­ских существ, изо­бра­жён­ных на стене.

Огром­ный, достой­ный мега­ло­ма­на дво­рец Неро­на так проч­но ассо­ци­и­ро­вал­ся с импе­ра­то­ром и его худ­ши­ми чер­та­ми — исполь­зо­ва­ни­ем вели­ко­го пожа­ра в 64 г. н. э. для захва­та обшир­ных земель, рас­то­чи­тель­но­стью, огром­ным само­мне­ни­ем, без­де­я­тель­но­стью, — что после его само­убий­ства в 68 г. н. э. Вес­па­си­ан раз­ру­шил Золо­той дом. Сорок лет спу­стя импе­ра­тор Тра­ян исполь­зо­вал его руи­ны как фун­да­мент огром­но­го бан­но­го ком­плек­са. Он снял со стен и пола все остав­ши­е­ся цен­ные мате­ри­а­лы (мра­мор, моза­и­ки, фрес­ки) и запол­нил обшир­ные про­стран­ства ком­нат буто­вым кам­нем. Обва­лив­ши­е­ся сте­ны были отстро­е­ны из кир­пи­ча.

Когда в XV в. были обна­ру­же­ны остат­ки двор­ца, никто не знал, что это Золо­той дом. Люди дума­ли, что нашли про­сто пеще­ры (по-ита­льян­ски grotte), и худож­ни­ки эпо­хи Воз­рож­де­ния, такие, как Рафа­эль и Мике­лан­дже­ло, изум­лён­ные изя­ще­ст­вом и пер­спек­ти­вой фре­сок, сами спус­ка­лись через сквоз­ные отвер­стия в потол­ке, чтобы осмот­реть эти фигу­ры. Стиль живо­пи­си, появив­ший­ся вслед­ст­вие обна­ру­же­ния двор­ца, стал изве­стен как «гро­теск».

Тур по Золо­то­му дому, где я побы­вал два­жды — ибо в пер­вый раз я был потря­сен, — вклю­ча­ет захва­ты­ваю­щую вир­ту­аль­ную рекон­струк­цию внеш­не­го вида огром­ных про­странств двор­ца в те вре­ме­на, когда худож­ни­ки спус­ка­лись сюда через отвер­стие в купо­ле, чтобы с изум­ле­ни­ем изу­чить антич­ное искус­ство на сте­нах. Забу­тов­ка эпо­хи Тра­я­на под­ни­ма­лась на высоту в несколь­ко мет­ров, скры­вая сте­ны и остав­ляя сво­бод­ны­ми толь­ко сво­ды. Мно­гие из этих поме­ще­ний высотой до 11 м с тех пор были рас­ко­па­ны, и фрес­ки, постра­дав­шие от влаж­но­сти, раз­рас­та­ния орга­ни­ки и мине­раль­ных отло­же­ний, в зна­чи­тель­ной мере утра­ти­ли ту яркость, кото­рая так вдох­нов­ля­ла ста­рых масте­ров эпо­хи Воз­рож­де­ния. Новая наход­ка впер­вые поз­во­ля­ет нам увидеть дво­рец их гла­за­ми.

Зал был обна­ру­жен при уста­нов­ке лесов для под­держ­ки стен в ком­на­те 72. Под­няв­шись наверх, рабо­чие увиде­ли отвер­стие в верх­ней части север­ной сте­ны, до сих пор оста­вав­ше­е­ся невиди­мым. Они посмот­ре­ли в дыру, осве­тив её фона­ря­ми, и увиде­ли про­стран­ство, почти до потол­ка запол­нен­ное зем­лёй и буто­вым кам­нем.

Это четы­рёх­уголь­ная ком­на­та с потол­ком в фор­ме полу­ци­лин­дри­че­ско­го сво­да. Пото­лок и види­мые верх­ние части стен укра­ше­ны фрес­ка­ми гро­теск­но­го сти­ля, кото­рый вдох­нов­лял худож­ни­ков, поня­тия не имев­ших о том, что нахо­дят­ся в антич­ном двор­це Неро­на. На белом фоне сво­да вид­ны пане­ли, обведён­ные охрой и крас­ным цве­том. Пря­мо­уголь­ный пери­метр жёл­тый, с лист­вен­ны­ми эле­мен­та­ми и кри­во­ли­ней­ны­ми ворон­ка­ми по четы­рём углам.

В цен­тре пане­лей насы­щен­ны­ми цве­та­ми изо­бра­же­ны фигу­ры: чело­век с мечом, кол­ча­ном и щитом напро­тив пан­те­ры, кен­тав­ры, встав­шие на дыбы, сати­ры, фан­та­сти­че­ские вод­ные суще­ства, гир­лян­ды, вет­ви с зелё­ны­ми, жёл­ты­ми и крас­ны­ми листья­ми и сидя­щие на них пти­цы. В полу­круг­лом тим­пане на стене нари­со­ва­но вооб­ра­жа­е­мое стро­е­ние с колон­на­ми, увен­чан­ное золо­той пате­рой (риту­аль­ным блюдом). Рядом с ним нахо­дит­ся кры­ла­тый сфинкс на пьеде­ста­ле.

Сход­ные фигу­ры и моти­вы обна­ру­же­ны во мно­гих дру­гих ком­на­тах Золо­то­го дома и могут быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как про­дук­ция Мастер­ской A, работав­шей меж­ду 65 и 68 гг. н. э. Худож­ни­ки этой мастер­ской исполь­зо­ва­ли белый фон, лёг­кие архи­тек­тур­ные фор­мы и малень­кие фигу­ры для созда­ния ощу­ще­ния про­стран­ства и све­та даже в малень­ких и пло­хо осве­щён­ных ком­на­тах. Поло­же­ние новой ком­на­ты на общем плане ука­зы­ва­ет на то, что это — одно из более ран­них и менее извест­ных мест во двор­це. Нерон не постро­ил их, а лишь зано­во отде­лал. Изна­чаль­но это были скла­ды эпо­хи Клав­дия. Нерон укра­сил их и вклю­чил в Золо­той дом.

На пер­вый взгляд состо­я­ние фре­сок кажет­ся хоро­шим, но при более тща­тель­ном иссле­до­ва­нии выяви­лось, что укра­ше­ния затем­не­ны из-за соле­вых отло­же­ний, кар­бо­ни­за­ции и плён­ки био­ло­ги­че­ских орга­низ­мов. Нема­лая часть пиг­мен­та утра­че­на, а шту­ка­тур­ка под­гото­ви­тель­но­го уров­ня стен­но­го покры­тия вспу­чи­лась. Неко­то­рые сек­ции почти цели­ком отста­ли от сте­ны и вот-вот могут упасть.

Кон­сер­ва­ция пред­став­ля­ла собой труд­ную зада­чу из-за слож­ных мик­ро­кли­ма­ти­че­ских усло­вий Золо­то­го дома, малой высоты ком­на­ты, её труд­но­до­ступ­но­сти и почти пол­но­го отсут­ст­вия цир­ку­ля­ции возду­ха. Рестав­ра­то­рам при­хо­ди­лось поль­зо­вать­ся стра­хов­кой, и вспо­мо­га­тель­ный пер­со­нал посто­ян­но следил за ними из ком­на­ты 72. Они сооруди­ли систе­му возду­хо­об­ме­на, но даже после это­го груп­па рестав­ра­то­ров реши­ла отка­зать­ся от исполь­зо­ва­ния рас­т­во­ри­те­лей или био­цид­ных веществ, кото­рые мог­ли пред­став­лять опас­ность в этом замкну­том про­стран­стве, а так­же изме­нить баланс тем­пе­ра­ту­ры и влаж­но­сти окру­жаю­щей среды.

Кон­сер­ва­то­ры отсор­ти­ро­ва­ли фрес­ки и сосре­дото­чи­ли свои уси­лия на участ­ках, наи­бо­лее насто­я­тель­но тре­бу­ю­щих ста­би­ли­за­ции. Они отре­мон­ти­ро­ва­ли всё, что смог­ли, исполь­зуя такие мате­ри­а­лы, как жид­кий стро­и­тель­ный рас­т­вор, име­ю­щий высо­кую силу сцеп­ле­ния и малую теку­честь, что поз­во­ли­ло пред­от­вра­тить его инфиль­тра­цию во внут­рен­нюю сте­ну.

Рас­коп­ки этой ком­на­ты не пла­ни­ру­ют­ся. Спу­стя почти 2000 лет забу­тов­ка, кото­рой запол­нил её Тра­ян, ста­ла струк­тур­ным эле­мен­том.


© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
© 2019 г. Доп. фото: https://www.quotidiano.net.
© 2019 г. Фото: Parco Archeologico del Colosseo.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА