19.07.2019 г.
Archaeology News Network
Новая римская напольная мозаика из Александрии

Малень­кий театр в Ком-эль-Дик­ка, Алек­сан­дрия. Фото: Еги­пет, Мини­стер­ство древ­но­стей.

Архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки на участ­ке Ком-эль-Дик­ка, рас­по­ло­жен­ном в самом серд­це Алек­сан­дрии, ведут­ся с 1960 г. экс­пе­ди­ци­ей Поль­ско­го цен­тра сре­ди­зем­но­мор­ской архео­ло­гии Вар­шав­ско­го уни­вер­си­те­та сов­мест­но с Мини­стер­ст­вом древ­но­стей Егип­та. В ходе рас­ко­пок посте­пен­но обна­ру­жи­лись обшир­ная часть позд­не­ан­тич­но­го горо­да (IV—VII вв. н. э.), вклю­чаю­щая малень­кий театр, огром­ные импе­ра­тор­ские бани и уни­каль­ный ряд из два­дца­ти двух лек­ци­он­ных залов — види­мо, остат­ки антич­но­го «уни­вер­си­те­та».

В послед­ние годы рас­коп­ки скон­цен­три­ро­ва­лись на иссле­до­ва­нии пока ещё в основ­ном не изу­чен­ной жилищ­ной архи­тек­ту­ры рим­ской Алек­сан­дрии (I—III вв. н. э.). «Извест­но, что часто зда­ния это­го пери­о­да рос­кош­но укра­ша­лись; в этом сезоне дан­ное пра­ви­ло сно­ва под­твер­ди­лось в Алек­сан­дрии: в одном из таких домов мы обна­ру­жи­ли пре­крас­ную рим­скую наполь­ную моза­и­ку», — гово­рит док­тор Гже­гож Майхе­рек (Grzegorz Majcherek), дирек­тор архео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ции PCMA, работаю­щей на участ­ке.

В целом, дизайн моза­и­ки, впе­ре­ди допол­ни­тель­но снаб­жён­ной попе­ре­ч­ным полем, укра­шен­ным аст­ра­га­ла­ми и розет­ка­ми, типи­чен для три­кли­ни­ев — самых впе­чат­ля­ю­щих обеден­ных залов в рим­ских домах. Ком­по­зи­ция с кру­гом, впи­сан­ным в квад­рат, такая популяр­ная в Рим­ском Егип­те, счи­та­ет­ся отли­чи­тель­ной чер­той алек­сан­дрий­ско­го сти­ля.

Послед­нее откры­тие, вку­пе с дру­ги­ми мно­го­цвет­ны­ми моза­ич­ны­ми пола­ми, ранее най­ден­ны­ми в Ком-эль-Дик­ке и выстав­лен­ны­ми под наве­сом для моза­ик («Вил­ла Птиц»), сно­ва свиде­тель­ст­ву­ет не толь­ко о богат­стве жите­лей этих домов, но и о популяр­но­сти моза­ич­но­го искус­ства в Алек­сан­дрии.


Основ­ное квад­рат­ное поле это­го мно­го­цвет­но­го покры­тия (раз­ме­ром 2,6 × 2,6 м) состо­ит из шести шести­уголь­ных пане­лей с изо­бра­же­ни­ем цве­тов лото­са, обрам­лён­ных закруг­лён­ным пле­тё­ным узо­ром. Буто­ны лото­са вид­ны так­же по углам поля.

© 2019 г. Archaeology News Network.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА