11.10.2019 г.
The History Blog
В Помпеях найдена фреска с окровавленным гладиатором


В ходе рас­ко­пок неиз­мен­но потря­саю­ще­го V рай­о­на Пом­пей най­де­на изу­ми­тель­ная фрес­ка с гла­ди­а­тор­ским поедин­ком. На ней изо­бра­же­ны два гла­ди­а­то­ра в самом кон­це отча­ян­но­го боя: побеж­дён­ный выглядит как насто­я­щий кро­ва­вый фон­тан.

Сле­ва гла­ди­а­тор-мур­мил­лон, воору­жён­ный дву­сто­рон­ним корот­ким мечом (gladius) и защи­щён­ный сег­мен­ти­ро­ван­ным нару­чем (manica) на пра­вой руке, длин­ным пря­мо­уголь­ным щитом (scutum), поно­жа­ми (ocrea) на левой ноге и пол­но­мер­ным шле­мом (crista) с греб­нем и лице­вой решёт­кой, укра­шен­ным огром­ным плю­ма­жем или кон­ским хво­стом. Он сто­ит выпря­мив­шись, под­няв щит и дер­жит меч нагото­ве.

Спра­ва изо­бра­жён его про­тив­ник — явно побеж­дён­ный. Он — гла­ди­а­тор-фра­ки­ец. Фра­кий­цев часто выстав­ля­ли про­тив мур­мил­ло­нов, так как они тоже име­ли корот­кий меч, щит (хоть и более корот­кий) и пол­но­мер­ный шлем с греб­нем. Этот фра­ки­ец защи­щён высо­ки­ми поно­жа­ми на обе­их ногах, но его щит лежит на зем­ле поза­ди него. Из ран на его груди, запястье и в паху льёт­ся кровь. Он ещё не на коле­нях, но они уже под­ги­ба­ют­ся. Его левая рука вытя­ну­та, а палец вос­про­из­во­дит нечто вро­де жеста adlocutio — обыч­но его делал пра­вой рукой пол­ко­во­дец, импе­ра­тор или маги­ст­рат, руко­во­дя­щий игра­ми, чтобы про­явить мило­сер­дие. Эту схват­ку явно выиг­рал мур­мил­лон, а жест фра­кий­ца — ско­рее все­го, прось­ба о поща­де. Мы нико­гда не узна­ем, полу­чил ли наш фра­кий­ский друг смер­тель­ный удар или был поми­ло­ван за отва­гу в бою.



Дру­гое най­ден­ное в Пом­пе­ях изо­бра­же­ние боя мур­мил­ло­на с фра­кий­цем име­ет весь­ма полез­ные под­пи­си. Схе­ма­тич­ное граф­фи­то сооб­ща­ет нам, что мур­мил­лон по име­ни Марк Ати­лий в сво­ём пер­вом бою победил фра­кий­ца Луция Реция Фелик­са, но Феликс, не знав­ший ранее пора­же­ний и одер­жав­ший две­на­дцать побед в две­на­дца­ти поедин­ках, полу­чил поми­ло­ва­ние (missio).


Гра­фит­то из нек­ро­по­ля у Нуце­рий­ских ворот. Гла­ди­а­тор­ский музей в Капуе.
CIL IV 10236:
Marcus Attillius Marcus Attilius pugnarum I coronarum I vicit
Lucius Raecius Felix pugnarum XII coronarum XII missus est

Фрес­ка была най­де­на в зда­нии за пере­крёст­ком аллеи Бал­ко­нов и ули­цы Сереб­ря­ной Свадь­бы. Сте­на име­ет фор­му тра­пе­ции и нахо­ди­лась под лест­ни­цей. Сту­пе­ни про­па­ли, но в стене над фреской мож­но увидеть их следы. На сосед­ней стене име­ет­ся фраг­мент дру­гой фрес­ки с изо­бра­же­ни­ем муж­чи­ны в жёл­той туни­ке.



Веро­ят­но, это была лав­ка или тавер­на, популяр­ная у гла­ди­а­то­ров — рядом нахо­ди­лись гла­ди­а­тор­ские бара­ки, — а на вто­ром эта­же рас­по­ла­га­лись либо жилые поме­ще­ния хозя­ев, либо ком­на­ты, где при­ни­ма­ли кли­ен­тов про­сти­тут­ки. В гла­ди­а­тор­ских при­то­нах часто пред­ла­га­лись секс-услу­ги.



© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
© 2019 г. Фото: https://www.stabiachannel.it.
© 2019 г. Фото: Archaeological Park of Pompeii.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА