11.08.2008 г.
Natinal Geographic News
2500-летнее судно поднято у побережья Сицилии

Остат­ки 2500-лет­не­го гре­че­ско­го суд­на были под­ня­ты в Ита­лии, у Сици­лии, 28 июля 2008 г. Почти 21 метр в дли­ну и 6,5 мет­ров в шири­ну, это самое боль­шое най­ден­ное суд­но, постро­ен­ное спо­со­бом, впер­вые опи­сан­ном в «Илиа­де» Гоме­ра, кото­рая пред­по­ло­жи­тель­но была напи­са­на несколь­ки­ми сто­ле­ти­я­ми ранее. Остат­ки кораб­ля теперь отпра­вят в Портс­мут (Вели­ко­бри­та­ния), для того, чтобы реста­ври­ро­вать их, преж­де, чем они вер­нут­ся в сици­лий­ский город Гелу, где вла­сти наде­ют­ся выста­вить их в новом мор­ском музее, кото­рый пока еще не постро­ен. (Photograph from EPA / HO).

Древ­не­гре­че­ское суд­но, под­ня­тое недав­но у побе­ре­жья южной Сици­лии (Ита­лия), явля­ет­ся самым боль­шим и пре­крас­но сохра­нив­шим­ся из когда-либо най­ден­ных кораб­лей это­го типа, заяв­ля­ют архео­ло­ги.

Почти 21 метр в дли­ну и 6,5 мет­ров в шири­ну, это самое боль­шое най­ден­ное суд­но, постро­ен­ное спо­со­бом, впер­вые опи­сан­ном в «Илиа­де» Гоме­ра, кото­рая пред­по­ло­жи­тель­но была напи­са­на несколь­ки­ми сто­ле­ти­я­ми ранее.

Сна­ча­ла был постро­ен внеш­ний кор­пус суд­на, а потом был добав­лен внут­рен­ний кар­кас. Дере­вян­ные дос­ки кор­пу­са были сши­ты кана­та­ми, для гид­ро­изо­ля­ции исполь­зо­ва­лись деготь и смо­ла.

Кар­ло Бель­тра­ме (Carlo Beltrame), про­фес­сор мор­ской архео­ло­гии из Вене­ци­ан­ско­го уни­вер­си­те­та Ка-Фос­ка­ри, гово­рит, что суд­но, най­ден­ное око­ло горо­да Гелы — одна из самых важ­ных нахо­док в Среди­зем­ном море.

«Гре­че­ские шитые кораб­ли были най­де­ны в Ита­лии, Фран­ции, Испа­нии и Тур­ции. Остат­ки кораб­ля из Гелы более совре­мен­ные и луч­ше сохра­нив­ши­е­ся», — гово­рит Бель­тра­ме.


Через 25 сто­ле­тий


Ита­льян­ская бере­го­вая охра­на помог­ла архео­ло­гам выта­щить суд­но на поверх­ность в про­шлом меся­це.

Пла­ву­чий кран под­нял глав­ную часть, 11-мет­ро­вый фраг­мент суд­на, и отбук­си­ро­вал его до суши. Остат­ки были погру­же­ны в резер­ву­ар с прес­ной водой, чтобы уда­лить из дере­ва соль.

«Корабль был тор­го­вым парус­ным суд­ном, по всей види­мо­сти, исполь­зо­вав­шим­ся на корот­ких марш­ру­тах вдоль побе­ре­жья, часто захо­див­шим в порт для погруз­ки и раз­груз­ки», — гово­рит Роза­ль­ба Пан­ви­ни (Rosalba Panvini), руко­во­ди­тель сици­лий­ско­го Депар­та­мен­та куль­тур­но­го наследия, ответ­ст­вен­ная за работы по подъ­ему суд­на.

Най­ден­ные арте­фак­ты — вклю­чая дву­руч­ные кув­ши­ны, назы­ва­е­мые амфо­ра­ми, чаши, мас­ля­ные лам­пы, кера­ми­ку и фраг­мен­ты соло­мен­ных кор­зин — повест­ву­ют о подроб­но­стях стран­ст­во­ва­ния суд­на перед тем, как оно зато­ну­ло, гово­рит Пан­ви­ни.

«Суд­но оста­но­ви­лось в Афи­нах, затем на полу­ост­ро­ве Пело­пон­нес, — гово­рит Пан­ви­ни. — Оно про­шло мимо запад­но­го побе­ре­жья Гре­ции, пере­сек­ло про­лив Отран­то, затем вдоль побе­ре­жья Ита­лии и напра­ви­лось на Сици­лию».

Суд­но дер­жа­ло курс на Гелу, в то вре­мя быв­шую гре­че­ской коло­ни­ей. При­мер­но в 800 мет­рах от бере­га, силь­ный ветер, веро­ят­но, накре­нил суд­но. Бал­ласт раз­ру­шил кор­пус и суд­но зато­ну­ло, про­ле­жав на мор­ском или­стом дне 25 сто­ле­тий.

В 1988 г. два дай­ве­ра обна­ру­жи­ли его и сооб­щи­ли о наход­ке в Сици­лий­ский депар­та­мент куль­тур­но­го наследия.

Потре­бо­ва­лось 20 лет, чтобы цели­ком под­нять суд­но, кото­рое теперь отпра­вят в Портс­мут (Вели­ко­бри­та­ния) для рестав­ра­ции, преж­де чем вер­нуть его в Гелу. Вла­сти наде­ют­ся выста­вить вос­ста­нов­лен­ное суд­но в новом мор­ском музее, кото­рый пока еще не постро­ен.


Шитое суд­но


Бель­тра­ме, из Уни­вер­си­те­та Ка-Фос­ка­ри, гово­рит, что суд­но — «пред­ста­ви­тель семей­ства арха­ич­ных гре­че­ских кораб­лей» — явля­ет­ся важ­ным недо­стаю­щим зве­ном в раз­ви­тии мор­ско­го инже­нер­но­го искус­ства.

«Оно демон­стри­ру­ет сме­ше­ние про­шив­ки и соеди­не­ния с помо­щью шипов — это дру­гая тех­ни­ка, кото­рая затем пре­об­ла­да­ла в судо­стро­е­нии», — гово­рит Бель­тра­ме, ука­зы­вая на соеди­не­ния, в кото­рых выступ одной части дере­ва встав­лял­ся в паз дру­гой.

Робер­то Пет­ри­а­джи (Roberto Petriaggi), из Ита­льян­ско­го цен­траль­но­го инсти­ту­та рестав­ра­ции, гово­рит, что гре­ки не были един­ст­вен­ным наро­дом в этом реги­оне, кото­рый при построй­ке судов исполь­зо­вал метод про­шив­ки.

«Тех­ни­че­ские зна­ния быст­ро рас­про­стра­ня­лись в Среди­зем­но­мор­ском бас­сейне, — гово­рит он. — У нас есть наход­ки, дока­зы­ваю­щие, что егип­тяне и фини­кий­цы с пуний­ца­ми так­же исполь­зо­ва­ли этот метод».


Мария Кри­сти­на Валь­зек­ки (Maria Cristina Valsecchi),
Рим, для «National Geographic News».

© 2009 г. National Geographic Society.
© 2009 г. Перевод с англ.: Сосновский С. И.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА