17.05.2016 г.
The History Blog
В ходе строительства метро в Риме найдены казармы преторианской гвардии

Казар­мы пре­то­ри­ан­ской гвар­дии II в. н. э. на стро­я­щей­ся стан­ции мет­ро.

В ходе стро­и­тель­ства Линии C — тре­тьей линии мет­ро в Риме — сде­ла­на сен­са­ци­он­ная наход­ка: казар­мы пре­то­ри­ан­ской гвар­дии II в. н. э. В девя­ти мет­рах под виа Иппо­нио, меж­ду Тер­ма­ми Кара­кал­лы и Лате­ран­ской бази­ли­кой, в исто­ри­че­ском цен­тре Рима, казар­мы зани­ма­ют огром­ное про­стран­ст­во пло­ща­дью в 1753 м2 (Агент­ст­во AP сооб­ща­ет о 900 м2, но все ита­льян­ские СМИ назы­ва­ют более высо­кую циф­ру, и я вос­про­из­во­жу их сведе­ния) — и это пока толь­ко рас­ко­пан­ная часть. Они были постро­е­ны в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Адри­а­на (117—138 гг. н. э.), но все­го через сто­ле­тие сне­се­ны в свя­зи со стро­и­тель­ст­вом Авре­ли­а­но­вых стен (271—275 гг. н. э.). К сча­стью, раз­ру­ши­ли их не до кон­ца, так что оста­лись вну­ши­тель­ные руи­ны — сте­ны высотой до полу­то­ра мет­ров — кото­рые затем были погре­бе­ны.


Моза­ич­ный пол и фрес­ки на сте­нах в доме офи­це­ра.

В казар­мах 39 ком­нат, каж­дая раз­ме­ром 4 на 4 м, откры­ва­ют­ся в цен­траль­ный про­ход. Некото­рые из ком­нат — веро­ят­но, квар­ти­ры офи­це­ров, — бога­то укра­ше­ны наполь­ны­ми моза­и­ка­ми и настен­ны­ми фрес­ка­ми. Сте­ны сло­же­ны из кир­пи­чей с клей­ма­ми импе­ра­тор­ских печей, дати­ро­ван­ны­ми меж­ду 123 и 136 гг. н. э., что поз­во­ля­ет отне­сти к это­му пери­о­ду всё стро­е­ние. На участ­ке име­ет­ся так­же мас­со­вое захо­ро­не­ние. Пока в нём рас­ко­па­но 13 ске­ле­тов и несколь­ко арте­фак­тов, в том чис­ле брон­зо­вая моне­та и брон­зо­вый брас­лет.


Мас­со­вое захо­ро­не­ние в казар­мах.

Неда­ле­ко отсюда нахо­дит­ся несколь­ко руин стро­е­ний воен­но­го назна­че­ния. Под Лате­ран­ской бази­ли­кой рас­по­ло­жен Новый лагерь отбор­ной кон­ни­цы (Castra Nova Equitum Singularium, постро­ен­ный при Сеп­ти­мии Севе­ре око­ло 200 г. н. э.), к севе­ру от него пара бло­ков под виа Тас­со — это остат­ки Пер­во­го лаге­ря отбор­ной кон­ни­цы (Castra Priora Equitum Singularium, Тра­ян, око­ло 100 г. н. э.), а к запа­ду от них, воз­ле церк­ви Сан­то Сте­фа­но Ротон­до — Ино­зем­ный лагерь (Castra Peregrina, Август, I в. н. э.).


Вид на казар­мы свер­ху.

Стро­и­тель­ст­во линии мет­ро C нача­лось в 2007 г., и с тех пор ему посто­ян­но пре­пят­ст­во­ва­ли про­бле­мы с финан­си­ро­ва­ни­ем, кор­руп­ци­он­ные скан­да­лы и вели­ко­леп­ные архео­ло­ги­че­ские откры­тия, погло­щаю­щие день­ги и вре­мя. Сами тон­не­ли мет­ро соору­жа­ют­ся на глу­бине 25 мет­ров, чтобы не наты­кать­ся повсюду на антич­ные руи­ны, но новые стан­ции неиз­беж­но погру­жа­ют­ся в тол­щу тыся­че­лет­ней исто­рии. Казар­мы обна­ру­же­ны в ходе стро­и­тель­ства стан­ции «Амба Ара­дам», и город­ские вла­сти пыта­лись скрыть эти ново­сти, чтобы не объ­яв­лять, что стро­и­тель­ст­во линии сно­ва откла­ды­ва­ет­ся.


Сте­ны ком­нат.

В про­шлую среду газе­та «Иль Тем­по» осто­рож­но сооб­щи­ла о наход­ке, опуб­ли­ко­вав ста­тью, пол­ную цитат из пись­ма Фран­че­ско Про­спе­рет­ти, спе­ци­аль­но­го управ­ля­ю­ще­го архео­ло­ги­че­ской зоны Рима. Про­спе­рет­ти пишет, что это исклю­чи­тель­ное откры­тие, при­чём казар­мы так хоро­шо сохра­ни­лись, что невоз­мож­но будет их разо­брать, закон­чить стро­и­тель­ст­во, а затем вос­со­здать стро­е­ние в пер­во­на­чаль­ном кон­тек­сте. Казар­мен­ный ком­плекс так велик, что зани­ма­ет всю южную поло­ви­ну стан­ции и тянет­ся даль­ше. Север­ная часть стан­ции тоже изоби­лу­ет архео­ло­ги­че­ски­ми остат­ка­ми, кото­рые ещё не иссле­до­ва­ны, так что пока неиз­вест­но, что это такое и какие послед­ст­вия оно может повлечь. Объ­яс­няя, поче­му пред­ва­ри­тель­ные архео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки на этом месте не обна­ру­жи­ли столь боль­шое и хоро­шо сохра­нив­ше­е­ся зда­ние, Про­спе­рет­ти отме­ча­ет, что архео­ло­ги взя­ли про­бы, ука­зы­вав­шие на нали­чие антич­ных поверх­но­стей под мас­сив­ным совре­мен­ным стро­е­ни­ем, но они нахо­ди­лись на такой глу­бине, что иссле­до­вать их на пред­ва­ри­тель­ном эта­пе было невоз­мож­но.


При­мы­каю­щее к казар­мам жили­ще офи­це­ра с моза­ич­ны­ми пола­ми.

Мет­ро­стро­и­тель­ная ком­па­ния теперь долж­на решить, как быть даль­ше, и любое реше­ние, ско­рее все­го, потре­бу­ет вре­ме­ни и денег. Линия мет­ро C уже ста­ла самым доро­гим мет­ро­стро­и­тель­ным про­ек­том в исто­рии. На пресс-кон­фе­рен­ции в понедель­ник Про­спе­рет­ти заве­рил собрав­ших­ся, что и к архео­ло­ги­че­ско­му откры­тию огром­ной важ­но­сти, и к бюд­же­ту и сро­кам стро­и­тель­ства мет­ро отне­сут­ся с ува­же­ни­ем. Пла­ни­ру­ет­ся инте­гри­ро­вать руи­ны в состав стан­ции и создать первую насто­я­щую «архео­ло­ги­че­скую стан­цию» в Риме, без лиш­них рас­хо­дов или отсро­чек. Если такое раз­ви­тие собы­тий кажет­ся вам не слиш­ком веро­ят­ным, то это пото­му, что оно и в самом деле не слиш­ком веро­ят­но.

© 2016 г. The History Blog.
© 2016 г. Фото: Алессандра Тарантино / AP.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА