19.08.2018 г.
The History Blog
Золотая конская голова воссияла на выставке

Позо­ло­чен­ная брон­зо­вая кон­ская голо­ва, най­ден­ная в Вальд­гир­ме­се, на выстав­ке. Фото: Мини­стер­ство нау­ки и искус­ства Гес­се­на.

Позо­ло­чен­ная брон­зо­вая кон­ская голо­ва от кон­ной ста­туи I в., най­ден­ная в 2009 г. в Вальд­гир­ме­се в цен­траль­ной Гер­ма­нии, впер­вые выстав­ле­на для пуб­ли­ки. За свои 2000 лет эта голо­ва пере­жи­ла нема­ло: спер­ва гер­ман­ские пле­ме­на отде­ли­ли её от ста­туи, чтобы под­черк­нуть пре­хо­дя­щий харак­тер импер­ской вла­сти, после уни­что­же­ния рим­ских леги­о­нов в Тев­то­бург­ском лесу, затем её бро­си­ли в глу­бо­кий коло­дец, затем архео­ло­ги её отко­па­ли, затем на про­тя­же­нии несколь­ких лет она про­хо­ди­ла слож­ный про­цесс кон­сер­ва­ции, в то вре­мя, как вла­де­лец зем­ли, где она была най­де­на, судил­ся с зем­лёй Гес­сен, пыта­ясь мно­го­крат­но уве­ли­чить свою ком­пен­са­цию.

Когда месяц назад я писал об исхо­де это­го про­цес­са (суд под­дер­жал земле­вла­дель­ца), новых фото­гра­фий кон­ской голо­вы не было, так что я неохот­но огра­ни­чил­ся фото­гра­фи­ей, сде­лан­ной в 2010 г. на ран­них эта­пах кон­сер­ва­ции. Очень неохот­но. Крайне неохот­но. Но теперь об этом скре­же­те зубов­ном мож­но забыть, пото­му что Гес­сен нако­нец выста­вил кон­скую голо­ву на все­об­щее обо­зре­ние. Выстав­ка откры­ва­ет­ся в вос­кре­се­нье, а пред­ва­ри­тель­ный про­смотр для прес­сы был орга­ни­зо­ван в пят­ни­цу. Это озна­ча­ет, что те из нас, кто не может лич­но посмот­реть на пре­крас­ную золотую кон­скую голо­ву, увидит новые фото­гра­фии с выстав­ки.

При­ни­мать реста­ври­ро­ван­ную голо­ву выпа­ло музею «Рим­ский форт в Заль­бур­ге». Этот форт, постро­ен­ный в нача­ле II в. н. э. в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Тра­я­на для охра­ны лиме­са (гра­ни­цы Рим­ской импе­рии), нёс кара­уль­ную служ­бу на про­тя­же­нии 150 лет, но затем на гра­ни­це ста­ло слиш­ком опас­но и вой­ска были отведе­ны. В середине XIX в. руи­ны Заль­бур­га были обна­ру­же­ны и рас­ко­па­ны. Меж­ду 1897 и 1907 гг. по ука­зу кай­зе­ра Виль­гель­ма II форт был рекон­стру­и­ро­ван. Он стал музе­ем под откры­тым небом и базой для иссле­до­ва­ний, окру­жён­ной руи­на­ми рим­ско­го посе­ле­ния, кото­рое тоже частич­но было рекон­стру­и­ро­ва­но. Сего­дня это един­ст­вен­ный музей в Гес­сене, цели­ком посвя­щён­ный рим­ской исто­рии этой зем­ли.


Кон­ская голо­ва в про­филь. Фото: Мини­стер­ство нау­ки и искус­ства Гес­се­на.

На про­тя­же­нии послед­них несколь­ких лет посто­ян­ная экс­по­зи­ция в Заль­бур­ге была обнов­ле­на и рекон­стру­и­ро­ва­на, и её цен­тром теперь станет голо­ва из Вальд­гир­ме­са. Музей создал постер во всю сте­ну с изо­бра­же­ни­ем всей ста­туи в ори­ги­наль­ном раз­ме­ре. Дли­на одной толь­ко голо­вы состав­ля­ет 60 см, а мас­са — 15 кг, так что когда ста­туя была нетро­ну­та, она пред­став­ля­ла собой вну­ши­тель­ное зре­ли­ще. Ещё одна боль­шая панель рас­ска­зы­ва­ет о том, как кон­ская голо­ва была обна­ру­же­на в дере­вян­ной боч­ке на дне коло­д­ца глу­би­ной 11 м.

Это ста­ло лишь нача­лом труд­ной работы. Хотя насы­щен­ная водой анаэ­роб­ная среда сохра­ни­ла позо­ло­чен­ную брон­зо­вую голо­ву, при кон­сер­ва­ции послед­ней воз­ник­ло несколь­ко слож­ных про­блем, свя­зан­ных в основ­ном с позо­ло­той. Корро­зия брон­зы отра­зи­лась на золо­той поверх­но­сти, очень тон­кой, как и у любо­го позо­ло­чен­но­го пред­ме­та. Кон­сер­ва­то­ры ста­ра­лись уда­лить про­дук­ты корро­зии, не уда­ляя дра­го­цен­ное золо­то. Для укреп­ле­ния неко­то­рых зон при­ме­ня­лись запла­ты из акри­ло­вой смо­лы, а затем вся голо­ва в целях защи­ты была покры­та смо­лой. Кон­сер­ва­то­ры при­ня­ли осо­знан­ное реше­ние не нано­сить новую позо­лоту на те участ­ки, где она ока­за­лась утра­че­на.


Борис Рейн, министр нау­ки и искус­ства, пред­став­ля­ет кон­скую голо­ву в музее Заль­бур­га. Фото: Мини­стер­ство нау­ки и искус­ства Гес­се­на.

На пред­ва­ри­тель­ном пока­зе выстав­ки для прес­сы Борис Рейн, министр нау­ки и искус­ства Гес­се­на, осы­пал кон­сер­ва­то­ров похва­ла­ми, отме­тив, что их кро­пот­ли­вая работа поз­во­ля­ет нам увидеть тон­чай­шие реа­ли­стич­ные дета­ли, улов­лен­ные скуль­п­то­ром. Ана­то­мия лоша­ди — муску­лы, вены, нозд­ри, зубы, уши — выпол­не­на с точ­но­стью, доступ­ной лишь очень искус­но­му масте­ру и худож­ни­ку.

© 2018 г. The History Blog.
© 2018 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА