15.02.2019 г.
The History Blog
В Доме Леды найдена фреска с Нарциссом

Деталь фрес­ки с Нар­цис­сом. Фото: Архео­ло­ги­че­ский парк Пом­пей.

Ещё одна высо­ко­ка­че­ст­вен­ная фрес­ка най­де­на в том же доме в Пом­пе­ях, где в про­шлом нояб­ре обна­ру­жи­лась фрес­ка с изо­бра­же­ни­ем мифа о Леде и лебеде. Новая рос­пись нахо­ди­лась в атрии, и на ней пред­став­лен миф о Нар­цис­се. На кар­тине тще­слав­ный охот­ник при­сталь­но смот­рит вниз, на соб­ст­вен­ное отра­же­ние в водо­ё­ме. Он окол­до­ван и не может поше­ве­лить­ся, хотя охот­ни­чий пёс отча­ян­но тянет его за одеж­ду. Поза­ди него кры­ла­тый юно­ша, веро­ят­но, Эрот, сын и неред­ко вест­ник Афро­ди­ты, кото­рая в обра­зе Неме­зиды кара­ет Нар­цис­са, отверг­ше­го любовь, и вну­ша­ет ему любовь к соб­ст­вен­но­му отра­же­нию.

Когда в кон­це про­шло­го года в спальне вил­лы была обна­ру­же­на Леда, архео­ло­ги бес­по­ко­и­лись, что даль­ней­шие рас­коп­ки могут повредить зда­ние. Изна­чаль­ной целью работ было укреп­ле­ние рас­ко­пан­ных участ­ков вдоль ули­цы Везу­вия в V рай­оне антич­но­го горо­да, ока­зав­шем­ся золотым дном даже по неве­ро­ят­но высо­ким мер­кам Пом­пей. Скло­ны рас­ко­па вдоль ули­цы Везу­вия дли­ной 3 км дави­ли на уже откры­тые зда­ния.


Фрес­ка с Ледой и лебедем пол­но­стью откры­та. Фото: Архео­ло­ги­че­ский парк Пом­пей.

Исклю­чи­тель­ное каче­ство и сохран­ность най­ден­ных в доме фре­сок с Ледой и При­а­пом побуди­ли архео­ло­гов моди­фи­ци­ро­вать скло­ны рас­ко­пан­ных участ­ков и ста­би­ли­зи­ро­вать антич­ные стро­е­ния. Затем им уда­лось про­дол­жить рас­коп­ки вил­лы и фрес­ки с Ледой. На дру­гой стене спаль­ни они обна­ру­жи­ли яркие рос­пи­си высотой от пола до потол­ка: рам­ки с изыс­кан­ным орна­мен­том на тём­но-крас­ном и жёл­том фоне и цен­траль­ную панель с Нар­цис­сом.


Настен­ные фрес­ки в атрии Нар­цис­са. Фото: Архео­ло­ги­че­ский парк Пом­пей.

Ком­на­ты это­го эле­гант­но­го дома исто­ча­ют любовь и чув­ст­вен­ную сла­дость: даже в при­ём­ной гостей встре­чал тем­пе­ра­мент­ный и мно­го­обе­щаю­щий При­ап, кото­рый тоже была задо­ку­мен­ти­ро­ван несколь­ко меся­цев назад; его мож­но сопо­ста­вить с изо­бра­же­ни­ем в сосед­нем Доме Вет­ти­ев.

В целом для ком­на­ты Леды харак­те­рен изыс­кан­ный Чет­вёр­тый стиль фре­сок, с изящ­ны­ми цве­точ­ны­ми укра­ше­ни­я­ми, в кото­рые вкрап­ля­ют­ся гри­фо­ны с рога­ми изоби­лия, кры­ла­тые купидо­ны, натюр­мор­ты и сра­же­ния живот­ных. Гар­мо­ния это­го эле­гант­но­го дизай­на про­дол­жа­лась даже на потол­ке, кото­рый пол­но­стью обру­шил­ся под тяже­стью лаво­вых частиц: рестав­ра­то­ры собра­ли его фраг­мен­ты и на их осно­ве вос­со­зда­ли кар­ти­ну.


Ком­на­та Леды. Фото: Архео­ло­ги­че­ский парк Пом­пей.

Сле­ду­ет осо­бо отме­тить, что в атрии Нар­цис­са до сих пор мож­но увидеть следы лест­ни­цы, кото­рая вела на вто­рой этаж, а в про­стран­стве под лест­ни­цей, исполь­зо­вав­шем­ся как кла­дов­ка, обна­ру­же­ны дюжи­на стек­лян­ных сосудов, восемь амфор и брон­зо­вая ворон­ка. Рядом с имплю­ви­ем была так­же най­де­на брон­зо­вая ситу­ла (сосуд для жид­ко­сти).


Ситу­ла, най­ден­ная рядом с имплю­ви­ем. Фото: Архео­ло­ги­че­ский парк Пом­пей.

Мас­си­мо Осан­на, руко­во­ди­тель Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка Пом­пеи, отме­ча­ет, что деко­ра­тив­ные моти­вы, види­мо, тема­ти­че­ски свя­за­ны, чтобы кра­сота, чув­ст­вен­ность и радо­сти жиз­ни сопро­вож­да­ли хозя­ев и гостей из ком­на­ты в ком­на­ту. Боль­шая высота стен пер­во­го эта­жа и покры­ваю­щих их фре­сок свиде­тель­ст­ву­ет о том, каким рос­кош­ным был этот дом. Судя по ярко­сти кра­сок, он был постро­ен неза­дол­го до гибе­ли Пом­пей в ката­стро­фе.


© 2019 г. The History Blog.
© 2019 г. Фото: Archaeological Park of Pompeii.
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА