Посейдон и Амимона.

Кратер краснофигурный.
Мастер Ахилла.
Около 460 года до н. э.
Высота 25,7; диаметр венчика 26 см.
Инв. № Б. 191.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1834, из собра­ния Пиц­ца­ти.

Описание:
Кра­те­ры име­ют фор­му чашеч­ки цвет­ка (calyx). Эта фор­ма пред­по­ло­жи­тель­но была изо­бре­те­на в Атти­ке в мастер­ской зна­ме­ни­то­го Экзе­кия око­ло 530 года до н. э. Во вся­ком слу­чае, этим вре­ме­нем дати­ру­ет­ся самый ран­ний извест­ный нам чер­но­фи­гур­ный экзем­пляр, создан­ный этим вели­ким гон­ча­ром и вазо­пис­цем. Осо­бен­но популяр­на эта фор­ма ста­но­вит­ся у масте­ров крас­но­фи­гур­но­го сти­ля на про­тя­же­нии все­го даль­ней­ше­го вре­ме­ни суще­ст­во­ва­ния вазо­вой рос­пи­си, т.е. и в V, и в IV веке до н. э.
Эта фор­ма вазы была чрез­вы­чай­но популяр­на не толь­ко в антич­ную эпо­ху, но и в новое вре­мя (см. кат. 109), и прак­ти­че­ски без изме­не­ний она дошла до наше­го вре­ме­ни (мож­но вспом­нить хотя бы гип­со­вые вазы-клум­бы, часто укра­шав­шие пар­ки куль­ту­ры и отды­ха, или ста­ди­о­ны совет­ской эпо­хи).
Кра­тер укра­ша­ет еще одна сце­на пре­сле­до­ва­ния. В дан­ном слу­чае изо­бра­жен бог морей Посей­дон, дого­ня­ю­щий Ами­мо­ну, обра­тив­шу­ю­ся к нему с прось­бой о защи­те от пре­сле­до­ва­ния ее сати­ра.
Утки­на Л. М.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 34—35 кат. № 28.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: кратер краснофигурный Мастер Ахилла Посейдон и Амимона Нептун Посейдон трезубец меандр Инв № Б 191
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА