Герма Диониса и Геракла. Деталь: Геракл.

Мрамор. I в.
Высота 42 см.
Инв. № А. 50.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1787, из собра­ния Д. Лайд Бра­у­на, Уим­бл­дон.

Описание:
Выска­зы­ва­лись мне­ния, что двой­ная гер­ма пред­став­ля­ет одно­го пер­со­на­жа — Герак­ла (или Дио­ни­са) — в моло­дом и зре­лом воз­расте. Исхо­дя из осо­бен­но­стей клас­си­че­ской ико­но­гра­фии, веро­ят­нее пред­по­ла­гать, что в моло­дом пер­со­на­же запе­чат­лен Дио­нис, тогда как лицо с боро­дой явля­ет изо­бра­же­ние Герак­ла. Голо­вы убра­ны круп­ны­ми вино­град­ны­ми листья­ми, кото­рые соеди­не­ны повяз­ка­ми, спус­каю­щи­ми­ся с обе­их сто­рон на пле­чи. Круп­ные раз­ме­ры свиде­тель­ст­ву­ют о при­над­леж­но­сти этой гер­мы к убран­ству вил­лы. Поми­мо обще­го соот­вет­ст­вия деко­ру антич­но­го сада со слож­ны­ми скульп­тур­ны­ми ком­по­зи­ци­я­ми, гер­мы сох­ра­ня­ли свое ста­рин­ное пред­на­зна­че­ние: отме­чать пере­крест­ки дорог и гра­ни­цы вла­де­ний. В устрой­стве рим­ских садов боль­шую роль игра­ло вклю­че­ние сим­во­лов зем­но­го про­стран­ства, сох­ра­не­ние памя­ти при­род­ных и гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов. Напри­мер, на вил­ле импе­ра­то­ра Адри­а­на в Тиво­ли были свои Тем­пей­ская доли­на и Каноп, а в пом­пей­ских садах неболь­шие вод­ные кана­лы гром­ко име­но­ва­лись Нил­ами и Еври­па­ми. Нес­лу­чай­но сов­ме­ще­ние ликов Дио­ни­са и Герак­ла: Дио­нис явил­ся когда-то из Индии, поко­рив восточ­ные пре­де­лы, Геракл же стал зна­ме­нит тем, что, совер­шая свои подви­ги, достиг край­не­го запа­да — Герак­ло­вых стол­пов, а в погоне за ланью добрал­ся до север­ных пре­де­лов Борея. В пред­став­ле­ни­ях древ­них рим­лян суще­ст­во­вал устой­чи­вый образ гра­ниц мира, поко­рен­ных Дио­ни­сом и Герак­лом. Так, Вер­ги­лий, опи­сы­вая пред­ска­за­ния Анхи­за, гово­рит, что Август вернет золо­той век и «пре­де­лы дер­жа­вы про­двинет» и поко­рит самые дале­кие зем­ли, каких не достиг­ли ни Алкид, ни Либер («Эне­ида», VI, 801—805).

Сад как часть при­ро­ды был напол­нен непре­мен­ны­ми дио­ни­сий­ски­ми изо­бра­же­ни­я­ми, сим­во­ла­ми пло­до­ро­дия, веч­но­го уми­ра­ния и воз­рож­де­ния. Посвя­щен­ным был поня­тен сим­во­ли­че­ский кон­текст двой­но­го изо­бра­же­ния Дио­ни­са и Герак­ла, объ­еди­нен­ных вен­ком и лен­та­ми: Геракл, при­об­щен­ный к дио­ни­сий­ским таин­ствам, пред­став­лен воз­ве­ли­чен­ным смерт­ным, узнав­шим жизнь бла­жен­ных. Мра­мор гер­мы отли­ча­ет­ся хоро­шей сохран­но­стью, одна­ко сле­ду­ет отме­тить, что в XVIII веке, оче­вид­но, для при­да­ния скульп­ту­ре более при­вле­ка­тель­но­го вида лица были пол­но­стью рету­ши­ро­ва­ны (ори­ги­наль­ная поверх­ность оста­лась на мра­мо­ре волос и боро­ды). Это затруд­ня­ет дать более деталь­ную дати­ров­ку, остав­ляя воз­мож­ность опре­де­ле­ния работы ран­не­им­пе­ра­тор­ским вре­ме­нем.

Круг­лов А. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 18 кат. № 5.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: мрамор герма Диониса и Геракла Геракл Геркулес виноградные листья повязка повязки ленты виноградный венок из виноградных листьев Инв № А 50 А50
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА