Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Высота 40,2 см; диаметр венчика 22,8 см; диаметр подставки 13,8 см.
Инв. №№ Б. 1516 / ГР-4443.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон.

Гидрия чернофигурная. Аттика.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Высота 40,2 см; диаметр венчика 22,8 см; диаметр подставки 13,8 см.
Инв. №№ Б. 1516 / ГР-4443.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1862, из собра­ния мар­ки­за Дж.-П. Кам­па­на.

Описание:
Геракл — люби­мей­ший и популяр­ней­ший герой Древ­ней Гре­ции. Совер­шен­ные им подви­ги, не раз слу­жи­ли источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для масте­ров раз­лич­ных видов искус­ства. Атти­че­ские вазо­пис­цы так­же люби­ли изо­бра­жать это­го могу­че­го героя из Фив. Гид­рия — сосуд для воды с тре­мя руч­ка­ми: дву­мя гори­зон­таль­ны­ми, для пере­нос­ки и одной вер­ти­каль­ной, необ­хо­ди­мой при раз­ли­ва­нии. Вазо­пис­цы ста­ра­лись укра­шать сосуды изо­бра­же­ни­я­ми сце­нок или пер­со­на­жей, тем или иным спо­со­бом под­чер­ки­ваю­щи­ми назна­че­ние вазы. Осо­бое место сре­ди этих сюже­тов зани­ма­ет «нетра­ди­ци­он­ный» подвиг Герак­ла — его борь­ба с мор­ским боже­ст­вом Три­то­ном, сыном Посей­до­на и нере­иды Амфи­т­ри­ты, имев­шим вид чело­ве­ка с рыбьим хво­стом вме­сто ног. На туло­ве вазы изо­бра­же­на борь­ба героя с этим чудо­ви­щем — оли­це­тво­ре­ни­ем бур­ной мор­ской сти­хии. По сто­ро­нам от борю­щих­ся поме­ще­ны зри­те­ли: спра­ва — отец Три­то­на, бог морей Посей­дон (в руках у него тре­зу­бец), а сле­ва — ста­рец Нерей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий спо­кой­ное море. В отли­чие от этих двух спо­кой­но сто­я­щих фигур, цен­траль­ная груп­па (Геракл и Три­тон) изо­бра­же­на в стре­ми­тель­ном дви­же­нии. Живо­пис­ность сцен­ки еще более под­чер­ки­ва­ют яркие пят­на пур­пу­ра на воло­сах и боро­де Посей­до­на, Три­то­на и Герак­ла, на хво­сто­вых коль­цах мон­стра, а так­же пят­на белой крас­ки на седых кудрях Нерея. Осо­бую завер­шен­ность всей ком­по­зи­ции при­да­ет поме­щен­ная над всем рисун­ком над­пись «Геракл».

На пле­чи­ках гид­рии изо­бра­жен пер­вый подвиг Герак­ла: его схват­ка с немей­ским львом.

Утки­на Л. М.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 27 кат. № 15.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом бог посейдон посейдона посидаон posidon poseidon греция grecia graecia hellas тритон тритона deus triton гекуба гекубы hecuba hecabe hekuba hekabe cisseis нерей нерея nereus техника в технике аттика аттический аттическая attika attica чернофигурный чернофигурная гидрия гидрии hydria немейский лев с немейским львом немейского льва коллекция кампана трезубец трезубцем fuscina tridens мастер вазописец художник антимена первый подвиг борьба инв № б. 1516 гр-4443