Ника с треножником.

Гидрия-кальпида краснофигурная. Аттика.
Евхарид.
Глина; пурпур, разбавленный лак. 485—480 гг. до н. э.
Высота 38,5 см; диаметр венчика 13 см; диаметр подставки 14,5 см.
Инв. № Б. 2604.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1890, куп­ле­на у тор­гов­ца древ­но­стя­ми Запо­рож­ско­го.

Описание:
В отли­чие от чер­но­фи­гур­ных гидрий с пле­чи­ка­ми, в каль­пиде гор­ло, пле­чи­ки и туло­во име­ют непре­рыв­ную линию изги­ба, что при­да­ет ее силу­эту осо­бую кра­соту. Ото­гну­тый край вен­чи­ка укра­шен ова­ми, полос­ка меанд­ра поме­ще­на на туло­ве, под фигу­рой Ники. У ручек нари­со­ва­ны крас­но­фи­гур­ные паль­мет­ки, ими­ти­ру­ю­щие укра­ше­ния брон­зо­вых сосудов.

Боль­шая фигу­ра летя­щей боги­ни победы Ники с тре­нож­ни­ком в руках выгод­но выде­ля­ет­ся на чер­ном туло­ве вазы. Голо­ву боги­ни укра­ша­ет диа­де­ма и пур­пу­ро­вый венок, в ушах — боль­шие круг­лые серь­ги. Ника (сест­ра Рве­ния, Упор­ства и Силы) — оли­це­тво­ре­ние победы в любом поедин­ке, поэто­му она была непре­мен­ной спут­ни­цей вер­хов­но­го бога Зев­са и боги­ни муд­ро­сти Афи­ны. Обыч­но она изо­бра­жа­лась кры­ла­той жен­щи­ной с вен­ком или (как на нашей вазе) с тре­нож­ни­ком в руках. Тре­нож­ник (метал­ли­че­ский котел на трех нож­ках) слу­жил не толь­ко для разо­гре­ва­ния пищи и воды, он мог быть при­зом за победу или куль­то­вым при­но­ше­ни­ем богам (напри­мер, Апол­ло­ну).

Мастер Евха­рида любил рас­пи­сы­вать сосуды огром­ных раз­ме­ров. Круп­ные и мас­сив­ные про­пор­ции фигур, укра­шаю­щих его вазы, очень хоро­шо соот­но­сят­ся с их тяже­лы­ми фор­ма­ми. Кро­ме того, подоб­ные гид­рии в более позд­нее вре­мя мог­ли слу­жить и урна­ми для пеп­ла умер­ше­го на чуж­бине гре­ка, что кос­вен­но под­твер­жда­ет и место наход­ки дан­ной каль­пиды — сто­ли­ца древ­не­го Бос­пор­ско­го цар­ства Пан­ти­ка­пей. Эрми­таж­ная ваза инте­рес­на еще и тем, что будучи раз­би­той в древ­но­сти, в древ­но­сти же она была и почи­не­на — об этом свиде­тель­ст­ву­ет шесть сох­ра­нив­ших­ся брон­зо­вых скреп на вен­чи­ке сосуда. Уже в новое вре­мя, веро­ят­но, при наход­ке ее в XIX веке, она была отре­ста­ври­ро­ва­на еще раз: недо­стаю­щие части допол­ни­ли кус­ка­ми от дру­го­го антич­но­го сосуда с рос­пи­сью, кото­рую скры­ли под сло­ем гип­са и крас­ки. В 1960-х годах рестав­ра­то­ры Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа обна­ру­жи­ли этот «сек­рет» вазы.

Утки­на Л. М.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 30 кат. № 20.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: Ника с треножником гидрия-кальпида краснофигурная Аттика Евхарид глина пурпур разбавленный лак крылатая Нике треножник гидрия кальпида овы ова ов меандр пальметки пальметка пальметта пальметты диадема пурпуровый венок серьги трипод мастер Евхарида Инв № Б 2604 Б2604