Геркулес и Омфала
Джованни Франческо Романелли (1611—1662).
Холст, масло. 100 × 133 см.
Инв. № ГЭ 1601.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Геркулес и Омфала.

Джованни Франческо Романелли (1611—1662).
Холст, масло. 100 × 133 см.
Инв. № ГЭ 1601.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1779 г., из собра­ния Р. Уол­по­ла в Хоу­тон-Хол­ле, Англия.

Описание:
Была при­об­ре­те­на сэром Робер­том Уол­по­лом на рас­про­да­же кар­тин собра­ния Энд­рюс Хэй в 1725 году и нахо­ди­лась сна­ча­ла в Лон­доне на Дау­нинг-стрит, 10, затем в име­нии Уол­по­ла Хоу­тон-Хол­ле. Исто­рия Гер­ку­ле­са и Омфа­лы при­вле­ка­ла вни­ма­ние мно­гих ита­льян­ских худож­ни­ков в XVII — нача­ле XVIII века. Рома­нел­ли, часто обра­щав­ший­ся к антич­ной мифо­ло­гии, не про­шел мимо этой темы. Соглас­но пре­да­нию, Гер­ку­лес, в нака­за­ние за убий­ство Ифи­та, по при­ка­за­нию дель­фий­ско­го ора­ку­ла был отдан на три года в раб­ство цари­це Лидии — Омфа­ле, по при­хо­ти кото­рой он дол­жен был прясть шерсть и выпол­нять дру­гую жен­скую работу, тогда как сама цари­ца обла­чи­лась в шку­ру льва и воору­жи­лась пали­цей героя (Апол­ло­дор, II, 6, 2—3). По неко­то­рым источ­ни­кам, Омфа­ла име­ла сына от Гер­ку­ле­са (Овидий, «Геро­иды», IX, 53—57). В кар­тине Рома­нел­ли фигу­ры Гер­ку­ле­са и Омфа­лы в их ярких крас­ном и синем пла­щах состав­ля­ют в цен­тре кар­ти­ны по зако­нам ака­де­ми­че­ской живо­пи­си пра­виль­ный тре­уголь­ник, кото­рый вен­ча­ет фигур­ка купидо­на с факе­лом. Дру­гой купидон под­дер­жи­ва­ет тяже­лый зана­вес, как бы откры­вая зри­те­лю сце­ну, на кото­рой про­ис­хо­дит дей­ст­вие. Еще один шалов­ли­вый посла­нец боги­ни люб­ви пода­ет Герак­лу вере­те­но, тогда как Омфа­ла дер­жит в левой руке пали­цу героя, кото­рой тот пора­зил в свое вре­мя лер­ней­скую гид­ру. Две слу­жан­ки с инте­ре­сом наблюда­ют за тем, как сын Зев­са спра­вит­ся с уни­зи­тель­ным пору­че­ни­ем. По харак­те­ру живо­пи­си и коло­ри­ту кар­ти­на близ­ка про­из­веде­ни­ям, отно­ся­щим­ся ко вто­рой поло­вине 1650-х годов. Инте­рес­но отме­тить, что 19 фев­ра­ля 1725 года эрми­таж­ное полот­но про­да­ва­лось на аук­ци­оне у Кок­са в Лон­доне вме­сте с дру­ги­ми «кар­ти­на­ми из кол­лек­ции м-ра Энд­рю Хея, при­ве­зен­ны­ми из-за гра­ни­цы».

Все­волж­ская С. Н.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 51 кат. № 44.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: холст масло джованни франческо романелли геркулес и омфала геракл эрот эроты эрос амур амуры купидон лук стрелы ангел шерсть веретено факел палица дубина геракла инв № гэ 1601 гэ1601