Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. BerchemИнв. № ГЭ 10089.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
До последнего времени считалось, что композиция Берхема изображает пастушескую сцену. Однако в действительности ее сюжетом является один из эпизодов истории детства Юпитера (в греческой мифологии — Зевса), описанной в «Фастах» Овидия (V, III, 124). Мать младенца, богиня Рея, опасаясь своего мужа Сатурна, проглатывавшего собственных детей, спрятала новорожденного в гроте на острове Крит. Здесь о нем заботились нимфы горы Ида, вскормившие младенца чудесным молоком козы Амалфеи.
Николас Берхем, получивший широкую известность как пейзажист, обратился к созданию сюжетных композиций в основном в поздний период творчества. Эрмитажное полотно следует отнести приблизительно к 1680 году. Эта датировка подтверждается и стилистическими особенностями произведения. Прихотливая динамика жестов и поз персонажей, орнаментальность контуров, декоративный колорит свидетельствуют о чертах, развитых позднее в живописи рококо. В отличие от многих современников, Берхем не придерживался характерной для голландских живописцев узкой специализации. Он писал и пейзажные мотивы, и человеческие фигуры, и изображения животных, проявляя в каждой из этих областей незаурядное мастерство.
Близкий вариант этой же композиции находится в Народной галерее в Праге (Чехия).
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.