Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит)
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Инв. № ГЭ 10089.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).

Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Инв. № ГЭ 10089.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1969 г., через Экс­перт­но-заку­поч­ную комис­сию Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа.

Описание:
В XVIII веке кар­ти­на вхо­ди­ла в извест­ную кол­лек­цию фран­цуз­ско­го порт­ре­ти­ста Ж.А. Аведа и была при­об­ре­те­на на рас­про­да­же это­го собра­ния в 1766 году в Пари­же кня­зем Д.А. Голи­цы­ным.

До послед­не­го вре­ме­ни счи­та­лось, что ком­по­зи­ция Бер­хе­ма изо­бра­жа­ет пас­ту­ше­скую сце­ну. Одна­ко в дей­ст­ви­тель­но­сти ее сюже­том явля­ет­ся один из эпи­зо­дов исто­рии дет­ства Юпи­те­ра (в гре­че­ской мифо­ло­гии — Зев­са), опи­сан­ной в «Фастах» Овидия (V, III, 124). Мать мла­ден­ца, боги­ня Рея, опа­са­ясь сво­его мужа Сатур­на, про­гла­ты­вав­ше­го соб­ст­вен­ных детей, спря­та­ла ново­рож­ден­но­го в гро­те на ост­ро­ве Крит. Здесь о нем забо­ти­лись ним­фы горы Ида, вскор­мив­шие мла­ден­ца чудес­ным моло­ком козы Амал­феи.

Нико­лас Бер­хем, полу­чив­ший широ­кую извест­ность как пей­за­жист, обра­тил­ся к созда­нию сюжет­ных ком­по­зи­ций в основ­ном в позд­ний пери­од твор­че­ства. Эрми­таж­ное полот­но сле­ду­ет отне­сти при­бли­зи­тель­но к 1680 году. Эта дати­ров­ка под­твер­жда­ет­ся и сти­ли­сти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми про­из­веде­ния. При­хот­ли­вая дина­ми­ка жестов и поз пер­со­на­жей, орна­мен­таль­ность кон­ту­ров, деко­ра­тив­ный коло­рит свиде­тель­ст­ву­ют о чер­тах, раз­ви­тых позд­нее в живо­пи­си роко­ко. В отли­чие от мно­гих совре­мен­ни­ков, Бер­хем не при­дер­жи­вал­ся харак­тер­ной для гол­ланд­ских живо­пис­цев узкой спе­ци­а­ли­за­ции. Он писал и пей­заж­ные моти­вы, и чело­ве­че­ские фигу­ры, и изо­бра­же­ния живот­ных, про­яв­ляя в каж­дой из этих обла­стей неза­у­ряд­ное мастер­ство.

Близ­кий вари­ант этой же ком­по­зи­ции нахо­дит­ся в Народ­ной гале­рее в Пра­ге (Чехия).

Соко­ло­ва И. А.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 56—57 кат. № 49.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник холст масло пастушеская сцена младенец юпитер на острове крит николас клас питерс берхем подпись n berchem зевс нимфа ида нимфы гора горы козы коза амалфея амалтея инв № гэ 10089