Туалет Венеры
Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 101 × 86,5 см (овал).
Инв. № ГЭ 7655.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Туалет Венеры.

Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 101 × 86,5 см (овал).
Инв. № ГЭ 7655.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: меж­ду 1815—1822 года­ми при­об­ре­те­ны Н. Б. Юсу­по­вым, нахо­ди­лись в усадь­бе Архан­гель­ское под Моск­вой;
после 1854 года пере­ве­зе­ны во дво­рец на Мой­ке, Санкт-Петер­бург;
в 1925 году посту­пи­ли в Эрми­таж из двор­ца-музея Юсу­по­вых в Пет­ро­гра­де;
в 1928 году пере­да­ны в Государ­ст­вен­ный музей изо­бра­зи­тель­ных искусств им. А. С. Пуш­ки­на, Москва;
воз­вра­ще­ны в Эрми­таж в 1932 году.

Описание:
Обе кар­ти­ны, состав­ля­ю­щие пару, испол­не­ны в середине — вто­рой поло­вине XVIII сто­ле­тия на сюже­ты, заим­ст­во­ван­ные из «Мета­мор­фоз» Овидия (X, 534). Кар­ти­ны с изо­бра­же­ни­ем Вене­ры, как и вооб­ще культ боги­ни люб­ви, име­ли огром­ный успех во Фран­ции в XVIII веке. В Пари­же посто­ян­но дают «Пиг­ма­ли­о­на» Рамо, Андре Кам­п­ра ста­вит на сцене опе­ру «Любовь Мар­са и Вене­ры», Жан Жорж Наварр созда­ет балет «Туа­лет Вене­ры». В Париж­ском салоне со вре­ме­ни послед­них лет прав­ле­ния Людо­ви­ка XIV на про­тя­же­нии все­го сто­ле­тия и даже в годы рево­лю­ции выстав­ля­ют­ся кар­ти­ны, посвя­щен­ные Вене­ре. Худож­ни­ки изби­ра­ют для сво­их про­из­веде­ний сюже­ты из «Или­а­ды» Гоме­ра, «Мета­мор­фоз» Овидия, «Эне­иды» Вер­ги­лия, «Од» Ана­кре­он­та. На полот­нах живо­пис­цев боги­ня рож­да­лась из пены мор­ских вод, пре­да­ва­лась люб­ви с Мар­сом, посе­ща­ла куз­ни­цу Вул­ка­на, стре­ми­лась спа­сти Адо­ни­са, ожи­вить Гала­тею, вос­пи­ты­ва­ла или обез­ору­жи­ва­ла Аму­ра, зани­ма­лась сво­им туа­ле­том, купа­лась, отды­ха­ла. Сам Воль­тер зака­зал для себя копии с «пре­крас­ных обна­жен­но­стей» Нату­а­ра и Буше.

Истин­ным пев­цом жен­ской кра­соты был Фран­с­уа Буше, «кого Вене­ра и ее Двор, — по выра­же­нию совре­мен­ни­ка Фре­ро­на, — избра­ли сво­им худож­ни­ком». Буше, как никто дру­гой, умел пере­дать мимо­лет­ные состо­я­ния души, усколь­заю­щие и обман­чи­вые. Соблаз­ни­тель­ная юность его жен­ских обра­зов смяг­ча­ла эро­тизм поз и дви­же­ний. Вене­ры Буше, погру­жен­ные в цве­ту­щую при­ро­ду, нега­сну­щие небе­са, лас­каю­щий свет солн­ца и обе­щаю­щие сла­дость люб­ви, живут в атмо­сфе­ре эро­ти­ки, создан­ной с боль­шой дели­кат­но­стью, где есть лишь лег­кий намек на соблазн.

Вполне веро­ят­но, что при­об­ре­те­ние этих двух ком­по­зи­ций Н.Б. Юсу­по­вым име­ло целью быть вклю­чен­ны­ми в убран­ство инте­рье­ров двор­ца в Архан­гель­ском, напри­мер, в каче­стве десюде­пор­тов. Воз­мож­но, поэто­му Нико­лай Бори­со­вич не был слиш­ком строг к сво­е­му выбо­ру и не обра­тил вни­ма­ние на неко­то­рую сухость и жест­кость мане­ры, не очень свой­ст­вен­ные Буше даже в напи­са­нии неболь­ших про­из­веде­ний, при­зван­ных слу­жить эле­мен­том деко­ра. Одна­ко эти осо­бен­но­сти, отли­чаю­щие пред­став­лен­ные кар­ти­ны от основ­но­го вари­ан­та (в нача­ле XX века — собра­ние А. Гольд­шми­та, затем — А. Рот­шиль­да; в насто­я­щее вре­мя — част­ное собра­ние, Нью-Йорк), застав­ля­ют усо­мнить­ся в автор­стве Фран­с­уа Буше. Мы склон­ны усмат­ри­вать в ком­по­зи­ци­ях из юсу­по­в­ско­го собра­ния не автор­ские вари­ан­ты, а копии мастер­ской худож­ни­ка или его после­до­ва­те­лей. Извест­но боль­шое коли­че­ство поло­тен, напи­сан­ных Буше и его уче­ни­ка­ми на эту тему. Одно­вре­мен­но суще­ст­ву­ет ряд рисун­ков масте­ра на сюже­ты «Три­ум­фа Вене­ры» и «Туа­ле­та Вене­ры», одни из них явля­ют­ся само­сто­я­тель­ны­ми, дру­гие сле­ду­ет счи­тать под­гото­ви­тель­ны­ми к живо­пис­ным ком­по­зи­ци­ям. К послед­ним мож­но отне­сти набро­сок к фигу­ре Вене­ры из ком­по­зи­ции «Три­умф», исполь­зо­ван­ный в нью-йорк­ском ори­ги­на­ле и эрми­таж­ной кар­тине.

Деря­би­на Е. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 70—71 кат. № 61.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana афродита aphrodite эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor венера venus холст масло овал круг франсуа буше туалет венеры венера афродита путто путти венок инв № гэ 7655