Художники
Робер Юбер (1733—1809).
Холст, масло. 24 × 32 см.
Инв. № ГЭ 6407.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Художники.

Робер Юбер (1733—1809).
Холст, масло. 24 × 32 см.
Инв. № ГЭ 6407.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1803 г., при­об­ре­те­на у худож­ни­ка;
в XIX веке — в Гат­чин­ском двор­це близ Санкт-Петер­бур­га;
1920 г. — пере­да­на в Ака­де­мию худо­жеств;
1930 г. — воз­вра­ще­на в Государ­ст­вен­ный Эрми­таж.

Описание:
Робер часто вво­дил в свои про­из­веде­ния худож­ни­ков, рису­ю­щих антич­ные памят­ни­ки, архи­тек­тур­ные соору­же­ния и при­вле­ка­тель­ные мест­но­сти. Эта тема появ­ля­ет­ся в его твор­че­стве еще в Ита­лии, напри­мер, в рисун­ке из музея Влан­са «Рисо­валь­щи­ки на Пала­тине», дати­ро­ван­ном 1761—1762 года­ми. Позд­нее, с 1780-х годов, он стал изо­бра­жать в пей­за­жах себя за работой. Но обыч­но эти фигу­ры име­ли вто­ро­сте­пен­ное зна­че­ние и поме­ща­лись сре­ди руин или в груп­пах, обра­зу­ю­щих стаф­фаж. Здесь же — напро­тив, вни­ма­ние сос­ре­дото­че­но на двух худож­ни­ках, заня­тых работой над наброс­ка­ми с нату­ры, как и в эрми­таж­ной аква­ре­ли «Худож­ни­ца сре­ди антич­ных раз­ва­лин», дати­ро­ван­ной 1796 годом (инв. № 46524). По-види­мо­му, и дан­ная кар­ти­на может быть отне­се­на к тому же деся­ти­ле­тию.

Робер «заво­е­вал» Рос­сию к нача­лу 1780-х годов, когда граф А. С. Стро­га­нов, близ­кий друг и пок­ро­ви­тель худож­ни­ка, круп­ней­ший кол­лек­ци­о­нер и зна­ток живо­пи­си, под­нес импе­ра­три­це пер­вые две кар­ти­ны Робе­ра и более двух деся­ти­ле­тий пожи­нал пло­ды сво­ей сла­вы сре­ди самых бли­ста­тель­ных и знат­ных почи­та­те­лей Петер­бур­га и Моск­вы. Это­му успе­ху спо­соб­ст­во­ва­ло как увле­че­ние Ита­ли­ей и ее антич­ны­ми древ­но­стя­ми, так и вопло­щен­ные масте­ром в сво­ем твор­че­стве идеи Жан-Жака Рус­со, полу­чив­шие в Рос­сии не мень­шее рас­про­стра­не­ние, чем во Фран­ции. Они вос­пе­ва­ли близ­кий рус­ско­му миро­вос­при­я­тию культ «пер­во­здан­ной при­ро­ды». Бур­ное стро­и­тель­ство заго­род­ных уса­деб, окру­жен­ных пей­заж­ны­ми пар­ка­ми, тре­бо­ва­ло сво­его вдох­но­ви­те­ля, кото­рым не мог стать никто дру­гой кро­ме Гюбе­ра Робе­ра. Про­ти­во­ре­чия меж­ду тре­мя поко­ле­ни­я­ми столь раз­ных по духу и убеж­де­ни­ям монар­хов не поме­ша­ли им испы­ты­вать неиз­мен­ное почте­ние к роман­ти­че­ским руи­нам Гюбе­ра Робе­ра. Худож­ник два­жды — в 1782 и 1791 годах — полу­чал при­гла­ше­ние Ека­те­ри­ны II посе­тить Петер­бург и писать пей­за­жи Цар­ско­го Села. Но по раз­ным при­чи­нам он отк­ло­нил эти лест­ные пред­ло­же­ния. Вели­кий князь Павел Пет­ро­вич (буду­щий импе­ра­тор Павел I) позна­ко­мил­ся с фран­цуз­ским масте­ром в Пари­же во вре­мя путе­ше­ст­вия по Евро­пе в 1782 году. Впо­след­ст­вии Робер неод­но­крат­но выпол­нял зака­зы Пав­ла, кото­рый сох­ра­нил бла­го­склон­ность к худож­ни­ку до кон­ца сво­их дней. По насто­я­тель­но­му сове­ту гра­фа А.С. Стро­га­но­ва уже в нача­ле сво­его прав­ле­ния, в 1803 году, импе­ра­тор Алек­сандр I при­об­рел у масте­ра сра­зу восемь ком­по­зи­ций раз­но­го вре­ме­ни, пред­став­ля­ю­щих все тема­ти­че­ское раз­но­об­ра­зие его твор­че­ства. Одной из них и явля­ет­ся кар­ти­на «Худож­ни­ки». Вско­ре после поступ­ле­ния в Импе­ра­тор­ский Эрми­таж она была отправ­ле­на в заго­род­ный дво­рец в Гат­чине, где и нахо­ди­лась до 1920 года.

Почи­та­те­ля­ми и заказ­чи­ка­ми Гюбе­ра Робе­ра ста­ла не толь­ко импе­ра­тор­ская фами­лия, но и самые извест­ные рус­ские кол­лек­ци­о­не­ры: Юсу­по­вы, Без­бо­род­ко, Голи­цы­ны, Шува­ло­вы и Ростоп­чи­ны и мно­гие дру­гие, чьи сто­лич­ные дома и заго­род­ные усадь­бы укра­ша­ли полот­на фран­цуз­ско­го пей­за­жи­ста. Рос­сия отда­ла дань ува­же­ния про­слав­лен­но­му масте­ру. 11 декаб­ря 1802 года Петер­бург­ская Ака­де­мия худо­жеств при­ня­ла реше­ние избрать его в свои «почет­ные воль­ные общ­ни­ки». Худож­ник несо­мнен­но гор­дил­ся этим зва­ни­ем, кото­рое начер­та­но на его над­гро­бии на клад­би­ще в Отей­ле.

Деря­би­на Е. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 73 кат. № 63.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись холст масло робер юбер 1733 1809 робер гюбер гюберт художники развалины руины художник рисовальщик рисовальщики инв № гэ 6407