Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге
Белый мрамор. 2-я пол. III в.Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана. Фото: С. И. Сосновский

Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.

Белый мрамор. 2-я пол. III в.

Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.

Происхождение:
Рим, виа Кази­ли­на (via Casilina), местеч­ко Тор­ра­ча (Torracia), 1946 г.

Описание:

6. Сар­ко­фаг с порт­ре­том в щите, под­дер­жи­ва­е­мом дву­мя кры­ла­ты­ми Гени­я­ми над Оке­а­ном и Тел­лус и с груп­па­ми Ахил­ла и Хиро­на по кра­ям (инв. № 124735).

Белый круп­но­зер­ни­стый мра­мор; выс. 47 см; дл. 210 см; глуб. 50 см.

Отсут­ст­ву­ет лира в руке Ахил­ла спра­ва. Име­ют­ся следы рас­крас­ки и позо­лоты, в основ­ном на кры­льях гени­ев и орла.

Про­ис­хож­де­ние: Рим, виа Кази­ли­на в местеч­ке Тор­ра­ча (1946). Обна­ру­жен во вре­мя дорож­ных работ.

Пря­мо­уголь­ный сар­ко­фаг, деко­ри­ро­ван­ный рельеф­ной сце­ной, зак­лю­чен­ной меж­ду дву­мя гори­зон­таль­ны­ми листе­ля­ми. На тор­цо­вых сто­ро­нах изо­бра­же­ны в про­филь низ­ким релье­фом два гри­фо­на с рас­кры­ты­ми кры­лья­ми. Сар­ко­фаг покрыт мра­мор­ной крыш­кой с отпо­ли­ро­ван­ным вер­хом и отвер­сти­ем в левой части. В цен­тре фрон­таль­ной сто­ро­ны рас­по­ло­жен щит с бюстом покой­но­го, под­дер­жи­ва­е­мый дву­мя летя­щи­ми кры­ла­ты­ми Гени­я­ми с раз­ве­ваю­щи­ми­ся одеж­да­ми. Их тела удли­не­ны, воло­сы собра­ны в мел­кие и круп­ные завит­ки, про­ра­ботан­ные бура­вом. Орел с рас­кры­ты­ми кры­лья­ми рас­по­ла­га­ет­ся под щитом, буд­то под­дер­жи­вая его; рядом полу­ле­жат фигу­ры Оке­а­на (сле­ва), боро­да­то­го и полу­об­на­жен­но­го, с рулем в пра­вой руке и яко­рем в левой, и Тел­лус (спра­ва), полу­об­на­жен­ной, в вен­ке из коло­сьев, с рогом изоби­лия в руках. Ком­по­зи­цию огра­ни­чи­ва­ют по сто­ро­нам зер­каль­но рас­по­ло­жен­ные груп­пы кен­тав­ра Хиро­на и моло­до­го Ахил­ла, кото­ро­го тот обу­ча­ет игре на лире. Изо­бра­жен­ный в про­филь Хирон, сидя­щий на зад­них ногах (частич­но пере­кры­тых нога­ми кры­ла­то­го Гения), пра­вую руку поло­жил на пле­чо юно­ши, а левой ука­зы­ва­ет на лиру, кото­рую дер­жит Ахилл. Фигу­ра героя обра­ще­на к зри­те­лю, голо­ва его слег­ка повер­ну­та в сто­ро­ну учи­те­ля. У него на пле­чах лишь корот­кая накид­ка. Подоб­ное огра­ни­че­ние ком­по­зи­ции фрон­таль­ной стен­ки рас­по­ло­жен­ны­ми по кра­ям оди­на­ко­вы­ми груп­па­ми неред­ко встре­ча­ет­ся на рим­ских сар­ко­фа­гах: дру­гим типич­ным при­ме­ром слу­жит груп­па Аму­ра и Пси­хеи, кото­рая, наряду с дру­ги­ми эле­мен­та­ми, состав­ля­ет деко­ра­тив­ный син­та­к­сис релье­фа. Похо­жий сар­ко­фаг, отно­ся­щий­ся к пери­о­ду после Гал­ли­е­на, име­ет­ся в Калья­ри (Pesce, с. 71 f., № 29, илл. 61—62): муж­ской порт­рет на щите, под­дер­жи­ва­е­мом дву­мя кры­ла­ты­ми Вик­то­ри­я­ми, с тре­мя тра­ги­че­ски­ми мас­ка­ми под ним меж­ду пер­со­ни­фи­ка­ци­я­ми Оке­а­на и Тел­лус. Отно­си­тель­но этих двух пер­со­ни­фи­ка­ций на релье­фах сар­ко­фа­гов кри­ти­ки еди­ны во мне­нии, что они слу­жат аллю­зи­ей апо­фе­о­за души покой­но­го, чей порт­рет на щите, оли­це­тво­ря­ю­щем небес­ные сфе­ры, кры­ла­тые Вик­то­рии или Гении уно­сят от эле­мен­тов, пред­став­ля­ю­щих зем­ные моти­вы (ср. E. Gerke, Die christlichen Sarkophage der с. 92 vorkonstantinischen Zeit, Berlin, 1940, с. 29; Cumont, Symbolisme, с. 488; H. Brandenburg, в JdI, 82, 1967, с. 225 сл., прим. 92). Тот же сим­во­ли­че­ский смысл воз­не­се­ния души без­услов­но несет фигу­ра орла, кото­рая, впро­чем, не встре­ча­ет­ся под щитом на дру­гих сар­ко­фа­гах, за иск­лю­че­ни­ем одно­го из Алек­сан­дрии, упо­мя­ну­то­го, но не опи­сан­но­го Gullini (см. биб­лио­гра­фию, с. 52). Груп­па Ахил­ла и Хиро­на име­ет осо­бое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, посколь­ку в ней кен­тавр, пре­одолев свою зве­ри­ную нату­ру, дости­га­ет истин­ной муд­ро­сти и обу­ча­ет героя искус­ству музы­ки, кото­рое более дру­гих искусств под­хо­дит для выра­же­ния тор­же­ства совер­шен­ной души над чело­ве­че­ски­ми стра­стя­ми в соот­вет­ст­вии со спи­ри­ту­а­ли­сти­че­ской кон­цеп­ци­ей, достиг­шей рас­цве­та в III в. н. э., в кото­рой важ­ное место зани­ма­ет экс­таз mousikòs anèr[1]. С дан­ной груп­пой свя­за­на ико­но­гра­фи­че­ская про­бле­ма, — кото­рая так­же про­сле­жи­ва­ет­ся в живо­пи­си Гер­ку­ла­ну­ма (P. Hermann, Denkmäler der Malerei des Altertums, München, 1904—1931, с. 103, табл. 82) и в неко­то­рых дру­гих живо­пис­ных и моза­ич­ных работах, исполь­зу­ю­щих этот извест­ный скульп­тур­ный образ, — в осно­ве кото­рой лежит свиде­тель­ство Пли­ния (N. H., XXXVI, 29) о Сеп­те[2], отно­ся­ще­е­ся к IV или I в. до н. э. (Sichtermann, см. биб­лио­гра­фию). Gullini (см. биб­лио­гра­фию, с. 53) не иск­лю­ча­ет, что при изготов­ле­нии сар­ко­фа­га скуль­п­тор исполь­зо­вал в каче­стве образ­ца эту рим­скую работу.

В сти­ли­сти­че­ском отно­ше­нии работа доволь­но посред­ст­вен­на, но ее деко­ра­тив­ная фак­ту­ра пол­но­стью с. 93 соот­вет­ст­ву­ет обиль­ной про­дук­ции подоб­но­го рода в Риме III в. н. э. Самым важ­ным эле­мен­том, на кото­ром может быть осно­ва­на более точ­ная дати­ров­ка, слу­жит порт­рет покой­но­го, кото­рый l’Andreae (см. библ.) отно­сит к эпо­хе Алек­санд­ра Севе­ра, пред­ла­гая таким обра­зом счи­тать, что сар­ко­фаг был изготов­лен в кон­це пер­вой тре­ти сто­ле­тия. Тем не менее, более убеди­тель­ны пред­по­ло­же­ния Gullini (см. библ.), осно­ван­ные на срав­не­ни­ях с раз­лич­ны­ми порт­ре­та­ми эпо­хи Гал­ли­е­на, для кото­рых харак­тер­ны отказ от экс­прес­сив­но­сти, свой­ст­вен­ной пред­ше­ст­во­вав­шей эпо­хе, уме­рен­ная коло­рит­ность и общая сдер­жан­ность, состав­ляв­шие основ­ные эле­мен­ты сти­ля нео­клас­си­циз­ма эпо­хи Гал­ли­е­на.

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

[1]mousikòs anèr (греч.) — муж, при­об­щен­ный к музы­ке, или, в более широ­ком смыс­ле, к искус­ствам Муз. Выра­же­ние при­над­ле­жит Пла­то­ну, кото­рый при­ме­нял его к чело­ве­ку, полу­чив­ше­му элит­ное обра­зо­ва­ние и спо­соб­но­му, в чис­ле про­че­го, при­ни­мать уча­стие в сим­по­зи­у­мах.

[2]Nec minor quaestio est in Saeptis, Olympum et Pana, Chironem cum Achille qui fecerint, praesertim cum capitali satisdatione fama iudicet dignos. (Оста­ет­ся боль­шим вопро­сом, кто явил­ся авто­ром Олим­па и Пана, а так­же Хиро­на с Ахил­лом на Сеп­те; обще­ст­вен­ное мне­ние счи­та­ет [эти скульп­ту­ры] достой­ны­ми охра­ны под стра­хом смерт­ной каз­ни. — Пер. с лат. И. Ш.). Saepta — Сеп­та Юлия.

Биб­лио­гра­фия: G. Gullini, в BArte, 34, 1949, с. 50 слл., илл. 3—4; H. Sichtermann, в RM, 64, 1957, с. 98 слл., см. так­же с. 100; Helbig, № 2385: B. Andreae; Aurigemma, № 404.

Нега­ти­вы: GFN 26426 E; AFS 132014 I; DAI 56.255.

Marina Sapelli

СОКРАЩЕНИЯ:

AFS = Archivio Fotografico della Sopritendenza Archeologica di Roma.

Aurigemma = S. Aurigemma, Le Terme di Diocleziano e il Museo Nazionale Romano, Roma, 1970 (6 ed.).

Cumont, Symbolisme = F. Cumont, Recherches sur le symbolisme funéraire des Romains, Paris, 1942.

GFN = Gabinetto Fotografico Nazionale.

Helbig = W. H. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I—IV, Tübingen, 1963 ff. (4a ediz.).

Pesce = G. Pesce, Sarcofagi romani di Sardegna, Roma, 1973.


Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к саркофагу.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 90—93, cat. no. II. 6.
© 2011 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальные рельеф греческая мифология mythologia graeca римская мифология mythologia romana кентавр кентавры кентавра кентавров centaurus centauri богиня теллус теллура dea tellus mater terra mater герой ахилл ахиллес ахилла ахиллеса achilles саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi щитовой саркофаг со щитом щитовые саркофаги клипеус clipeus clupeus sarcophagus imago clipeata белый мрамор рельеф с imago clipeata на саркофаге саркофаг портрет умершего в щите в окружении гениев смерти океана теллус ахиллеса и хирона кентавр кентавры океан земля теллус tellus mater ахилл ахиллес хирон гений смерти мужчина мужской портрет орел корабельный руль якорь рог изобилия музыкальные инструменты кифара китара