Бюст богини Гигиеи.

Пентелийский мрамор. Римская копия.
Alt. 113; Инв. № 8588.

Рим, Национальный Римский музей, Палаццо Альтемпс.

Происхождение:
Кол­лек­ция Бон­ком­па­ньи Людо­ви­зи (Boncompagni Ludovisi), передан в кол­лек­цию Чези (Cesi).
Нос боги­ни реста­ври­ро­ван; поверх­ность диа­де­мы пере­ра­бо­та­на.

Описание:
Колос­саль­ный бюст боги­ни закан­чи­ва­ет­ся вни­зу под гру­дью листа­ми акан­та; боги­ня оде­та в гима­тий, под­дер­жи­ва­е­мый фибу­ла­ми на пле­чах и узким поя­сом. На голо­ве оде­та диа­де­ма, укра­шен­ная малень­ки­ми зме­я­ми. Лицо доволь­но удли­нен­ное и харак­те­ри­зу­ет­ся слег­ка при­о­т­кры­тым ртом и гла­за­ми с нари­со­ван­ны­ми века­ми, обра­щен­ны­ми вле­во; пыш­ная при­чес­ка с вол­ни­сты­ми прядя­ми разде­ле­на по цен­тру голо­вы и собра­на в узел на затыл­ке, меж­ду тем неко­то­рые длин­ные пряди спа­да­ют на пле­чи. По укра­ша­ю­щим диа­де­му зме­е­ны­шам скульп­ту­ра и была истол­ко­ва­на как изо­бра­же­ние боги­ни Гиги­еи — боже­ствен­но­го соучаст­ни­ка куль­та здо­ро­вья отца Эску­ла­па — и счи­та­ет­ся клас­си­че­ским тво­ре­ни­ем масте­ра рим­ской эпо­хи вре­ме­ни Адри­а­на, вдох­нов­лен­ным образ­ца­ми IV в. до н. э. Дру­гое отож­деств­ле­ние скульп­ту­ры в каче­стве Демет­ры—Цере­ры про­изо­шло от укра­ше­ния бюста листья­ми акан­та в ниж­ней части.

Matilde De Angelis d’Ossat

Литература:
JUCKER 1961, p. 205, figg. 145—146; Museo Nazionale Romano, I, 5, 1983, p. 107, n. 44 (B. Palma); LIMC, IV, 1, p. 895, n. 33 (S. De Angeli).

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: Scultura antica in Palazzo Altemps. Museo Nazionale Romano. Electa, Milano, 2002, p. 192.
Fotografie di Eugenio Monti.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: пентелийский мрамор бюст богини Гигиеи Гигиея Гигия акант лист листья аканта гиматий фибула диадема змеи женская греческая прическа коллекция Бонкомпаньи Людовизи Лудовизи Boncompagni Ludovisi Чези Cesi Alt 113 Инв № 8588