Бюст богини Гигиеи
Пентелийский мрамор. Римская копия.
Alt. 113; Инв. № 8588.
Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.

Бюст богини Гигиеи.

Пентелийский мрамор. Римская копия.
Alt. 113; Инв. № 8588.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.

Происхождение:
Кол­лек­ция Бон­ком­па­ньи Людо­ви­зи (Boncompagni Ludovisi), пере­дан в кол­лек­цию Чези (Cesi).
Нос боги­ни реста­ври­ро­ван; поверх­ность диа­де­мы пере­ра­бота­на.

Описание:
Колос­саль­ный бюст боги­ни закан­чи­ва­ет­ся вни­зу под гру­дью листа­ми акан­та; боги­ня оде­та в гима­тий, под­дер­жи­ва­е­мый фибу­ла­ми на пле­чах и узким поя­сом. На голо­ве оде­та диа­де­ма, укра­шен­ная малень­ки­ми зме­я­ми. Лицо доволь­но удли­нен­ное и харак­те­ри­зу­ет­ся слег­ка приот­кры­тым ртом и гла­за­ми с нари­со­ван­ны­ми века­ми, обра­щен­ны­ми вле­во; пыш­ная при­чес­ка с вол­ни­сты­ми прядя­ми разде­ле­на по цен­тру голо­вы и собра­на в узел на затыл­ке, меж­ду тем неко­то­рые длин­ные пряди спа­да­ют на пле­чи. По укра­шаю­щим диа­де­му зме­е­ны­шам скульп­ту­ра и была истол­ко­ва­на как изо­бра­же­ние боги­ни Гиги­еи — боже­ст­вен­но­го соучаст­ни­ка куль­та здо­ро­вья отца Эску­ла­па — и счи­та­ет­ся клас­си­че­ским тво­ре­ни­ем масте­ра рим­ской эпо­хи вре­ме­ни Адри­а­на, вдох­нов­лен­ным образ­ца­ми IV в. до н. э. Дру­гое отож­дест­вле­ние скульп­ту­ры в каче­стве Демет­ры—Цере­ры про­изо­шло от укра­ше­ния бюста листья­ми акан­та в ниж­ней части.

Matilde De Angelis d’Ossat

Литература:
JUCKER 1961, p. 205, figg. 145—146; Museo Nazionale Romano, I, 5, 1983, p. 107, n. 44 (B. Palma); LIMC, IV, 1, p. 895, n. 33 (S. De Angeli).

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: Scultura antica in Palazzo Altemps. Museo Nazionale Romano. Electa, Milano, 2002, p. 192.
Fotografie di Eugenio Monti.
Ключевые слова: пентелийский мрамор бюст богини Гигиеи Гигиея Гигия акант лист листья аканта гиматий фибула диадема змеи женская греческая прическа коллекция Бонкомпаньи Людовизи Лудовизи Boncompagni Ludovisi Чези Cesi Alt 113 Инв № 8588