Бюст богини Гигиеи.

Пентелийский мрамор. Римская копия.
Alt. 113; Инв. № 8588.

Рим, Национальный Римский музей, Палаццо Альтемпс.

Происхождение:
Кол­лек­ция Бон­ком­па­ньи Людо­ви­зи (Boncompagni Ludovisi), пере­дан в кол­лек­цию Чези (Cesi).
Нос боги­ни рес­та­ври­ро­ван; поверх­ность диа­де­мы пере­ра­бо­та­на.

Описание:
Колос­саль­ный бюст боги­ни закан­чи­ва­ет­ся вни­зу под гру­дью лис­та­ми акан­та; боги­ня оде­та в гима­тий, под­дер­жи­ва­е­мый фибу­ла­ми на пле­чах и узким поя­сом. На голо­ве оде­та диа­де­ма, укра­шен­ная малень­ки­ми зме­я­ми. Лицо доволь­но удли­нен­ное и харак­те­ри­зу­ет­ся слег­ка при­о­т­кры­тым ртом и гла­за­ми с нари­со­ван­ны­ми века­ми, обра­щен­ны­ми вле­во; пыш­ная при­чес­ка с вол­ни­с­ты­ми пря­дя­ми раз­де­ле­на по цен­тру голо­вы и собра­на в узел на затыл­ке, меж­ду тем неко­то­рые длин­ные пря­ди спа­да­ют на пле­чи. По укра­ша­ю­щим диа­де­му зме­е­ны­шам скульп­ту­ра и была истол­ко­ва­на как изоб­ра­же­ние боги­ни Гиги­еи — боже­с­т­вен­но­го соучас­т­ни­ка куль­та здо­ро­вья отца Эску­ла­па — и счи­та­ет­ся клас­си­че­ским тво­ре­ни­ем масте­ра рим­ской эпо­хи вре­ме­ни Адри­а­на, вдох­нов­лен­ным образ­ца­ми IV в. до н. э. Дру­гое отож­дес­т­в­ле­ние скульп­ту­ры в каче­с­т­ве Демет­ры—Цере­ры про­изо­шло от укра­ше­ния бюс­та листья­ми акан­та в ниж­ней час­ти.

Matilde De Angelis d’Ossat

Литература:
JUCKER 1961, p. 205, figg. 145—146; Museo Nazionale Romano, I, 5, 1983, p. 107, n. 44 (B. Palma); LIMC, IV, 1, p. 895, n. 33 (S. De Angeli).

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: Scultura antica in Palazzo Altemps. Museo Nazionale Romano. Electa, Milano, 2002, p. 192.
Fotografie di Eugenio Monti.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: пентелийский мрамор бюст богини Гигиеи Гигиея Гигия акант лист листья аканта гиматий фибула диадема змеи женская греческая прическа коллекция Бонкомпаньи Людовизи Лудовизи Boncompagni Ludovisi Чези Cesi Alt 113 Инв № 8588