Суд Париса.

Италия. Вторая половина XVI века.
Камея. Халцедон—оникс, золото. 3,0 × 3,6 см.
Инв. № К 2438.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1785, из Ака­де­мии наук (на туло­ве куб­ка Пет­ра I).

Описание:
Этот сюжет был осо­бен­но популя­рен в ита­льян­ской глип­ти­ке вто­рой поло­ви­ны XVI — нача­ла XVII века, о чем свиде­тель­ст­ву­ет его неод­но­крат­ное повто­ре­ние масте­ра­ми-кам­не­ре­за­ми в сво­их про­из­веде­ни­ях: по пре­иму­ще­ству, каме­ях, а так­же инта­ли­ях и рез­ных рако­ви­нах. Изна­чаль­ным изо­бра­зи­тель­ным прото­ти­пом послу­жи­ла гра­вю­ра Мар­кан­то­нио Рай­мон­ди по утра­чен­но­му про­из­веде­нию Рафа­э­ля. В силу слож­но­сти и мно­го­на­се­лен­но­сти ком­по­зи­ции ори­ги­на­ла, рез­чи­ки пере­но­си­ли на мини­а­тюр­ную поверх­ность кам­ня лишь ее цен­траль­ную сце­ну, опус­кая при этом боль­шин­ство дета­лей.

К сожа­ле­нию, непо­сред­ст­вен­ный изо­бра­зи­тель­ный источ­ник камеи иден­ти­фи­ци­ро­вать слож­нее. Вытя­ну­тая по гори­зон­та­ли ком­по­зи­ция гем­мы с сидя­щим сле­ва на троне Пари­сом и рас­по­ло­жен­ны­ми перед ним фигу­ра­ми трех богинь, гени­ем, паря­щим в возду­хе Аму­ром, вен­чаю­щим вен­ком Вене­ру и при­жав­шим­ся к ее ногам, кажут­ся пере­не­сен­ны­ми с гра­вю­ры Рай­мон­ди. Одна­ко Парис про­тя­ги­ва­ет ябло­ко не пра­вой (как на гра­вю­ре), а левой рукой; Минер­ва пред­став­ле­на не обна­жен­ной и не со спи­ны, а обла­чен­ной в доспе­хи и стре­ми­тель­но направ­ля­ю­щей­ся к цен­траль­ной груп­пе. Ско­рее все­го, если выше­ука­зан­ная гра­вю­ра и была зна­ко­ма рез­чи­ку, то он вос­при­нял ее из «вто­рых рук».

Кока­ре­ва С. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 91 кат. № 76.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: халцедон—оникс камея камеи золото суд Париса Парис яблоко раздора троянская война Гера Юнона Афина Минерва Афродита Венера эрот эроты Эрос амур Амур амуры Купидон купидоны гений гении доспехи щит Инв № К 2438
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА