Кентавр и вакханка
Джованни Пихлер (1734—1791).
Италия. Последняя четверть XVIII века.
Камея. Сардоникс, золото.
2,2 × 2,8 см.
Внизу слева подпись: ΠΙΧΛΕΡ.
Инв. № К 1813.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Кентавр и вакханка.

Джованни Пихлер (1734—1791).
Италия. Последняя четверть XVIII века.
Камея. Сардоникс, золото.
2,2 × 2,8 см.
Внизу слева подпись: ΠΙΧΛΕΡ.
Инв. № К 1813.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1794, из собра­ния Джейм­са Бой­да, Лон­дон.

Описание:
Камея «Кен­тавр и вак­хан­ка» вос­про­из­во­дит пом­пе­ян­скую стен­ную рос­пись. Груп­па уди­ви­тель­но непри­нуж­ден­но впи­са­на в замкну­тое, вытя­ну­тое по гори­зон­та­ли оваль­ное про­стран­ство, сох­ра­няя при­су­щую ори­ги­на­лу экс­прес­сив­ность, не столь частую в твор­че­стве это­го рез­чи­ка. Древ­ни­ми памят­ни­ка­ми, при­чем не столь­ко гем­ма­ми, сколь­ко скульп­ту­рой и фрес­ка­ми, вдох­нов­ле­но боль­шин­ство про­из­веде­ний Джо­ван­ни Пих­ле­ра. При­знан­ный гла­ва евро­пей­ской глип­ти­ки эпо­хи ее послед­не­го рас­цве­та во вто­рой поло­вине XVIII века, он настоль­ко про­ник­ся духом клас­си­че­ско­го искус­ства, что его работу буд­то бы сам Вин­кель­ман при­нял за антич­ную. И вме­сте с тем ему был при­сущ соб­ст­вен­ный стиль: мяг­кая, но чет­кая пла­сти­ка, гар­мо­нич­ность неслож­ных ком­по­зи­ций, ясность и изыс­кан­ность линий. Рез­чик нико­гда не увле­кал­ся чрез­мер­ной поли­ров­кой релье­фа, и это дает воз­мож­ность про­следить за лег­ки­ми и уве­рен­ны­ми дви­же­ни­я­ми его рез­ца.

Каган Ю. О.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 92 кат. № 77.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: сардоникс камея камеи золото кентавр и вакханка Джованни Пихлер Италия подпись кентавры вакханка вакханки тирс Инв № К 1813