Эдип и Сфинкс.

Никколо Амастини (1780—1851).
Италия. Начало XIX века.
Камея. Трехслойный сардоникс, золото. 3,5 × 2,6 см.
Подпись внизу, под линией почвы: N.T. MASTINI F.
Инв. № К 1774.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1813, из собра­ния Ж.-Б. Мал­лия.

Описание:
Рез­чи­ком выбран извест­ный момент мифа об Эди­пе, сыне фиван­ско­го царя Лая. Убив в дорож­ной ссо­ре, сам не ведая того, сво­е­го отца и про­дол­жив путь в Фивы, Эдип подо­шел к город­ской стене, где был оста­нов­лен сидя­щим на ска­ле Сфинк­сом, зага­дав­шим ему свою загад­ку: «Что ходит утром на четы­рех ногах, в пол­день на двух, а вече­ром на трех?» В отли­чие от пут­ни­ков, не раз­га­дав­ших ее и уби­тых Сфинк­сом, Эдип дал пра­виль­ный ответ: «Это чело­век в мла­ден­че­стве, в зре­лом воз­расте и в ста­ро­сти».

Сох­ра­нив зна­ко­мую по антич­ным образ­цам ком­по­зи­ци­он­ную схе­му и име­ю­щие смыс­ло­вое зна­че­ние жесты рук изо­бра­жен­ных пер­со­на­жей, Ама­сти­ни при­дал всей сцене необыч­ную жиз­нен­ную теп­лоту и мяг­кость. На камее Эдип, спе­шив­ший­ся с коня, выре­зан­но­го в верх­нем корич­не­вом слое кам­ня кру­пом к зри­те­лю (как у Анто­нио Пиза­но в меда­ли Мала­те­сты), сто­ит перед кры­ла­тым чуди­щем в непри­нуж­ден­ной позе уста­ло­го чело­ве­ка, скре­стив ноги и рука­ми обло­ко­тив­шись на ска­лу. За его спи­ной дере­во, флан­ки­ру­ю­щее сце­ну спра­ва.

Каган Ю. О.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 93 кат. № 80.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: камея камеи трехслойный сардоникс золото Эдип и Сфинкс Никколо Амастини Италия подпись NT MASTINI F Сфинкс Сфинга конь Инв № К 1774 К-1774