Наказание ИксионаФреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p)
Фото: Альфредо и Пио Фолья
Таблица XVI. Наказание Иксиона (Помпеи, дом Веттиев. 0,99 × 1,09 м). Фреска находится в одной из двух семейных столовых знаменитого по своей прекрасной сохранности дома Веттиев, раскрытого в 1894—
1895 гг. В средине каждой из трех стен (в четвертой — входная дверь) помещены одинакового размера фрески. Разбираемая фреска изображает казнь царя лапифов Иксиона. По легенде, он совершил на земле ряд злодеяний, но был прощен Зевсом и даже взят им после смерти на Олимп, где Иксион стал себя вести неподобающе: воспылав любовью к супруге Зевса — Гере, он потребовал от нее с. 28 удовлетворения его страсти. Гера пожаловалась супругу своему, и Зевс назначил Иксиону страшную казнь: царь богов приказал Гермесу привести из подземного царства бога-кузнеца Гефеста (Вулкана); тот сковал большое колесо, приковал к нему Иксиона, и богам ветров — эолам повелено было своими вихрями вечно вращать это раскаленное колесо. Фреска из дома Веттиев и изображает приготовления к казни Иксиона. Справа на ложе возлегает Гера, с удовлетворением взирающая на казнь оскорбившего ее смертного; в руке ее жезл — символ ее власти. Сзади нее стоит юная девушка с радужным нимбом около головы — частая спутница Геры, богиня радуги Ирида. Слева бросается в глаза великолепная, чисто-скульптурная фигура посланца Зевса — Гермеса; его легко узнать по его атрибутам — жезлу со змейками (кадуцею) и крылатым сандалиям на ногах; за его плечами на шнурке висит дорожная шляпа — знак, что он только что вернулся из далекого странствия в подземное царство Гефеста. Рядом с Гермесом — огромное окованное железом колесо, на котором видна часть фигуры прикованного Иксиона. Темный, закопченный бог-кузнец Гефест поддерживает свое произведение рукою. В левом нижнем углу видны орудия Гефеста — небольшая наковальня, молоток и кузнечные щипцы. Труднее поддается объяснению значение женской фигуры, расположенной на переднем плане; она в греческом трауре — у нее распущены волосы, и одежда наброшена на голову. Относительно значения этой фигуры были высказаны различные взгляды: что это персонификация подземного или, наоборот, надземного царства, или же, что это символическое изображение скорби Иксиона; такие символические изображения нередки на греческих картинах.
Заслуживает внимания на этой картине умелое использование световых эффектов; как хорошо, например, выделяется фигура Гефеста и, особенно, Гермеса — обе темные и загорелые — на белом фоне — стены! Исключительно талантливо — использование световых бликов на теле Гермеса, придающее этой фигуре замечательную рельефность. Стоит отметить также здесь — как и на ряде других помпеянских картин — постепенную углубленность пространства: все фигуры расположены на разных расстояниях от зрителя; протянутая вперед рука Ириды, затененная боковая часть стены и ступенька на полу подчеркивают эту углубленность; наконец, на самом заднем плане за занавеской мы видим ряд колонн портика здания, в котором происходит вся сцена.
Помпеянские росписи (1937)
На центральной стене под изображением божества с рогом изобилия (возможно, богини Конкордии) располагалась картина «Наказание Иксиона» — вероломный царь лапифов в Фессалии, из жалости спасенный Юпитером и допущенный к трапезе богов, осмелился домогаться любви Юноны. Чтобы не допустить ее бесчестия, Юпитер отправил к Иксиону Нефелу — облако, принявшее облик богини. Союз Нефелы и Иксиона положит начало роду кентавров. Когда же Иксион стал похваляться победой над Юноной, Юпитер обрек его на вечные муки. На картине Иксион уже привязан к огненному колесу, которое будет вечно кружиться в небе. Среди богов легко узнать Меркурия, Юнону, Вулкана, Ириду, а женская фигура в молитвенной позе у ног Меркурия — Нефела.
Ф. Коарелли (2002)