Наказание Иксиона
Фреска из пинакотеки дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1, p).

Наказание Иксиона.

Фреска из пинакотеки дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.

Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1, p).

Описание:
На цен­траль­ной стене под изо­бра­же­ни­ем боже­ства с рогом изоби­лия (воз­мож­но, боги­ни Кон­кор­дии) рас­по­ла­га­лась кар­ти­на «Нака­за­ние Икси­о­на» — веро­лом­ный царь лапи­фов в Фес­са­лии, из жало­сти спа­сен­ный Юпи­те­ром и допу­щен­ный к тра­пе­зе богов, осме­лил­ся домо­гать­ся люб­ви Юно­ны. Чтобы не допу­стить ее бес­че­стия, Юпи­тер отпра­вил к Икси­о­ну Нефе­лу — обла­ко, при­няв­шее облик боги­ни. Союз Нефе­лы и Икси­о­на поло­жит нача­ло роду кен­тав­ров. Когда же Икси­он стал похва­лять­ся победой над Юно­ной, Юпи­тер обрек его на веч­ные муки. На кар­тине Икси­он уже при­вя­зан к огнен­но­му коле­су, кото­рое будет веч­но кру­жить­ся в небе. Сре­ди богов лег­ко узнать Мер­ку­рия, Юно­ну, Вул­ка­на, Ириду, а жен­ская фигу­ра в молит­вен­ной позе у ног Мер­ку­рия — Нефе­ла.

Ф. Коарел­ли (2002)

Таб­ли­ца XVI. Нака­за­ние Икси­о­на (Пом­пеи, дом Вет­ти­ев. 0,99 × 1,09 м). Фрес­ка нахо­дит­ся в одной из двух семей­ных сто­ло­вых зна­ме­ни­то­го по сво­ей пре­крас­ной сохран­но­сти дома Вет­ти­ев, рас­кры­то­го в 1894—1895 гг. В сре­дине каж­дой из трех стен (в чет­вер­той — вход­ная дверь) поме­ще­ны оди­на­ко­во­го раз­ме­ра фрес­ки. Раз­би­рае­мая фрес­ка изо­бра­жа­ет казнь царя лапи­фов Икси­о­на. По леген­де, он совер­шил на зем­ле ряд зло­де­я­ний, но был про­щен Зев­сом и даже взят им после смер­ти на Олимп, где Икси­он стал себя вести непо­до­баю­ще: вос­пы­лав любо­вью к супру­ге Зев­са — Гере, он потре­бо­вал от нее с. 28 удо­вле­тво­ре­ния его стра­сти. Гера пожа­ло­ва­лась супру­гу сво­е­му, и Зевс назна­чил Икси­о­ну страш­ную казнь: царь богов при­ка­зал Гер­ме­су при­ве­сти из под­зем­но­го цар­ства бога-куз­не­ца Гефе­ста (Вул­ка­на); тот ско­вал боль­шое коле­со, при­ко­вал к нему Икси­о­на, и богам вет­ров — эолам пове­ле­но было сво­и­ми вих­ря­ми веч­но вра­щать это рас­ка­лен­ное коле­со. Фрес­ка из дома Вет­ти­ев и изо­бра­жа­ет при­готов­ле­ния к каз­ни Икси­о­на. Спра­ва на ложе воз­ле­га­ет Гера, с удо­вле­тво­ре­ни­ем взи­раю­щая на казнь оскор­бив­ше­го ее смерт­но­го; в руке ее жезл — сим­вол ее вла­сти. Сза­ди нее сто­ит юная девуш­ка с радуж­ным ним­бом око­ло голо­вы — частая спут­ни­ца Геры, боги­ня раду­ги Ирида. Сле­ва бро­са­ет­ся в гла­за вели­ко­леп­ная, чисто-скульп­тур­ная фигу­ра послан­ца Зев­са — Гер­ме­са; его лег­ко узнать по его атри­бу­там — жез­лу со змей­ка­ми (каду­цею) и кры­ла­тым сан­да­ли­ям на ногах; за его пле­ча­ми на шнур­ке висит дорож­ная шля­па — знак, что он толь­ко что вер­нул­ся из дале­ко­го стран­ст­вия в под­зем­ное цар­ство Гефе­ста. Рядом с Гер­ме­сом — огром­ное око­ван­ное желе­зом коле­со, на кото­ром вид­на часть фигу­ры при­ко­ван­но­го Икси­о­на. Тем­ный, закоп­чен­ный бог-куз­нец Гефест под­дер­жи­ва­ет свое про­из­веде­ние рукою. В левом ниж­нем углу вид­ны орудия Гефе­ста — неболь­шая нако­валь­ня, моло­ток и куз­неч­ные щип­цы. Труд­нее под­да­ет­ся объ­яс­не­нию зна­че­ние жен­ской фигу­ры, рас­по­ло­жен­ной на пере­д­нем плане; она в гре­че­ском тра­у­ре — у нее рас­пу­ще­ны воло­сы, и одеж­да набро­ше­на на голо­ву. Отно­си­тель­но зна­че­ния этой фигу­ры были выска­за­ны раз­лич­ные взгляды: что это пер­со­ни­фи­ка­ция под­зем­но­го или, нао­бо­рот, над­зем­но­го цар­ства, или же, что это сим­во­ли­че­ское изо­бра­же­ние скор­би Икси­о­на; такие сим­во­ли­че­ские изо­бра­же­ния неред­ки на гре­че­ских кар­ти­нах.

Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния на этой кар­тине уме­лое исполь­зо­ва­ние све­то­вых эффек­тов; как хоро­шо, напри­мер, выде­ля­ет­ся фигу­ра Гефе­ста и, осо­бен­но, Гер­ме­са — обе тем­ные и заго­ре­лые — на белом фоне — сте­ны! Иск­лю­чи­тель­но талант­ли­во — исполь­зо­ва­ние све­то­вых бли­ков на теле Гер­ме­са, при­даю­щее этой фигу­ре заме­ча­тель­ную рельеф­ность. Сто­ит отме­тить так­же здесь — как и на ряде дру­гих пом­пе­ян­ских кар­тин — посте­пен­ную углуб­лен­ность про­стран­ства: все фигу­ры рас­по­ло­же­ны на раз­ных рас­сто­я­ни­ях от зри­те­ля; протя­ну­тая впе­ред рука Ириды, зате­нен­ная боко­вая часть сте­ны и сту­пень­ка на полу под­чер­ки­ва­ют эту углуб­лен­ность; нако­нец, на самом зад­нем плане за зана­вес­кой мы видим ряд колонн пор­ти­ка зда­ния, в кото­ром про­ис­хо­дит вся сце­на.

Пом­пе­ян­ские рос­пи­си (1937)

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: Помпеи / Под ред Ф. Коарелли. Слово, Москва, 2002. С. 306—309.
© Фото: Альфредо и Пио Фолья.
1937. Описание (2): Помпеянские росписи. Искусство, Л.—М., 1937. С. 30—31.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca богиня гера геры dea hera гермес гермеса hermes гефест гефеста hephaestus иксион иксиона ixion ирида ириды iris лапиф лапифы лапифа лапифов lapithae нефела нефелы nephele romana вулкан volcanus vulcanus меркурий меркурия mercurius юнона юноны juno iuno женская одежда серьга серьги с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato дома дом веттиев vi 15 1 веттии жезл керикей керикейон кадуцей kerykeion caduceus молоток malleus щипцы клещи диадема diadema наплечный браслет armilla колесо ожерелье torquis сидящий сидящая на троне трон thronus петас дорожная шапочка шапка petasos petasus нимб нимбом nimbus сиденье sella резная ножка резной ножкой резными ножками наказание наковальня