Борьба Афины с Алкионеем
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).

Борьба Афины с Алкионеем.

Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.

Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).

Описание:
66—69. АЛТАРЬ ЗЕВСА В ПЕРГАМЕ

Древ­няя Гре­ция. Око­ло 180—159 годов. до н. э. Мра­мор. Осно­ва­ние алта­ря 36,44 × 34,20 м

Гран­ди­оз­ный мра­мор­ный алтарь, посвя­щен­ный Зев­су и Афине, был пост­ро­ен в цар­ст­во­ва­ние Евме­на II в знак бла­го­дар­но­сти богам за ока­зан­ную помощь пер­гам­цам в тяж­ких бит­вах с гала­та­ми, сосед­ни­ми мало­азий­ски­ми пле­ме­на­ми. Это соору­же­ние нахо­ди­лось на осо­бой тер­ра­се южно­го скло­на горы акро­по­ля, ниже свя­ти­ли­ща Афи­ны. Построй­ка состо­я­ла из под­ня­то­го на пяти­сту­пен­ча­том фун­да­мен­те цоко­ля, в запад­ной сто­роне кото­ро­го была вре­за­на откры­тая лест­ни­ца шири­ною 20 м. Верх­ний ярус был обне­сен строй­ной колон­на­дой, внут­ри кото­рой нахо­дил­ся алтар­ный дво­рик, а в нем — алтарь для жерт­во­при­но­ше­ний. Зда­ние алта­ря раз­ме­ра­ми 36 × 34 м поко­и­лось на четы­рех­сту­пен­ча­том осно­ва­нии и дости­га­ло око­ло 9 м высоты. Рельеф­ный фриз высотою в 2,30 м и дли­ною в 120 м пок­ры­вал высо­кую глад­кую сте­ну цоко­ля и боко­вые сте­ны лест­ни­цы. Зуб­ча­тый кар­низ завер­шал верх­ний край фри­за. Сюже­том для изо­бра­же­ний на фри­зе послу­жи­ла тра­ди­ци­он­ная тема гре­че­ско­го клас­си­че­ско­го искус­ства — сра­же­ние богов с гиган­та­ми (гиган­то­ма­хия). Неболь­шой мра­мор­ный фриз на внут­рен­них сте­нах алтар­но­го дво­ри­ка был посвя­щен жиз­ни и дея­ни­ям Теле­фа — леген­дар­но­го осно­ва­те­ля Пер­га­ма. Пер­гам­ские вла­сти­те­ли почи­та­ли его как сво­его родо­на­чаль­ни­ка.

С 1878 по 1886 год на Пер­гам­ском акро­по­ле велись рас­коп­ки по ини­ци­а­ти­ве Бер­лин­ских музеев. Честь откры­тия алта­ря при­над­ле­жит немец­ко­му инже­не­ру Кар­лу Гума­ну (1839—1896), стро­ив­ше­му по пору­че­нию турец­ко­го пра­ви­тель­ства доро­ги и мосты в Малой Азии. Ему уда­лось добить­ся от турец­ких вла­стей при­ня­тия мер по охране акро­по­ля и раз­ре­ше­ние на про­веде­ние архео­ло­ги­че­ских изыс­ка­ний. В тече­ние двух сезо­нов (1878—1879) алтарь был рас­ко­пан, от него на месте уце­ле­ли лишь фун­да­мент и частич­но сте­ны цоко­ля. Но сре­ди раз­ва­лин, в куче зем­ли и облом­ков, были най­де­ны мно­го­чис­лен­ные части зда­ния: колон­ны, их базы и капи­те­ли, пли­ты кар­ни­зов и пере­кры­тий, над­пи­си и ста­туи, а глав­ное — рельеф­ные изо­бра­же­ния боль­шо­го и мало­го фри­зов алта­ря. После достав­ки най­ден­ных при рас­коп­ках пред­ме­тов в Бер­лин­ском музее в тече­ние ряда лет про­из­во­ди­лась кро­пот­ли­вая работа по рестав­ра­ции несколь­ких тысяч облом­ков, по опре­де­ле­нию при­над­леж­но­сти плит с фигу­ра­ми той или иной сто­роне алта­ря, по уста­нов­ле­нию поряд­ка сле­до­ва­ния изо­бра­же­ний. Мно­го­лет­няя работа немец­ких уче­ных увен­ча­лась бле­стя­щим успе­хом. В спе­ци­аль­но пост­ро­ен­ном зда­нии Пер­гам­ско­го музея была вос­со­зда­на запад­ная сто­ро­на алта­ря — с лест­ни­цей, колон­на­дой, пор­ти­ка­ми, ста­ту­я­ми и скульп­тур­ным фри­зом. Пли­ты фри­за дру­гих сто­рон алта­ря были раз­ме­ще­ны в том же зале воз­ле стен.

Алтарь в целом пред­став­лял соору­же­ние, гар­мо­ни­че­ски соче­тав­шее в себе архи­тек­тур­ные и скульп­тур­ные эле­мен­ты. Скульп­тур­ный наруж­ный фриз являл­ся орга­ни­че­ской неотъ­ем­ле­мой частью зда­ния: невоз­мож­но вооб­ра­зить фриз в отры­ве от алта­ря и алтарь без фри­за, глав­ной его худо­же­ст­вен­ной цен­но­сти. Фигу­ры богов и гиган­тов пред­став­ле­ны во всю высоту фри­за, в пол­то­ра раза пре­вы­шаю­щую чело­ве­че­ский рост. Ком­по­зи­ция фри­за состо­ит из мно­же­ства фигур, пост­ро­ен­ных в груп­пы борю­щих­ся про­тив­ни­ков. Дви­же­ния их направ­ле­ны в раз­ные сто­ро­ны, в опре­де­лен­ном рит­ме, с соблюде­ни­ем рав­но­ве­сия состав­ных частей на каж­дой сто­роне зда­ния.

Леген­да рас­ска­зы­ва­ет, как гиган­ты, сыно­вья боги­ни зем­ли Геи, реши­лись одна­жды напасть на Олимп и сверг­нуть власть богов. По пред­ска­за­нию ора­ку­ла, в этой борь­бе боги мог­ли бы победить толь­ко в том слу­чае, если бы на их сто­роне высту­пил смерт­ный чело­век. Геракл, сын бога Зев­са и зем­ной жен­щи­ны Алк­ме­ны, при­зван к уча­стию в бит­ве. Над­пись, сох­ра­нив­ша­я­ся на кар­ни­зе фри­за, и фраг­мент льви­ной шку­ры, непре­мен­ный атри­бут Герак­ла, свиде­тель­ст­ву­ют о том, что изо­бра­же­ние героя, ныне утра­чен­ное, нахо­ди­лось рядом со скульп­тур­ной груп­пой Зев­са. Рас­по­ло­же­ние богов на фри­зе долж­но было под­чи­нять­ся опре­де­лен­но­му гене­а­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу, поэто­му сле­дую­щей фигу­рой за Зев­сом в иерар­хии богов поме­ща­лась Афи­на, его дочь. Над­пись на кар­ни­зе сооб­ща­ет нам ее имя. Боги­ня оде­та в широ­кий пеп­лос, под­по­я­сан­ный дву­мя зме­я­ми. Аму­лет с голо­вой Меду­зы Гор­го­ны, отго­ня­ю­щий злые силы, поме­щен на левой груди Афи­ны. Воору­жен­ная боль­шим круг­лым щитом, она дер­жит его так, что нам вид­на его внут­рен­няя сто­ро­на. Боги­ня всту­пи­ла в борь­бу с кры­ла­тым гиган­том — Алки­о­не­ем, схва­ти­ла его за воло­сы и пыта­ет­ся ото­рвать от зем­ли, в сопри­кос­но­ве­нии с кото­рой он чер­па­ет силы. Мучи­мый нестер­пи­мой болью, юно­ша про­тя­ги­ва­ет левую руку и левую ногу нав­ст­ре­чу мате­ри, Геи. Гла­за­ми, пол­ны­ми скор­би, умо­ля­ет она Афи­ну поща­дить люби­мо­го сына. Но змея уже впи­лась сво­и­ми смер­то­нос­ны­ми зуба­ми в тело гиган­та, а к Афине уже летит боги­ня победы Ника и вен­ча­ет ее лав­ро­вым вен­ком.

Борь­ба в каж­дой груп­пе сра­жаю­щих­ся богов и гиган­тов дости­га­ет наи­выс­ше­го напря­же­ния, раз­во­ра­чи­вая перед зри­те­лем все оттен­ки стра­да­ния. Соче­та­ние физи­че­ской боли, так прав­ди­во пере­дан­ной, с глу­бо­ким мораль­ным стра­да­ни­ем запе­чат­ле­но в пла­сти­ке лиц, поз, дви­же­ний, жестов. Лицо юно­го Алки­о­нея, тер­за­е­мо­го Афи­ной и ее зме­ей, пре­крас­но, жгу­чая боль не иска­жа­ет бла­го­род­ных черт, в кото­рых чита­ет­ся тос­ка ран­не­го рас­ста­ва­ния с жиз­нью; тело сох­ра­ня­ет пла­стич­ность мышц и гар­мо­нию дви­же­ний даже в момент паде­ния.

Боль­шой фриз Пер­гам­ско­го алта­ря пора­жа­ет не толь­ко гран­ди­оз­ным мас­шта­бом и колос­саль­ным коли­че­ст­вом дей­ст­ву­ю­щих лиц, но и совер­шен­но осо­бен­ным ком­по­зи­ци­он­ным при­е­мом. Пре­дель­но плот­ное запол­не­ние поверх­но­сти фри­за горе­льеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, почти не остав­ля­ю­щи­ми сво­бод­но­го фона, явля­ет­ся при­ме­ча­тель­но­стью скульп­тур­ной ком­по­зи­ции Пер­гам­ско­го алта­ря. Созда­те­ли алта­ря как буд­то стре­ми­лись при­дать кар­тине еди­но­бор­ства богов и гиган­тов все­лен­ский харак­тер, на всем про­тя­же­нии фри­за не оста­ет­ся ни одно­го отрез­ка скульп­тур­но­го про­стран­ства, не вовле­чен­но­го в актив­ное дей­ст­вие оже­сто­чен­ной борь­бы.

Алтарь с его про­слав­лен­ным фри­зом явил­ся памят­ни­ком неза­ви­си­мо­сти Пер­га­ма. Но пер­гам­цы вос­при­ни­ма­ли эту победу глу­бо­ко сим­во­ли­че­ски, как победу вели­чай­шей гре­че­ской куль­ту­ры над вар­вар­ст­вом.


Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 68.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие рельеф греческая мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas мрамор рельеф барельеф восточный фриз пергамского алтаря пергамский алтарь пергам борьба афины с алкионеем битва с гигантами крылатый гигант гиганты гигантомахия алкионей галкионей волопас афина гея крылатая ника змей змеи крылья пеплос амулет с головой медузы горгоны щит