Группа Лаокоона
Мрамор.
I в. н. э.
Инв. № 1059.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2. Фото: С. И. Сосновский

Группа Лаокоона.

Мрамор.
I в. н. э.
Инв. № 1059.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2.

Описание:
Мра­мор­ная груп­па Лао­ко­о­на была най­де­на 14 янва­ря 1506 г. око­ло «Семи хол­мов» на Эскви­лин­ском хол­ме (в рай­оне Золо­то­го дома). В сво­ей «Есте­ствен­ной Исто­рии» (XXXVI, 37), Пли­ний Стар­ший, погиб­ший при извер­же­нии Везу­вия в 79 г. н. э., писал, что эта ста­туя была работой родос­ских скуль­п­то­ров Аге­санд­ра, Афи­но­до­ра и Полидо­ра, нахо­ди­лась во двор­це импе­ра­то­ра Тита и что ей сле­ду­ет отдать пред­по­чте­ние перед все­ми дру­ги­ми изо­бра­же­ни­я­ми это­го сюже­та в живо­пи­си или в брон­зе. Когда ста­туя была най­де­на, ее опо­зна­ли по опи­са­ни­ям антич­ных авто­ров. Юлий II купил ее 23 мар­та 1506 г. и она была достав­ле­на сюда.

Лао­ко­он, жрец Апол­ло­на, и два его сына были стис­ну­ты коль­ца­ми двух змей у под­но­жия алта­ря. Грудь Лао­ко­о­на под­ни­ма­ет­ся и выпя­чи­ва­ет­ся, посколь­ку он без­успеш­но пыта­ет­ся ото­рвать голо­ву змеи, кото­рая соби­ра­ет­ся уку­сить его в бед­ро. Дру­гая змея уже вон­зи­ла свои ядо­ви­тые зубы в бок млад­ше­го сына, кото­рый бес­силь­но в муке оседа­ет, в то вре­мя как стар­ший сын пыта­ет­ся осво­бо­дить­ся от ее колец. Вер­ги­лий подроб­но опи­сы­ва­ет этот эпи­зод (Эне­ида, II 199—233): тро­ян­ский жрец Лао­ко­он пре­до­сте­ре­гал сво­их сооте­че­ст­вен­ни­ков про­тив дере­вян­но­го коня, остав­лен­но­го уехав­ши­ми гре­ка­ми как «под­но­ше­ние Афине» и бро­сил в него свое копье. Это раз­гне­ва­ло Афи­ну, кото­рая посла­ла змей, чтобы убить Лао­ко­о­на. Невер­но истол­ко­вав пред­зна­ме­но­ва­ние, тро­ян­цы не послу­ша­ли пред­у­преж­де­ний Лао­ко­о­на и вта­щи­ли дере­вян­но­го коня в город. Толь­ко Эней понял истин­ное зна­че­ние пред­зна­ме­но­ва­ния и спас себя и свою семью; уехав в Ита­лию, он осно­вал там Лави­ний, а его сын — Аль­ба-Лон­гу. Еще во вре­ме­на Цеза­ря леген­дар­ная тро­ян­ская родо­слов­ная рода Юли­ев исполь­зо­ва­лась в поли­ти­че­ских целях. Август сде­лал леген­ду кра­е­уголь­ным кам­нем сво­ей импе­рии, исполь­зуя ее, чтобы уза­ко­нить свои при­тя­за­ния на трон. Груп­па Лао­ко­о­на, кото­рую Пли­ний видел в импе­ра­тор­ском двор­це, была, веро­ят­но, зака­за­на импе­ра­то­ром в пер­вой поло­вине I в. и изготов­ле­на родос­ски­ми скуль­п­то­ра­ми с брон­зо­во­го ори­ги­на­ла II в. до н. э. Согну­тая пра­вая рука была обна­ру­же­на Людви­гом Пол­ла­ком в 1905 г.; как ока­за­лось, она при­над­ле­жа­ла фигу­ре Лао­ко­о­на и была при­креп­ле­на к ста­туе во вре­мя послед­ней рестав­ра­ции, в 1957—60 гг. Так как зна­че­ние этой скульп­ту­ры не огра­ни­чи­ва­ет­ся ее худо­же­ст­вен­ны­ми досто­ин­ства­ми, но вклю­ча­ет и ее исто­рию, ста­рая рекон­струк­ция Мон­тор­со­ли была сох­ра­не­на в гип­со­вом слеп­ке, кото­рый мож­но увидеть из одно­го из окон Гри­го­ри­ан­ско­го музея.


Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1986 г. Текст: Guide to the Vatican: Museums and City. Pontifical Monuments, Museums and Galleries. Tipografia Vaticana, p. 41—42.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римская копия греческая мифология mythologia graeca лаокоон лаокоонт скульптурная группа троянская война bellum troianum мрамор змей змея serpens группа лаокоона смерть гибель лаокоона и его сыновей детей агесандр афинодор полидор lao 2 инв № 1059