Голуби.

Римская копия времени Адриана с работы пергамского мастера Соса II в. до н. э.
Инв. № MC402.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.

Происхождение:
Тиво­ли, вил­ла Адри­а­на.
Дар папы Кле­мен­та XIII, 1765.

Описание:
Моза­и­ка, име­нем кото­рой наз­ван зал, была обна­ру­же­на в 1737 г. в цен­тре пола ком­на­ты на вил­ле Адри­а­на в Тиво­ли. Изоб­ра­же­ны четы­ре голу­бя, сидя­щие на краю брон­зо­вой вазы и один голубь пьет из нее; под руч­кой изоб­ра­же­на рельеф­ная фигу­ра в под­пи­ра­ю­щей позе атлан­та. Рама укра­ше­на аст­ра­га­лом, напо­ми­на­ю­щим архи­тек­тур­ные моти­вы. Одна­ко, моза­и­ка не цели­ком; кром­ка, укра­шен­ная гир­лян­дой, быв­шая в сос­та­ве кол­лек­ции Аль­ба­ни, была пода­ре­на Фри­дри­ху Сак­сон­ско­му и сей­час выс­тав­ле­на в дрез­ден­ском Авгу­с­те­уме (Augusteum). Речь идет о рос­пис­ном квад­ра­те (эмбле­ме), сос­тав­лен­ном из малень­ких раз­но­цвет­ных тес­сер, мра­мор­ных и стек­лян­ных, поме­щен­ных в цен­тре зала Адри­а­на. Этот тип изоб­ра­же­ний, испол­няв­ший­ся в рим­ское вре­мя для бога­тых заказ­чи­ков, отли­чал­ся от осталь­ной час­ти моза­ич­но­го пола, опре­де­ляя его сто­и­мость. Эмбле­ма явля­ет­ся копи­ей рабо­ты моза­и­с­та Соса, рабо­тав­ше­го в Пер­га­ме во II в. до н. э. Есть и дру­гие копии, отли­ча­ю­щи­е­ся меж­ду собой в дета­лях, из кото­рых одна нахо­дит­ся в доме Фав­на в Пом­пе­ях, но эта моза­и­ка с вил­лы Адри­а­на (II в. н. э.) — самая близ­кая к ори­ги­наль­но­му эски­зу; мастер, со зна­ни­ем дела, создал пора­зи­тель­но живо­пис­ный эффект.

Источники:
© 2000 Фото, текст: Musei Capitolini. Comune di Roma. Electa, 2000, p. 56.
Текст (дополнит.): подпись к мозаике.
ENGLISH

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ключевые слова: мозаика мозаики голуби голубь птица птицы ваза чаша пергамский мастер мозаист Сос Сосос Инв № MC402 MC 402