Фигура сидящего Геракла
Мрамор. Рельеф с фриза храма Афины-Паллады в Афинах. Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.

Фигура сидящего Геракла.

Мрамор. Рельеф с фриза храма Афины-Паллады в Афинах.

Рим, Национальный римский музей, Палаццо Альтемпс.

Описание:
Дру­гая сидя­щая фигу­ра, нао­бо­рот, без­услов­но раз­ви­тее: колос­саль­ная ста­туя Герак­ла, хра­ня­ща­я­ся в Palazzo Altemps в Риме (рис. 11, 12). Эта мощ­ная ста­туя изо­бра­жа­ет героя сидя­щим на ска­ле, пок­ры­той льви­ной шку­рой; левая рука опи­ра­ет­ся на пали­цу, пра­вая протя­ну­та впе­ред и дер­жит (при­став­лен­ные рестав­ра­то­ром) ябло­ки Гес­пе­рид; на куд­ря­вых воло­сах лежит повяз­ка. Фор­мы тела более раз­ви­ты, и муску­лы силь­нее высту­па­ют, чем на Дис­ко­бо­ле или Дио­ни­се; худож­ник хотел выде­лить атле­ти­че­ский харак­тер героя. Ста­туя заме­ча­тель­на по сво­ей тор­же­ст­вен­но­сти. Такой тон при­да­ет ей выпрям­лен­ность туло­ви­ща и рас­по­ло­же­ние чле­нов. Ритм самый про­стой: левая сто­ро­на выдер­жа­на в очень спо­кой­ных лини­ях, пали­ца, про­веден­ная стро­го вер­ти­каль­но, уси­ли­ва­ет впе­чат­ле­ние спо­кой­ст­вия, левая нога отстав­ле­на назад, сли­ва­ясь с мощ­ны­ми фор­ма­ми ска­лы; пра­вая сто­ро­на ста­туи выка­зы­ва­ет [с.28] боль­ше дви­же­ния, но и тут худож­ник не выхо­дит из тона тор­же­ст­вен­но­сти. Хотя как пра­вая рука, так и пра­вая нога выстав­ле­ны впе­ред, про­стота моти­ва и пол­ное соот­вет­ст­вие дви­же­ний руки и ноги при­да­ет и этой части фигу­ры тот же тор­же­ст­вен­ный тон. Такая про­стота, сопря­жен­ная с ярко­стью рит­ма, созда­ет мону­мен­таль­ный харак­тер ста­туи, вполне соот­вет­ст­ву­ю­щий раз­ме­рам ее, а, веро­ят­но, и ее пред­на­зна­че­нию как куль­то­вой ста­туи.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 11.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
Ключевые слова: мрамор статуя фигура сидящего геракла рельеф с фриза храма афины паллады в афинах сидящий геракл геркулес храм дубина львиная шкура яблоки гесперид