Статуэтка Геракла (по слепку).

Частная коллекция, Англия.

Описание:
Нако­нец, мы долж­ны оста­но­вить­ся на ста­ту­эт­ке, хра­ня­щей­ся в част­ном собра­нии в Англии и изо­бра­жаю­щей так­же Герак­ла, но сто­я­щим, с льви­ной шку­рой на левой руке и с пали­цей в пра­вой (рис. 13). Мотив фигу­ры очень про­стой; тяжесть тела пре­иму­ще­ст­вен­но поко­ит­ся на левой ноге, пра­вая отстав­ле­на слег­ка в сто­ро­ну, голо­ва нак­ло­не­на в сто­ро­ну лево­го пле­ча. Все эти дви­же­ния рас­счи­та­ны лишь на вне­се­ние неко­то­ро­го раз­но­об­ра­зия в совер­шен­но спо­кой­ную фигу­ру. Но весь­ма пока­за­тель­но, что, несмот­ря на такой мотив, мы не полу­ча­ем впе­чат­ле­ния дав­ле­ния верх­ней части на ниж­нюю; груд­ные мыш­цы выдер­жа­ны в спо­кой­ных плос­ко­стях, а осталь­ные мыш­цы трак­то­ва­ны так сухо, что харак­тер груз­но­сти не может сло­жить­ся. Герой-атлет оха­рак­те­ри­зо­ван пре­иму­ще­ст­вен­но широ­ки­ми пле­ча­ми и муску­ли­стой шеей, но, кро­ме того, весь­ма любо­пыт­но, как про­веде­на даль­ней­шая харак­те­ри­сти­ка при помо­щи сти­ли­за­ции отдель­ных дви­же­ний: пра­вая нога согну­та, как бы дви­га­ясь, но при этом упи­ра­ет­ся в зем­лю всей ступ­ней; дви­же­ние пре­кра­ща­ет­ся энер­гич­ным штри­хом. Пра­вая рука согну­та в лок­те ана­ло­гич­но ноге, но точ­но так­же опи­ра­ясь на пали­цу, и зарож­даю­ще­е­ся, более лег­кое дви­же­ние так­же уни­что­жа­ет­ся. Эти два моти­ва вно­сят осо­бую рит­мич­ную чер­ту в ста­тую и харак­те­ри­зу­ют скры­тую в этих спо­кой­ных фор­мах энер­гию.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 13.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: статуэтка Геракла по слепку Геракл Геркулес дубина львиная шкура льва
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА