Гермес
Мрамор. Римская версия II в. греческого оригинала V в. до н. э.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 5.

Гермес.

Мрамор. Римская версия II в. греческого оригинала V в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 5.

Описание:
Подоб­ный ста­туе Герак­ла спо­кой­ный ритм встре­ча­ет­ся на трех фигу­рах, близ­ко свя­зан­ных со сти­лем Миро­на, хотя и невоз­мож­но решить вопрос, вос­хо­дят ли они к ори­ги­на­лам само­го масте­ра. Из них ста­туя Гер­ме­са в Вати­кане (рис. 14) сох­ра­ни­лась с голо­вой, чрез­вы­чай­но близ­кой к голо­ве Дис­ко­бо­ла. Над­пись Ingenui на под­став­ке ука­зы­ва­ет, по-види­мо­му, имя копи­и­ста. К сожа­ле­нию, без­образ­ный пень, слу­жа­щий под­по­рой, иска­жа­ет очер­та­ния ста­туи; на брон­зо­вом ори­ги­на­ле такой под­по­ры не было. На этой ста­туе повто­ря­ет­ся мотив Герак­ла в обрат­ном смыс­ле, но с чрез­вы­чай­но харак­тер­ны­ми видо­из­ме­не­ни­я­ми. Оди­на­ко­во, как тяжесть тела поко­ит­ся пре­иму­ще­ст­вен­но на одной ноге, дру­гая отстав­ле­на в сто­ро­ну, голо­ва повер­ну­та в сто­ро­ну пра­вой ноги; пра­вая рука, как на Герак­ле левая, была согну­та в лок­те, левая с [с.29] жез­лом гла­ша­тая опу­ще­на вниз, как рука с пали­цей на Герак­ле. Но при нали­чии этих весь­ма сход­ных черт общий тон фигу­ры иной: левая нога немно­го боль­ше отведе­на в сто­ро­ну от пра­вой, а ступ­ня не поко­ит­ся груз­но на зем­ле, при­ни­мая в верх­ней сво­ей части дви­же­ние в сто­ро­ну пра­вой ноги. Бла­го­да­ря это­му левая нога полу­ча­ет харак­тер несрав­нен­но более лег­ко­го само­сто­я­тель­но­го дви­же­ния. Далее, хотя голо­ва име­ет тот же пово­рот, что и голо­ва Герак­ла, но она не так силь­но опу­ще­на и соот­вет­ст­вен­но с этим наклон туло­ви­ща менее зна­чи­те­лен. Если, таким обра­зом, на Герак­ле мас­сы спло­че­ны по линии цен­тра тяже­сти, они на ста­туе Гер­ме­са полу­чи­ли боль­ше сво­бод­но­го дви­же­ния. Сооб­раз­но с этим дви­же­ние левой руки не сведе­но на нет вер­ти­ка­лью, как на Герак­ле, а раз­ви­ва­ет­ся само­сто­я­тель­но.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 14.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские римская копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae гермес гермеса hermes мрамор статуя римская версия греческого оригинала ingenui гермес меркурий лира жезл глашатая керикей керикейон кадуцей