Гермес
Мрамор. Римская версия II в. греческого оригинала V в. до н. э.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 5

Гермес.

Мрамор. Римская версия II в. греческого оригинала V в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 5.

Описание:
Подоб­ный ста­туе Герак­ла спо­кой­ный ритм встре­ча­ет­ся на трех фигу­рах, близ­ко свя­зан­ных со сти­лем Миро­на, хотя и невоз­мож­но решить вопрос, вос­хо­дят ли они к ори­ги­на­лам само­го масте­ра. Из них ста­туя Гер­ме­са в Вати­кане (рис. 14) сох­ра­ни­лась с голо­вой, чрез­вы­чай­но близ­кой к голо­ве Дис­ко­бо­ла. Над­пись Ingenui на под­став­ке ука­зы­ва­ет, по-види­мо­му, имя копи­и­ста. К сожа­ле­нию, без­образ­ный пень, слу­жа­щий под­по­рой, иска­жа­ет очер­та­ния ста­туи; на брон­зо­вом ори­ги­на­ле такой под­по­ры не было. На этой ста­туе повто­ря­ет­ся мотив Герак­ла в обрат­ном смыс­ле, но с чрез­вы­чай­но харак­тер­ны­ми видо­из­ме­не­ни­я­ми. Оди­на­ко­во, как тяжесть тела поко­ит­ся пре­иму­ще­ст­вен­но на одной ноге, дру­гая отстав­ле­на в сто­ро­ну, голо­ва повер­ну­та в сто­ро­ну пра­вой ноги; пра­вая рука, как на Герак­ле левая, была согну­та в лок­те, левая с [с.29] жез­лом гла­ша­тая опу­ще­на вниз, как рука с пали­цей на Герак­ле. Но при нали­чии этих весь­ма сход­ных черт общий тон фигу­ры иной: левая нога немно­го боль­ше отведе­на в сто­ро­ну от пра­вой, а ступ­ня не поко­ит­ся груз­но на зем­ле, при­ни­мая в верх­ней сво­ей части дви­же­ние в сто­ро­ну пра­вой ноги. Бла­го­да­ря это­му левая нога полу­ча­ет харак­тер несрав­нен­но более лег­ко­го само­сто­я­тель­но­го дви­же­ния. Далее, хотя голо­ва име­ет тот же пово­рот, что и голо­ва Герак­ла, но она не так силь­но опу­ще­на и соот­вет­ст­вен­но с этим наклон туло­ви­ща менее зна­чи­те­лен. Если, таким обра­зом, на Герак­ле мас­сы спло­че­ны по линии цен­тра тяже­сти, они на ста­туе Гер­ме­са полу­чи­ли боль­ше сво­бод­но­го дви­же­ния. Сооб­раз­но с этим дви­же­ние левой руки не сведе­но на нет вер­ти­ка­лью, как на Герак­ле, а раз­ви­ва­ет­ся само­сто­я­тель­но.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 14.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca статуя статуи statua statuae гермес гермеса hermes мрамор версия греческого оригинала ingenui меркурий лира жезл глашатая керикей керикейон кадуцей