Гермес
Мрамор. Римская версия II в. греческого оригинала V в. до н. э.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 5
Гермес.
Мрамор. Римская версия II в. греческого оригинала V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 5.
Описание:
Подобный статуе Геракла спокойный ритм встречается на трех фигурах, близко связанных со стилем Мирона, хотя и невозможно решить вопрос, восходят ли они к оригиналам самого мастера. Из них статуя Гермеса в Ватикане (рис. 14) сохранилась с головой, чрезвычайно близкой к голове Дискобола. Надпись Ingenui на подставке указывает, по-видимому, имя копииста. К сожалению, безобразный пень, служащий подпорой, искажает очертания статуи; на бронзовом оригинале такой подпоры не было. На этой статуе повторяется мотив Геракла в обратном смысле, но с чрезвычайно характерными видоизменениями. Одинаково, как тяжесть тела покоится преимущественно на одной ноге, другая отставлена в сторону, голова повернута в сторону правой ноги; правая рука, как на Геракле левая, была согнута в локте, левая с [с.29] жезлом глашатая опущена вниз, как рука с палицей на Геракле. Но при наличии этих весьма сходных черт общий тон фигуры иной: левая нога немного больше отведена в сторону от правой, а ступня не покоится грузно на земле, принимая в верхней своей части движение в сторону правой ноги. Благодаря этому левая нога получает характер несравненно более легкого самостоятельного движения. Далее, хотя голова имеет тот же поворот, что и голова Геракла, но она не так сильно опущена и соответственно с этим наклон туловища менее значителен. Если, таким образом, на Геракле массы сплочены по линии центра тяжести, они на статуе Гермеса получили больше свободного движения. Сообразно с этим движение левой руки не сведено на нет вертикалью, как на Геракле, а развивается самостоятельно.
Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 14.