Голова атлетаМрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Голова Дискобола дает нам возможность приписать Мирону великолепный портрет бородатого атлета в Эрмитаже, который позволяет нам судить, насколько такой канонический тип, как голова Дискобола, оказался видоизменимым и применимым к портрету (рис. 17). Эрмитажная голова, безусловно, портрет, но не портрет в современном смысле слова. Индивидуальность изображенного лица ясно выражена в широких скулах, в выдающемся подбородке, в общих линиях бороды и рта; но художник не передавал частностей; он отказывался от столь характерных складок и морщин, от всяких изменений поверхности кожи, характеризующих живого человека. Таким образом, портретная, безусловно, голова все-таки переходит в область идеального, изображение индивидуального лица превращается в создание типа. Для контура головы в профиль сохранены канонические формы Дискобола линия в линию; они выдержаны и для верхней части лица; но под глазами начинается расширение: скулы больше выступают, к ним примыкают широкие челюсти, которым борода придает еще больше массы; формы грозят расплыться. Но тут художник проводит резкие прямые от висков к усам, как верхнее ограничение бороды, параллельно к контурам челюстей и, включая таким образом образовавшуюся массу в узкую полосу, проводит ее к подбородку, где резко проведенный пробор обозначает линию средней вертикали лица. При этом короткие завитки плотно прилегают к челюстям, не давая массам возможности выливаться наружу. Усы, густыми массами проведенные в стороны, при слиянии с массой бороды обрываются, и движение их заканчивается в несколько мелких [с.31] завитков. Таким образом, художник связал в строгую систему расходившиеся массы и создал сплоченные формы, соответствующие характеру всей головы.
Эрмитажный портрет принадлежал к статуе, передававшей очень оживленное движение. Судя по мышцам затылка, голова имела сильный поворот в сторону левого плеча и была слегка наклонена. Формы раздавленных ушей свидетельствуют о том, что статуя изображала кулачного бойца. Можно было бы представить себе фигуру в сильном движении, направленном влево от зрителя; выходя из-под удара противника, боец протянул вперед левую руку и приготовился нанести удар правой рукой. Но, к сожалению, точных данных для реконструкции фигуры в нашем распоряжении нет.