Голова атлета
Мрамор.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Голова атлета.

Мрамор.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Голо­ва Дис­ко­бо­ла дает нам воз­мож­ность при­пи­сать Миро­ну вели­ко­леп­ный порт­рет боро­да­то­го атле­та в Эрми­та­же, кото­рый поз­во­ля­ет нам судить, насколь­ко такой кано­ни­че­ский тип, как голо­ва Дис­ко­бо­ла, ока­зал­ся видо­из­ме­ни­мым и при­ме­ни­мым к порт­ре­ту (рис. 17). Эрми­таж­ная голо­ва, без­услов­но, порт­рет, но не порт­рет в совре­мен­ном смыс­ле сло­ва. Инди­виду­аль­ность изо­бра­жен­но­го лица ясно выра­же­на в широ­ких ску­лах, в выдаю­щем­ся под­бо­род­ке, в общих лини­ях боро­ды и рта; но худож­ник не пере­да­вал част­но­стей; он отка­зы­вал­ся от столь харак­тер­ных скла­док и мор­щин, от вся­ких изме­не­ний поверх­но­сти кожи, харак­те­ри­зу­ю­щих живо­го чело­ве­ка. Таким обра­зом, порт­рет­ная, без­услов­но, голо­ва все-таки пере­хо­дит в область иде­аль­но­го, изо­бра­же­ние инди­виду­аль­но­го лица пре­вра­ща­ет­ся в созда­ние типа. Для кон­ту­ра голо­вы в про­филь сох­ра­не­ны кано­ни­че­ские фор­мы Дис­ко­бо­ла линия в линию; они выдер­жа­ны и для верх­ней части лица; но под гла­за­ми начи­на­ет­ся рас­ши­ре­ние: ску­лы боль­ше высту­па­ют, к ним при­мы­ка­ют широ­кие челю­сти, кото­рым боро­да при­да­ет еще боль­ше мас­сы; фор­мы гро­зят рас­плыть­ся. Но тут худож­ник про­во­дит рез­кие пря­мые от вис­ков к усам, как верх­нее огра­ни­че­ние боро­ды, парал­лель­но к кон­ту­рам челю­стей и, вклю­чая таким обра­зом обра­зо­вав­шу­ю­ся мас­су в узкую поло­су, про­во­дит ее к под­бо­род­ку, где рез­ко про­веден­ный про­бор обо­зна­ча­ет линию сред­ней вер­ти­ка­ли лица. При этом корот­кие завит­ки плот­но при­ле­га­ют к челю­стям, не давая мас­сам воз­мож­но­сти выли­вать­ся нару­жу. Усы, густы­ми мас­са­ми про­веден­ные в сто­ро­ны, при сли­я­нии с мас­сой боро­ды обры­ва­ют­ся, и дви­же­ние их закан­чи­ва­ет­ся в несколь­ко мел­ких [с.31] завит­ков. Таким обра­зом, худож­ник свя­зал в стро­гую систе­му рас­хо­див­ши­е­ся мас­сы и создал спло­чен­ные фор­мы, соот­вет­ст­ву­ю­щие харак­те­ру всей голо­вы.

Эрми­таж­ный порт­рет при­над­ле­жал к ста­туе, пере­да­вав­шей очень ожив­лен­ное дви­же­ние. Судя по мыш­цам затыл­ка, голо­ва име­ла силь­ный пово­рот в сто­ро­ну лево­го пле­ча и была слег­ка нак­ло­не­на. Фор­мы раздав­лен­ных ушей свиде­тель­ст­ву­ют о том, что ста­туя изо­бра­жа­ла кулач­но­го бой­ца. Мож­но было бы пред­ста­вить себе фигу­ру в силь­ном дви­же­нии, направ­лен­ном вле­во от зри­те­ля; выхо­дя из-под уда­ра про­тив­ни­ка, боец протя­нул впе­ред левую руку и при­гото­вил­ся нане­сти удар пра­вой рукой. Но, к сожа­ле­нию, точ­ных дан­ных для рекон­струк­ции фигу­ры в нашем рас­по­ря­же­нии нет.


Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 17.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия голова мрамор мужской портрет атлета атлет кулачный боец борода бородатый мужчина скульптор мирон