Гоплитодром
Бронза. Тюбинген, Музей Тюбингенского университета.

Гоплитодром.

Бронза.

Тюбинген, Музей Тюбингенского университета.

Описание:
В собра­нии Тюбин­ген­ско­го уни­вер­си­те­та сох­ра­ни­лась брон­зо­вая ста­ту­эт­ка, вос­хо­дя­щая, по-види­мо­му, к выдаю­ще­му­ся ори­ги­на­лу (рис. 21). Она нахо­дит­ся еще под непо­сред­ст­вен­ным вли­я­ни­ем арха­и­ки. Голо­ва име­ет еще услов­ную улыб­ку, харак­тер­ную для преды­ду­щей эпо­хи, услов­на так­же трак­тов­ка боро­ды и волос. Но тело этой фигур­ки обна­ру­жи­ва­ет пол­ный раз­рыв с тра­ди­ци­я­ми и откры­ва­ет новые гори­зон­ты. Изо­бра­жен атлет перед бегом со шле­мом на голо­ве и со щитом в левой руке (осо­бый род состя­за­ния: гоп­ли­то­дро­мия). Атлет ждет сиг­на­ла, ноги сжа­ты­ми паль­ца­ми упи­ра­ют­ся в зем­лю, туло­ви­ще нак­ло­не­но впе­ред, пра­вая рука вытя­ну­та, он при­дер­жи­ва­ет дыха­ние. Это — момент выс­ше­го напря­же­ния сил, момент, в кото­рый чело­ве­че­ская фигу­ра как бы коче­не­ет, при­чем, одна­ко, силы дви­же­ния в скры­том виде накоп­ле­ны до край­но­сти. Фигу­ра, так ска­зать, в выс­шей сте­пе­ни заря­же­на энер­ги­ей. Этот момент пере­дан худож­ни­ком не толь­ко в физи­че­ском виде тела, в напря­жен­но­сти всех его частей до паль­цев ног; он выра­жен и в лини­ях. Левая нога выстав­ле­на впе­ред, но ей отве­ча­ет по сво­е­му дви­же­нию выдви­ну­тое впе­ред пра­вое пле­чо. Этот пово­рот пра­во­го пле­ча наме­ка­ет уже на сле­дую­щее мгно­ве­ние, когда скры­тая энер­гия выльет­ся всей силой в сво­бод­ное дви­же­ние впе­ред. Ибо, делая шаг впе­ред, мы сна­ча­ла дви­га­ем однов­ре­мен­но ногу и пле­чо, потом сле­ду­ет пово­рот дру­го­го пле­ча, и после это­го пере­ме­ще­ния направ­ле­ния в верх­ней части тела про­ис­хо­дит сле­дую­щий шаг дру­гой ногой. Поста­вив фигу­ру в опи­сан­ную «хиа­сти­че­скую» позу, при кото­рой дви­же­ние пра­во­го бед­ра соот­вет­ст­ву­ет дви­же­нию лево­го пле­ча и нао­бо­рот, худож­ник ука­зал на то дви­же­ние, кото­рое сей­час после­ду­ет после изо­бра­жен­но­го момен­та устой­чи­во­сти. Ста­ту­эт­ка в Тюбин­гене в смыс­ле момен­таль­но­сти дви­же­ния явля­ет­ся пря­мым пред­ше­ст­вен­ни­ком Дис­ко­бо­ла, ибо на ней изо­бра­же­но лишь нача­ло дви­же­ния, а в Дис­ко­бо­ле уже пере­ход­ный момент от одно­го дви­же­ния к дру­го­му. Она пред­ше­ст­ву­ет Дис­ко­бо­лу и по схе­ме ее рас­по­ло­же­ния. Фигу­ра зак­лю­че­на меж­ду дву­мя плос­ко­стя­ми, при­чем зад­ний фон обра­зу­ет пра­вый бок и пра­вая рука, пере­д­ний план левый бок и щит. Меж­ду эти­ми [с.37] плос­ко­стя­ми рас­по­ло­же­на в ракур­се грудь, вни­зу же высту­паю­щая одна перед дру­гой нога дает пред­став­ле­ние о рас­сто­я­нии меж­ду пла­на­ми. На Дис­ко­бо­ле наблюда­ет­ся такое же рас­по­ло­же­ние плос­ко­стей и такие же свя­зу­ю­щие линии меж­ду ними. Сле­ду­ет, одна­ко, обра­тить вни­ма­ние на то, что Тюбин­ген­ская брон­за зна­чи­тель­но древ­нее Дис­ко­бо­ла.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 21.
Из Brunn. Denkm. griech.-röm. Sculpt.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
Ключевые слова: бронза статуэтка Гоплитодром шлем дромос бег бегун атлет гоплитодромия