Происхождение:
Поступление: до 1859 г.
Приобретена у автора в 1798 г.
Описание:
Группа упоминается впервые среди скульптуры, приобретенной в Италии для строящегося Михайловского замка, и привезенной в Петербург в июне 1798 г. Как и парная композиция «
Амур и Психея», она была оценена в 10
000 рублей и предназначалась для «гобленской Галереи» в Михайловском замке (РГАДА, фонд 1239, опись 3, часть 109, дело 53246, л. 247). Отсюда следует заключить, что скорее всего группа была создана в 1797—
1798 гг. В 1801 г. А. фон Коцебу упоминает рассматриваемую группу как стоящую рядом с парной в Галерее Лаокоона (другое название — Галерея гобеленов) в Михайловском замке. Немецкий писатель считал ее копией Пачетти с оригинала Кановы. Эти же сведения повторяет Х. фон Реймерс.
В 1803 г. «Диана и Эндимион», как и вся скульптура из Михайловского замка была перевезена в Таврический дворец, использовавшийся как хранилище для коллекций царской семьи (РГИА, фонд 470, опись 2 (133/567), дело 7, л. 5 Н 19, л. 66 N 92). Судя по всему, около 1850 г. группа «Диана и Эндимион» была установлена в вестибюле Зимнего дворца.
Н. Врангель ошибочно обозначил сюжет группы как «Диана и Актеон» и эти сведения повторяет Ж. Юбер. Редчайшее оригинальное произведение Паоло Трискорни дает возможность судить о нем как об очень тонком мастере классицизирующего направления.
Литература:
A. von Kozebue. Das merkwürdigste Jahr meines Lebens. Bd. 2. Berlin, 1801, s. 201; H. von Reimers, St. Petersburg am Ende seines ersten Jahrhunderts. Bd. 2. St. Petersburg und Penig, 1805, s. 111; Н.Н Врангель. История скульптуры. История русского искусства. Т. В. М., б.г., с. 282; G. Hubert. La sculpture dans l’Italie napoléonienne. Paris, 1964, p. 370; S. Androsov. Da Pietro I a Paolo I. Mecenati russi e scultori italiani nel XVIII secolo. In: Canova all’ Ermitage. Le sculture del museo di San Pietroburgo. Venezia, 1991, p. 36; Ю. М. Пирютко. Братья Трискорни. В книге: Невский архив. историко-краеведческий сборник, 1993, с. 162.
Источники:
(сс) 2005 г. Фото:
С. И. Сосновский (
CC BY-SA 4.0).
© 1996 г. Текст: I Marmi degli Zar. Gli scultori carraresi all’Ermitage e a Petergof. Edizioni CHARTA, Milano. P. 221.