Диана и Эндимион
Паоло Андреа Трискорни (1757—1833).
Мрамор.
Высота 140, длина 151.
Подпись справа на подставке: P. TRISCORNI
Инв. № Н.ск. 776.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Диана и Эндимион.

Паоло Андреа Трискорни (1757—1833).
Мрамор.
Высота 140, длина 151.
Подпись справа на подставке: P. TRISCORNI
Инв. № Н.ск. 776.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: до 1859 г.
При­об­ре­те­на у авто­ра в 1798 г.

Описание:
Груп­па упо­ми­на­ет­ся впер­вые сре­ди скульп­ту­ры, при­об­ре­тен­ной в Ита­лии для стро­я­ще­го­ся Михай­лов­ско­го зам­ка, и при­ве­зен­ной в Петер­бург в июне 1798 г. Как и пар­ная ком­по­зи­ция «Амур и Пси­хея», она была оце­не­на в 10000 руб­лей и пред­на­зна­ча­лась для «гоб­лен­ской Гале­реи» в Михай­лов­ском зам­ке (РГАДА, фонд 1239, опись 3, часть 109, дело 53246, л. 247). Отсюда сле­ду­ет зак­лю­чить, что ско­рее все­го груп­па была созда­на в 1797—1798 гг. В 1801 г. А. фон Коце­бу упо­ми­на­ет рас­смат­ри­вае­мую груп­пу как сто­я­щую рядом с пар­ной в Гале­рее Лао­ко­о­на (дру­гое наз­ва­ние — Гале­рея гобе­ле­нов) в Михай­лов­ском зам­ке. Немец­кий писа­тель счи­тал ее копи­ей Пачет­ти с ори­ги­на­ла Кано­вы. Эти же сведе­ния повто­ря­ет Х. фон Рей­мерс.

В 1803 г. «Диа­на и Энди­ми­он», как и вся скульп­ту­ра из Михай­лов­ско­го зам­ка была пере­ве­зе­на в Таври­че­ский дво­рец, исполь­зо­вав­ший­ся как хра­ни­ли­ще для кол­лек­ций цар­ской семьи (РГИА, фонд 470, опись 2 (133/567), дело 7, л. 5 Н 19, л. 66 N 92). Судя по все­му, око­ло 1850 г. груп­па «Диа­на и Энди­ми­он» была уста­нов­ле­на в вести­бю­ле Зим­не­го двор­ца.

Н. Вран­гель оши­боч­но обо­зна­чил сюжет груп­пы как «Диа­на и Акте­он» и эти сведе­ния повто­ря­ет Ж. Юбер. Ред­чай­шее ори­ги­наль­ное про­из­веде­ние Пао­ло Три­скор­ни дает воз­мож­ность судить о нем как об очень тон­ком масте­ре клас­си­ци­зи­ру­ю­ще­го направ­ле­ния.


Литература:
A. von Kozebue. Das merkwürdigste Jahr meines Lebens. Bd. 2. Berlin, 1801, s. 201; H. von Reimers, St. Petersburg am Ende seines ersten Jahrhunderts. Bd. 2. St. Petersburg und Penig, 1805, s. 111; Н.Н Вран­гель. Исто­рия скульп­ту­ры. Исто­рия рус­ско­го искус­ства. Т. В. М., б.г., с. 282; G. Hubert. La sculpture dans l’Italie napoléonienne. Paris, 1964, p. 370; S. Androsov. Da Pietro I a Paolo I. Mecenati russi e scultori italiani nel XVIII secolo. In: Canova all’ Ermitage. Le sculture del museo di San Pietroburgo. Venezia, 1991, p. 36; Ю. М. Пирют­ко. Бра­тья Три­скор­ни. В кни­ге: Нев­ский архив. исто­ри­ко-кра­е­вед­че­ский сбор­ник, 1993, с. 162.

Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1996 г. Текст: I Marmi degli Zar. Gli scultori carraresi all’Ermitage e a Petergof. Edizioni CHARTA, Milano. P. 221.
Ключевые слова: современная скульптура sculptura мрамор группа статуя диана и эндимион паоло андреа трискорни подпись p triscorni собака стрелы колчан инв № н ск 776