Афродита из Мирина
Глина. После 150 года до н. э.
Высота 37,6 см.
Берлин, Государственные музеи.

Афродита из Мирина.

Глина. После 150 года до н. э.
Высота 37,6 см.

Берлин, Государственные музеи.

Описание:
Инте­рес к тана­гр­ским ста­ту­эт­кам с их осо­бой кра­сотой и неж­ной пла­сти­кой спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию в элли­ни­сти­че­ский пери­од в Малой Азии зна­ме­ни­тых скульп­тур­ных и гон­чар­ных мастер­ских, сре­ди кото­рых веду­щую роль в раз­ви­тии это­го сти­ля, начи­ная со II века до н. э., игра­ла мастер­ская в Мирине. По всей веро­ят­но­сти, из этой мастер­ской про­ис­хо­дит и пол­ная гра­ции изящ­ная ста­ту­эт­ка Афро­ди­ты.
Фигур­ка боги­ни дана в слож­ном пово­ро­те, но дви­же­ние ее столь гар­мо­нич­но и урав­но­ве­шен­но, что кажет­ся, буд­то она парит, тан­цуя в возду­хе. Тон­кий плащ в мел­ких склад­ках плот­но охва­ты­ва­ет тело, спус­ка­ет­ся с плеч, обна­жая грудь. Пра­вой рукой боги­ня дер­жит лег­кую ткань пла­ща. Голо­ва увен­ча­на диа­де­мой, брас­лет охва­ты­ва­ет левую руку выше лок­тя. Левая нога слег­ка при­под­ня­та, веро­ят­но, она опи­ра­лась на под­став­ку, ныне утра­чен­ную. Пово­ра­чи­вая голо­ву в пра­вую сто­ро­ну, боги­ня про­тя­ги­ва­ет руки в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии, ско­рее все­го к како­му-то пред­ме­ту. Сход­ство с подоб­ным же моти­вом в боль­шой мра­мор­ной ста­туе Афро­ди­ты Милос­ской совер­шен­но оче­вид­но. Вме­сте с тем здесь пре­вос­ход­но исполь­зо­ва­ны воз­мож­но­сти мел­кой пла­сти­ки. Для того чтобы пере­дать ее вра­щаю­щу­ю­ся гиб­кую фигур­ку, ста­ту­эт­ку фор­мо­ва­ли в несколь­ких разъ­ем­ных мат­ри­цах. На поверх­но­сти ста­ту­эт­ки хоро­шо сох­ра­ни­лись следы белой загрун­тов­ки, пок­ры­тые затем розо­вой крас­кой. Эта крас­ка долж­на была скрыть соеди­ни­тель­ные швы. Нату­раль­ный цвет обо­жжен­ной гли­ны в соче­та­нии с лег­кой неж­но-розо­вой окрас­кой при­да­ет телу боги­ни золо­ти­стый тон. Склад­ки одеж­ды созда­ют необы­чай­но слож­ный узор, нис­па­дая живой подвиж­ной мас­сой и под­чер­ки­вая вин­то­об­раз­ный пово­рот фигу­ры. В тер­ра­ко­то­вых ста­ту­эт­ках нашли свое про­дол­же­ние тра­ди­ции клас­си­че­ской поры и однов­ре­мен­но та эмо­цио­наль­ная яркость обра­зов, кото­рая харак­тер­на для более позд­не­го вре­ме­ни.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 72.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: глина терракота танагрская статуэтка Афродита из Мирина Танагра Мирин диадема