Афродита из Мирина.

Глина. После 150 года до н. э.
Высота 37,6 см.

Берлин, Государственные музеи.

Описание:
Инте­рес к тана­гр­ским ста­ту­эт­кам с их осо­бой кра­сотой и неж­ной пла­сти­кой спо­соб­ст­во­вал воз­ник­но­ве­нию в элли­ни­сти­че­ский пери­од в Малой Азии зна­ме­ни­тых скульп­тур­ных и гон­чар­ных мастер­ских, сре­ди кото­рых веду­щую роль в раз­ви­тии это­го сти­ля, начи­ная со II века до н. э., игра­ла мастер­ская в Мирине. По всей веро­ят­но­сти, из этой мастер­ской про­ис­хо­дит и пол­ная гра­ции изящ­ная ста­ту­эт­ка Афро­ди­ты.
Фигур­ка боги­ни дана в слож­ном пово­ро­те, но дви­же­ние ее столь гар­мо­нич­но и урав­но­ве­шен­но, что кажет­ся, буд­то она парит, тан­цуя в возду­хе. Тон­кий плащ в мел­ких склад­ках плот­но охва­ты­ва­ет тело, спус­ка­ет­ся с плеч, обна­жая грудь. Пра­вой рукой боги­ня дер­жит лег­кую ткань пла­ща. Голо­ва увен­ча­на диа­де­мой, брас­лет охва­ты­ва­ет левую руку выше лок­тя. Левая нога слег­ка при­под­ня­та, веро­ят­но, она опи­ра­лась на под­став­ку, ныне утра­чен­ную. Пово­ра­чи­вая голо­ву в пра­вую сто­ро­ну, боги­ня про­тя­ги­ва­ет руки в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии, ско­рее все­го к како­му-то пред­ме­ту. Сход­ство с подоб­ным же моти­вом в боль­шой мра­мор­ной ста­туе Афро­ди­ты Милос­ской совер­шен­но оче­вид­но. Вме­сте с тем здесь пре­вос­ход­но исполь­зо­ва­ны воз­мож­но­сти мел­кой пла­сти­ки. Для того чтобы передать ее вра­щаю­щу­ю­ся гиб­кую фигур­ку, ста­ту­эт­ку фор­мо­ва­ли в несколь­ких разъ­ем­ных мат­ри­цах. На поверх­но­сти ста­ту­эт­ки хоро­шо сох­ра­ни­лись следы белой загрун­тов­ки, пок­ры­тые затем розо­вой крас­кой. Эта крас­ка долж­на была скрыть соеди­ни­тель­ные швы. Нату­раль­ный цвет обо­жжен­ной гли­ны в соче­та­нии с лег­кой неж­но-розо­вой окрас­кой при­да­ет телу боги­ни золо­ти­стый тон. Склад­ки одеж­ды созда­ют необы­чай­но слож­ный узор, нис­па­дая живой подвиж­ной мас­сой и под­чер­ки­вая вин­то­об­раз­ный пово­рот фигу­ры. В тер­ра­ко­то­вых ста­ту­эт­ках нашли свое про­дол­же­ние тра­ди­ции клас­си­че­ской поры и однов­ре­мен­но та эмо­цио­наль­ная яркость обра­зов, кото­рая харак­тер­на для более позд­не­го вре­ме­ни.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ БЕРЛИНА. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 72.
Фотограф Г. Мурза.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: глина терракота танагрская статуэтка Афродита из Мирина Танагра Мирин диадема
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА