Статуя, т. н. «Молящийся мальчик»
Бронза. Ок. 300 г. до н. э.
Высота 128 см.
Берлин, Государственные музеи.

Статуя, т. н. «Молящийся мальчик».

Бронза. Ок. 300 г. до н. э.
Высота 128 см.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Най­де­на в нач. XVI в. в Гре­ции.

Описание:
Сто­я­щая фигу­ра обна­жен­но­го маль­чи­ка с возде­ты­ми к небу рука­ми, извест­ная под наз­ва­ни­ем «Моля­щий­ся маль­чик», при­над­ле­жит к чис­лу самых популяр­ных про­из­веде­ний бер­лин­ско­го собра­ния. Ее исто­рию мож­но про­следить, начи­ная с эпо­хи Воз­рож­де­ния. Най­ден­ная в нача­ле XVI века в Гре­ции, ста­туя была выве­зе­на в Ита­лию, и в 1586 году в соста­ве кол­лек­ции пат­ри­ар­ха Акви­лия Джо­ван­ни Гри­ма­ни была пода­ре­на горо­ду Вене­ции. Оттуда она попа­ла во вла­де­ние мини­ст­ра финан­сов Фран­ции — Нико­ла Фуке. В 1717 году ее про­да­ли прин­цу Евге­нию Савой­ско­му за 18 тысяч фран­ков, после его смер­ти ста­туя доста­лась прин­цу Вен­це­лю Лих­тен­штей­ну, кото­рый про­дал ее за пять тысяч тале­ров прус­ско­му импе­ра­то­ру Фри­дри­ху II. В XVI веке у ста­туи, кото­рую тогда назы­ва­ли Гани­медом, или Мер­ку­ри­ем, руки еще не были рекон­стру­и­ро­ва­ны, веро­ят­но, рестав­ра­ци­он­ную работу нуж­но отне­сти ко вре­ме­ни ее нахож­де­ния у Фуке. Мож­но пред­по­ла­гать, что тогда же была очи­ще­на поверх­ность ста­туи. В насто­я­щее вре­мя у ста­туи вос­ста­нов­ле­ны не толь­ко руки, но и плинт. Маль­чик сто­ит, отста­вив назад пра­вую ногу, слег­ка отки­нув голо­ву; взгляд его пустых, утра­тив­ших инк­ру­ста­цию глаз­ниц устрем­лен вверх. Воз­мож­но, что ста­туя явля­ет­ся жерт­вен­ным даром в знак победы на состя­за­нии по атле­ти­ке сре­ди маль­чи­ков. Стро­гая замкну­тая ком­по­зи­ция и раз­ви­тая пла­сти­ка свиде­тель­ст­ву­ют о при­над­леж­но­сти про­из­веде­ния к послед­не­му пери­о­ду клас­си­че­ско­го искус­ства, а мяг­кие округ­лые фор­мы тела напо­ми­на­ют при­е­мы Пра­к­си­те­ля. Так же, как ста­туи Пра­к­си­те­ля, «Моля­щий­ся маль­чик» рас­счи­тан на рас­смот­ре­ние спе­ре­ди. Скуль­п­тор сле­ду­ет мето­ду Пра­к­си­те­ля и в живо­пис­ной обра­бот­ке фор­мы, и в пере­да­че опре­де­лен­но­го интим­но­го наст­ро­е­ния. Зри­те­ля поко­ря­ет уди­ви­тель­ное богат­ство оттен­ков душев­ной жиз­ни героя: осо­бая оду­хотво­рен­ность, почти экс­та­ти­че­ское состо­я­ние это­го юно­го суще­ства пере­да­ет­ся певу­че­стью линий, напря­жен­ной устрем­лен­но­стью ввысь.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 65.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческая греческие бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые бронза статуя т н молящийся мальчик юноша молящегося мальчика